• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием методов сенсорной интеграции для детей с РАС*

Сводная информация
Статья из журнала:
Логопед
Номер журнала:
04/2022
В статье представлено индивидуальное занятие по активизации речи с использованием элементов сенсорной интеграции для детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Ключевые слова. Дети с ОВЗ, РАС, сенсорная интеграция, индивидуальное занятие, активизация речи Индивидуальное логопедическое занятие с использованием методов сенсорной интеграции для детей с РАС*

Банникова О.А., учитель-логопед МКДОУ д/с «Рябинка», г. Сосенский Калужской обл.

Занятие направлено на стимуляцию речи и движения ребенка с РАС.

Цель: стимуляция соответствующих сенсорных систем и побуждение мозга к обработке информации, при этом более эффективное содействие появлению и активизации речи у ребенка.

Задачи:

—          развивать дыхание, речевой аппарат, понимание речи;

—          мелкую моторику (межполушарные связи), слуховое внимание, обоняние, осязание, восприятие (различение и называние цвета);

—          вызывать желание воспроизводить звуки речи и доступные слова, повторять звукоподражания.

Оборудование: сенсорные доски, игрушки собака, лошадь, домик, фонарь, песня «Веселая ферма. Песенка про животных», прищепки, пособие «Корова Маня», пластиковые фрукты, крахмал, проектор «звездное небо».

* Статья представлена на конкурс. Номинация «Методические разработки логопедов, дефектологов, психологов».

* * *

I.            Вводная часть

1.           Блок «Энергетический» (5 мин)

Установление контакта, повышение тонуса и активизация энергетического потенциала участников занятия.

Ребенок ходит по сенсорным доскам (формирование предикативного словаря: шагай, катай, стой).

Игра «Топаем — хлопаем» (ритуал начала занятия)

Ребенок приветствует гостя волшебной комнаты — собаку Тима и логопеда.

Логопед. Загляни в домик, кто нас там ждет? Это Тим. Поздороваемся: топай, хлопай, топай, хлопай.

Игра «Поймай луч»

Глазодвигательная гимнастика под музыку, закрепление понятий: «вверх», «вниз», «влево», «вправо», «вперед», «назад».

Логопед. Погладим Тима. Поиграем с ним. Вышло солнышко. Лучик попал в комнату. Поймай лучик.

II.          Основная часть

2.           Блок «Прием и переработка информации» (20 мин)

Задача: через работу зрительного, обонятельного, слухового и кожно-мышечного анализаторов развивать ориентировку в пространстве, произвольное внимание, стимулировать появление речи.

Упражнения на развитие равновесия, двигательной активности, понимания речевой инструкции.

Игра под музыку «Веселая ферма. Песенка про животных»

Логопед дает речевые инструкции: «бежим по кругу», «садись», «кружись», «прыгаем», «покажи рожки».

Логопед. Молодцы, поймали с Тимом все лучики (включает музыку). Это же любимая песенка Тима, потанцуем и выполним движения.

Игра «Покорми лошадку»

Лошадка Пипа (звукоподражания и слова: вата, сено, киви, на, иго-го, но-но, нити).

Логопед. Тим убегает. Он кого-то чует. Кто-то еще пришел в гости. Это же лошадка Пипа. Погладь ее. Какая мягкая у нее грива, это нити. Повтори: нити. Она хочет есть. Покорми ее. Есть сено и киви. Повтори: киви. Что тебе дать? (Ребенок просит сено, затем киви — картинки на прищепках.) Лошадка поела, хочет бегать. Скажи ей: но-но. Ой, как ей нравится бегать, как кричит лошадка? (Иго-го.) Убежала лошадка.

Логопед прячет лошадку.

Тим побежал дальше. Кто это? (Корова Маня.)

Игра «Корова Маня»

Логопед. К нам в гости пришла корова. Ее зовут Маня. Позови ее. Как кричит корова? (Му- му.) Маня показала язык. Покажи язык Мане.

Ребенок выполняет артикуляционные упражнения перед зеркалом: «бегемот», «качели», «часики», «иголочка». Логопед засовывает руку игрушечной корове в язык и показывает упражнения.

Корова Маня грустная. Она растеряла свои пятна. Прикрепи их на тело коровы. Сначала самое большое, теперь поменьше и самое маленькое.

Это любимый колокольчик коровы Мани. Колокольчик звенит: динь-динь. Повтори. (Динь-динь.) Повесь его корове Мане на ухо.

Посмотри, цветы лежат. Как приятно они пахнут. Понюхай цветы и листочки.

Дыхательная гимнастика: вдыхать носом, выдыхать ртом.

Маня очень любит цветы. Прикрепи красный цветок (синий, желтый) перед коровой.

Посмотри, это вымя. Повтори. (Вымя.) В нем молоко. Подоим корову.

Логопед аккуратно прокалывает иглой кончик пальца на перчатке. Сдавливает ее так, чтобы из нее пошло «молоко».

Так доят корову. Подои и ты.

У нас появилось «волшебное молоко», поиграем с ним (Ньютоновская жидкость). Найди фрукты и покорми корову Маню.

Ребенок ищет пластиковые фрукты в контейнере с крахмалом, ополаскивает их, кладет корове в рот. Необходимо заранее вытащить ее язык.

По ходу игры закрепляется употребление в речи и произнесение слов: дай, на, верх, низ. Когда все фрукты найдены, ребенок самостоятельно играет с Ньютоновской жидкостью. Логопед побуждает повторять звукоподражания, доступные ребенку.

III.         Заключительная часть

3.           Блок «Релаксационный» (3 мин)

Задача: снять психоэмоциональное напряжение, развивать образ тела.

Упражнение со звездным небом «Волшебный сон» (лежа на мягком покрытии)

Логопед. Ложись поудобнее, закрой глаза. Начинается волшебный сон.

Логопед произносит слова и касается соответствующих частей тела ребенка.

Реснички опускаются...

Мы спокойно отдыхали,

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем, (2 раза) Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают... Отдыхают, засыпают... (2 раза) Шея не напряжена

И расслаблена...

Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расслабляется, (2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.

Сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать!

Но уже пора вставать! Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!

4.           Блок «Рефлексивный» (2 мин)

Логопед. С кем мы играли? Как зовут корову (лошадку)?

Логопед отвечает сам, побуждая ребенка повторять.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению