• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Инновационные практики дошкольного образования как средство развития творческих и познавательных способностей детей

Сводная информация
Статья из журнала:
Воспитатель ДОУ
Номер журнала:
11/2022
В статье рассмотрены основные механизмы построения и развития вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. Охарактеризованы особенности вариативных образовательных программ как фактора, влияющего на эффективность и качество образования детей в детском саду. Инновационные практики дошкольного образования как средство развития творческих и познавательных способностей детей

Разгонова Л.А.,

воспитатель ДО МБУ СОШ № 51, г. Новосибирск

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения. Это касается и первой его ступени — дошкольного образования. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных организациях — воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одаренных, гениальных детей, а в целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детские сады.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы, взрослые, давно не обращаем внимания.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Работа по единственной, жестко регламентированной программе вызывает однообразие форм, содержания и методов педагогического процесса. Воспитатели, ориентированные на унифицированный и идеализированный стандарт в воспитании и обучении, не смогут в полной мере реализовать свои возможности в развитии гармонично развитой личности ребенка. Только вариативность — ориентир на разнообразные программы, внедряемые в образовательный процесс ДОО, поможет избежать данных проблем.

Вариативность образования — один из основополагающих принципов и важное направление развития современной системы образования в России. Вариативность — качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять дошкольникам варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями [3]. Показателями степени вариативности педагогической системы, по мнению И.И. Зарецкой, являются наличие в ней нескольких одинаково привлекательных и доступных для дошкольников вариантов программ, гибкость системы. Вариативность образования нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования [5]. Таким образом, вариативный образовательный процесс — взаимосвязанная деятельность участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования [2].

В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Образовательная программа дошкольного учебного заведения — это нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания дошкольного образования конкретного заведения и особенности организации образовательного процесса, т.е. это краткое изложение многокомпонентного содержания образования в пределах определенного временного пространства [4]. Поскольку реализация содержания образования предполагает достижение прогнозируемого результата, образовательная программа может быть рассмотрена и как технология результата деятельности дошкольного образовательного учреждения. Именно поэтому мы определяем образовательную программу как совокупность основных и дополнительных образовательных программ, и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности дошкольной организации.

Программа дошкольного отделения средней школы № 51 включает в себя несколько вариативных программ, а именно:

— Программа краеведческого образования детей дошкольного возраста в ДОО Новосибирской области «Новая Сибирь — мой край родной» (Е.Ю. Данилова и др.);

— Технология «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета» (О.М. Ельцова и др.);

На основе технологий творческими группами разработаны и внедряются программы краеведческого образования «Новая Сибирь — мой край родной. Микрорайон Стрижи и программа «Сочинялка».

Так как цель современного образования — приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, то и работа ведется с учетом формирования у дошкольников первичных представлений о родном крае, городе, районе (об истории, достопримечательностях, знаменитых людях, культурных и природных особенностях).

Данные блоки взаимосвязаны едиными тематическими разделами: «Природа», «Культура и достопримечательности», «Знаменитые люди», «История». Оригинальность настоящей программы состоит в интеграции краеведческой работы в образовательный процесс через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, а также в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.

Технология «Сочинялки» раскрывает систему занятий по формированию у старших дошкольников навыков речевого творчества на основе сказочного сюжета. В основу работы положены русские народные и авторские сказки. Овладение детьми навыками творческой продуктивной речевой деятельности способствует развитию фантазии и воображения ребенка, памяти, внимания, восприятия, активизации и обогащению словарного запаса. При этом совершенствуется структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложения и целого текста, а также происходит активизация мыслительной деятельности детей.

Основная форма организации совместной творческой речевой деятельности детей — творческая мастерская. Уже имея позитивный опыт по реализации данных технологий, обогативших работу новыми идеями и проектами, я представила свой профессиональный опыт в форме творческой мастерской «Инновационные практики в работе с дошкольниками» в рамках II городского семинара «Наставник.nsk.ru» «Молодые — молодым».

Цель мастер-класса: демонстрация способов применения сразу двух инновационных технологий, показ возможностей сочетания виртуальной экскурсии (краеведческой направленности) с речетворчеством.

Задачи:

— рассмотреть теоретические аспекты создания виртуальных экскурсий по краеведению;

— раскрыть одну из форм технологии по речетворчеству;

— учить создавать свою сказку, используя данные, полученные в результате просмотра краеведческой виртуальной экскурсии;

— ознакомить с основными правилами по созданию книжек-малышек по результатам виртуальной экскурсии и придуманной сказки «Приключения сказочных героев в микрорайоне Стрижи».

* * *

Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги! Начать нашу встречу я хотела бы с вопроса: «Как человек познает окружающий мир?»

Участники отвечают.

Действительно, путешествия дают нам возможность общаться с людьми по всему миру, находить вдохновение в других странах, открывать для себя планету. Но, к сожалению, введенные ограничения не позволяют нам этого делать, и когда путешествия снова станут возможными, они уже вряд ли будут такими, как прежде. Какая может быть альтернатива путешествиям не только для взрослых, но и для детей?

Участники мастер-класса выдвигают свои гипотезы.

Совершенно верно, альтернативой может стать виртуальная экскурсия. Это новое понятие, а в методическом плане, подобный формат — инновационная форма обучения. В педагогической литературе экскурсия рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, выставку и т.п.

А теперь, дорогие наши гости, мы приглашаем вас в удивительное путешествие! Но путешествовать мы будем не одни, а вместе с нашим символом, которого нарисовали наши воспитанники, и по итогам голосования выбрали и определили такую важную роль.

Ведущий говорит от имени персонажа.

Меня зовут Мудрый Стриж! Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по родному микрорайону. Как истинные следопыты мы пройдем с вами тропами природы, познакомимся с животным и растительным миром микрорайона и его окрестностей, побываем на родных улицах, узнаем много нового, интересного и поделимся своими знаниями с друзьями и родителями!

На севере нашего города, в Заельцовском районе, расположился современный, красивый микрорайон с чистым воздухом, окруженный лесом, вблизи живописного озера.

Демонстрируется клип с ознакомительной экскурсией по микрорайону.

Вот такое замечательное путешествие мы совершили буквально за 10 мин. Сумели увидеть некоторые достопримечательности нашего микрорайона и узнать о них много интересного.

Ну, а теперь, уважаемые гости, я предлагаю вам разобрать части разрезных картинок, разделиться на три команды и собрать с помощью этих частей целую картинку. Каждой команде достанется одна из достопримечательностей микрорайона Стрижи, о котором мы сегодня говорили и узнали много интересного.

Я приготовила картинки с изображениями героев из разных сказок. Давайте рассмотрим, кого я вам приготовила. А чтобы игра получилась интересной и волшебной, послушайте музыку из ваших любимых мультфильмов.

Звучат попурри из известных мультипликационных фильмов (по выбору ведущего).

Итак, каждая команда выбрала картинку с наиболее понравившимся сказочным героем. А теперь я предлагаю вам придумать свою сказку с этим героем. И эта история должна будет произойти в нашем микрорайоне Стрижи около той достопримечательности, которую вы собрали.

Прежде чем начать сочинять сказку, давайте вспомним, из каких частей состоит этот литературный текст?

Участники. Начало, середина, конец.

Ведущий. Все верно. А какими словами начинается обычно русская сказка?

Участники. Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве…

Ведущий. А какими словами заканчивается сказка?

Участники. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец! И жили они долго и счастливо…

Ведущий. Отлично. Героем вашей сказки может стать любой предмет или живое существо. Пусть сказка так и начинается: «Жил да был…» или «Жили-были...». Сказочный зачин (традиционное начало) переносит нас в чудесный мир, живущий по законам, отличающимся от реального мира. Попробуйте описать время и место, где происходят события вашей сказки. А раз это необычное пространство, происходить там могут самые внезапные события.

На пути главного героя могут встретиться сказочные злодеи и добрые заступники, волшебные помощники и те, кто сам нуждается в помощи. Герою, конечно, предстоит пройти испытания и понять что-то очень важное для себя. События составляют сюжет сказки, а он должен быть похож на одну цепочку, когда одно событие плавно перетекает в другое.

В сказке, как и в жизни, есть конфликт, столкновение, борьба добра и зла. И, конечно же, у любой сказки есть счастливый конец.

Итак, предлагаю вам начать сочинять сказку. Рассмотрите вашу достопримечательность. Подумайте, где бы вы хотели разместить вашего сказочного героя. Обязательно расскажите подробно:

— что делает тут ваш герой;

— почему он оказался именно в этом месте, какие приключения вы для него придумали;

— с кем из сказочных героев он подружится, а с кем будет бороться.

Придумайте название своей сказке. Помните, создавая книжку-малышку, важно писать текст печатными буквами, чтобы дети старшего возраста, умеющие читать, могли сами прочесть эти строки.

Педагоги сочиняют сказку и поэтапно создают страницы своей книжки, затем по очереди рассказывают историю.

Итак, дорогие коллеги, чтобы у нас получились интересные новые сказки, я вам предлагаю объединить истории. Так у нас выйдут «Приключения сказочных героев в микрорайоне Стрижи». Пожалуйста, выбирайте все необходимое для создания книжки: чистые листы, фломастеры, ножницы и клей. Приступайте к созданию своих замечательных книг.

Участники выполняют задание.

Вот мы и закончили наше педагогическое путешествие!

Из каждого путешествия привозят новые знания, впечатления, эмоции. Предлагаю вам выбрать сердечко с изображением Стрижа и на обратной стороне написать нам несколько ответов на следующие вопросы:

Хорошо, что…

Я узнал…

Мне понравилось…

Меня удивило…

Спасибо за участие в мастер-классе, а мы с ребятами изготовили вам небольшие сувениры, которые вы можете забрать с собой из нашего путешествия.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению