При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Лукьяненко В.Н.,
канд. пед. наук*;
Майстерук Л.А.,
заведующий МБДОУ д/с № 101, г. Таганрог Ростовской обл.
* Соавтор образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от рождения до трех лет.
Сегодня одним из обсуждаемых вопросов в сообществе педагогов на разных уровнях является организация инновационной деятельности, которая определяется как новшество, нововведение (англ. — innovation). Создание и внедрение инновационных идей в системе воспитания является важным условием реформирования и совершенствования системы образования, начиная с ее первого уровня, а также обязательным условием развития современного детского сада.
В данной статье представлен опыт работы по организации инновационной деятельности МБДОУ д/с № 101 г. Таганрога, являющегося участником сетевой инновационной площадки «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет (далее — ОП ДО «Теремок»).
Инновационность самой программы заключается в интеграции результатов научных исследований в области физиологии, нейрофизиологии, возрастной и педагогической психологии, педагогики раннего детства. Именно этот подход позволяет педагогу найти ответы на волнующие его вопросы по соотнесению собственного образа с научно обоснованным «портретом педагога раннего возраста» и организации гибкой образовательной среды для становления социокультурного опыта ребенка с учетом запроса семьи. Основные концептуальные идеи и методологические принципы программы позволяют не только освоить, но и разработать новые методы и технологии для эффективного процесса обучения.
Обратимся к рассмотрению основных направлений сопровождения инновационной деятельности педагогов в дошкольном образовательном учреждении.
Перевод учреждения на более высокий и качественный уровень в нашем случае предусматривает одновременное изменение самой системы управления в технологическом плане и внедрение инновационных технологий.
Полученные данные анализа внутренней среды, мониторинга профессиональных возможностей педагогов и информации с учетом социального заказа семьи позволили сформулировать цель и задачи по трем позициям: механизм организации условий, механизм содержания взаимодействия, разработки технологий.
Основная цель проекта — создание условий для перехода дошкольной организации в инновационный режим работы в рамках ОП ДО «Теремок» в процессе реализации основных функций управления и освоения технологии проектной деятельности.
Задачи:
— спроектировать систему информационно-аналитической деятельности управления для педагогов групп раннего возраста;
— ориентировать педагогов на успех через мотивационно-целевую деятельность;
— определить условия планирования и прогнозирования инновационного процесса для группы раннего возраста через тактическое и оперативное планирование в рамках организационно-исполнительского уровня;
— разработать систему методического сопровождения по внедрению программно-методического обеспечения ОП ДО «Теремок» и технологии проектной деятельности с целью освоения моделирования образовательной среды как условия социализации детей раннего возраста;
— осуществить мониторинг образовательного процесса с целью самоанализа инновационной деятельности и профессиональной рефлексии педагогов.
Педагогические условия для реализации поставленных задач заключались в следующем:
— сохранить принципы управления ДОО: целеполагания, комплексности, демократизации, психологизации моделей обучения и воспитания;
— создать творческую группу для расширения и совершенствования творческого потенциала педагогов;
— расширить информационную среду, обеспечивающую внедрение инновационных подходов к осуществлению вектора развития детей раннего возраста.
Условия готовности педагогов к работе в инновации:
— знание психологических особенностей развития детей раннего возраста;
— умение проектировать образовательную среду и осуществлять взаимодействие с детьми раннего возраста на основе инновационных подходов ОП ДО «Теремок»;
— знание современных программ и инновационных технологий в области раннего развития ребенка как инструмента, с помощью которого будут проектироваться новые модели игровых ситуаций.
Рассмотрим этапы технологической эффективности управленческой деятельности — их всего пять.
Информационно-аналитический. Деятельность управления заключается в изучении состояния образовательной ситуации (условия, кадры, развивающая предметно-пространственная среда, методическое оснащение) по направлению развития раннего возраста в детском саду. Оперативность анализа информации и ее хранение. Обоснованность анализа информационных потоков в данном направлении. Анализ причин отсутствия групп раннего возраста на момент подачи заявки вхождения в сетевую инновационную площадку. Определение вектора направления работы ДОО по социальному развитию детей раннего возраста.
Мотивационно-целевой направлен на осмысление и самоопределение команды единомышленников (творческая группа из пяти человек: заместитель заведующего по ВМР, воспитатель высшей категории, воспитатель первой категории, педагог-психолог высшей категории, музыкальный руководитель первой категории). Формирование у педагогов интереса к новым идеям и технологиям. Определение и оптимизация деловой части сотрудничества с учетом уровня профессионализма, интересов, потребностей педагогов и запроса детского сада. Данная деятельность рассматривается нами как доступное и естественное общение, которое направлено на объединение и сплачивание, развитие эмпатии, а также поощрение педагогов.
Планирование и прогнозирование инновационного процесса. На данном этапе предусматривается:
— финансовое планирование на открытие группы раннего возраста в модульном здании детского сада (ремонт группы, приобретение мебели и игрового оборудования);
— внесение дополнения в основную образовательную программу дошкольной образовательной организации, выделенного инновационного приоритета в форме тактического плана по приобщению детей раннего возраста к устному народному творчеству с учетом научной обоснованности, а также пути, средства его достижения;
— разработка системы методического сопровождения по внедрению ОП ДО «Теремок» представляющейся в форме оперативного планирования;
— разработка проектов по приобщению детей раннего возраста к устному народному творчеству: «Сказка для малышей», «Веселые матрешки», «Игрушки-забавы в процессе рассказывания сказок детям в раннем возрасте»;
— оформление портфолио педагога в соответствии с требованиями проведения инновационной деятельности в ДОО.
Организационно-содержательный этап направлен на:
— изучение программно-методического обеспечения и концептуальных подходов ОП ДО «Теремок» с целью освоения моделирования образовательной среды;
— прохождение курсов повышения квалификации всех участников творческой группы, участие в семинарах, изучение материалов ежемесячных вебинаров через сайт Института художественного образования и культурологии Российской академии образования на протяжении двух лет;
— определение каналов коммуникации: официальный сайт детского сада (раздел инновационная деятельность), мессенджеры, социальные сети;
— написание рабочей программы по организации образовательного процесса в группе раннего возраста;
— внедрение проектов по приобщению детей раннего возраста к устному народному творчеству «Сказка для малышей», «Веселые матрешки», «Игрушки-забавы в процессе рассказывания сказок детям в раннем возрасте».
Контрольно-диагностический этап для принятия управленческих решений. Здесь выявляются затруднения в системе «руководитель — педагог» «воспитатель — ребенок — родитель». Определяется уровень развития каждого педагога для оценки профессионализма по организации инновационной деятельности. Проводится мониторинг образовательного процесса с целью самоанализа инновационной деятельности и профессиональной рефлексии педагогов в системе внутрисадовского контроля. Изучение портфолио педагогов с учетом транслирования инновационной работы педагогами на разном уровне (городском, областном, федеральном) и в разных формах. Анализ посещаемости родителями странички инновационной деятельности на сайте детского сада.
Приобщение детей раннего возраста к устному народному творчеству
Рассмотрим сопровождение инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения в рамках ОП ДО «Теремок» на примере одного из проектов «Игрушки-забавы в процессе рассказывания сказок детям в раннем возрасте» по приобщению детей раннего возраста к устному народному творчеству.
В настоящее время метод проектов — один из эффективных методов духовно-нравственного и социально-коммуникативного развития, предусматривающий образовательную систему, когда дети уже раннего возраста вовлечены в процесс игровых ситуаций, связанных с народной культурой, где получают определенные знания и овладевают культурными практиками.
Таким образом, в условиях обновления образования, взаимопроникновения народной и педагогической науки использование сказки в педагогическом процессе с детьми раннего возраста позволяет осуществить культурологические подходы взаимодействия педагога и ребенка на основе его субкультуры в рамках основного принципа реализуемой программы «Теремок» — культуросообразности. Данный принцип предусматривает учет этнокультурной ситуации развития детей [2].
Остановимся на основных моментах проекта «Игрушки-забавы в процессе рассказывания сказок детям в раннем возрасте».
Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатель, родители.
Вид: инновационный, краткосрочный.
Срок реализации: январь-февраль 2022 г.
База реализации: МБДОУ «Д/с № 101» (модуль), г. Таганрог.
Цель проекта: создать условия для повышения компетентности педагогов в процессе рассказывания сказки детям раннего возраста с использованием народной игрушки-забавы дергунчика*.
* Дергунчик — механическая динамическая игрушка с подвижными частями тела. Название куклы происходит от слова «дергаться». Она приводится в движение только вручную, без использования каких-либо электронных устройств.
Механизм реализации проекта, основывающийся на компетентностном, системно-деятельностном, коммуникативном, индивидуальном и проектировочном подходах, позволяет использовать интерактивные формы обучения и повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов и социально-педагогической компетентности родителей.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
— изучить теоретический аспект по восприятию сказки детьми раннего возраста (Лыкова И.А., Ушакова О.С.);
— выявить уровни психолого-педагогической компетентности педагогов и социально-педагогической компетентности родителей по данной проблеме и провести сравнительный анализ по итогам реализации проекта;
— разработать и внедрить в практику технологию рассказывания сказки с использованием народной игрушки-забавы дергунчика как своеобразного дидактического средства по приобщению детей раннего возраста к устному народному творчеству.
Предполагаемые результаты:
— рост профессиональных компетенций (психолого-педагогических, методических) и личностных качеств воспитателя (рефлексивности, эмпатичности, общительности, способности к сотрудничеству, инновационной деятельности, транслированию своего опыта, участию в различных профессиональных конкурсах);
— показатели уровня педагогической компетентности педагогов (по проблеме) по итогам реализации проекта будут превышать первоначальный уровень на 10–15 %;
— разработанная технология рассказывания сказки детям раннего возраста на основе использования народной игрушки-забавы дергунчика будет способствовать изменению характера и типа восприятия русской народной сказки детьми, усвоению социокультурного опыта, развитию детского творчества.
Содержание проекта
Подготовительный этап
Цель: формирование интереса у коллектива педагогов к новым идеям и технологиям организации работы с детьми раннего возраста.
На первом этапе определены условия планирования и прогнозирования инноваций в детском саду с учетом ФГОС ДО. Осуществлялась разработка плана мероприятий по повышению уровня профессиональной компетентности воспитателей в вопросах проектной деятельности, изучения психолого-педагогической литературы по проблеме «Воспитательная роль сказки в развитии детей раннего ребенка», а также моделирование образовательной среды в группе из трех взаимосвязанных компонентов ОП ДО «Теремок»:
— субъектный (участники образовательных отношений — педагоги, воспитанники, родители);
— объектный (предметы в пространстве) по русской народной сказке «Теремок» (подбор сказок разных издательств, иллюстрации к сказке, маски, кукольный, пальчиковый, настольный театры, а также новая для детей народная игрушка — дергунчик) для усиления художественных впечатлений у детей;
— деятельностный (система способов активного освоения через «ансамбль деятельностей» и культурную практику).
Один из важных векторов данного этапа — работа с родителями. Проведение консультаций и анкетирования родителей было направлено на выявление уровня социально-педагогической компетентности в вопросах использования сказки в воспитательных целях.
Основной этап
Здесь предусматривалась оптимизация педагогической работы по повышению компетентности педагогов в вопросах приобщения детей раннего возраста к ценностям русской народной сказки в условиях реализации ОП ДО «Теремок».
С целью улучшения восприятия сказки детьми раннего возраста педагоги-организаторы инновационной деятельности ввели в процесс обучения игрушку-дергунчика. Она рассматривается как своеобразное дидактическое средство для вступления в игровое взаимодействие, ее можно самостоятельно «оживлять», как никакую другую игрушку. Подвижный дергунчик побуждает ребенка к последующим движениям рук и экспериментированию с ним. В процессе всегда присутствует эффект новизны. Забавляясь с игрушкой, ребенок переходит к ее озвучиванию и постепенному запоминанию содержания самой сказки. Яркая и динамичная народная игрушка-забава — именно то, что необходимо ребенку в раннем возрасте [1].
Заключительный этап
Направлен на освоение педагогами нормативно-правовой базы, обеспечивающей инновационные формы деятельности по внедрению проекта, его распространению.
Далее необходимо рассмотреть более подробно опыт работы, содержание и реализацию проекта — этапы 2 и 3 (см. таблицу).
Таблица
План организации методического сопровождения в вопросах развития компетенций у педагогов по проблеме приобщения детей раннего возраста к устному народному творчеству
2-й этап — основной. Цель — повышение методических знаний и практических умений педагогов, необходимых для моделирования игровых образовательных ситуаций с детьми посредством интерактивных форм обучения |
||
№ п/п |
Содержание работы |
Предполагаемый результат |
1 |
2 |
3 |
1. Семинар |
Тема «Моделирование образовательной среды в рамках ОП ДО Цели: освоение принципов построения образовательной среды по вектору амплификации в рамках ОП ДО; приобщение педагогов к творческой работе. |
Развивающая предметно-пространственная среда в групповой комнате |
2. Круглый стол |
Тема «Восприятие сказки детьми раннего возраста» Цели: рассмотрение воспитательной роль сказки в развитии детей раннего возраста (Ушакова О.С., Лыкова И.А.); коррекция взгляда педагогов на проблему через использование народной игрушки-забавы дергунчика. |
Протокол проведения круглого стола. Буклет для родителей по восприятию сказки детьми раннего возраста «Сказки для малышей». |
3. Консультация |
Ансамбль деятельности: чтение, прослушивание, просмотр сказки, проигрывание игровой ситуации с использованием народной игрушки-забавы дергунчика «Сказочный дергунчик». |
Представление ролика «Сказки о дергунчиках» на сайте детского сада, раздел инновационная деятельность. |
4. Семинар-практикум |
Тема «Разработка цикла игровых ситуаций «От сказки к сказке» Цели: обогащение опыта педагогов по использованию народной игрушки-забавы дергунчика в проведении дидактических игр с детьми раннего возраста; развитие педагогической рефлексии |
Картотека и наличие игрового оборудования к дидактическим играм по сказке «Теремок»: «Чудесный мешочек», «Теремок», «Домик для мышки», «Угадай по голосу героя», «Угадай, кого нет», «Отгадай героя», «Оживи игрушку «Веселый дергунчик». |
5. Мастер-класс |
Тема «Использование игрушки-забавы дергунчика в процессе рассказывания сказок детям в раннем возрасте» Цель: актуализация построения личностно-ориентированной модели общения в технологии «Сказочный дергунчик». Вариант 1 «В гости к сказке» (стадия восприятия детьми уже знакомой сказки) 1. «Приглашение в сказку» (показ домика, для кого этот домик и т.д.). 2. Рассказывание сказки «Теремок» в режиме технологии с использованием игрушки-забавы дергунчика. 3. Игра с дергунчиками. Вариант 2 «Оживи сказку» — постановка отдельных сюжетов, сценок (стадия закрепления) Вариант 3 «Мой герой». Раз, два, три, четыре, пять — я хочу с тобой играть |
Технология «Сказочный дергунчик». Буклет для родителей мастер-класса «Сказочный дергунчик». Алгоритм изготовления механической игрушки — дергунчика. |
Тематический контроль |
Тема «Просветительская работа с родителями» Цель: повысить педагогическую компетентность родителей по освоению способа изготовления и применения механической игрушки-дергунчика. Тема «Особенности использования игрушки-дергунчика в процессе рассказывания сказок детям в раннем возрасте» Цели: выявление эффективности работы педагогов по использованию дергунчика в процессе рассказывания сказок детям в раннем возрасте; выработка внутренней позиции к профессиональной деятельности, анализ навыков само-регуляции |
Справка по итогам тематического контроля |
3-й этап — заключительный. Цели: подведение итогов по реализации проекта; выявление проблем и определение перспектив в данном направлении |
||
1 2 3 4 |
Итоговый педагогический совет. Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта. Транслирование опыта инновационной деятельности ДОО 1. Участие в городском семинаре 2022 г. «Народное творчество как источник национальной культуры и традиций» воспитателя А.В. Захарченко; «Сказка для малышей» — проект по приобщению детей раннего возраста к устному народному творчеству. 2. Участие в международном семинаре «Кабардинка-2022» руководителя МБДОУ «Д/с № 101», заместителя заведующего по ВМР. Мастер-класс «Игрушки-забавы в процессе рассказывания сказок детям в раннем возрасте». 3. Оформление статьи «Использование игрушки-забавы в процессе рассказывания сказок для детей раннего возраста». Участие педагогов в различных профессиональных конкурсах |
Справка по итогам внедрения проекта. Представление ролика на сайте ДОО, раздел инновационная деятельность. Портфолио педагога. Сертификат участника. Портфолио педагогов. Сертификат участника, благодарственное письмо См. «Воспитатель ДОУ». 2022. № 12. С. 48—51 Перспектива |
Использование инноваций, направленных на достижение качественно более высоких результатов образования, предполагает введение в образовательный процесс детского сада обновленных, улучшенных и уникальных идей творческими усилиями педагогов. В современных условиях управление развитием образовательного учреждения в инновационном режиме в рамках внедрения ОП ДО «Теремок» возможно при наличии технологической эффективности управленческой деятельности, высокого мотивационного уровня педагогов и компетентности их в вопросах использования современных технологий в организации взаимодействия с детьми раннего возраста. Эффективность проведенной работы доказана повышением уровня формирования интереса к устному народному творчеству, развития культуры познания, способности педагогов к творческой самореализации и самосовершенствованию.
Внедрение инноваций дает педагогу возможности расширения профессиональных навыков, знаний и способствует достижению определенного социального статуса, развитию у педагогов надпредметного, надпрофессионального мышления в области раннего детства как важнейшего периода развития человека, а также существенному изменению собственного отношения к себе как к профессионалу с позиции психолого-педагогической компетентности и формирования собственного образа «портрета педагога раннего возраста».
Литература
1. Лукьяненко В.Н., Михайлова И.В. Использование игрушки-забавы в процессе рассказывания сказок детям в раннем возрасте //Воспитатель ДОУ. 2022. № 12.
2. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет «Теремок» / Под общ. ред. Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой; научный руководитель — И.А. Лыкова. М., 2019.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle