При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Лукьяненко В.Н.,
канд. пед. наук, соавтор образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет;
Михайлова И.В.,
воспитатель МБДОУ д/с № 101, г. Таганрог Ростовской обл.
В статье представлен опыт работы по приобщению к народной культуре детей раннего возраста в МБДОУ д/с № 101 г. Таганрога, который является участником сетевой инновационной площадки Института художественного образования и культурологии РАО в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от 2 мес. до 3 лет.
В качестве особого культурного средства воспитания детей раннего возраста авторы программы используют устное народное творчество, в том числе сказку. Время убеждает нас в том, что сказки — произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения, настолько они просты и естественны благодаря композиции и выразительности языка. Их содержание, как правило, отражает известные детям по личному опыту жизненные ситуации. Взаимоотношения сказочных персонажей доступны детскому пониманию, поскольку язык в них живой, а образы всегда колоритны.
Сюжетно-композиционное построение сказки, предлагаемой детям раннего возраста, строится на постепенном заполнении пустоты (дом, рукавичка, кувшин) и повторении действия, связанного с приходом следующего героя, а также на увеличении числа героев от маленького к большому.
С целью улучшения восприятия сказки детьми раннего возраста педагоги-организаторы инновационной деятельности внесли игрушку дергунчика. Она рассматривается нами как своеобразное дидактическое средство для вступления в игровое взаимодействие, ее можно самостоятельно «оживлять», как никакую другую игрушку. Подвижный дергунчик побуждает ребенка к последующим движениям рук и экспериментированию с ним, в результате чего всегда присутствует эффект новизны. Забавляясь с игрушкой, ребенок переходит к ее озвучиванию. Яркая и динамичная народная игрушка-забава — именно то, что необходимо ребенку в раннем возрасте.
Одной из форм представления педагогического опыта служит мастер-класс, организованный для повышения педагогических компетенций воспитателей, выстроенный посредством прямого и комментированного показа методов и приемов рассказывания сказки с использованием народной игрушки-забавы дергунчика.
Цель: ознакомление воспитателей с организацией рассказывания сказки детям раннего возраста с использованием народной игрушки дергунчика.
Задачи:
— способствовать освоению педагогами приемов рассказывания сказки на основе прямого и комментированного показов;
— содействовать практическому освоению игровых ситуаций по рассказыванию сказки в режиме технологии с использованием игрушки дергунчика;
— активизировать участие воспитателей в работе малых групп.
Оборудование: столы, стулья (по количеству участников), плоскостное изображение теремка, набор дергунчиков к сказке «Теремок».
* * *
На первом этапе:
— сообщается о целях мастер-класса;
— выявляются ожидания и потребности участников мастер-класса;
— проводится беседа с воспитателями по плану:
а) какие ассоциации возникают в памяти;
б) образ народной игрушки-забавы дергунчика;
в) игрушка-забава дергунчик и ребенок раннего возраста;
г) дергунчик в руках педагога.
В результате обсуждения делается вывод о педагогической ценности народной игрушки-забавы:
— приобщает к народной культуре и народному творчеству;
— организует эмоциональное восприятие устного народного творчества (сказка);
— забавляет, приобщает к элементарной театрализованной деятельности;
— способствует принятию ролевой позиции в игровых ситуациях;
— воспитывает навыки совместного творчества в групповом игровом общении.
На втором этапе проводится работа в малых группах по освоению технологии. Участники мастер-класса знакомятся с различными вариантами используемой технологии.
В соответствии с каждым вариантом организуется рассказывание сказки и показ движения персонажей по сюжету. Это позволяет закрепить представление о последовательности игровых действий и расположении игроков с персонажами-дергунчиками. Затем каждая группа обсуждает организацию и методику рассказывания сказки детям с использованием дергунчиков и учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Представитель каждой группы доносит общее групповое мнение до всех участников мастер-класса.
Технология рассказывания русской народной сказки «Теремок» с использованием игрушки-забавы дергунчика
Вариант 1. «В гости к сказке»:
— стадия восприятия детьми уже знакомой сказки;
— «приглашение в сказку» (показ домика, для кого этот домик …»);
— рассказывание сказки «Теремок» в режиме с использованием дергунчика;
— предлагаются дергунчики — сказочные герои (мышка, лягушка и т.д.); дети в свободной форме забавляются с игрушками, пляшут под музыку и веселятся.
Вариант 2. «Оживи сказку»:
— постановка отдельных сюжетов, сценок (стадия закрепления);
— «приглашение в сказку» (мотивация детей к совместному рассказыванию сказки), например: воспитатель обыгрывает сказочного героя мышку. «Мышка потеряла своих друзей из сказки. Давайте ей поможем с ними встретиться!» Для этого детям предлагаются дергунчики из сказки «Теремок»;
— совместное рассказывание сказки воспитателем и детьми (действия детей с дергунчиком и речевое проговаривание текста).
Вариант 3. «Мой герой»:
— организуется свободная деятельность детей для забавы с дергунчиками из разных русских народных сказок; ребенок сам выбирает понравившегося дергунчика из сказки, рассматривает его, забавляется, сопровождает игру речью. Если дети объединятся — это только поощряется.
На третьем этапе проводится обсуждение результатов работы каждой группы с участниками мастер-класса, в ходе которой ведущий подводит итоги, предлагая вопросы:
— Какие чувства вызвала у вас игра?
— Что было знакомым, а что новым?
— Насколько удобен и важен для ребенка такой способ рассказывания сказки?
— Какие приемы были эффективными, а какие нет?
— Что бы вы изменили?
— Кто из вас желает провести тот или иной вариант игры?
Воспитатели высказываются о собственном восприятии каждого варианта технологии, описывают свое личное состояние и переживания. Определяют проблемы и перспективы для дальнейшего развития.
Таким образом, опыт проведения данного мастер-класса дает возможность воспитателю освоить игровую ситуацию по рассказыванию сказки в режиме технологии с использованием народной игрушки дергунчика, формирует представления о важности использования данной игрушки как своеобразного дидактического средства.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle