При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Экскурсия как средство ознакомления старших дошкольников с родным городом
Хахулина С.Н., старший воспитатель;
Шахмаметова Т.А., воспитатель д/п «Полянка» ГБОУ «Школа № 1562 им. А. Боровика», Москва
Анализ современных работ по дошкольной педагогике показывает, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине педагоги предлагают считать накопление ими социального опыта жизни в своем родном городе, усвоение принятых в окружающем социуме норм поведения, взаимоотношений, бережное приобщение к миру культуры малой родины. И в данном случае экскурсии как средство ознакомления дошкольников с родным городом можно считать одной из самых эффективных форм организации педагогического процесса.
Экскурсии способствуют изучению ребенком окружающей его действительности в естественных условиях, помогают ребенку соотнести получаемые от педагога знания с реальными объектами и достопримечательностями родных мест.
Ознакомление с родным городом ранее входило в раздел «Ознакомление с окружающим». ФГОС последнего поколения вывел эту деятельность в качестве самостоятельного компонента. Однако анализ литературы и опыта работы дошкольных образовательных организаций позволяет сделать вывод о недостаточной проработке проблем включения основ краеведения в образовательную практику дошкольного образования.
Н.В. Алешина при ознакомлении детей с родным городом предлагает придерживаться следующих принципов [1].
Принцип историзма. Его соблюдение позволяет осуществить сохранение временной последовательности в процессе описания происходивших исторических событий и явлений. Для дошкольника данный принцип реализуется через понятия: прошлое (в старину) и настоящее (сейчас), которые помогают ребенку усвоить полученные знания с учетом их психических особенностей. Несомненно, что ребенку 5—6 лет трудно вообразить историческую временную прямую, самоидентифицировать себя на ней и определить отдаленность описываемых педагогом событий.
Следующий принцип, которого обязательно придерживаются все педагоги ДО — принцип гуманизма. Провозглашенный в ФГОС, он является основополагающим в образовательном процессе дошкольного учреждения. Он предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Третий — принцип дифференциации. Именно он помогает педагогу создать оптимальные условия для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
И, наконец, принцип интегративности. Он наиболее важен для старших дошкольников, ибо позволяет добиться преемственности образовательного и воспитательного процесса детского сада и начальной школы. Данный принцип реализуется в сотрудничестве с семьей и объектами культуры (библиотеками, выставочными залами, музеями и т.п.); в непосредственном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Причем содержание материалов с региональными компонентами должно логично сочетаться во всех видах деятельности при ознакомлении детей с историко-культурными особенностями родного города.
По мнению Н.В. Алешиной [1], ознакомление с родным городом — неотъемлемая часть процесса нравственно-патриотического воспитания. При этом она же настаивает на соблюдении педагогами следующих положений.
1. Программа ознакомления с родным городом должна быть включена в единый образовательный процесс, который выстраивается вокруг определенных ФГОС-целей базовой программы всего дошкольного образования.
2. Необходимо последовательное и мягкое введение в работу с детьми краеведческого материала с обязательным учетом их возрастных особенностей развития.
3. Педагог должен не просто преподносить детям факты из истории родного города, но обязательно формировать эмоциональное отношение к этим фактам (через близкое, понятное настоящее — к далекому прошлому, т.е. глубокой истории).
4. Ознакомление с родным городом должно формировать у детей личностное отношение к культурно-историческому прошлому родного города, стимулировать приобщение детей к окружающему их социуму, именно это «закладывает предпосылки развития способности ребенка вставать в предметное отношение к собственной жизнедеятельности».
5. Вовлечение детей в практическую деятельность, отражающую цели и задачи программы по ознакомлению с родным городом (участие в городских праздниках, народных гуляниях — Масленица, Рождество и т.д.).
6. Применение деятельностного подхода при разработке занятий по ознакомлению детей с историей, культурой, природой родного города, т.е. предоставление детям права выбора деятельности в соответствии с их интересами: лепка, аппликация, рассказ, рисование и т.д., через которые ребенок может отразить свое отношение к полученным знаниям.
7. При разработке программы по ознакомлению с родным городом педагог должен создать в группе и детском саду условия для образовательно-развивающей среды, способствующей удовлетворить запросы ребенка в познании окружающего социума и среды на базе краеведческого материала (мини-музеи, выставки, предметы искусства, быта и т.д.).
8. Привлечение родителей к организации различных мероприятий (экскурсий, конкурсов, выставок), имеющих региональную составляющую.
Рассуждая о воспитании гражданина, формировании устойчивых ценностных связей между предыдущими и последующими поколениями, нужно помнить о том, что всякое воспитание начинается с юных лет. Очень важно еще в дошкольном возрасте заложить в сознание ребенка чувство гордости за свое Отечество, свою малую родину — ведь именно дошкольный возраст считается наиболее продуктивным для формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Д.С. Лихачев писал: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в малой местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле». В Послании Президента Российской Федерации определены стратегические ориентиры воспитания детей: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетаются любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [4].
Краеведение, знакомя ребенка с родным краем, городом, селом, решает одновременно несколько задач, которые ФГОС поставил перед дошкольным образованием. Во-первых, региональная компонента позволяет расширить возможности патриотического воспитания с учетом психофизиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, во-вторых, ознакомление с обычаями, традиционными ремеслами стимулирует познавательное и речевое развитие ребенка. Обогащение эмпирического опыта через посещение музеев, выставок, достопримечательностей родного города позволяет формировать эстетическо-художественный вкус ребенка. Все это способствует не только воспитанию, но и гражданскому становлению личности, освоению общечеловеческих ценностей [4].
Включение краеведения в образовательную программу дошкольных организаций дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане.
Каждый регион Российской Федерации отличается богатым историческим и духовным наследием, что дает материал для познания своего края, общения и активной деятельности, как детей, так и взрослых, обогащает возможности педагога в воспитании базовой культуры личности ребенка. В процессе знакомства с родным городом, его достопримечательностями ребенок, который в этом возрасте уже умеет выстраивать несложные пространственно-временные связи, пытается соотнести себя как личность, живущую «здесь и сейчас». Он начинает осознавать себя как часть общества, усваивает в доступной для него форме принципы и морали общественного уклада, который его окружает, приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
Исходя из теории Л.С. Выготского, для дошкольника наиболее понятным носителем культуры является предмет. В этом контексте ребенку будут понятны и объекты культурного наследия, представленные произведениями искусства: скульптуры и живописи, прикладного искусства, народных промыслов и архитектуры. Знакомя детей с историческим прошлым своего края, особый акцент необходимо сделать на культурном облике родного города, показывая его как результат огромной созидательной деятельности всех предшествующих поколений [1].
Однако, формируя блок краеведческих занятий, педагог обязан помнить об особенностях развития детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. При этом, вместо познавательного типа общения ребенка со взрослым на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям.
Ребенок пытается овладеть и тем, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии верно осознать. Но и познавательная активность, переходя на новый уровень, не отдает своих позиций — именно у детей 5—6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Но уровень анализа полученной информации у дошкольника все еще не высок, это не позволяет ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений о большом мире.
Именно поэтому Ю.Г. Тамберг пишет, что разрыв между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию могут привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, и тогда дети теряют интерес к познанию мира. Если ребенок не может решить задачу, пишет Ю.Г. Тамберг, он отказывается ее решать. Поэтому так важно учитывать возможности ребенка при формировании образовательного маршрута [5].
В старшем дошкольном возрасте у ребенка отмечается интенсивное развитие словесной памяти. Во время экскурсии в краеведческий музей ребенок может запомнить новые слова, понятия, соотнося их с наглядным материалом, но для ребенка в этом возрасте чрезвычайно трудно запомнить множество дат. Для 5—6-летних детей характерно эмоциональное окрашивание накопленного опыта, а сухие строчки дат для них — лишь череда цифр. В то время как эмоциональный, живой рассказ о происходивших событиях он способен не просто усвоить, но и впоследствии адаптировать и перенести на другое событие.
Благодаря развитию уровня мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.п.) он более осознанно и глубоко воспринимает и усваивает имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и учится разбираться в нем, что также способствует развитию понятийного или логического мышления. Дети 5—6 лет учатся видеть малое в большом и большое в малом, анализировать и обобщать увиденное, делать логические выводы, вскрывать причинно-следственные связи между явлениями.
Однако, как пишут З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Т.А. Ивченко, главный путь развития исследовательского (познавательного) интереса ребенка — это его собственная исследовательская деятельность, построенная на спонтанном желании изучать окружающее. Краеведение — именно та сфера приложения исследовательского интереса ребенка, которая может сначала дать богатые новые впечатления, обеспечив первоначальное любопытство, затем развить до любознательности и, наконец, создать устойчивый интерес у ребенка к познанию родного города и края. «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие» [2].
И только педагог способен направить природное любопытство ребенка в нужное русло, обеспечив его необходимыми знаниями и умениями. Только поощрение взрослого и его заинтересованность в работе детей порождают в ребенке желание закончить исследование, получить определенный результат. Это позволяет дошкольнику не просто расширять собственный эмпирический опыт, учиться работать с новыми материалами и предметами, осваивать новые формы и способы взаимодействия, добывать новые знания, приобретать навыки групповой работы при совместном решении разного рода задач, но и формирует у ребенка устойчивый мотив к познанию нового.
Как отмечалось ранее, у детей 5—6 лет успешность усвоения новых знаний зависит от их эмоционального отношения к происходящему. При ознакомлении с родным городом для дошкольников важно обеспечить активное взаимодействие с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. В рамках ознакомления с родным городом с детьми возможны экскурсии на почту, в библиотеку, районную пожарную часть, в музеи и т.д.
* * *
Экскурсии, являясь составной частью образовательного и воспитательного процесса в дошкольном возрасте, имеют огромное значение в деле образования и воспитания подрастающего поколения. Они позволяют педагогу организовать работу в соответствии с требованиями современных стандартов дошкольного образования. Включение экскурсий в работу по ознакомлению детей с родным городом способствует как воспитанию чувства патриотизма, так и содействует социализации дошкольников в окружающем социуме.
С позиции многонациональности нашей страны, именно ознакомление дошкольников с родным городом может стать той базовой основой, которая позволит развивать национальные традиции, пестуя национальные особенности, не скатываться до национализма и шовинизма, а развивать именно многонациональное общество. Для этого необходимо разработать конкретные маршруты на основе базовых программ по ознакомлению дошкольников с родным городом для детей, включающие тематическое планирование.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle