При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Иншакова М.В.,
психолог высшей категории, логопед первой категории, МАОУ СОШ № 218, г. Новосибирск
Основа грамотного письма и речи будущего первоклассника — умение правильно различать звуки речи (фонемы). Именно поэтому при поступлении в школу большое значение имеет сформированность фонетической стороны речи (звукопроизношения) и фонематического восприятия (звукоразличения).
Систему русского языка отличает то, что ряд фонем близки по звучанию или способу произношения, поэтому они зачастую смешиваются в речи. Например, это сонорные [р], [р’], [л], [л’], [j]. Если ребенку трудно различить на слух акустически близкие звуки, эти трудности он переносит на письменную речь, а фонетико-фонематические нарушения являются источником возникновения стойких затруднений в формировании навыка чтения и письма.
Если у ребенка нарушено звукопроизношение, все с нетерпением ждут, когда же он правильно произнесет звук. Но специалисты, работающие над коррекцией речи, знают, что эта работа только начинается. Даже если ребенок научился произносить звуки правильно, в самостоятельной речи он может заменять их на звуки, сходные по звучанию. Поэтому впереди закрепление, автоматизация, дифференциация звуков в словах, словосочетаниях, предложениях.
Научился малыш «рычать» или «шипеть» — здорово! Он даже может чисто произносить отдельные слова, повторять за взрослым словосочетания, но в спонтанной речи или при проговаривании малочастотных (редко употребляемых) слов (георгин, креветки, круассан) допускать ошибки. Часто «сбой» происходит, когда в одном слове встречаются два оппозиционных звука, например [л]-[р]: «крокодил», «пломбир» или «кларнет». Трудно детям справляться с трех- или четырехсложными словами, такими, как «аквалангист», «пудреница». Чтобы ребенок начал уверенно употреблять поставленные звуки в самостоятельной речи, нужна долгая кропотливая работа по автоматизации или закреплению.
Для дифференциации часто смешиваемых звуков в речи детей дошкольного возраста полезны различные задания*, в частности игры с разрезными картинками. Логопедические игры с картинками позволяют отработать несколько этапов дифференциации смешиваемых звуков (в словах, словосочетаниях, предложениях), автоматизировать употребление как одного, так и сразу двух смешиваемых звуков. Подбирая материал для занятий, важно ориентироваться на картинки с простыми, доступными для детей, сюжетами и названиями-словосочетаниями. Важны именно словосочетания и сюжеты, а не просто изображение и название-слово.
* Система заданий приведена на примере учебного издания «Различаю звуки, говорю правильно! Р-Л, Р-Р’, Л-Л’, Л’-Й» (Школа Натальи Теремковой): Учеб. пособие / Н.Э. Теремкова. М., 2022.
Во-первых, усложнение речевого материала дает хорошую тренировку для введения звука в спонтанную речь. При проговаривании отдельных слов ребенку легче контролировать процесс произношения, в словосочетаниях это сделать сложнее. Например, «фламинго» запомнить и сказать ребенку легче, чем «фламинго на картине».
Во-вторых, именно на основе этих картинок можно отрабатывать дифференциацию в словах, словосочетаниях, а затем в предложениях. На картинке изображен тигр, словосочетание — «ловкий тигр», а предложение, которое сможет составить ребенок, — «Ловкий тигр ловит бабочку» или «Тигр ловит бабочку».
Логопедические игры на дифференциацию звуков на уровне слова, словосочетания применяются, только когда ребенок отчетливо, изолированно и правильно произносит каждый из смешиваемых звуков, и звуки автоматизированы в звукосочетаниях. Важно, чтобы у логопеда была возможность выбора карточек без звуков, которые ребенок произносит дефектно. Например, ребенку необходимо закрепить дифференциацию [л]-[р], но у него нарушено произношение свистящих и шипящих. В этом случае дошкольнику будет полезна специальная подборка словосочетаний, например «умелый повар», «полная коробка», «ловит рыбу», «ел бутерброд» и др.
В игры по дифференциации звуков нужно включать приемы, позволяющие развивать высшие психические функции, такие как слуховое и зрительное восприятие, память, внимание. Например, ребенок должен запомнить и воспроизвести слова, а затем словосочетания. Начинать можно с двух-трех слов и доводить до четырех-пяти. Со словосочетаниями ребенку сложнее справляться. Обычно он запоминает и может воспроизвести не более двух. В этом случае ребенок вынужден контролировать не только процесс звукопроизношения, но и припоминать речевой материал. В дальнейшем этот навык пригодится для успешного письма под диктовку.
Этот же прием лежит в основе включения в игровые задания трех-, четырех-, пятисложных слов, малознакомых слов, при воспроизведении которых ошибок в спонтанной речи особенно много. Если автоматизацию и дифференциацию отрабатывать только на простых, общеупотребительных словах, то в спонтанной речи ребенку сложнее сохранить правильное произношение.
Игры с разрезными картинками проводятся с опорой на слуховое и зрительное восприятие в разных вариантах. Например, называется словосочетание и предъявляется картинка, ребенок повторяет словосочетание с опорой на картинку. Возможен вариант предъявления картинки без проговаривания, и ребенок называет ее самостоятельно. Важно подобрать материал, который позволит постепенно усложнять задания. Сначала отрабатываем дифференциацию на словосочетаниях из легких в произношении, двусложных, часто употребляемых слов. Затем постепенно вводить трех-, четырехсложные, редко употребляемые слова.
Детям нравится заниматься с интересно иллюстрированными картинками, образами, которые им понятны, вызывают живой эмоциональный отклик. Например, «отдыхали на юге», «ели малину», «ловкий тигр», «блины с подливой», «румяный колобок».
Детей всегда радует новизна используемого в играх речевого материала: «разбитая пиала», «фрикадельки с укропом», «каталась на скейтборде». Дети узнают новые слова, расширяют словарный запас, развивают любознательность. Это повышает интерес к заданиям, мотивацию детей к их выполнению и соответствует замечательному принципу ― занятие в удовольствие равно эффективному обучению!
Хотелось бы еще отметить, что недостаточное развитие фонематического восприятия может проявиться в старшем дошкольном возрасте, например смешением или заменой фонем в устной речи. Но есть много примеров, когда ребенок чисто произносит звуки, в то время как фонематическое восприятие недостаточно сформировано. И проявится это только в первом классе, в послебукварном периоде, когда начнутся диктанты, а драгоценное время уже упущено. Трудности в учебе легче своевременно предотвратить, чем корректировать, поэтому занятия по дифференциации часто смешиваемых звуков рекомендуется проводить со всеми детьми старшего дошкольного возраста.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle