• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Формирование знаний о физической культуре в процессе подвижной игры

Сводная информация
Статья из журнала:
Инструктор по физкультуре
Номер журнала:
08/2021
Формирование знаний о физической культуре в процессе подвижной игры Подписаться на журнал

Морозова Т.В.,
инструктор по физической культуре;
Семенова Н.Е., воспитатель; Каунина О.В.,
воспитатель МДОУ «Петушок»,
г. Мышкин Ярославской обл.

Формирование физической культуры личности в современный период связывают с совершенствованием организации физического воспитания, пересмотром форм и методов работы в этом направлении. В настоящее время в дошкольных учреждениях можно увидеть занятия физической культурой, связанные только с реализацией двигательной активности детей. Однако вся система физического воспитания должна быть направлена на то, чтобы наряду с решением оздоровительных задач решать и чрезвычайно важные задачи формирования знаний дошкольников в области физической культуры.
Интеллектуальный компонент физической культуры определяется содержанием физкультурных знаний дошкольника. И если они усвоены, у детей формируется правильное отношение к своему здоровью, развиваются умения и навыки, позволяющие успешно взаимодействовать с окружающей средой. Иными словами, дети начинают понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни и здоровья, осознавать вклад каждой системы организма в выживание и здоровье.

Дети старшего дошкольного возраста способны оценивать ситуацию, управлять своими движениями, поэтому появляется возможность сформировать у дошкольников достаточно прочные знания об их двигательной деятельности. Они уже могут успешно усвоить необходимые знания о физической культуре, понимать значение физических упражнений, знают гигиенические правила и умеют их использовать. Источниками знаний на занятиях физическими упражнениями служат как информация педагога, так и двигательная деятельность воспитанников.
Условия реализации мероприятий по формированию знаний о физической культуре требуют:
— выбрать формы и методы работы с детьми, способствующие формированию знаний о физической культуре;
— создать развивающую предметно-пространственную среду с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей конкретной группы;
— поддерживать инициативу и интерес детей;

— помогать детям в выборе деятельности в соответствии со своими интересами;
— вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;
— скорректировать участие педагогов и специалистов детского сада, а также возможных социальных партнеров.
Для достижения поставленных задач необходимо использовать следующие методы работы: строго регламентированные упражнения; игровой; соревновательный; словесный; метод наглядности и др.
Организовать образовательный процесс нужно так, чтобы познавательная деятельность ребенка была активной, разносторонней и самостоятельной. Для этого разумно использовать технологию деятельностного метода, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их самостоятельно в процессе практической деятельности. И задача педагога — помочь детям включиться в самостоятельную деятельность. В условиях данного метода отношение ребенка к миру не укладывается в привычную схему
«знаю — не знаю», «умею — не
умею». Ребенок руководствуется иным: «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». А чтобы знания детей стали результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти «поиски», управлять воспитанниками, развивать их познавательную активность.

Этапы деятельности:
— создание проблемной ситуации;
— целевая установка;
— мотивирование к деятельности;
— проектирование проблемной ситуации;
— выполнение действий;
— анализ результатов деятельности;
— подведение итогов.
В рамках деятельностного подхода перед педагогом ставятся следующие задачи:
— создать условия, чтобы процесс приобретения знаний ребенком был мотивированным;
— учить ребенка ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения;
— помогать ребенку сформировать умения контроля и самоконтроля, оценки и само- оценки.
Работа по формированию знаний физической культуры:
— совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения двигательной задачи, проблемной ситуации, предложенной ребенком;
— проектирование деятельности;
— совместная познавательно- игровая и познавательно-исследовательская деятельность;
— создание условий для самостоятельной двигательной активности детей.
Все мероприятия должны про- ходить в рамках режима дня и не перегружать детей как информационно, так и эмоционально. Удачным, на наш взгляд, опытом работы со старшими дошкольниками стала организация особой игровой ситуации. Например, создать условия для творческого подхода к усвоению двигательных действий, выбору способов выполнения движений.
Одна из наиболее оптимальных форм организации двигательной деятельности — подвижная игра. В процессе игры формируются качества личности ребенка, он умственно и физически развивается. Подвижные игры всегда связаны с инициативой, фантазией, творчеством, протекают эмоционально, стимулируют двигательную активность. Это всегда импровизация, неожиданность, сюрприз. Даже если это игра по правилам, выигрыш заранее не определен, и элемент случайности неизбежен. Развитие способности к удачному решению двигательных задач в подвижных играх основывается, прежде всего, на владении самим движением и различными способами выполнения. Размышляя на эту тему, мы пришли к выводу, что необходим подход к занятиям физической культурой именно в этом направлении. Покажем это на примере игры «Пчелы».
Этапы развития подвижной игры «Пчелы»

I этап
Привлечение детей к игре
Предлагается отгадать загадку.
Ранним утром ей не спится, Очень хочется трудиться, Вот и меду принесла Работящая … (пчела).
Использование мотивации:
«Ребята, давайте вместе придумаем игру, где пчела будет главным героем».
II этап
Дети делают свой выбор:
— используют карточки-схемы;
— изменяют или усложняют двигательное действие;
— корректируют размещение играю- щих на спортивной площадке;
— меняют сигнал (вместо словесного — звуковой или зрительный);
— выбирают атрибуты и спортивный инвентарь.
III этап
Проведение игры:
— распределение ролей (по считалке, желанию, если каждый ребенок является героем, возможна смена роли);
— размещение игроков и использование спортивного инвентаря (зависит от варианта игры, который выбрали или придумали дети);
— руководство в ходе игры (педагог — помощник, партнер).
IV этап
Подведение итогов. Рефлексия С помощью пантомимы педагог предлагает детям показать настроение деятельности, напри
мер, при помощи смайликов.
Уточнить у детей: «Что понравилось?», «С какими трудностями столкнулись?»
Мотивировать детей на продолжение игровой деятельности:
«Можно ли еще придумать интересные игры?»
Возможные варианты игры «Пчелы»

Вариант 1
Оборудование: ободки-пчелки, шляпа для пасечника, обручи (по количеству детей).
* * *
Дети-пчелки встают в обручи («ульи»), разложенные на одной стороне площадки. Пасечник находится на противоположной стороне площадки.
Д ети
Пчелки гудят, В поле летят, С поля летят, Медок несут.
Пчелы вылетают из домиков и кружат на полянке. По сигналу звоночка пасечник выходит


из домика, ловит пчелок. Пчелы улетают в свои домики-ульи.
Усложнение: перед тем как занять место в «улье», дети-пчелы проползают под веревкой.
Вариант 2
Оборудование: ободки-пчелки, браслеты — цветы на руках, банданы.
* * *
Дети делятся на три равные группы: «пасечники», «пчелы»,
«цветы» (при необходимости участвуют воспитатель и инструктор). На одной стороне зала (площадки) в шеренге стоят пасечники. Впереди, на расстоянии 1—1,5 м, спиной к ним выстраиваются пчелы. На противоположной стороне зала стоят цветы.
Сторожа, прихлопывая в ладоши, проговаривают нараспев текст:
Пчелки гудят, В поле летят, С поля летят, Медок несут.
Пчелы бегут («летят») к цветкам, а пасечники их ловят. Пчелы должны спрятаться за цветами (за спины игроков). Затем играющие меняются ролями.
Вариант 3
Оборудование: ободки-пчелки, браслеты — цветы на руках.
* * *
Дети делятся на две группы: «цветы» и «пчелы». Пчел должно быть на одну больше, чем цветов. Под музыку пчелы бегают («летают») в центре зала. Когда музыка смолкает, пчелки подбегают к цветочкам. Пчелка, оставшаяся без цветка, произносит слова: «Раз, два, три — беги!» После произнесенных слов пчелки меняются цветочками, а одинокая пчела спешит занять свободное место.
Усложнение: дети могут самостоятельно договориться о движении, которое будут выполнять (прыжки, бег).
Литература
Воронова Е.К. Игры-эстафеты для детей 5—7 лет. М., 2009.
Громова О.Е. Спортивные игры для детей. М., 2003.
Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6—7 лет. М., 2008.
Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольников. М., 2016.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.
Как играть с ребенком. М., 2012.
Щербак А.П. Технология становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере детей дошкольного возраста. Метод. пособие. Ярославль, 2017.
Щербак А.П. Технология физкультурного образования детей дошкольного возраста «Маленький дом большого здоровья» // Социально-оздоровительная технология
«Здоровый дошкольник» / Под ред. Ю.Е. Антонова. М., 2012.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению