• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда

Сводная информация
Статья из журнала:
Логопед
Номер журнала:
02/2022
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда Журнал Логопед 02.2022 Подписаться на журнал

Гильманова Н.П., Яфаева С.Ю., учителя-логопеды МАДОУ д/с № 16 «Ромашка», г. Бирск, Республика Башкортостан.

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют нового подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные методы, индивидуальные программы развития, технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии.

Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю итрадиции. Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду неотъемлемой частью развивающей предметной среды. Поэтому важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и, прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии.

Преимущества компьютеризированного способа работы:

—   последовательность и системность информации;

—   тезисность и информативность;

—   наглядность и эффективность подачи материала;

—   легкость возврата к предыдущей информации;

—   возможность ее дополнения или исправления.

Овладение связной речью — высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи.

Последовательное включение в процесс коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР компьютерных тренажеров и программ: «Игры для Тигры», «Учись говорить правильно», «Домашний логопед» позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей. Систематические занятия с использованием этих программ способствуют развитию не только вербальных функций ребенка, но и совершенствованию психологической базы речи.

Система применения информационных компьютерных технологий строится поэтапно, на каждом этапе решаются определенные задачи.

1.    Подготовительный

Его главная цель — формирование мотивационной готовности ребенка с ОНР к участию в коррекционном процессе с использованием информационных компьютерных технологий. Кроме того, он обучается некоторым элементарным действиям с компьютером. Основные направления работы: создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом процессе; преодоление психологического барьера между ребенком и компьютером с помощью создания ситуации успеха. Большое внимание должно уделяться формированию правильного расположения перед монитором, времени нахождения ребенка за компьютером.

2.    Основной (содержательно-формирующий)

Основная цель этого этапа — коррекция и развитие устной речи детей с ОНР, построенные на исправлении нарушений артикуляционного праксиса, формировании звукового анализа, обогащении словарного запаса, становлении связной речи. Работа ведется также над речевым дыханием и фонацией. В ходе занятий необходимо активизировать речь, предлагая интересные и доступные детям по возрасту и с учетом уровня развития речемыслительной деятельности вопросы. Различные упражнения можно использовать и для выработки определенного темпа речи. По мере расширения произносительных возможностей детей с ОНР применяются задания компьютерной программы, направленные на развитие звукового анализа. На занятиях создается эмоционально положительный психологический климат, предусматривающий «ситуации уверенности» ребенка в своих силах, формирование сотруднических взаимоотношений между ребенком и логопедом.

3.    Саморазвивающий

Цель этого этапа заключается в развитии самоконтроля за просодической и звукопроизносительной сторонами устной речи детей с речевыми нарушениями. Реализуются возможности в закреплении поставленных звуков, полученных навыков устной речи и творческого выполнения заданий. На данном этапе применяются разнообразные средства, созданные при помощи компьютерных программ.

Ограничивающими моментами, связанными с использованием компьютера на логопедических занятиях, являются:

—   гигиенические ограничения во времени при работе детей с компьютером;

—   индивидуальные противопоказания или дополнительные ограничения по здоровью у отдельных учащихся;

—   использование компьютерных технологий не более 1—2 раз в неделю.

При определенных условиях использование компьютерных средств в коррекционно-развивающем обучении помогает ребенку более полно реализовать собственную активную позицию субъекта деятельности при взаимодействии со взрослым. Функции контролера правильности решения коррекционных задач выполняет компьютер, а логопед становится партнером, способным оказать необходимую помощь ребенку. Положительный эмоциональный фон способствует повышению эффективности занятий.

Таким образом, применение информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении значительно сокращает время формирования произносительных навыков, развития фонематического восприятия, навыков звукового и языкового анализа, что способствует развитию связной речи детей с ОНР. А поскольку компьютер — важное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед. 2004. № 2.

Ковригина Л.В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста // Фундаментальные исследования. 2008. № 3. С. 57—59.

Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: метод. традиции и новаторство. М., 2003.

Соприна М.В. Компьютерные технологии в коррекции речевого развития дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2010. № 7.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению