• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Использование игрушки-забавы в процессе рассказывания сказок для детей раннего возраста

Сводная информация
Статья из журнала:
Воспитатель ДОУ
Номер журнала:
12/2022
В статье представлено описание мастер-класса как одной из основных форм повышения педагогической компетентности воспитателя. Мастер-класс основан на прямом и комментированном показе методов и приемов рассказывания сказки детям раннего возраста с использованием народной игрушки-забавы дергунчик Использование игрушки-забавы в процессе рассказывания сказок для детей раннего возраста

Лукьяненко В.Н.,

канд. пед. наук, соавтор образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет;

Михайлова И.В.,

воспитатель МБДОУ д/с № 101, г. Таганрог Ростовской обл.

В статье представлен опыт работы по приобщению к народной культуре детей раннего возраста в МБДОУ д/с № 101 г. Таганрога, который является участником сетевой инновационной площадки Института художественного образования и культурологии РАО в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от 2 мес. до 3 лет.

В качестве особого культурного средства воспитания детей раннего возраста авторы программы используют устное народное творчество, в том числе сказку. Время убеждает нас в том, что сказки — произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения, настолько они просты и естественны благодаря композиции и выразительности языка. Их содержание, как правило, отражает известные детям по личному опыту жизненные ситуации. Взаимоотношения сказочных персонажей доступны детскому пониманию, поскольку язык в них живой, а образы всегда колоритны.

Сюжетно-композиционное построение сказки, предлагаемой детям раннего возраста, строится на постепенном заполнении пустоты (дом, рукавичка, кувшин) и повторении действия, связанного с приходом следующего героя, а также на увеличении числа героев от маленького к большому.

С целью улучшения восприятия сказки детьми раннего возраста педагоги-организаторы инновационной деятельности внесли игрушку дергунчика. Она рассматривается нами как своеобразное дидактическое средство для вступления в игровое взаимодействие, ее можно самостоятельно «оживлять», как никакую другую игрушку. Подвижный дергунчик побуждает ребенка к последующим движениям рук и экспериментированию с ним, в результате чего всегда присутствует эффект новизны. Забавляясь с игрушкой, ребенок переходит к ее озвучиванию. Яркая и динамичная народная игрушка-забава — именно то, что необходимо ребенку в раннем возрасте.

Одной из форм представления педагогического опыта служит мастер-класс, организованный для повышения педагогических компетенций воспитателей, выстроенный посредством прямого и комментированного показа методов и приемов рассказывания сказки с использованием народной игрушки-забавы дергунчика.

Цель: ознакомление воспитателей с организацией рассказывания сказки детям раннего возраста с использованием народной игрушки дергунчика.

Задачи:

— способствовать освоению педагогами приемов рассказывания сказки на основе прямого и комментированного показов;

— содействовать практическому освоению игровых ситуаций по рассказыванию сказки в режиме технологии с использованием игрушки дергунчика;

— активизировать участие воспитателей в работе малых групп.

Оборудование: столы, стулья (по количеству участников), плоскостное изображение теремка, набор дергунчиков к сказке «Теремок».

* * *

На первом этапе:

— сообщается о целях мастер-класса;

— выявляются ожидания и потребности участников мастер-класса;

— проводится беседа с воспитателями по плану:

а) какие ассоциации возникают в памяти;

б) образ народной игрушки-забавы дергунчика;

в) игрушка-забава дергунчик и ребенок раннего возраста;

г) дергунчик в руках педагога.

В результате обсуждения делается вывод о педагогической ценности народной игрушки-забавы:

— приобщает к народной культуре и народному творчеству;

— организует эмоциональное восприятие устного народного творчества (сказка);

— забавляет, приобщает к элементарной театрализованной деятельности;

— способствует принятию ролевой позиции в игровых ситуациях;

— воспитывает навыки совместного творчества в групповом игровом общении.

На втором этапе проводится работа в малых группах по освоению технологии. Участники мастер-класса знакомятся с различными вариантами используемой технологии.

В соответствии с каждым вариантом организуется рассказывание сказки и показ движения персонажей по сюжету. Это позволяет закрепить представление о последовательности игровых действий и расположении игроков с персонажами-дергунчиками. Затем каждая группа обсуждает организацию и методику рассказывания сказки детям с использованием дергунчиков и учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Представитель каждой группы доносит общее групповое мнение до всех участников мастер-класса.

Технология рассказывания русской народной сказки «Теремок» с использованием игрушки-забавы дергунчика

Вариант 1. «В гости к сказке»:

— стадия восприятия детьми уже знакомой сказки;

— «приглашение в сказку» (показ домика, для кого этот домик …»);

— рассказывание сказки «Теремок» в режиме с использованием дергунчика;

— предлагаются дергунчики — сказочные герои (мышка, лягушка и т.д.); дети в свободной форме забавляются с игрушками, пляшут под музыку и веселятся.

Вариант 2. «Оживи сказку»:

— постановка отдельных сюжетов, сценок (стадия закрепления);

— «приглашение в сказку» (мотивация детей к совместному рассказыванию сказки), например: воспитатель обыгрывает сказочного героя мышку. «Мышка потеряла своих друзей из сказки. Давайте ей поможем с ними встретиться!» Для этого детям предлагаются дергунчики из сказки «Теремок»;

— совместное рассказывание сказки воспитателем и детьми (действия детей с дергунчиком и речевое проговаривание текста).

Вариант 3. «Мой герой»:

— организуется свободная деятельность детей для забавы с дергунчиками из разных русских народных сказок; ребенок сам выбирает понравившегося дергунчика из сказки, рассматривает его, забавляется, сопровождает игру речью. Если дети объединятся — это только поощряется.

На третьем этапе проводится обсуждение результатов работы каждой группы с участниками мастер-класса, в ходе которой ведущий подводит итоги, предлагая вопросы:

— Какие чувства вызвала у вас игра?

— Что было знакомым, а что новым?

— Насколько удобен и важен для ребенка такой способ рассказывания сказки?

— Какие приемы были эффективными, а какие нет?

— Что бы вы изменили?

— Кто из вас желает провести тот или иной вариант игры?

Воспитатели высказываются о собственном восприятии каждого варианта технологии, описывают свое личное состояние и переживания. Определяют проблемы и перспективы для дальнейшего развития.

Таким образом, опыт проведения данного мастер-класса дает возможность воспитателю освоить игровую ситуацию по рассказыванию сказки в режиме технологии с использованием народной игрушки дергунчика, формирует представления о важности использования данной игрушки как своеобразного дидактического средства.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению