• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста

Сводная информация
Статья из журнала:
Воспитатель ДОУ
Номер журнала:
06/2022
Термин «этнопедагогика» впервые был введен профессором Г.Н. Волковым. По его определению, этнопедагогика — наука об опыте народа по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике семьи, рода, племени, народности, нации. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста

Богатырева А.Л.,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 28», г. Чебоксары Чувашской Республики

Термин «этнопедагогика» впервые был введен профессором Г.Н. Волковым. По его определению, этнопедагогика — наука об опыте народа по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике семьи, рода, племени, народности, нации.

Этнокультурное воспитание — процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; ознакомлением с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью пробуждения у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Воспитание культуры имеет огромное значение для воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Ребенок «впитывает» родную культуру буквально с первых лет жизни благодаря членам семьи и, прежде всего, матери. Затем он продолжает познавать ее с помощью родных и близких, дошкольного образовательного учреждения, которые используют разнообразные средства. Поэтому большинство детей России примерно с 4 лет, а иногда на более раннем возрастном этапе начинают осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения.

Установлено, что дети способны воспринимать культуру разных народов. Яркие впечатления и чувства, пережитые в детстве, влияют на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь.

Признание и принятие различий этнических коллективов можно считать нормой межкультурного взаимодействия на современном этапе развития человечества. Одновременно это является и нормой поведения для современного поликультурно-образованного человека. Под поликультурным (интернациональным) воспитанием понимается развитие у человека способности уважительно воспринимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных человеческих групп. Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности индивида приводит к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности. Отечественный исследователь Л. Боровиков отмечает, что «при отсутствии должного внимания к решению задач поликультурного воспитания в полиэтнических условиях могут возникать достаточно острые кризисные ситуации типа “этнического эгоцентризма” — тенденции судить о других культурах только по своим национально ориентированным стандартам».

Отечественные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» — именно этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э.К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста.

Очень важно также сохранение преемственной связи между дошкольными образовательными организациями и школой в поликультурном и национальном воспитании детей. Национальная школа выполняет транслирующую функцию, обеспечивая передачу молодому поколению культурных ценностей и духовных сокровищ, в первую очередь — родного языка. При этом для истинно национальной школы характерны открытость, пропаганда национальной терпимости и справедливости. Ознакомление с лучшими образцами культуры других народов не только расширяет кругозор учащихся, но и, побуждая к сравнению, способствует пониманию индивидуального характера нации, ее идеалов и устремлений.

В условиях всевозрастающей глобализации общества решаются этнонациональные проблемы, имеющие судьбоносное значение для единства и целостности России. В существенной степени это зависит от системы образования как действенного института этнической социализации.

В Республике Чувашии живут представители разных национальностей. Очень важно с детства научить ребенка понимать, что люди должны жить в мире и согласии; донести до него то, что каждый народ имеет свои корни: язык, историю, традиции, обычаи, культуру; научить подрастающее поколение, наряду с развитием собственной национальной культуры, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать в духе мира и уважения других народов.

Мы считаем, что формирование этнокультурной компетентности дошкольников — одна из основных задач работы педагогического коллектива нашего детского сада.

В нашей ДОО воспитываются дети разных национальностей, но больше всего — чуваши, русские, марийцы, татары. Поэтому в детском саду мы уделяем большое внимание культуре и традициям этих национальностей. При организации воспитательно-образовательного процесса мы постарались обеспечить условия формирования национального самосознания.

Прежде чем приступить к работе по направлению этнокультурного образования, на первом этапе педагогами была проведена диагностика по выявлению теоретических знаний и практических умений, касающихся уровня сформированности знаний о предметах народного быта, праздников, традиций, народных игр, разных видов народно-прикладного творчества. Результаты показали отсутствие системы, недостаточность материально-технической и методической базы. Это отрицательно повлияло на качество знаний детей. Воспитанники детского сада имеют низкий уровень знаний и умений, а имеющиеся представления отрывочны и поверхностны.

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях чувашской и затем других культур. Основная работа была направлена на формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры, умения сравнивать культуры различных народов. Степень новизны заключается в вовлечении детей в разнообразные формы деятельности, которые проходят через все образовательные области («Познание», «Коммуникация», «Чтение детям художественной литературы», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Художественное творчество», «Музыка», «Физкультура», «Здоровье»), образовательные развивающие ситуации; через интеграцию различных видов деятельности.

Приоритет в работе с дошкольниками отдается игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к образовательной деятельности и стимулирующим познавательную активность детей. Использование разнообразных методов и приемов, включение детей в активную познавательную деятельность делают совместную образовательную деятельность интересной, насыщенной. Педагоги не дают детям готовых ответов, дошкольники сами, путем проб и ошибок, делают нужные выводы, находят правильные ответы.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому одно из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников — активное включение родителей в эту деятельность. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как:

— родительские собрания, на которых активно обсуждаются вопросы этнокультурного образования и воспитания детей («Любимые народные игры детей», «Родные сказки»);

— консультации для родителей («Русские или чувашские традиции в воспитании детей», «Семейное чтение», «Как смастерить народную игрушку со своим малышом», «Прогулки с мамой и папой по родному городу»);

— совместное творчество детей, родителей и педагогов (в рамках разработанного плана были организованы выставки продуктов совместного творчества взрослых и детей («Моя семья», «Туристские прогулки по городу», «Генеалогическое древо моей семьи» и др.);

— участие родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой, проведение совместно с воспитателем организованных образовательных ситуаций по этнокультурному образованию и воспитанию дошкольников;

— создание мини-музея семейных коллекций в групповой комнате.

В настоящее время данная работа очень актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, поскольку в молодых семьях вопросы этнокультурного воспитания не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому мы должны подойти к этой проблеме вместе. И только общими усилиями мы добьемся определенного результата.

Мы надеемся, что наша работа поможет ребенку почувствовать себя частью великого целого — своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, ведь только в этом случае человеческая цивилизация сможет рассчитывать на прогрессивное развитие.

Литература

Волков Г.Н. Этнопедагогика/ Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М., 1999.

Коган Л.Н. Социология культуры: учеб. пособие / Л.Н. Коган. Екатеринбург, 1992.

Крупская Н.К. К вопросу о национальной культуре. М., 2008.


Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению