При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Вивчарь В.Н.,
педагог-психолог МБДОУ д/с № 8 комбинированного вида, станица Старощербиновская Краснодарского края
Вся жизнь ребенка — игра, потому процесс его обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции быстрее всего развиваются в детской игре.
Обновленное содержание дошкольного воспитания предъявляет особые новые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Это создание содержательно насыщенной, вариативной, доступной среды; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.
Применение камешков Марблс в психологической практике — один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними.
Камни Марблс — потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс в переводе означает «мраморный». Это небольшая сферическая игрушка, обычно разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата. Чаще всего они около 1,25—2,5 см в диаметре, но размер может варьироваться. Камешки имеют разнообразную цветовую гамму. Марблы используются в различных играх, носящих общее название «Марблс».
Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название «Кабошоны», что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать в своей работе более удобно, поскольку этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной стороны, камень выпуклый, а с другой — ровный, спиленный.
Главная цель использования этих камешков — развитие общей и мелкой моторики. В своей психологической практике мы так определяем коррекционные цели:
— формирование правильного захвата шарика кистью;
— развитие сложно координированного движения пальцев кистей;
— мышления;
— ориентировки на плоскости;
— внимания и памяти;
— фантазии и творчества;
— работа над запоминанием цвета;
— обогащение словарного запаса.
Эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей в противовес новейшим высокотехнологичным игрушкам. При использовании этих камешков можно отметить некоторые их преимущества перед другими инновационными конструктивно-игровыми приемами, применяемыми для развития речи.
С камешками Марблс ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Камешки безопасны: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
При использовании камешков Марблс у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха. Камешки не вызывают у ребенка негативного отношения, и вся воспитательно-развивающая работа воспринимается им как игра.
Поскольку камешки можно расположить не только на столе, но и на полу, ковре, у ребенка во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
Работа с камешками Марблс позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Камешки Марблс — конструктор для всех возрастных категорий детей.
Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности: она удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию творческого мышления, благотворно влияет на развитие умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышает интерес к занятиям, снимает усталость.
Через интересные формы работы, творческую предметно-практическую деятельность ребенок познает окружающий мир, учится общаться и осознавать себя как личность. К тому же нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда.
Всем известно, что познание мира, учение начинаются с удивления. Работа с разноцветными камнями Марблс по силе воздействия на ребенка схожа с праздником: она вызывает радость, улыбку, положительные эмоции. Дети раскрепощаются, убираются телесные зажимы, появляется уверенность в себе. С помощью этого нетрадиционного материала можно развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, формировать пространственные представления, работать над дифференциацией расцветок.
Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.
В работе с детьми мы используем камешки Марблс для организации следующих игр и упражнений.
Игра «Четвертый лишний»
Дети на карточках, предложенных психологом, находят лишний предмет и кладут на него камень Марблс, поясняя свой выбор.
Упражнение «Ориентация на листе бумаги»
Перед ребенком лежит белый лист бумаги, предлагается выполнить следующее задание: положить в центр листа зеленый камень, в левый верхний угол — желтый; синий — в правый верхний угол, в левый нижний угол — красный камень. После чего попросить проговорить, где лежит красный камень, зеленый камень и т.д.
Игра «Найди и определи, что это?»
Игра направлена на развитие внимания.
Педагог-психолог называет ребятам различные слова. Дети внимательно слушают и по договоренности поднимают либо красный камень (слышат название животного, либо зеленый (слышат название растения).
Список предлагаемых слов: тигр, береза, лев, самолет, заяц, волк, дерево, цветок, змея, дом, машина, тополь, лошадь.
Упражнение «Змейка» или «По дороге в гости к гному»
Детям поочередно предлагается проложить путь от одного гномика к другому. Задание усложняется тем, что дорога может быть как прямой, так и извилистой.
Упражнение «Чудесный мешочек»
Задачи: формировать умение сопоставлять зрительные и осязательные впечатления; развивать речь.
Вариант 1. В непрозрачный мешочек кладут камешки разной формы, величины, цвета. Перед ребенком образец — камешек Марблс. Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же.
Вариант 2. Ребенку завязывают глаза, дают шарик, который необходимо обследовать тактильно и на ощупь в мешочке найти такой же.
Камешек в руке катаю,
Между пальцами верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Упражнение «Сухой бассейн»
Задача: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику.
Вариант 1. У ребенка глубокая чаша, наполненная камешками Марблс, среди которых — мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее.
Вариант 2. У ребенка глубокая чаша, наполненная крупой, в которой находятся камешки Марблс. Педагог предлагает ребенку найти и на ощупь описать их.
Упражнение «Золушка»
Задачи: развивать тактильные ощущения; умение выбирать предметы, отличающиеся по форме, цвету, размеру.
Вариант 1. Разбери по цвету.
Вариант 2. Разбери по форме.
Вариант 3. Разбери по размеру.
Упражнение «Гирлянда»
Задачи: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно-двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.
У ребенка лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование расцветок. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом.
Упражнение «Графический диктант»
Задачи: учить ориентироваться на плоскости; проводить профилактику оптико-пространственных нарушений; развивать мелкую моторику.
Педагог дает устную инструкцию: положи красный камешек в центр листа, синий — в верхний левый угол, зеленый — в правый верхний, синий — в правый нижний, зеленый — в левый нижний.
Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения. Она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.
Игры с камешками Марблс — это и физическое и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам. Движения пальцев стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Работа с камешками Марблс предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle