• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Игры с липучками для дошкольников

Сводная информация
Статья из журнала:
Воспитатель ДОУ
Номер журнала:
10/2023
Из года в год появляется все больше игр на развитие мелкой моторики с разными мелкими предметами. Вот, например, несколько лет назад в промышленном производстве появились игры с липучкой — или велькро. Теперь она — один из любимых предметов педагогов и детей. В статье описаны достоинства технологии игр с липучками и представлены примеры авторских занятий (подвижных и за столом) для детей с разными группами здоровья, а также предложен вариант программы дополнительного развития. Игры с липучками для дошкольников

Модель Н.А.,

методолог, филолог, учитель высшей категории, автор методических пособий и книг для родителей и специалистов по работе с дошкольниками, автор рабочих тетрадей для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

*См. подробнее авторские проекты Н.А. Модель, вышедшие в серии «Библиотека Воспитателя» Издательства «ТЦ Сфера», включая трилогию «Копилка нескучных проектов».

Важное значение при работе с липучками имеет формирование самостоятельной деятельности при выполнении творческих заданий с использованием такого материала, как велькро-лента, с применением ТРИЗ-методов, методов разрешения противоречий, фантазирования и сочинения. При создании условий для реализации творческих способностей дети сами находят варианты решения проблемной ситуации путем анализа и сравнения, выдвигают идеи, используя имеющиеся знания о материале, который они используют. Освоив приемы соединения велькро-полосок, дошкольники легко конструируют и моделируют из них предметы окружающего мира без опоры на схемы. Таким образом, поэтапная, целенаправленная, продуктивная деятельность детей закладывает основы для развития интереса и познания. А занимательность заданий с велькро-липучкой и необычность ее использования, добавит мотивации к их выполнению. Велькро-лента — полезный материал для творчества и простора фантазии. Ведь сделав героев сказки из велькро-ленты, мы получаем кукольный театр, в котором можно разыгрывать и диалоги и мини-сценки!

Велькро в коррекционной работе

Однажды меня спросили, подходят ли игры с липучками для коррекционной работы с детьми. Безусловно! Одной из задач коррекционной педагогики является совершенствование методов и приемов работы с детьми с ОВЗ для обеспечения условий развития и подготовки к школе.

Игровая деятельность с велькро-лентой принесет детям с ОВЗ много пользы. Игры с липучкой служат средством формирования сенсорных эталонов и призваны развивать у детей глазодвигательные функции, ручную моторику, мышление, зрительно-двигательную координацию, коммуникативные и социальные навыки, такие как умение дружить и договариваться, сотрудничать и помогать друг другу. И, конечно, игры с липучками развивают целеустремленность, умение действовать по плану и добиваться своей цели. Например, поставлена задача — создать цветовые дорожки, соблюдая закономерность в цвете. Цель будет достигнута, только когда каждый ребенок выполнит задание. А сколько пользы принесут игры с липучками детям с ОВЗ в работе над мелкой моторикой, которая является первым этапом в развитии умственных способностей. Ведь с первых дней своей жизни ребенок познает мир при помощи кончиков пальцев. А формирование способностей детей связано именно с развитием ощущений, формированием общей координации движений, активизацией пассивных и активных движений пальцев рук.

Русский и советский психиатр, невролог, физиолог, психолог В.М. Бехтерев занимался изучением взаимосвязи движений и умственного развития. В своих работах он писал о том, что простые движения рук помогают снять умственную усталость и развивают речь ребенка.

Безусловно, нельзя рассматривать конструктор из велькро-ленты как единственный метод коррекции, игры с липучками являются вспомогательным и дополнительным средством развития. Для игр на формирование лексического строя речи кроме велькро-полосок нужны еще дополнительные материалы. Например, при сравнении предметов и выделении признаков дайте малышам два карандаша: длинный и короткий. А потом попросите сделать дорожку из велькро-полосок: длинную и короткую.

Перечислять все достоинства и преимущества этого замечательного конструктора можно до бесконечности! Игры с полосками-липучками доступны для детей от полутора лет, их можно адаптировать для любого дошкольного и младшего школьного возраста. Красочные необычные увлекательные полезные игры с липучками станут любимым занятием детей! А для педагогов и родителей эти полоски — незаменимые помощники в организации игровых сеансов по математике, окружающему миру, творчеству, развитию сенсорных эталонов и речи, фонетики, графомоторики и рисования, логики, семейных и досуговых игр и др.

Отправляясь в дальнюю дорогу на машине с ребенком, родители могут захватить с собой конструктор из велькро-полосок. Он поможет занять ребенка и время в пути пролетит незаметно. Бывает, что в детской поликлинике длинная очередь к врачу. И опять ваш помощник и друг — конструктор из велькро-полосок! Он небольшого размера и легко умещается даже в дамской сумочке.

Велькро в совместной деятельности и командных играх

Игры с липучками можно использовать практически во всех видах деятельности: совместной взрослых с детьми, самостоятельной детской, для игр в парах, командах, эстафетах и т.д. Но самое главное — игры из липучих полосок можно сделать своими руками, вложив в них душу и любовь. Кстати, иногда педагогам нужно разделить детей на несколько команд. Здесь на выручку тоже придет липучка. Раздайте игрокам каждой команды велькро-полоски одного цвета, пусть сделают браслеты. Команда, сделавшая браслеты первой, получает дополнительное очко!

Начало соревнованию есть!

Еще один способ использования велькро-полосок — во время соревнований по бегу. Организуя забеги, не забудьте приготовить велькро-ленту. Это проверенный способ! Когда участникам соревнований нужно сделать несколько кругов, легко можно сбиться со счета. Поэтому после первого круга спортсмену дают две соединенные велькро-ленты, например, красного цвета, после второго круга он получает липучку синего цвета, после третьего — зеленого. Из каждый ленты игрок делает браслет себе на руку. Так сам участник забега и судьи будут знать, сколько кругов пробежал спортсмен.

Велькро в программе дополнительного развития

Палочки-липучки являются средством дополнительного развития детей. На основе упражнений и игровых сеансов с палочками-липучками можно составить программу дополнительного развития.

Пояснительная записка

О развитии мелкой моторики — одной из актуальных проблем современности. О связи руки, речи и мышления. О необходимости развития памяти, восприятия, внимания, мышления.

Актуальность

О развитии творческих способностей, психических процессов, эмоционального восприятия окружающего мира.

Цели и задачи конструирования из велькро-полосок

Методологическая основа Программы.

Организация

Для кого предназначены игровые сеансы с палочками-липучками. Когда проводятся игровые сеансы (первая или вторая половина дня), сколько раз в неделю, по сколько минут.

Приемы и методы

Практические, словесные, наглядные, используемые на игровых сеансах с велькро-полосками.

Перспективное планирование

Тридцать шесть игровых сеансов на разные темы с соблюдением дидактического принципа — от простого к сложному и т.д.

Ожидаемые результаты

Овладение приемами работы с полосками-велькро, умение следовать инструкциям, развитие мелкой моторики и т.д.

Диагностика. Оценка

Оценка результативности программы проводится два раза в год (сентябрь, апрель). Проверяются:

— подвижность кистей рук;

— координация действий рук и глаз;

— проявление и интерес к практической деятельности;

— представление о материале;

— владение навыками и умениями работы с полосками-липучками и приемами соединения полосок-липучек;

— самостоятельное определение последовательности работы;

— умение подбирать цвет.

Результаты оцениваются в баллах.

Примеры игр с липучками

Игры с велькро-липучками можно подбирать под свои цели и задачи, адаптировать для определенного возраста, играть с одним игроком, парами, тройками, командами, семьями. Игры воспитывают у детей чувства ответственности, доброжелательного отношения друг к другу, учат дружить и договариваться.

Игра «Крыша для домика»

Для развития глазомера, умения различать полоски по цвету и соединять их. Игрокам нужно выложить домики по готовому шаблону, накладывая полоски в порядке их увеличения на нарисованные домики, соединяя полоски между собой. Когда домики будут готовы, нужно сделать крышу для каждого. Игрокам нужно подобрать полоски определенного размера (соединить полоски такого же цвета, что и дом). Цифра на домике показывает, сколько полосок нужно взять, чтобы сделать крышу (рис. 1).

После того как дети научатся соединять полоски, можно сделать цифру из липучек и положить внутрь домика.

Другой вариант игры: нужно построить стены, крышу, трубу.

Представим себе, что дома у нас будут деревянные, а вместо бревен у нас будут полоски-липучки. Класть «бревна» можно горизонтально или вертикально (рис. 2, рис. 3).

Продолжайте игровую ситуацию: «В новый дом нужна мебель. Давайте сделаем из липучек диван, кровать, стулья, столы и т.д.» (рис. 4)

В рамках игрового сеанса «Служебные собаки» или «Сторожевые собаки» для развития воображения, глазомера, умения самостоятельно решать поставленную задачу, сделайте с детьми из полосок-липучек собаку.

Для конструирования из полосок-липучек нужно сделать карточки с разным изображением собаки (рис. 5).

Если дальше обыгрывать ситуацию с построенным домом, можно также предложить сделать кошку. Предложите детям самостоятельно сделать коврики для собаки и кошки. А потом можно построить крыльцо из нескольких ступенек.

Игра «Потерявшиеся ступеньки» для развития внимания, логики, пространственных представлений, умения соединять полоски-липучки.

Для игры нужны карточки с изображением лестниц. На одной (или двух, трех) из ступенек не написано, сколько надо взять полосок для ее постройки (рис. 6, рис. 7, рис. 8). Игроки должны сами догадаться и построить потерявшуюся ступеньку.

Игра «Поезд отправляется» для развития логики, воображения, умения рассуждать, скреплять полоски-липучки.

Для игры нужно вырезать из бумаги нарисованный поезд (паровоз), к которому пристроить вагоны разного размера, сделанные из липучек (рис. 9). Взять карточки с изображением животных, которых нужно рассадить в вагоны, согласно заданию. А дальше разыгрывается игровая ситуация: кто в каком вагоне поедет, если известно, что заяц купил билет не в первый и не в последний вагон. В четвертом вагоне едет лиса. Между вторым и четвертым вагоном едет медведь и т.д.

Количество вагонов может быть разное.

Игра «Музыкальный ксилофон» для развития воображения, мышления, музыкального слуха, ознакомления с русской народной песней.
Для игры требуется фетровое полотно, на которое игроки будут прикреплять «ксилофон» из разноцветных липучек разного размера. Педагог показывает образец на доске, дети строят на фетровом полотне (рис. 10, рис.11).

Ксилофон готов, теперь можно на нем играть и петь! При помощи палочек дети стучат по полоскам по схеме (рис. 12).

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению