• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Экскурсия как средство ознакомления старших дошкольников с родным городом

Сводная информация
Статья из журнала:
Методист ДОУ
Номер журнала:
40/2022
Экскурсионная деятельность является средством не только познавательного, но и патриотического развития детей. Благодаря экскурсиям дети знакомятся с окружающим миром, развивают кругозор, формируется их самосознание. Отмечается особая роль проведения экскурсий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Рассмотрены особенности организации экскурсий в дошкольном возрасте с учетом детских потребностей и интересов. Экскурсия как средство ознакомления старших дошкольников с родным городом

Экскурсия как средство ознакомления старших дошкольников с родным городом

Хахулина С.Н., старший воспитатель;

Шахмаметова Т.А., воспитатель д/п «Полянка» ГБОУ «Школа № 1562 им. А. Боровика», Москва

Анализ современных работ по дошкольной педагогике показывает, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине педагоги предлагают считать накопление ими социального опыта жизни в своем родном городе, усвоение принятых в окружающем социуме норм поведения, взаимоотношений, бережное приобщение к миру культуры малой родины. И в данном случае экскурсии как средство ознакомления дошкольников с родным городом можно считать одной из самых эффективных форм организации педагогического процесса.

Экскурсии способствуют изучению ребенком окружающей его действительности в естественных условиях, помогают ребенку соотнести получаемые от педагога знания с реальными объектами и достопримечательностями родных мест.

Ознакомление с родным городом ранее входило в раздел «Ознакомление с окружающим». ФГОС последнего поколения вывел эту деятельность в качестве самостоятельного компонента. Однако анализ литературы и опыта работы дошкольных образовательных организаций позволяет сделать вывод о недостаточной проработке проблем включения основ краеведения в образовательную практику дошкольного образования.

Н.В. Алешина при ознакомлении детей с родным городом предлагает придерживаться следующих принципов [1].

Принцип историзма. Его соблюдение позволяет осуществить сохранение временной последовательности в процессе описания происходивших исторических событий и явлений. Для дошкольника данный принцип реализуется через понятия: прошлое (в старину) и настоящее (сейчас), которые помогают ребенку усвоить полученные знания с учетом их психических особенностей. Несомненно, что ребенку 5—6 лет трудно вообразить историческую временную прямую, самоидентифицировать себя на ней и определить отдаленность описываемых педагогом событий.

Следующий принцип, которого обязательно придерживаются все педагоги ДО — принцип гуманизма. Провозглашенный в ФГОС, он является основополагающим в образовательном процессе дошкольного учреждения. Он предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Третий — принцип дифференциации. Именно он помогает педагогу создать оптимальные условия для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

И, наконец, принцип интегративности. Он наиболее важен для старших дошкольников, ибо позволяет добиться преемственности образовательного и воспитательного процесса детского сада и начальной школы. Данный принцип реализуется в сотрудничестве с семьей и объектами культуры (библиотеками, выставочными залами, музеями и т.п.); в непосредственном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Причем содержание материалов с региональными компонентами должно логично сочетаться во всех видах деятельности при ознакомлении детей с историко-культурными особенностями родного города.

По мнению Н.В. Алешиной [1], ознакомление с родным городом — неотъемлемая часть процесса нравственно-патриотического воспитания. При этом она же настаивает на соблюдении педагогами следующих положений.

1. Программа ознакомления с родным городом должна быть включена в единый образовательный процесс, который выстраивается вокруг определенных ФГОС-целей базовой программы всего дошкольного образования.

2. Необходимо последовательное и мягкое введение в работу с детьми краеведческого материала с обязательным учетом их возрастных особенностей развития.

3. Педагог должен не просто преподносить детям факты из истории родного города, но обязательно формировать эмоциональное отношение к этим фактам (через близкое, понятное настоящее — к далекому прошлому, т.е. глубокой истории).

4. Ознакомление с родным городом должно формировать у детей личностное отношение к культурно-историческому прошлому родного города, стимулировать приобщение детей к окружающему их социуму, именно это «закладывает предпосылки развития способности ребенка вставать в предметное отношение к собственной жизнедеятельности».

5. Вовлечение детей в практическую деятельность, отражающую цели и задачи программы по ознакомлению с родным городом (участие в городских праздниках, народных гуляниях — Масленица, Рождество и т.д.).

6. Применение деятельностного подхода при разработке занятий по ознакомлению детей с историей, культурой, природой родного города, т.е. предоставление детям права выбора деятельности в соответствии с их интересами: лепка, аппликация, рассказ, рисование и т.д., через которые ребенок может отразить свое отношение к полученным знаниям.

7. При разработке программы по ознакомлению с родным городом педагог должен создать в группе и детском саду условия для образовательно-развивающей среды, способствующей удовлетворить запросы ребенка в познании окружающего социума и среды на базе краеведческого материала (мини-музеи, выставки, предметы искусства, быта и т.д.).

8. Привлечение родителей к организации различных мероприятий (экскурсий, конкурсов, выставок), имеющих региональную составляющую.

Рассуждая о воспитании гражданина, формировании устойчивых ценностных связей между предыдущими и последующими поколениями, нужно помнить о том, что всякое воспитание начинается с юных лет. Очень важно еще в дошкольном возрасте заложить в сознание ребенка чувство гордости за свое Отечество, свою малую родину — ведь именно дошкольный возраст считается наиболее продуктивным для формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Д.С. Лихачев писал: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в малой местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле». В Послании Президента Российской Федерации определены стратегические ориентиры воспитания детей: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетаются любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [4].

Краеведение, знакомя ребенка с родным краем, городом, селом, решает одновременно несколько задач, которые ФГОС поставил перед дошкольным образованием. Во-первых, региональная компонента позволяет расширить возможности патриотического воспитания с учетом психофизиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, во-вторых, ознакомление с обычаями, традиционными ремеслами стимулирует познавательное и речевое развитие ребенка. Обогащение эмпирического опыта через посещение музеев, выставок, достопримечательностей родного города позволяет формировать эстетическо-художественный вкус ребенка. Все это способствует не только воспитанию, но и гражданскому становлению личности, освоению общечеловеческих ценностей [4].

Включение краеведения в образовательную программу дошкольных организаций дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане.

Каждый регион Российской Федерации отличается богатым историческим и духовным наследием, что дает материал для познания своего края, общения и активной деятельности, как детей, так и взрослых, обогащает возможности педагога в воспитании базовой культуры личности ребенка. В процессе знакомства с родным городом, его достопримечательностями ребенок, который в этом возрасте уже умеет выстраивать несложные пространственно-временные связи, пытается соотнести себя как личность, живущую «здесь и сейчас». Он начинает осознавать себя как часть общества, усваивает в доступной для него форме принципы и морали общественного уклада, который его окружает, приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.

Исходя из теории Л.С. Выготского, для дошкольника наиболее понятным носителем культуры является предмет. В этом контексте ребенку будут понятны и объекты культурного наследия, представленные произведениями искусства: скульптуры и живописи, прикладного искусства, народных промыслов и архитектуры. Знакомя детей с историческим прошлым своего края, особый акцент необходимо сделать на культурном облике родного города, показывая его как результат огромной созидательной деятельности всех предшествующих поколений [1].

Однако, формируя блок краеведческих занятий, педагог обязан помнить об особенностях развития детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. При этом, вместо познавательного типа общения ребенка со взрослым на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям.

Ребенок пытается овладеть и тем, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии верно осознать. Но и познавательная активность, переходя на новый уровень, не отдает своих позиций — именно у детей 5—6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Но уровень анализа полученной информации у дошкольника все еще не высок, это не позволяет ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений о большом мире.

Именно поэтому Ю.Г. Тамберг пишет, что разрыв между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию могут привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, и тогда дети теряют интерес к познанию мира. Если ребенок не может решить задачу, пишет Ю.Г. Тамберг, он отказывается ее решать. Поэтому так важно учитывать возможности ребенка при формировании образовательного маршрута [5].

В старшем дошкольном возрасте у ребенка отмечается интенсивное развитие словесной памяти. Во время экскурсии в краеведческий музей ребенок может запомнить новые слова, понятия, соотнося их с наглядным материалом, но для ребенка в этом возрасте чрезвычайно трудно запомнить множество дат. Для 5—6-летних детей характерно эмоциональное окрашивание накопленного опыта, а сухие строчки дат для них — лишь череда цифр. В то время как эмоциональный, живой рассказ о происходивших событиях он способен не просто усвоить, но и впоследствии адаптировать и перенести на другое событие.

Благодаря развитию уровня мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.п.) он более осознанно и глубоко воспринимает и усваивает имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и учится разбираться в нем, что также способствует развитию понятийного или логического мышления. Дети 5—6 лет учатся видеть малое в большом и большое в малом, анализировать и обобщать увиденное, делать логические выводы, вскрывать причинно-следственные связи между явлениями.

Однако, как пишут З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Т.А. Ивченко, главный путь развития исследовательского (познавательного) интереса ребенка — это его собственная исследовательская деятельность, построенная на спонтанном желании изучать окружающее. Краеведение — именно та сфера приложения исследовательского интереса ребенка, которая может сначала дать богатые новые впечатления, обеспечив первоначальное любопытство, затем развить до любознательности и, наконец, создать устойчивый интерес у ребенка к познанию родного города и края. «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие» [2].

И только педагог способен направить природное любопытство ребенка в нужное русло, обеспечив его необходимыми знаниями и умениями. Только поощрение взрослого и его заинтересованность в работе детей порождают в ребенке желание закончить исследование, получить определенный результат. Это позволяет дошкольнику не просто расширять собственный эмпирический опыт, учиться работать с новыми материалами и предметами, осваивать новые формы и способы взаимодействия, добывать новые знания, приобретать навыки групповой работы при совместном решении разного рода задач, но и формирует у ребенка устойчивый мотив к познанию нового.

Как отмечалось ранее, у детей 5—6 лет успешность усвоения новых знаний зависит от их эмоционального отношения к происходящему. При ознакомлении с родным городом для дошкольников важно обеспечить активное взаимодействие с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. В рамках ознакомления с родным городом с детьми возможны экскурсии на почту, в библиотеку, районную пожарную часть, в музеи и т.д.

* * *

Экскурсии, являясь составной частью образовательного и воспитательного процесса в дошкольном возрасте, имеют огромное значение в деле образования и воспитания подрастающего поколения. Они позволяют педагогу организовать работу в соответствии с требованиями современных стандартов дошкольного образования. Включение экскурсий в работу по ознакомлению детей с родным городом способствует как воспитанию чувства патриотизма, так и содействует социализации дошкольников в окружающем социуме.

С позиции многонациональности нашей страны, именно ознакомление дошкольников с родным городом может стать той базовой основой, которая позволит развивать национальные традиции, пестуя национальные особенности, не скатываться до национализма и шовинизма, а развивать именно многонациональное общество. Для этого необходимо разработать конкретные маршруты на основе базовых программ по ознакомлению дошкольников с родным городом для детей, включающие тематическое планирование.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению