• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Кинезиологические упражнения для речевого и умственного развития дошкольников: мастер-класс для педагогов

Сводная информация
Статья из журнала:
Логопед
Номер журнала:
03/2023
Использование кинезиологических упражнений сегодня признано одним из наиболее эффективных методов психофизиологического развития дошкольников. В статье представлен мастер-класс для педагогов, во время которого воспитатели и инструкторы ДОО смогут ознакомиться с основными принципами и инструментарием кинезиологии. Кинезиологические упражнения для речевого и умственного развития дошкольников: мастер-класс для педагогов

Кинезиологические упражнения для речевого и умственного развития дошкольников: мастер-класс для педагогов

Кравченко Л.В.,

учитель-логопед МБДОУ д/с «Сказка», г. Бородино Красноярского края

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой мозолистым телом, которое координирует нашу речевую и познавательную деятельность, активизирует моторное развитие, стимулирует творческую активность.

Для успешного речевого развития и обучения ребенка с ОВЗ необходимо полноценное развитие мозолистого тела. Наиболее благоприятный период для этого — дошкольный возраст, а одним из средств его развития служат кинезиологические упражнения.

Цель: ознакомление педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе для речевого, умственного и физического оздоровления дошкольников.

Задачи:

вводной части — знакомить с кинезиологией как одним из средств активного развития детей и взрослых;

основной части — отрабатывать цикл кинезиологических упражнений.

Вводная часть

Начать этот мастер-класс мы хотим с цитаты Ж. Тассо: «Движение может заменить лекарство, но ни одно лекарство не заменит движения».

Одним из методов активного развития дошкольников является кинезиология. Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Давайте поздороваемся, используя движение пальцев, и выполним кинезиологическое упражнение «Здравствуйте»: пальцы правой руки поочередно здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга подушечками.

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, верный наш дружок!

Мы живем в одном саду, Всех я вас приветствую.

В продолжение работы выполним кинезиологическое упражнение-активизатор «Массаж ушных раковин»: помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Основы кинезиологии связаны с учением И.П. Павлова о взаимосвязи движения рук и ног с головным мозгом. В 1970-х гг. американский доктор Пол Деннисон в Калифорнии разработал программу под названием «Гимнастика Мозга» — систему быстрых, простых, специфических движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы.

В России «Гимнастика Мозга» впервые начала применяться в 1988 г. в медицине. Потом элементы этой науки позаимствовала коррекционная педагогика, а сейчас кинезиологические упражнения широко используются в дошкольной педагогике и психологии.

Развитие головного мозга детей начинается внутриоутробно и активно продолжается до 9 лет. Дошкольный возраст — самое благоприятное время для развития мозга ребенка.

Как известно, единство мозга складывается из деятельности двух полушарий — левого и правого, тесно связанных между собой системой нервных волокон, называемых мозолистым телом (их количество достигает 200 млн). Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое (оно передает информацию со скоростью 4 млрд сигналов/с). Следует помнить, что основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7 лет, а у мальчиков — до 8—8,5 лет. Несформированность мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей, их координацию, пространственную ориентацию, адекватное эмоциональное реагирование.

Для успешного обучения и развития ребенка в школе необходимо полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Кинезиологические упражнения как раз развивают его, активизируют межполушарное взаимодействие, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

Предлагаю вам два диагностических кинезиологических упражнения. Первое упражнение «Перекрестные шаги». Мы вытягиваем руки перед собой и сначала делаем параллельные шаги, затем меняем руки и ноги и делаем перекрестные шаги:

—  параллельные шаги (6 раз);

—  перекрестные шаги (6 раз.)

Второе упражнение «Буквы». Договариваемся, если услышим звук [а] — вытягиваем вперед правую руку, звук [о] — поднимаем левую руку вверх, звук [у] — обе руки вытягиваем вперед.

Если при выполнении этих упражнений что-то не получается, значит нет гармоничной работы правого и левого полушарий, а каждое полушарие живет своей жизнью.

Основная часть

С учетом практической пользы и значимости кинезиологических упражнений для развития дошкольников в нашем саду творческая группа педагогов запустила проект для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста (приложение 1). Проект, рассчитанный на год, внедрялся в трех группах (две старшие и подготовительная к школе).

В рамках проекта мы подобрали диагностический инструментарий для отслеживания динамики в развитии детей (приложение 2); внедряем программу кинезиологических упражнений, изготавливаем и апробируем кинезиологические тренажеры для детей (приложение 3); ведем просветительскую работу с родителями и создаем видеотеку упражнений (диск с кинезиологическими упражнениями), постоянно пополняем копилку игр (приложение 4).

Заниматься кинезиологическими упражнениями необходимо ежедневно по 10—30 мин в зависимости от возраста ребенка. Упражнения каждого комплекса можно выполнять как по порядку — при освоении, так и в разной последовательности — при отработке комплекса, поскольку каждое упражнение самостоятельно и имеет свой эффект, как мгновенный, так и накопительный. После реализации каждого комплекса предполагается недельный перерыв.

В старших группах после освоения комплекса, чтобы поддерживать интерес детей, проводим кинезиологические упражнения в игровой форме. Это дает больше эффекта, чем простое механическое заучивание движения и многократное его повторение. А в подготовительной к школе группе проводим те же упражнения, но постепенно вносим усложнения (выполнение упражнений под стихи, музыку, сказки).

И знакомые упражнения звучат по-новому.

Кинезиологическое упражнение «Ладошки»: в такт произносимому тексту меняем местами лежащие на коленях ладони (можно перемещать их с одного плеча на другое).

Три мудреца в одном тазу Поплыли по морю в грозу. Будь попрочнее старый таз, Длиннее был бы наш рассказ.

Среди кинезиологических упражнний выделяются упражнения-растяжки, дыхательные, глазодвигательные, телесные, для развития мелкой моторики, на релаксацию.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемую мышечную вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширять поле зрения, улучшать восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др.

Упражнения для развития мелкой моторики стимулируют речевое развитие и мышление.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. Релаксационные упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей, успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями мелодии.

Теперь мы предлагаем всем выполнить «Зарядку для ума».

«Рука — ребро — ладонь». Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром; выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками одновременно.

«Симметричные рисунки». Рисуем в воздухе обеими руками елочку, гриб, домик, геометрические фигуры, цифры, буквы и т.д. (20—30 с).

«Губки». Левая рука на животе. Указательный палец правой руки находится над губой, а средний палец — под губами. Открыть рот и растирать область губ.

«Вдох-выдох»». Сделать вдох левой ноздрей (правая закрыта снизу большим пальцем правой руки), а выдох через правую, таким же образом закрыв левую ноздрю левой рукой (3 раза). При вдохе представлять серебристый цвет, при выдохе — золотой.

«Покачивание головой». Силой обхватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линию тела, поворачивая налево, потом направо. Повторить то же другой рукой.

«Наклоны». Сесть на стул, ноги вытянуть вперед, скрестить их. Делать наклоны вперед, доставая руками пальцы ног, наклонив голову вперед. Следить за дыханием: выдох при наклоне, вдох — при подъеме. Повторить 3 раза и изменить положение ног.

—           определение актуальности, цели, задач, формы работ;

—           диагностических методик;

Проект «Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста»

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.

Участники проекта: дети, родители, педагоги ДОО.

Срок реализации: октябрь — май.

Проблема: растущее число детей с физическими и психическими нарушениями здоровья.

Цель: развитие межполушарных связей у детей 5—7 лет средствами кинезиологических упражнений.

Реализация проекта позволит решить следующие задачи.

1.            Активизировать межполушарное взаимодействие у детей.

2.            Развивать умственные способности.

3.            Способствовать речевому развитию детей.

4.            Развивать физическое здоровье.

5.            Повышать компетентность педагогов и родителей по теме.

Этапы проекта

I.             Организационно-исследовательский этап (октябрь)

1.            Организационное заседание:

—           расширение информационного поля по теме, подбор литературы;

—           подбор кинезиологических упражнений.

2.            Проведение первичной диагностики детей: развитие мелкой моторики, определение ведущей руки, развитие памяти, внимания, речи. Справка по результатам диагностики.

II.            Практический этап (ноябрь — март)

1.            Систематизация и внедрение комплекса упражнений для развития межполушарных связей. Создание видеотеки. Изготовление и апробирование тренажеров.

2.            Консультации для родителей на групповых собраниях

«Кинезиологические упражнения для развития ребенка» (ноябрь).

3.            Систематизация и внедрение комплекса кинезиологических упражнений для развития правого полушария. Создание видеотеки. Изготовление и апробирование тренажеров (декабрь — январь).

4.            Мастер-класс для педагогов ДОО «Кинезиология как средство активного развития старших дошкольников» (февраль).

5.            Систематизация и внедрение комплекса кинезиологичеких упражнений для развития левого полушария. Создание видеотеки. Изготовление и апробирование тренажеров (февраль — март).

III.          Итоговый этап (апрель — май)

1.            Проведение итогового диагностического обследования детей, определение динамики развития. Справка по результатам работы.

2.            Мастер-класс для родителей «Зарядка для ума и тела» (апрель).

3.            Представление образовательной практики коллегам ДОО (май).

Приложение 2

Список диагностических методик

Леонтьев А.Н. Исследование зрительной и слуховой памяти детей 5—7 лет.

Нищева Н.В. Исследование состояния моторной сферы.

Нищева Н.В. Исследование состояния словаря детей 5—6, 6—7 лет (наглядный материал О.Б. Иншакова).

Нищева Н.В. Тест на определение ведущей руки.

Тихомирова Л.О. Обследование внимания детей старшего дошкольного возраста.

Приложение 3

Кинезиологический тренажер

Приложение 4

Кинезиологические упражнения

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают речевую и мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.

«Уши». Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх — наружу от верхней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя два пальца в кольцо: большой с указательным, большой со средним и т.д.; в обратном порядке — от мизинца к указательному пальцу.

«Кулак — ребро — ладонь». Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром; выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками одновременно.

«Лезгинка». Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6—8 раз).

«Лягушка». Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.

«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить «в замок». Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих кистях.

«Ухо — нос». Взяться левой рукой за кончик носа, правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

«Симметричные рисунки». Рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и т.д. (20—30 с).

«Рубим капусту». Постучать по столу расслабленной правой кистью, а затем левой.

«Домик». Соединить кончики пальцев вытянутых рук и с усилием сжимать их друг с другом. Потом отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

«Барабан». Постучать каждым пальцем правой руки по столу под счет: 1, 1—2, 1—2— 3 и т.д. Затем то же сделать левой рукой.

«Столбики». Раскатывать на доске небольшой комочек пластилина по очереди каждым пальцем правой и левой руки.

«Циркачи». Вращать карандаш между большим, указательным и средним пальцами одной и другой руки.

«Лучики». Сидя, согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать пальцы обеих рук, постепенно ускоряя темп до максимальной усталости. Затем расслабить руки.

«Маятник». Свободные перемещения глаз из стороны в сторону.

«Поглаживание лица » . Приложить ладони ко лбу. Сделать выдох и провести ими с легким движением вниз до подбородка. На вдохе провести руками со лба через темя на затылок и шею.

«Кисточки». Вытянуть руки перед собой, сгибать кисти вверх и вниз (4—6 раз), потом вращать обеими кистями по часовой стрелке и против нее сначала в одном направлении, затем в разных направлениях (4 раза), сводить и разводить пальцы обеих рук (4—6 раз). Движения рук сопровождаются широким открыванием и закрыванием рта.

«Да — нет». Делать медленные наклоны головы к плечам, затем кивать головой вперед-назад. Потом сделать по одному круговому движению головой по часовой стрелке и против нее по 1 разу. Весь цикл повторить по 4 раза.

«Плечики». Поднимать и опускать плечи вверх-вниз, вперед-назад, затем то же сделать каждым плечом отдельно. Повторить 4 раза.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению