• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
ТОП советов от практикующего логопеда Ольги Азовой

Что делать родителям, если у ребенка есть проблемы с речью? Как помочь малышу заговорить? На эти вопросы отвечает Азова Ольга Ивановна – практикующий логопед, кандидат педагогических наук,  доцент кафедры логопедии Московского психолого-социального института, автор рабочих тетрадей «Чтение с увлечением», «Диагностика и коррекция устной и письменной речи у детей 5-10 лет» издательства «ТЦ Сфера», награждена орденом «За вклад в просвещение».

1. Если у ребенка имеются проблемы с речью, то не стоит заниматься ранним речевым развитием.

Ранняя стимуляция речи часто вызывает речевой негативизм, нежелание говорить, потому что ребенок умный и понимает, что у него не получится говорить, как у мамы и папы. И второе — мы можем спровоцировать заикание. При раннем развитии речи мышцы сдвигаются, и ребенок приобретает вторую проблему.

Нужно оставить на время речь и уделить внимание развитию фундаментальных функций.

2. Необходимо заниматься физическим развитием ребенка.

Хорошо развитые моторика и баланс — опора для развития и координации функций, которые формируют навыки устной и письменной речи.

Моторное развитие — это фундаментальная функция, которая формируется параллельно с речью. Дети должны много ползать разными способами (вперед-назад, по-пластунски), бегать, прыгать, ходить, залезать и спускаться по лестницам. Подойдут все тренажеры, спортивные принадлежности.

Беговел, а потом велосипед — это средство передвижения маленького ребенка. Велосипед не должен ехать на папе, на нем должен ехать ребенок. А значит, транспортное средство должно быть легкое, невысокое, чтобы на нем было удобно сидеть и у него просто крутились педали. Помните такие велосипеды — «ветерок», «зайчик»?  Все детское население страны на них ездило.

Развивайте баланс. Кроме велосипедно-самокатной «истории» добавьте фитбол, качели, батуты, ходьбу по бревну.

Придумывайте!

3. Качественно играть — это социальное развитие по возрасту.

Сразу скажу, что «развивашки» — это не совсем игра. У нормотипичных детей игра — это еще и познавательный процесс. Помню, у сына в год была машинка, которая начинала ехать при специальном нажатии. Но он об этом не знал. Случайно облокотился, и она поехала. Ребенок внимательно наблюдал за движением. Когда машинка остановилась, попытался сделать так, чтобы она снова поехала. Потом снова случайно облокотился и машинка вновь двинулась…

Родители очень часто не умеют и не любят играть с детьми. А играть необходимо много и качественно. Нужно находиться на уровне ребенка: сесть на ковер и — идти в игре за ним. Сначала это будут просто имитация и подражание взрослым, и только потом — сложные сюжетно-ролевые игры.

Одно из важных мест в такой игре — взаимодействие со взрослым. Не важно, чем вы занимались в конечном итоге: строили, складывали или рисовали. Вы должны проявить любовь и интерес к ребенку.

Именно с интересом к игре у родителей возникает серьезная трудность. Родитель — взрослый человек, поэтому не хочет играть, вернее для него это сложно. Если у нас в центре специалистам по игровым терапиям ставить занятия нелимитированно, одно за другим, они начнут выдыхаться.

Но родителям все-таки нужно пытаться загореться интересом ребенка, потому что такие совместные игры очень стимулируют речь. Родителям, как бы ни было трудно, нужно играть с детьми: придумывать сюжет, брать на себя роли, рассказывать, шутить, предлагать разные виды взаимодействия. В общем, играть так, чтобы было интересно и ребенку, и взрослому.

Не забывайте, что игра развивает и эмоции (игра по ролям с разными выражениями лица и с использованием голоса разных героев сказок). Можно предлагать ребенку «оценить» эмоцию человека на картинке или героя мультфильма (радостный, грустный, расстроенный и др.)

Экспериментируйте!

4. Развивайте сенсорику.

Для обоняния - это нюхать травы, специи и любые пахучие вещества, ароматные и неприятные (кофе, рыба и др.), определять на запах.

Для зрительного восприятия подойдут игры с фонариками и цветными стеклышками.

Для рук и тела - массажи стоп, рук, тела. Во время купания можно рисовать на теле пеной для бритья, заворачиваться в одеяла. Мять, жать, бить, раскатывать пластилин, тесто, гидрогели, ломать и крошить хрупкое, типа хлебцев,

Для баланса и пространственного ощущения используйте батуты, мячи, фитболы, качели, беговел, велосипед, качающиеся и вращающиеся платформы, гамак.

Для развития слуха нужно слушать хорошую музыку разных жанров, например, классическую (Моцарт, Шопен, Штраус), пробовать играть на разных инструментах, бить в колокольчики, барабаны, особенно этнические с вибрацией.

Для вкуса: пробовать разное на вкус, консистенцию и температуру, определять на вкус.

Фантазируйте!

5. Старайтесь упрощать слова.

Говорите четко, короткими словами: «ляля», «коты», «киса». Предлагайте ребенку короткую инструкцию из 1-3 слов («Дай мне руку», «Иди спать», «Садись», «Стой»). Слова упрощайте по структуре. Лучше, чтобы ребенок видел рот (артикуляцию) взрослого.

Если нужно привлечь взгляд ребенка, то можно негромко пищать игрушкой около своего лица (игрушку носить с собой в кармане).

Начните оформлять альбом для ребенка: вклейте фото ближайших родственников и простые слова, сделайте короткие подписи: «Мама Лена», «Папа Леша», «Брат Иля».

6. Обратитесь к специалисту!

Я этот совет даю последним, но вообще все предыдущие рекомендации выполняются параллельно, — ребенок-«молчун» должен находиться под наблюдением врача-невролога.

Рекомендуем подписаться на социальные сети автора, чтобы первыми получать важную информацию по развитию речи ребенка:

Телеграм: https://t.me/gS9nLQtXySU3YWY6

ВКонтакте: https://vk.com/azovaoi 

Яндекс-Дзен: https://zen.yandex.ru/id/5dd03330ee79f72ab47fc6d4

Одноклассники: https://ok.ru/profile/556785712896?utm_campaign=ios_share&utm_content=profile

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению