• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Камни Марблс, как инновационный прием в коррекционной работе педагога-психолога с дошкольниками

Сводная информация
Статья из журнала:
Воспитатель ДОУ
Номер журнала:
04/2023
Игры с камешками Марблс — нетрадиционный прием обучения, интересный детям всех возрастов. Камешки Марблс помогают развивать психические процессы: мышление, внимание, память, речь, умение классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, предвидеть результаты своих действий. Игры с камнями вызывают у дошкольников чувство радости, счастья. В силу позитивных эмоций, сопровождающих действия с камешками, значительно повышается работоспособность, снижается утомляемость, что благотворно сказывается на развитии ребенка.
Статья может быть полезна воспитателям, психологам, логопедам, родителям Камни Марблс, как инновационный прием в коррекционной работе педагога-психолога с дошкольниками

Вивчарь В.Н.,

педагог-психолог МБДОУ д/с № 8 комбинированного вида, станица Старощербиновская Краснодарского края

Вся жизнь ребенка — игра, потому процесс его обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции быстрее всего развиваются в детской игре.

Обновленное содержание дошкольного воспитания предъявляет особые новые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Это создание содержательно насыщенной, вариативной, доступной среды; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.

Применение камешков Марблс в психологической практике — один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними.

Камни Марблс — потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс в переводе означает «мраморный». Это небольшая сферическая игрушка, обычно разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата. Чаще всего они около 1,25—2,5 см в диаметре, но размер может варьироваться. Камешки имеют разнообразную цветовую гамму. Марблы используются в различных играх, носящих общее название «Марблс».

Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название «Кабошоны», что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать в своей работе более удобно, поскольку этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной стороны, камень выпуклый, а с другой — ровный, спиленный.

Главная цель использования этих камешков — развитие общей и мелкой моторики. В своей психологической практике мы так определяем коррекционные цели:

— формирование правильного захвата шарика кистью;

— развитие сложно координированного движения пальцев кистей;

— мышления;

— ориентировки на плоскости;

— внимания и памяти;

— фантазии и творчества;

— работа над запоминанием цвета;

— обогащение словарного запаса.

Эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей в противовес новейшим высокотехнологичным игрушкам. При использовании этих камешков можно отметить некоторые их преимущества перед другими инновационными конструктивно-игровыми приемами, применяемыми для развития речи.

С камешками Марблс ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Камешки безопасны: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

При использовании камешков Марблс у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха. Камешки не вызывают у ребенка негативного отношения, и вся воспитательно-развивающая работа воспринимается им как игра.

Поскольку камешки можно расположить не только на столе, но и на полу, ковре, у ребенка во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

Работа с камешками Марблс позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Камешки Марблс — конструктор для всех возрастных категорий детей.

Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности: она удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию творческого мышления, благотворно влияет на развитие умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышает интерес к занятиям, снимает усталость.

Через интересные формы работы, творческую предметно-практическую деятельность ребенок познает окружающий мир, учится общаться и осознавать себя как личность. К тому же нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда.

Всем известно, что познание мира, учение начинаются с удивления. Работа с разноцветными камнями Марблс по силе воздействия на ребенка схожа с праздником: она вызывает радость, улыбку, положительные эмоции. Дети раскрепощаются, убираются телесные зажимы, появляется уверенность в себе. С помощью этого нетрадиционного материала можно развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, формировать пространственные представления, работать над дифференциацией расцветок.

Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.

В работе с детьми мы используем камешки Марблс для организации следующих игр и упражнений.

Игра «Четвертый лишний»

Дети на карточках, предложенных психологом, находят лишний предмет и кладут на него камень Марблс, поясняя свой выбор.

Упражнение «Ориентация на листе бумаги»

Перед ребенком лежит белый лист бумаги, предлагается выполнить следующее задание: положить в центр листа зеленый камень, в левый верхний угол — желтый; синий — в правый верхний угол, в левый нижний угол — красный камень. После чего попросить проговорить, где лежит красный камень, зеленый камень и т.д.

Игра «Найди и определи, что это?»

Игра направлена на развитие внимания.

Педагог-психолог называет ребятам различные слова. Дети внимательно слушают и по договоренности поднимают либо красный камень (слышат название животного, либо зеленый (слышат название растения).

Список предлагаемых слов: тигр, береза, лев, самолет, заяц, волк, дерево, цветок, змея, дом, машина, тополь, лошадь.

Упражнение «Змейка» или «По дороге в гости к гному»

Детям поочередно предлагается проложить путь от одного гномика к другому. Задание усложняется тем, что дорога может быть как прямой, так и извилистой.

Упражнение «Чудесный мешочек»

Задачи: формировать умение сопоставлять зрительные и осязательные впечатления; развивать речь.

Вариант 1. В непрозрачный мешочек кладут камешки разной формы, величины, цвета. Перед ребенком образец — камешек Марблс. Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же.

Вариант 2. Ребенку завязывают глаза, дают шарик, который необходимо обследовать тактильно и на ощупь в мешочке найти такой же.

Камешек в руке катаю,

Между пальцами верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Упражнение «Сухой бассейн»

Задача: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику.

Вариант 1. У ребенка глубокая чаша, наполненная камешками Марблс, среди которых — мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее.

Вариант 2. У ребенка глубокая чаша, наполненная крупой, в которой находятся камешки Марблс. Педагог предлагает ребенку найти и на ощупь описать их.

Упражнение «Золушка»

Задачи: развивать тактильные ощущения; умение выбирать предметы, отличающиеся по форме, цвету, размеру.

Вариант 1. Разбери по цвету.

Вариант 2. Разбери по форме.

Вариант 3. Разбери по размеру.

Упражнение «Гирлянда»

Задачи: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно-двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.

У ребенка лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование расцветок. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом.

Упражнение «Графический диктант»

Задачи: учить ориентироваться на плоскости; проводить профилактику оптико-пространственных нарушений; развивать мелкую моторику.

Педагог дает устную инструкцию: положи красный камешек в центр листа, синий — в верхний левый угол, зеленый — в правый верхний, синий — в правый нижний, зеленый — в левый нижний.

Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения. Она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.

Игры с камешками Марблс — это и физическое и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам. Движения пальцев стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Работа с камешками Марблс предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению