Методист ДОУ №20/2017
![]() |
Редакционный совет
Индекс
Учреждения:
- Детский сад № 25 «Сувенир», г. Павлово Нижегородской обл.
- Детский сад № 106, г. Сыктывкар
- Детский сад — Центр развития ребенка № 57, г. Белгород
- Кафедра дошкольной дефектологии Института детства, Московский педагогический государственный университет, Москва
Авторы:
- Гойман Наталья Ефимовна
- Люкина Наталья Николаевна
- Микляева Наталья Викторовна
- Панова Татьяна Викторовна
- Провст Наталья Леонидовна
- Черникова Любовь Анатольевна
Колонка редактора
- Боякова Е.В. Порядок в голове — порядок в жизни
Актуальная тема: Режим дня в детском саду
Составление сетки (устаревший термин) или расписания (современный термин) непрерывной образовательной деятельности для детского сада — один из самых сложных и трудоемких процессов для старших воспитателей и методистов ДОО [7]. С одной стороны, при его планировании отталкиваются от годового учебного плана и плана непрерывной образовательной деятельности, графиков данной деятельности в разных возрастных группах, а с другой — постоянно противоречат им, так как расписание непрерывной образовательной деятельности зависит еще и от графиков работы залов (музыкального, физкультурного и др.) и бассейнов, а также от циклограмм работы специалистов, которые приходят в группу или забирают детей к себе в специализированные помещения или на улицу.
Поэтому действия старшего воспитателя детского сада или методиста образовательного комплекса по составлению такого расписания должны учитывать оба аспекта и своевременно корректировать их по форме или содержанию. Приведем пример (разработан на базе экспериментальных площадок под руководством главного специалиста муниципального образования г. Армавира Г.В. Егоровой).
Правовой справочник
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 13.07.2017 № 656 «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления»
- Приказ Минобрнауки России от 19.06.2017 № 567 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 1223 “О ведомственных наградах министерства образования и науки российской федерации”»
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Из опыта работы
Этнос — исторически возникший вид устойчивой социальной межпоколенной общности людей, объединенных одной духовной и культурной традицией. Такая общность может быть представлена племенем, народностью, нацией [5].
Представления о собственной этнической принадлежности складываются у ребенка в течение 3—5 лет после рождения, что отражается в его отношении к миру, конкретной языковой и социокультурной действительности.
Так, в исследованиях Ж. Таже, Э.К. Сусловой, О.Н. Юденко и других ученых было доказано, что дети 5 лет имеют представления о себе и других этнических группах, но такой компонент сознания, как дифференцированное отношение к себе и другим этническим группам, еще отсутствует. Развитие основных содержательных компонентов национального самосознания ребенка выражается в обогащении представлений о своем этносе, формировании соответствующих культурно-ценностных ориентаций и построении на этой основе личностно-позитивных отношений с представителями своего и других этносов.
Этноподход в современном понимании — это психолого-педагогические условия, которые позволяют ребенку осознать и обрести свое место среди людей, в природном и социокультурном пространстве, с помощью овладения культурными способами познания, переживания и преобразования себя и мира, характерными для его этноса.
Республика Коми — исторически многонациональный и многоконфессиональный регион. В этих условиях важно создание гибкой, многоуровневой системы этнокультурного образования, способствующей как сохранению и развитию коми языка и культуры, так и консолидации народов республики на основе диалога культур [3]. Существующая практика показывает, что каждая образовательная организация в деятельности этого направления идет своим путем, путем проб и ошибок, ориентируясь больше на интуицию, чем на какие-либо существующие нормы [1]. Несмотря на довольно подробное описание в различной методической литературе, Интернет-источниках аспектов инновационной деятельности, практически не встречается технологического описания тех или иных этапов инновационного процесса по модернизации и реализации модели этнокультурного образования в дошкольной образовательной организации.
В предлагаемом инновационном проекте с опорой на собственный опыт обозначена система конкретных управленческих действий, обеспечивающих эффективное включение педагогического коллектива в инновационный процесс по модернизации и реализации модели этнокультурного образования.
Планирование
Структура годового плана работы ДОО в настоящее время не регламентируется и может быть многовариантной. Работа над решением любой годовой задачи в ДОО, как правило, связана с информационно-методическим сопровождением деятельности педагогов, общими мероприятиями с детьми и родителями, управлением. Особенно важное значение имеет информационно-методическое сопровождение деятельности педагогов, учитывающее разный уровень их мастерства и индивидуальные профессиональные потребности. В ДОО практикуются открытые показы форм совместной образовательной деятельности с детьми в рамках годовой задачи, которые представляют опытные педагоги.
Творческие мастерские
Организация взаимодействия педагогов и родителей в работе по охране и укреплению физического и психического здоровья детей — одна из ключевых функций заведующего ДОО. Такое взаимодействие обеспечивает благоприятные условия для полноценного и своевременного роста и развития дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, сокращает заболеваемость, способствует развитию творческого потенциала детей как субъектов отношений со сверстниками и взрослыми. В нашем детском саду используются разные формы взаимодействия педагогов и родителей, но наиболее эффективными являются интерактивные.
Указатель статей журнала «Методист ДОУ» за 2017 г.
Колонка редактора
- Боякова Е.В. Дело учит, и мучит, и кормит № 19, с. 5
- Боякова Е.В. Порядок в голове — порядок в жизни № 20, с. 5
Актуальная тема
- Ковардакова М.А., Пострелова И.Е. Ознакомление детей с профессиями родителей как способ формирования позитивных установок к труду № 19, с. 6
- Микляева Н.В. Разработка режима дня и расписания непрерывной образовательной деятельности в ДОО № 20, с. 6
- Нестерова А.А., Крусанова Л.А., Шацкова Н.Н. Азбука профессий. Технологические карты формирования представлений дошкольников о труде № 19, с. 11
Педагогическая наука
- Баранникова Э.Э., Апполонова Н.И., Суханова С.Н. Приобщение детей к охране природы в совместной трудовой деятельности № 19, с. 19
Правовой справочник
- Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» № 19, с. 26
- Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской
- Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”» № 19, с. 36
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 августа 2016 года «О требованиях безопасности, предъявляемых к учебным изданиям, ученическим портфелям и ранцам для детей и подростков» № 19, с. 38
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября 2013 года № 822н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» № 19, с. 40
- Приказ Минобрнауки России от 19.06.2017 № 567 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 1223 “О ведомственных наградах министерства образования и науки российской федерации”» № 20, с. 59
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательнуюдеятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» № 20, с. 67
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 13.07.2017 № 656 «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления» № 20, с. 34
Из опыта работы ДОУ
- Гойман Н.Е., Черникова Л.А., Провст Н.Л. Педагогический проект «Маленький гражданин» № 20, с. 72
- Захарова Л.М., Мубаракшина И.Б. Воспитание интереса у дошкольников к труду железнодорожников № 19, с. 72
- Кузьмина С.Н., Прудникова С.Н., Филиппова Л.В. Социальное развитие дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых № 19, с. 76
- Коробова С.К., Попова О.В. Юный книгочей № 19, с. 80
- Яценко С.В. Ознакомление дошкольников с народной куклой № 19, с. 84
Планирование
- Люкина Н.Н. Проектирование образовательной деятельности в годовом плане ДОО № 20, с. 94
- Майданкина Н.Ю., Лазуткина Т.В. Планирование работы по формированию у дошкольников положительного отношения к труду взрослых в сельской ДОО № 19, с. 88
Творческие мастерские
- Майданкина Н.Ю., Шагарова Г.В. Использование проблемных ситуаций при ознакомлении с профессией лесника № 19, с. 95
- Панова Т.В. Квест в работе с родителями № 20, с. 110
- Романова О.В., Гришанова Н.Ю. Взаимодействие ДОО с социальными партнерами по приобщению детей к творческим профессиям № 19, с. 99
- Кузьменко И.А. Развиваем речь легко и весело № 19, с. 103
- Митина Е.В. Бинарное занятие «Русская народная сказка “Теремок”» № 19, с. 106
Календарь методиста
- Левина Е.А. Педсовет «По страницам Великой Победы» № 19, с. 111
Картотека игр и игрушек
- Обухова М.А. Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек № 19, с. 109
Это интересно
- Государственные награды России за труд № 19, с. 118
- Пословицы и поговорки о труде № 19, с. 120
Книжная полка
Вести из Сети
Как подписаться
Анонс