• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Картотека дидактических игр спортивного содержания

Сводная информация
Статья из журнала:
Инструктор по физкультуре
Номер журнала:
02/2023
Любая физическая активность должна подкрепляться теоретическими знаниями во время проведения дидактических игр и тематических занятий по физической культуре. В статье представлены дидактические игры спортивного содержания для детей 5—7 лет. В качестве основного оборудования используются развивающие игры В.В. Воскобовича. В процессе игр дети не только знакомятся с различными видами спорта, но и закрепляют навыки звукового анализа слов, образы букв, учатся классифицировать, группировать, выполнять логические операции. Картотека дидактических игр спортивного содержания

Зубчевская Е.И.,

воспитатель МБДОУ д/с комбинированного вида № 120, г. Братск

Формировать представление о здоровом образе жизни, физической культуре и видах спорта можно разными способами. Материал, представленный в статье, направлен на решение задач при реализации образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО. Основная цель предложенных занятий — формирование у детей представлений о некоторых видах спорта.

Формировать у детей потребность в двигательной активности, пробуждать интерес к спорту и здоровому образу жизни необходимо начинать с раннего детства. Эта задача — одна из важнейших задач развития дошкольников, и она должна и может решаться в ДОО. С момента введения ФГОС ДО, происходит модернизация образовательного процесса. В соответствии с п.2.9 Стандарта весь педагогический процесс предполагает комплексность подхода к развитию дошкольников, поэтому любая методика должна придерживаться этого требования, обеспечивая развитие детей во всех перечисленных в нем взаимодополняющих образовательных областях. Формирование представлений о видах спорта у дошкольников должно происходить при помощи разных специалистов ДОО: инструкторов по физической культуре, воспитателей, специалистов коррекционных и компенсирующих групп.

Система работы по формированию у детей представлений о некоторых видах спорта может решать следующие задачи:

— обогащать двигательный опыт дошкольников;

— развивать психофизические качества;

— пробуждать интерес дошкольников, и их родителей к двигательной деятельности;

— пропагандировать здоровый образ жизни;

— увеличивать познавательную мотивацию дошкольников;

— способствовать восприятию, развитию памяти, воображения, речи и творчества ребенка;

— популяризировать Олимпийское движение (ознакомление с олимпийскими видами спорта и историей его развития).

Для разработки системы работы по формированию у дошкольников представлений о видах спорта необходимо придерживаться следующих правил:

— материал должен соответствовать возрастным психофизическим особенностям развития детей;

— при составлении плана занятия (или программы занятий) необходимо опираться на интересы и индивидуальные особенности детей, а также на национально-региональный компонент; программный материал должен соответствовать Основной образовательной программе ДОО;

— при формировании у дошкольников представлений о видах спорта необходимы тесное взаимодействие разных специалистов ДОО, их планомерная и последовательная работа.

Основные теоретические знания следует подавать в форме бесед, рассматривания репродукций и видеоматериалов, а закреплять полученные знания — во время проведения дидактических игр и тематических занятий по физической культуре. Оценивать усвоение полученных знаний можно по результатам продуктивной деятельности дошкольников, а также во время тематических досугов.

Рассмотрим примеры дидактических игр со спортивным компонентом.

«Зимние и летние виды спорта»

Цель: учить называть и различать зимние и летние виды спорта.

Оборудование: развивающая среда «Фиолетовый лес», солнышко из комплекта к нему, гномы Охле и Геле (набор «Разноцветные гномы»), сказочный образ Незримка Всюсь, два круга: оранжевый и синий, сделанные из веревочек, снежинки (набор «Разноцветные веревочки 1»), «Круговерт» из комплекта «Круговерт и стрелочка», картинки летних и зимних видов спорта.

Ход игры

Дети вместе с педагогом отправляются в Фиолетовый лес, где их встречают гномики Охле и Геле, которые рассказали, что Незримка Всюсь перепутал все их картинки. Оказывается, у гномика Охле были картинки с летними видами спорта, а у гномика Геле — с зимними (рис. 1).

Гномики просят детей помочь разложить картинки для них: Охле вернуть картинки с летними видами спорта, а Геле — с зимними (рис. 2).

Гномики благодарят детей и прощаются. Дети возвращаются в детский сад.

 

«Кому что нужно»

Цель: учить детей подбирать соответствующий инвентарь для спортсменов.

Оборудование: игровое поле «Коврограф Ларчик», сказочный образ Малыша Гео, веревочки для соединения (набор «Разноцветные веревочки 1»), картинки видов спорта и спортивного инвентаря.


Ход игры

Ребята, Малыш Гео решил заняться спортом и даже собрал картинки с любимыми видами спорта, а также картинки со спортивным инвентарем к ним.

Давайте поможем Гео распределить картинки.

Дети с помощью веревочек соединяют вид спорта и соответствующий этому виду спортивный инвентарь (рис.3).

Малыш Гео благодарит детей и прощается.

 

«Задание от Кота Филимона»

Цели:

— закрепление названий видов спорта;

— умение выделять звук в начале слова;

— совершенствование навыков звукового анализа слов;

— развитие слухового и зрительного внимания, мышления, мелкой моторики.

Оборудование: персонаж Кот Филимон Коттерфильд, пособие «Теремки Воскобовича Ларчик», «Набор букв и знаков Ларчик» (ковролин, многоцвет), «Конструктор букв 1» (на каждого ребенка), картинки спортсменов.

Ход игры

Сказочный герой Кот Филимон рассказал детям о разных спортсменах, которые выступали на арене его цирка и принес картинки с их изображением. Дети рассматривают эти картинки, выбирают себе одну, понравившуюся, называют вид спорта и звук, с которого начинается это слово, определяют, какой это звук — твердый или мягкий. Затем находят соответствующую букву на игровом поле «Теремки Воскобовича Ларчик» и конструируют ее из «Конструктора букв 1» (рис. 4, 5). Кот Филимон благодарит детей и прощается.

 

«Загадки о спорте»

Задачи игры:

— закреплять названия спортсменов по виду спорта;

— обучать конструированию с использованием схем;

— развивать мышление, мелкую моторику.

Оборудование: персонаж китенок Тимошка, игра «Чудо-Соты 1», игра «Чудо-Крестики 2», картотека загадок, раздаточные карточки с контурными схемами видов спорта.

Ход игры

Сказочный герой китенок Тимошка говорит, что очень любит веселиться и играть, приглашает детей поиграть с ним. Он предлагает детям отгадать загадки. Затем выбрать соответствующую схему и создать образ спортсмена (рис. 6). (1-й уровень сложности.)

Китенок благодарит детей и прощается.

Усложнение: дети собирают спортсмена по уменьшенной схеме (рис. 7) (2-й уровень сложности.)

3-й уровень сложности — собирают спортсмена самостоятельно, без схемы.

 

«Кто быстрее»

Задачи игры:

— закреплять название видов спорта, спортсменов, спортивных атрибутов;

— развивать внимание, умение классифицировать, выделять свойство предмета.

Оборудование: набор предметных картинок, звонок, мешочек, набор «Карточки отрицания».

Количество игроков: от 2 и более (но оптимальное — 4 игрока).

Ход игры

Ведущий кладет все карточки в мешочек и сообщает условие игры, какие карточки игроки сейчас будут собирать (например, спортивные атрибуты). Далее достает по одной карточке из мешочка и кладет картинкой вверх. Как только на столе появится нужная карточка, игрок должен нажать на звонок, назвать предмет, изображенный на карточке, и забрать ее себе. Игра заканчивается, когда в мешочке не остаются карточек. Побеждает тот, у кого больше их.

Усложнение игры: для этого варианта понадобятся карточки «отрицания» (рис. 8). Ведущий сообщает, что можно брать любую карточку, кроме той, которая перечеркнута (сверху на карточку кладется карточка «отрицания» (напрмер, нельзя брать картинки зимних видов спорта).

 

«Следы Гусеницы Фифы»

Задачи игры:

— закреплять название видов спорта;

— уметь выделять звук в начале и конце слова;

— совершенствовать навыки звукового анализа слов, совершенствовать умение дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости;

— развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, мелкую моторику.

Оборудование: персонаж Гусеница Фифа, развивающая среда «Фиолетовый лес», «Набор букв и знаков Ларчик» (ковролин, многоцвет), веревочки для соединения (набор «Разноцветные веревочки 1»), картинки видов спорта.

Ход игры

Сказочный герой Гусеница Фифа гуляла в волшебном лесу и нашла картинки разных видов спорта. Около каждой картинки была буква, с которой начинается слово вида спорта на картинке. Но вдруг подул ветер и разбросал буквы по полянке. Сначала Фифа расстроилась, а потом решила, что не будет расстраиваться, а проделает дорожки своими модными сапожками от букв к соответствующей картинке. Педагог предлагает ребятам соединить картинки видов спорта с буквой, на которую начинается этот вид (рис. 9).

Таким же образом находим и последний звук в слове.

 

«Соедини слова»

Задачи игры:

— закреплять название видов спорта;

— развивать зрительное внимание и память, закреплять образы букв.

Оборудование: пособие «Теремки Воскобовича Ларчик», «Набор букв на прозрачной основе» (красные, зеленые, синие), комплект «Кармашки», зажимы, веревочки для соединения (набор «Разноцветные веревочки 1»), картинки видов спорта.

Ход игры

По левой стороне поля «Теремки» с помощью зажимов закрепляются картинки разных видов спорта. В прозрачных кармашках около каждой картинки расставлены слова без последних слогов, обозначающие вид спорта. Последние слоги расположены с правой стороны коврографа в хаотичном порядке. С помощью разноцветных веревочек ребенок соединяет первые части слов с последним по смыслу (рис. 10).

 

«Загадки Гусеницы Фифы»

Задачи игры:

— закреплять название спортсменов по виду спорта;

— уметь выделять звук в начале конце слова;

— дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости;

— совершенствовать навыки звукового анализа слов;

— развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, речь, мелкую моторику.

Оборудование: персонаж Гусеница Фифа, игра «Шнур-Малыш», картотека загадок.

Количество игроков: от 2 и более.

Ход игры

Сказочный герой Гусеница Фифа предлагает детям отгадать загадки о видах спорта и название спортсмена в данном виде. После того как загадка отгадана, она предлагает взять «Шнур-Малыш» и нужный шнурок по цвету для создания на нем первого звука в слове (рис. 11).

Таким же образом создаем и последний звук в слове.

 

«Раз, два, три — фигуру сложи!»

Задачи игры:

— закреплять названия спортсменов по виду спорта;

— обучать конструированию;

— развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

Оборудование: игра «Чудо-Крестики 2» (на каждого ребенка), раздаточные карточки с контурными схемами видов спорта, звонок.

Количество игроков: от 2 и более.

Ход игры

Игрокам раздаются одинаковые схемы спортсменов и наборы игры «Чудо-Крестики 2». На сигнал ведущего «Раз, два, три — фигуру сложи!», дети собирают из крестиков по схеме фигуру (рис. 12). Как только ребенок собрал фигуру, он нажимает на звонок (рис. 13). Побеждает ребенок, собравший правильно по схеме и нажавший первым на звонок.

 

2-й уровень сложности — собирают спортсмена самостоятельно, без схемы.

«Графический диктант»

Задачи игры:

— закреплять название видов спорта;

— уметь выделять звук в начале слова;

— совершенствовать навыки звукового анализа слов, умение дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости;

— развивать фонематические слух и восприятие, способности производить звуковой и слоговой анализ слов;

— слуховое и зрительное внимание, память, мышление, речь, воображение, ориентировку в пространстве.

Оборудование: пособие «Теремки Воскобовича Ларчик», «Набор букв и знаков Ларчик» (ковролин, многоцвет), обучающие кубики «Теремки Воскобовича», картинки видов спорта, набор «Разноцветные кружки 1», сказочный персонаж Лопушок.

Ход игры

Сказочный герой Лопушок приготовил для детей задания (рис. 14). На пособии «Теремки Воскобовича Ларчик» ребенок выполняет графический диктант, начиная с красного кружка (например, одна клеточка вверх, одна клеточка влево, две клеточки вниз, две клеточки вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх. Ребенок должен оказаться на букве «Б»). Если ребенок выполнил диктант правильно, он оказывается на цветном кружке около буквы, если ошибся, Лопушок помогает ему найти правильный путь.

 

Далее ребенок называет букву, обращает внимание на ее твердость или мягкость, находит картинку, на которой вид спорта начинается с этой буквы, и называет его. Далее Лопушок предлагает ребенку взять кубик и собрать первый слог этого слова, благодарит за правильно выполненные задания.

* * *

Подводя итоги, отметим, что сочетание дидактических физкультурно-оздоровительных практик в работе с детьми приводит не только к отличным результатам в их развитии, но и к повышению интереса и любознательности. Дидактические игры можно использовать и в домашних условиях. Набор заданий в играх разнообразен и ограничивается лишь возрастными возможностями детей и фантазией взрослых.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению