При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Рей О.К.,
педагог-психолог МБОУ «Гимназия № 1», г. Балашиха Московской обл.
Макарова А.Н.,
канд. пед. наук, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ, Москва
После вступления в старший дошкольный возраст в общении и взаимоотношениях детей наблюдаются качественные изменения, свидетельствующие об активном процессе их социализации. Вместе с тем достижения в социально-личностном развитии детей и взаимодействии со сверстниками во многом обусловлены воспитательным влиянием педагогов, их умением найти методы развития и обогащения опыта общения детей.
Формирование адаптивных возможностей ребенка — это не только психологическая и физиологическая, но и социально-педагогическая задача. Психолого-педагогическая наука, занимающаяся вопросами педагогики и образования, испытывает острую потребность в разработке методологических принципов, сочетающих общенаучные и специфические подходы в деле гуманного развития личности, сохранения здоровья, формирования способностей к адаптации и самореализации в современных учебных и социокультурных условиях. Воспитание, опираясь на стихийно действующие факторы, придает этим факторам целенаправленный, организованный характер в процессе формирования личности.
Адаптацию на биологическом, психологическом, социальном и педагогическом уровнях рассматривают как психологическое и общебиологическое свойство живых организмов Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Л.И. Божович, Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, М.И. Сеченов.
Возможности старших дошкольников
Развитие адаптивных возможностей старших дошкольников обусловлено закономерностями онтогенеза: интеграцией физиологических систем и процессов, экономизацией функций, повышением резервных возможностей, улучшением регуляции физиологических процессов, обеспечивающих снижение энергозатрат на поддержание динамического гомеостаза организма и его оптимальное приспособление к окружающей природной и социальной среде.
В ходе социальной адаптации у детей 6–7 лет формируются психические новообразования, требующие оптимального уровня развития психофизиологических функций (М.И. Ситров). Типы адаптации подбираются в зависимости не только от структуры потребностей и мотивов, но и от индивидуально-психологических (дифференциально-психологических) особенностей личности (А.А. Реан).
Проявление адаптационных механизмов оказывает благоприятное воздействие на способность личности адекватно оценивать свои поступки и результаты деятельности. Адаптация — начальная стадия приспособления человека к социальной среде, ее условиям и основным компонентам.
В дошкольном детстве ребенок начинает контактировать со сверстниками и активно интересоваться ими. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то в дошкольном она уже становится одной из главных. На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: содержанию, потребности, мотивам и средствам общения.
Возраст 5–7 лет является периодом расцвета ролевой игры, в это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной — дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. В этот период особое значение в педагогической деятельности предоставляется созданию предметно-игровой среды, поскольку основной вид деятельности ребенка — игра, и ее влияние на разностороннее развитие личности ребенка трудно переоценить.
Игра — «форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки, культуры» [1]. Сюжетно-ролевая игра удовлетворяет потребности развивающейся личности, ее характер соответствует возрастным особенностям развития старшего дошкольника. Игра включает в себя компоненты, формирующие необходимые умения и способности, и определяет развитие всех сторон личности ребенка.
Ролевая игра представляет собой вид деятельности, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ровесниками [2]. Особое место в формировании общечеловеческих ценностей и расширении представления об окружающей среде и жизни занимает сюжетно-ролевая игра.
В процессе игры ребенок овладевает социально значимыми ролями (врач — пациент, продавец — покупатель, учитель — ученик и т.д.). Сюжетно-ролевые игры, смоделированные детьми, являются имитацией реальной жизни или полностью придуманной ситуацией, где ребенок играет роль взрослого и воспроизводит визуализацию наблюдений за взрослыми, копирует их трудовые или социальные функции, отношения между ними. В ходе игры ребенок показывает, что он «отправляется» туда, где хочет оказаться, и проиграть роль в интересной и привлекательной форме.
Выбор и создание игр
Игровые действия строятся с учетом игровых принципов:
— выявление интереса детей и его учет, например, в ходе проведения экскурсий в ателье, на стройку (был замечен оживленный интерес к профессии строителя, швеи);
— создание условий и возможностей для накопления реального опыта через экскурсии, беседы, проведение игр «Супермаркет», «Аукцион», «Магазин» и др.;
— совместная игра педагога и детей, позволяющая обучать их поиску разнообразных методов и способов решения игровых проблемных ситуаций на основе собственного опыта;
— необходимость ориентировки ребенка на общую игру (предусматривает осуществление игрового действия, взаимопонимание партнеров в игре) [3].
Сюжет игры — это сфера действительности, отраженная в играх. Меняется в дошкольный период и содержание детских игр — то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности взрослых. Главным содержанием ролевых игр в старшем дошкольном возрасте становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Ссоры, соответственно, возникают по разным причинам: из-за игрушек, из-за ролей, по поводу того, «бывает так или не бывает».
Сюжет и содержание игры воплощаются в ролях — их выполнение и является главным моментом творческой игры. Как ни фантастичен на первый взгляд тот мир, в который вступает ребенок в игре, он все же не является миром абсолютной свободы и произвольности. В играх действуют не менее жесткие, чем в действительности, законы и правила, которым ребенок охотно подчиняется. У каждой роли они свои, но все заимствованы из отношений взрослых в реальной жизни.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на развитие адаптивных моделей поведения. Адаптация рассматривается как психологическое условие формирования направленности личности, в основе которой заложены ключевые мотивы и цели деятельности человека. Адаптационный механизм включает в себя соответствующие способности, умения, навыки, психофизиологические и психоэмоциональные компоненты, интеллектуальные различные свойства и фрустрационные реакции.
Моделирование поведения в игре
Показателями проявления адаптационного механизма можно считать:
— заданный уровень активности, обеспечивающий познание и усвоение знания без каких-либо психофизиологических расстройств;
— психоэмоциональную цену достижения результатов деятельности.
Адаптивные модели поведения обеспечиваются выраженными индивидуально-типологическими свойствами личности. К ним прежде всего относятся волевые свойства, пластичность личности, гибкость суждений, способность эмоционально откликаться на внешние воздействия, склонность к доминированию.
На выбор тем для игр в старшем дошкольном возрасте влияют следующие умения:
— реализация ее на вербальном уровне, планирование и соблюдение правил игры, ее сюжет предполагает логическое развитие темы;
— развитие сюжета идет от исполнения ролевых действий к ролям-образам, содержанием игр становятся привлекательные события окружающей жизни, применение различных средств изображений, способность развертывать последовательность целостных игровых ситуаций;
— согласование своих творческих замыслов с партнерами, ориентированность на сверстника и др.
Все перечисленное прямо указывает на необходимость создавать условия, обеспечивающие включение ребенка 6–7 лет в совместную деятельность с другими детьми.
Литература
1. Гамезо М.В. Общая психология: Учеб. пособие. М., 2008.
2. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. СПб., 1991.
3. Смоленцева А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. СПб., 2001.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle