• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Клуб молодой семьи «улыбка»

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
01/2022
Клуб молодой семьи «улыбка»

Управление ДОУ, 01.2022 Подписаться на журнал

Верещагина Н.Н., заведующий;

Абдюшева Н.Х., заместитель заведующего по ВОР, детский сад № 6, раб. пос. Новоспасское Ульяновской обл.

Аннотация. В статье рассматриваются содержание работы детского сада, направленное на вовлечение семей в образовательный процесс, формирование партнерских отношений семьи и ДОО как равноправных участников. Представлена одна из эффективных форм работы — клуб молодой семьи «Улыбка», созданный для атмосферы общности интересов семьи и детского сада, оказания практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях.

Социальные условия накладывают свой отпечаток на семейную жизнь. Отделение молодой семьи

от старшего поколения, сокращение числа детей, отмирание института главы семьи, финансовые трудности, отсутствие подготовки будущих родителей к семейной жизни приводят к уменьшению педагогического потенциала семьи, недостаточному уровню педагогической компетенции и психолого-педагогической культуры, недостаточно правильному выполнению воспитательной функции родителями, эмоциональному неблагополучию детей.

Для оказания педагогической профессиональной помощи семьям воспитанников коллектив Новоспасского детского сада № 6 в 2007 г. принял решение об организации клуба молодой семьи

«Улыбка».

Цель клуба — создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, благополучного морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребенка.

Направленность нашего клуба — образовательно-просветительская. Содержанием работы являются мероприятия, способствующие вовлечению семей детского сада в образовательный процесс, развитию партнерских отношений семьи и детского сада как равноправных участников.

Благодаря клубной форме работы возможны создание атмосферы общности интересов семьи и детского сада, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, укрепление авторитета семьи, осознание и реализация ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и создание условий для их разумного удовлетворения.

В ходе встреч обсуждаются следующие вопросы:

—          физического и психологического здоровья;

—          положительного опыта воспитания в многодетных семьях;

—          соблюдения и защиты прав ребенка;

—          семейных традиций и духовно-нравственного воспитания;

—          вопросы влияния семейных отношений на эмоциональное самочувствие ребенка.

Члены родительского клуба с удовольствием участвуют в оздоровительно-познавательных мероприятиях, где обсуждают вопросы закаливания, здорового питания, гигиены, а также изучают приемы дыхательной, пальчиковой, релаксационной гимнастики, упражнения для профилактики плоскостопия.

Как достичь в семье согласия, понимания, согласованности в действиях и поступках относительно общих целей и задач семьи? Какие задачи решаются супругами в первую, вторую и третью очередь? Как сохранить психическое здоровье? В этом отношении опыт каждой семьи имеет определенную ценность, и мы пытаемся обобщить этот опыт после проведенных дискуссии и обсуждения.

В сентябре 2020 г. педагоги вместе с молодыми родителями на заседании обсудили вопросы адаптации малышей к детскому саду в условиях коронавируса. Родителей познакомили с возрастными особенностями детей, обозначили основные проблемы адаптации детей к детскому саду и наметили пути их решения.

В марте 2021 г. педагоги, родители выпускников и учителя начальных классов Новоспасской средней школы № 1 рассматривали вопросы повышения навыков эффективного взаимодействия между педагогами, родителями и детьми.

2021 г. был непростым, поэтому мы искали новые формы работы с родителями, часть заседаний и встреч с ними проходили на цифровой платформе.

Обсуждались в онлайн-формате следующие темы: «Кризисные периоды. Как их пережить?»,

«Кризис трех лет», «Профилактика заболеваний детей и подростков в зимний период, предупреждение социальных заболеваний».

Счастливая семья — счастливый ребенок. Семьи наших воспитанников с удовольствием передают свой положительный опыт общения в семье, рассказывают об особенностях воспитания детей, своих семейных традициях. И, оказывается, счастливых пар много! И они не против поделиться секретами счастливого супружества.

Наш детский сад посещают 19 многодетных семей, которые тоже активно участвуют в жизни детского сада и работе клуба. Они рассказывают об особенностях воспитания детей, традициях своей семьи, увлечениях каждого члена семьи и взаимопомощи. И, конечно, не один раз на клубных встречах мы затрагивали вопрос о соблюдении прав ребенка, об организации благоприятных условий для жизни и развития детей. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать права другого человека. И только доброта способствует гармоничному развитию ребенка!

Особое внимание на наших встречах заслуживает обсуждение роли отца в семье. Повышение ее — сложное явление, включающее в себя решение ряда вопросов, от правильности которых зависит весь процесс воспитания и образования детей. Ведь именно отец вносит гендерную дифференциацию в воспитание девочек и мальчиков. Папы активно принимают участие в работе клуба, делятся опытом воспитания детей. На наши встречи нередко мы приглашаем гостей. Участниками наших совместных обсуждений в разное время были педагог-психолог центра «Семья», консультант комиссии по защите прав детей, сотрудники Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения

Ульяновской области отделения по Новоспасскому району.

Стало традицией в заключение встречи проводить с участниками клуба мастер-классы, такие, например, как: «Открытка на день рождения», «Рамочка для фото графии», изготовление тряпичной куклы-берегини, утренняя гимнастика под музыку и др. Совместная деятельность всегда объединяет, сплачивает людей. А изготовление интересных поделок пригодится для занятий с ребенком дома.

Работа клуба молодой семьи

«Улыбка» показывает эффективность решения проблем семьи вместе, сообща. Программа клуба нацелена на всестороннее обсуждение многочисленных проблем молодой семьи. При этом внимание уделяется различным сторонам жизни молодой семьи, ее социальным функциям. Участие родителей в работе клуба «Улыбка» — основа для дальнейшего эффективного вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс. Предлагаем вниманию одно из заседаний.

План проведения заседания клуба молодой семьи «улыбка»

тема «вместе веселее»

Цель: сплочение семьи, приобретение родителями навыков конструктивного общения с детьми, установление доверительных отношений между детьми и родителями. Обучение альтернативным способам выражения отрицательных эмоций.

Задачи:

—          обучать родителей и детей сотрудничеству и партнерству в игре и совместной деятельности;

—          побуждать детей к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций;

—          формировать у родителей навыки конструктивного общения с детьми;

—          создавать благоприятную, эмоционально-положительную среду в семье;

—          обучать альтернативным способам выражения отрицательных эмоций.

Место проведения: на цифровой платформе Zoom (онлайн).

* * *

В социальной сети была создана группа для семей, желающих принять участие в заседании клуба «Улыбка». Администратором группы стала заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе МДОУ д/с

№ 6. Семьям предложили серию онлайн-игр, направленных на сплочение семьи, которые продолжались в течение трех недель. Итогом стало заседание клуба на платформе Zoom. Каждый этап онлайн-игры «Вместе веселее» выполнялся последовательно: этап, задание, ответ команды, оценка выполненного задания.

1-й этап «Давайте познакомимся»

Цель: знакомство с семьей.

Задание: работа всей семьей — это всегда интересно и увлекательно. Мы предлагаем составить коллаж вашей семьи. Можете использовать для него вырезки из журналов, газет… в общем, фантазируйте!

Итог: из представленных семейных коллажей мы познакомились с семьями-участницами игры. Каждая семья проявила свою инициативу, творчество, выдумку. Порадовало то, что семьи показали свою сплоченность при выполнении заданий (видно участие детей в коллажах).

2-й этап «Пирог счастья»

Цель: диагностика взаимоотношений в семье.

Задание: предлагаем вашей семье побыть пекарями. Но испечь нужно не простой пирог, а «пирог счастья». Да, да — вы не ослышались... Ведь у каждого из нас свое понимание счастья. Чтобы испечь такой пирог, понадобится лист бумаги (пирог может быть любой формы), разрезанный на столько частей, сколько человек в вашей семье. Каждый берет кусок и рисует на нем то, что делает его счастливым. Чтобы ребенку было проще понять, что такое счастье, предлагаем вам вместе посмотреть и обсудить мультфильм «Как ослик счастье искал» («Союзмультфильм», 1971 г.).

Итог: каждая семья пекла свой

«пирог» счастья, ведь у каждого из нас свое понимание того, что такое счастье. Выполняя задания, каждая семья отобразила, что делает ее счастливой. По итогам выполнения этого задания было видно, что в семьях установлены доверительные отношения между детьми и родителями, семья сплоченная.

3-й этап «Чудо чудное»

Цель: сплочение семьи, создание положительного эмоционального фона.

Задание: мы хотим познакомить вас с чудовищем. Не бойтесь! Это самое доброе в мире чудо-юдо. Оно знает одну увлекательную игру, которая нравится и детям и взрослым. Запишите видео, на котором вы всей семьей играете в эту игру. Нам очень интересно, как у вас получится.

Музыкальная кинезиологическая игра «Чудо-юдо»

Дети вместе с родителями согласованно выполняют движения в соответствии со словами песни. Игра повторяется 3 раза с ускорением темпа.

Правой рукой

Чудо-юдо махало,

Другой рукой

Пузо чесало.

На правой ноге

Оно скакало,

А левой ногой

Снежок топтало,

Хвостом весело виляло

И головой оно кивало.

Итог: при выполнении этого задания все члены семьи показали свои музыкальные и творческие способности, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление. В семьях царила благоприятная, эмоционально-положительная среда.

4-й этап «Времена детства»

Цель: погружение родителей в воспоминания о детстве.

Задание: все мы были детьми, проказничали, не всегда слушались родителей...

Предлагаем вспомнить, какими вы были в детстве: особенности личности, характер, любимое занятие, ожидания от родителей, самый хороший поступок, самый плохой поступок. Расскажите своему ребенку, какими вы были в его возрасте.

А нам напишите пару увлекательных историй из своего детства, в которых вы являетесь проказниками.

Итог: при выполнении заданий этого этапа родители «погружались» в воспоминания о детстве. Из этих историй дети знакомились с семейными праздниками, традициями, узнавали о том, как родители дружили, что им было интересно. Участников данного этапа мы поблагодарили за искренность, открытость, смелость. Истории показались всем очень интересными, забавными, увлекательными.

5-й этап «Семья — семь Я»

Цель: объединение семьи.

Задание: у вас прекрасная семья! Очень жаль с вами расставаться, ведь наша онлайн-игра подходит к концу. На прощание предлагаем придумать и нарисовать герб вашей семьи. С нетерпением ждем фотоотчетов!

Итог: у всех участников 5-го этапа игры получились интересные работы. Все семьи-участницы представили свои семейные гербы, из которых видно, что каждая семья особенная, непохожая на другие. В семейных гербах были отражены символы и традиции отдельно взятой семьи. Семьи проявили свою фантазию, оригинальность и придумали собственную форму, которая выделяет их герб своей уникальностью и неповторимостью. В гербах отразились особенности, характерные для каждой семьи: любовь, забота, поддержка, доброта, трудолюбие, веселье и активность.

После выполнения последнего этапа игры подводились итоги. Каждая семья победила в какой-либо номинации. Семьи награждались:

—          за победу в онлайн-игре «Вместе веселее»;

—          за победу в номинациях: «Самая креативная семья», «Самая активная семья», «Самая талантливая семья», «Самая дружная семья», «Самая творческая семья».

Литература

Майданкина Н.Ю. Актуализация потенциала педагога дошкольной организации в региональной модели системы профессионального роста // Профессиональная   деятельность   педагога: проблемы, поиски, решения: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием, посвященной 85-летию ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 20 апреля 2017 г. / Отв. ред. М.Г. Заббарова. Ульяновск, 2017.

Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 01.06.2021№ 2/21).

Федеральный закон от 29.11.2012

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению