• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Формирование представлений о пространственных отношениях у детей старшего дошкольного возраста

Сводная информация
Статья из журнала:
Методист ДОУ
Номер журнала:
41/2023
В статье на основе анализа психолого-педагогической литературы обосновывается необходимость своевременного формирования представлений о пространственных отношениях у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр, раскрываются особенности и этапы формирования данных представлений у дошкольников Формирование представлений о пространственных отношениях у детей старшего дошкольного возраста

Титова И.А.,

старший воспитатель;

Миронова И.П.,

воспитатель ГБОУ «Школа № 2053», Москва

Способность свободно ориентироваться и взаимодействовать с окружающей средой — важное умение, необходимым для успешной бытовой, игровой, продуктивной, физической и других видов деятельности. Понимание пространственных отношений становится особо значимым для ребенка старшего дошкольного возраста, который готовится к поступлению в школу, так как умения писать, читать, считать и др. тесно связаны со способностью ориентировки в пространстве. При этом важно понимать, что освоение дошкольником «…пространственных характеристик среды» происходит на основе его собственных представлений о положении своего тела в пространстве и взаимном расположении объектов.

В результате двигательной активности в реальном жизненном пространстве у ребенка формируется плавный и последовательный переход от одного элемента действия к другому. Благодаря этому ребенок познает значения: «выше», «ниже», «лево», «право», «вверху», «рядом» и т.д. Так формируется целостное восприятие пространственных отношений между его телом и объектами окружающей среды.

Почему об этом важно знать в контексте математического развития ребенка дошкольного возраста?

Математика, по глубокому убеждению педагогов, основана на установлении пространственных взаимосвязей между предметами и явлениями, их последовательности. Так, например, понятие числа у ребенка формируется в процессе материальных операций с предметами, расположенными в пространстве. Первоначально представление о множестве складывается из однородных предметов, расположенных в пространстве (один предмет и много). Незрелость пространственных представлений у детей приводит к трудностям в овладении счетными операциями . Психологи и педагоги рассматривают ориентацию в пространстве и формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста, выделяя ее важность, так как это положительно сказывается на развитии познавательной деятельности дошкольника, повышает качество продуктивной и трудовой деятельности, помогает более успешно осваивать двигательную деятельность, а также способствует развитию математических способностей дошкольника.

Средства, формы и методы формирования пространственных ориентировок у детей

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста изучали как зарубежные, так и отечественные педагоги и психологи (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик-Блакитная, Л.А. Венгер, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, Н.Ф. Ефремова, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, А.А. Столяр, Ф.Н. Шемякин и др.). Ими были выявлены основные закономерности развития пространственных ориентировок у детей от рождения до школы; показаны отдельные пути по формированию пространственных представлений в разные периоды дошкольного детства. В ходе проведенных исследований они установили, что несформированность пространственных представлений к концу дошкольного возраста выступает одной из причин, вызывающих затруднения в познавательной деятельности, а также при овладении детьми содержанием школьной программы.

Ученые и педагоги-практики рассматривают различные средства и методы формирования пространственных ориентировок у детей. Например, под руководством Л.А. Венгера активно использовалось наглядное моделирование пространственных отношений. Однако, как указывает в своем исследовании Т.А. Мусейибова, лучший способ формирования у детей представлений о пространственных отношений — игры и игровые упражнения, применяемые на занятиях по математическому развитию и в повседневной деятельности [4]. Существенный вклад в создание дидактических игр и упражнений по развитию умения ориентироваться в пространстве и включение их в систему обучения дошкольников внесли А.В. Белошистая, Т.В. Васильева, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.М. Леушина, Т.А. Мусейибова, А.И. Сорокина, Э.Я. Степаненкова, Е.И. Удальцова и др. Эти игры и дидактические материалы плотно вошли в практику работы ДОО и используются многие годы.

Однако анализ исследований, методических публикаций, изучение рынка детских игр и игрушек показывает, что имеющиеся в настоящее время дидактические игры не развивают всех необходимых для старших дошкольников знаний и умений в плане формирования пространственных отношений. Не предложена логическая система последовательности дидактических игр, не полно сформулированы методические рекомендации по их применению.

В период дошкольного детства ребенок постепенно познает пространство и учится в нем ориентироваться, совершенствуется ориентировка в свойствах и пространственных отношениях предметов. Формирование пространственной ориентировки с детьми раннего и младшего дошкольного возраста начинается с умения ориентироваться в частях собственного тела и соответствующих им пространственных направлений. Первостепенная задача — определение правой и левой руки и следующей за этим правой и левой части собственного тела.

Для правильной ориентировки в пространстве дошкольнику необходимо учитывать ряд факторов: расстояние до окружающих предметов, их форму и размеры, взаимное расположение и местонахождение по отношению к самому ребенку. Это составляет основу ориентировки «на себе», которая закладывает фундамент ориентировки «от себя», когда дошкольник верно показывает, называет и двигается вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево. Ориентируясь «от себя», дошкольник пользуется системой, когда он сам является начальной точкой отсчета. Умение ориентироваться «от объектов» — более сложный процесс, так как исходной точкой выступает не сам ребенок, а тот объект, относительно которого определяется положение других предметов в пространстве. Успешная ориентировка «от объектов» требует определения передней, задней, правой, левой, верхней, нижней сторон этого объекта.

Умение ориентироваться от другого предмета основывается на умении ориентироваться на самом себе. Дети учатся мысленно представлять себя в положении предмета. Далее дети учатся определять стороны тела друг друга, например, где у них левая и правая рука, затем стороны туловища куклы, мишки и т.д. Взрослея, ребенок стремится к точности определения пространственных отношений. Чувственный опыт познания пространства уступает место логическому познанию. Признаком развития у дошкольников умения ориентироваться в пространстве считается изменение точки отсчета (в период раннего и младшего дошкольного возраста точка отсчета постоянна «от себя»; по мере взросления ребенка она перестает быть фиксированной «от других объектов»).

Этапы развития восприятия и отражения пространственных отношений между объектами

Развитие восприятия и отражения пространственных отношений между объектами у детей дошкольного возраста протекает в три этапа.

Первый этап характеризуется отсутствием определения пространственных отношений. Ребенок воспринимает окружающие объекты отдельно, не понимая наличия между ними пространственных взаимоотношений. Увидев одинаковые предметы, дошкольник в этом возрасте не фиксирует их пространственные взаимосвязи и поэтому не находит различий.

На втором — появляется первичное восприятие пространственных отношений. Однако точность подобного восприятия слишком относительна. Так, дошкольник испытывает затруднения в определении дальности нахождения предмета от указанной точки отчета, а предметы, находящиеся рядом друг с другом, воспринимаются ребенком, как «непрерывные». Это проявляется при расставлении игрушек рядом, друг за другом или напротив друг друга. Дошкольник располагает их вплотную друг к другу, стремясь установить между ними контакт. Его восприятие пространственных отношений весьма расплывчато, но он уже начинает ими интересоваться. На этом этапе важно научить располагать предметы на расстоянии друг от друга (под каждую чашку поставить блюдце).

Многие методисты рекомендуют начинать формировать пространственные представления с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с познания частей собственного тела и пространственных направлений, которые им соответствуют: лицо — впереди, спина — позади, правая рука — справа, левая рука — слева. При этом очень важно научить различению правой и левой руки, так как это составляет основу для определения правого и левого направления [1, 3]. Дошкольник учится определять расположение любого объекта относительно себя, выполняя упражнения, проговаривая расположение предметов: «впереди меня — стул, сзади — дверь, слева — стол, справа — окно, вверху — небо, внизу — земля». Для закрепления подобных базовых знаний пространственной ориентировки целесообразно использовать игровое упражнение.

«Мишка делает зарядку». Смысл упражнения такой: мишка (это может быть большая дидактическая игрушка, а может быть переодетый взрослый) приходит в гости к детям и в игровой форме просит назвать и показать части своего тела: ноги, руки, похлопать себя по правой коленке, поднять левую руку и пр. [3, 4]. При различении правой и левой руки дошкольники испытывают сложности. Можно начать с обозначения названия рук и действий, которые они выполняют: правой рукой мы держим карандаш, а левой придерживаем лист бумаги; в правой руке держим ложку, а в левой — хлеб.

Постоянные напоминания педагога развивают у дошкольников умение различать правую и левую стороны своего тела. Умение дифференцировать правую и левую руки является той базой, на основе которой дети приобретают детьми опыт пространственной ориентации по основным направлениям. В ходе образовательной деятельности ребенок соотносит направление пространства с формируемыми представлениями о сторонах своего тела: право там, где правая рука. Воспитатель использует большое количество разнообразных заданий, цель которых — указать направление по названию, самостоятельно словесно обозначить их, двигать в обозначенном направлении, дифференцировать направление в ходе бега и ходьбы, при совершении поворотов.

На третьем этапе происходит последующее развитие в восприятии расположения предметов в пространстве. Пространственные отношения определяются уже не при помощи зрительной близости, а посредством их отдаленной, зрительной оценки. Огромное значение в формировании правильного определения пространственных взаимосвязей имеет словесное сопровождение, способствующее их точному различию. Понимание дошкольниками семантики предлогов и наречий пространственной направленности позволяет точно осмыслить и оценить местоположение предметов и взаимоотношений между ними [2]. Эти навыки формируются в упражнениях, где требуется расположить объекты один относительно другого (над зайчиком, под зайчиком, слева от него и справа от него; разложить предметы в две коробки, расположенные слева и справа). Дети впитывают значения пространственных предлогов и наречий, что позволяет им более точно понимать и оценивать расположение объектов и отношений между ними.

Задания в играх усложняются постепенно, ориентируясь на один из дидактических принципов: от простого — к сложному. Например, словесные игры сначала содержат простые пространственные характеристики (предлоги на, в, под, за), затем — сложные (между, возле, вдоль, напротив). При определении положения объекта сначала используется ориентировка «от себя», после — ориентировка «от предмета», и ускоряется темп игры. В настольно-печатных играх определение местонахождения в пространстве требует большей точности.

О.Б. Иншакова при подборе заданий рекомендует учитывать, что ребенку легче определить положение предмета или собственное местоположение в пространстве относительно другого человека (встать, например, впереди, сзади, справа или слева от товарища), нежели какого-либо предмета, или определить расположение предметов относительно друг друга [3]. «Работа по определению пространственной размещенности объектов относительно друг друга может быть организована так: в разных углах комнаты педагог расставляет группы игрушек. Ребенок должен рассказать, что он видит, подойдя к данной группе предметов; например, в правом переднем углу сидит заяц, справа от него стоит конус с кольцами, а слева от зайца — стол для кукол, перед зайцем лежит морковка, а сзади зайца стоит елка и т.д. Предметы можно менять местами, а ребенок должен точно отражать в речи эти изменения» [3]. Существует множество игр и упражнений, таких как: «Кто правильно покажет и скажет?», «Скажи, где что находится», «Расскажи, как ты нашел эту игрушку» и т.д. Важно не только ориентироваться в комнате, на улице и т.д., а также на листке бумаги. Этому способствуют творческие задания, в ходе которых педагог контролирует действия детей, задает наводящие вопросы, проводит словесную работу с детьми, обогащая их словарный запас новыми предлогами и наречиями, характеризующими пространственные отношения.

Двигательный анализатор в развитии пространственной ориентировки

Большую роль в развитии пространственной ориентировки у детей играет двигательный анализатор. При выполнении строевых упражнений на занятиях по физкультуре, где дети строятся в круг, в шеренгу по ориентирам и без них у ребенка начинает развиваться представление о месте в строю, дистанции; формируется зрительная оценка пространственного расположения объектов, что позволяет более точно определять местоположение предмета, а также его расположение по отношению других предметов и себя самого на любой точке местности. Этому во многом способствуют дидактические игры с двигательным содержанием или подвижные игры.

Р.И. Говорова, Э.Я. Степаненкова рекомендуют формировать у детей пространственную ориентировку в подвижных играх в процессе обучения правилам дорожного движения. Эти знания нужны ребенку, чтобы узнать, какая сторона тротуара предназначена для пешеходов, как безопасно перейти улицу или обойти транспортное средство, стоящее на остановке, как правильно совершить посадку в общественный транспорт и высадку из него. Ознакомление с правилами дорожного движения способствует закреплению пространственных направлений [2, 5].

Примеры игр и упражнений с вариантами усложнений

Игровое упражнение «Лесные звери»

Цель: учить ориентироваться в пространстве с учетом точки отсчета от предметов. На магнитной доске выставляется картинка с изображением ели. Каждый ребенок получает свою картинку с изображением диких животных, обитающих в лесу.

Задание: разместить свое животное относительно ели или других животных на магнитной доске (расположить волка слева от ели, лису справа от нее, ежа слева от волка). Усложнением может быть расположение животных относительно двух деревьев (ель и береза). Другой вариант этой игры можно использовать с геометрическими фигурами: круг (воспитатель его показывает) надо положить в середину. Слева от круга — треугольник, справа — квадрат, вверху — круг, внизу — прямоугольник.

Игровое упражнение «Скажи наоборот»

Словесные игры и упражнения более сложные, так как не имеют наглядной опоры.

Цель: закрепление парно противоположных значений слов, обозначающих пространственные признаки предметов. Дети могут сидеть в кругу. Воспитатель произносит слово и бросает кому-либо из детей мяч; ребенок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. (Вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз, далеко — близко, высоко — низко, над — под, внутри — снаружи, дальше — ближе, далекий — близкий, верхний — нижний, правый — левый и др.).

Дидактическое упражнение «Где правая, где левая?»

Цель: учить различать правую и левую руки, понимать словесные указания в определении правой и левой стороны. Детям дается задание взять предмет левой или правой рукой, передать партнеру в правую или в левую руку. Эта игра наиболее сложная, так как здесь нужно учитывать, что партнер, стоящий напротив, имеет левую и правую руку «зеркально».

Дидактическая игра «Пейзаж»

Цель: учить располагать предметы (картинки) относительно друг друга, правильное использование предлогов: «на», «над», «под», слов, обозначающих направление: «слева», «справа», «внизу», «вверху», ориентируясь на слух. Развивать пространственное воображение. Детям даются вырезанные изображения (2—3 набора): дерево, солнце, облака, птицы, еж, заяц, белка, лиса, волк, цветы, грибы, трава, дом и др. Ведущий раскладывает изображение по своему усмотрению, не показывает другим и затем проговаривает, что где находится. Усложнением является условие, при котором другие дети, не глядя, на слух могут повторить изображенное на своих карточках. Сначала берется три изображения, потом больше. Выигрывает тот, кто выполнит все верно и быстро.

«Кто слева от тебя?»

Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве, развитие сообразительности, быстроты мышления. Дети образуют круг. По жребию выбирают ведущего, который встает в центре круга. Он бросает мяч одному из детей и спрашивает: «Кто слева от тебя?» Если ребенок дал правильный ответ, он становится ведущим и игра продолжается. Задания могут быть такими: кто справа от тебя? Что перед тобой? Кто за тобой? Мальчик справа от тебя или слева? Если дети не умеют ловить мяч, в таком случае они могут его прокатить, или вместо простого мяча можно использовать мягкий мяч или игрушку, так как мяч создает дополнительны сложности.

* * *

С приобретением опыта пространственной ориентации у детей интеллектуализируются внешне выраженные двигательные реакции. Процесс постепенного их свертывания и переход в план умственных действий есть проявление общей тенденции развития умственного действия из материализованного, практического. Познание ребенком пространства и ориентировка в нем — это сложный и длительный процесс, и развитие пространственных представлений у детей требует особой подготовки, которая предусматривается в методике.

Таким образом, формирование у детей дошкольного возраста пространственных представлений предполагает сформированность целого ряда умений:

— ориентировка «на себе» и освоение частей своего тела;

— «на окружающих объектах»;

— усвоение и применение словесного сопровождения по ключевым пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;

— определение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;

— местоположения объектов в пространстве «от себя», когда начальную точку отсчета представляет сам ребенок;

— своего местоположения в пространстве по отношению к другим объектам, когда начальную точку отсчета представляет либо другой человек, либо иной предмет;

— расположения предметов в пространстве по отношению друг к другу;

— в двухмерном пространстве, т.е. ориентируясь на плоскости; здесь учитывается их размещение не только по отношению друг к другу, но и относительно плоскости, на которой они расположены.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению