• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Компетентность руководителя в управлении инновационным процессом ДОО

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
07/2023
В статье представлен опыт работы по организации инновационной деятельности ДОО, являющейся участником сетевой инновационной площадки в рамках образовательной программы дошкольного образования для детей от двух месяцев до трех лет. Компетентность руководителя в управлении инновационным процессом ДОО

Лукьяненко В.Н.,

канд. пед. наук*;

Майстерук Л.А.,

заведующий МБДОУ д/с № 101, г. Таганрог Ростовской обл.

* Соавтор образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от рождения до трех лет.

Сегодня одним из обсуждаемых вопросов в сообществе педагогов на разных уровнях является организация инновационной деятельности, которая определяется как новшество, нововведение (англ. — innovation). Создание и внедрение инновационных идей в системе воспитания является важным условием реформирования и совершенствования системы образования, начиная с ее первого уровня, а также обязательным условием развития современного детского сада.

В данной статье представлен опыт работы по организации инновационной деятельности МБДОУ д/с № 101 г. Таганрога, являющегося участником сетевой инновационной площадки «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет (далее — ОП ДО «Теремок»).

Инновационность самой программы заключается в интеграции результатов научных исследований в области физиологии, нейрофизиологии, возрастной и педагогической психологии, педагогики раннего детства. Именно этот подход позволяет педагогу найти ответы на волнующие его вопросы по соотнесению собственного образа с научно обоснованным «портретом педагога раннего возраста» и организации гибкой образовательной среды для становления социокультурного опыта ребенка с учетом запроса семьи. Основные концептуальные идеи и методологические принципы программы позволяют не только освоить, но и разработать новые методы и технологии для эффективного процесса обучения.

Обратимся к рассмотрению основных направлений сопровождения инновационной деятельности педагогов в дошкольном образовательном учреждении.

Перевод учреждения на более высокий и качественный уровень в нашем случае предусматривает одновременное изменение самой системы управления в технологическом плане и внедрение инновационных технологий.

Полученные данные анализа внутренней среды, мониторинга профессиональных возможностей педагогов и информации с учетом социального заказа семьи позволили сформулировать цель и задачи по трем позициям: механизм организации условий, механизм содержания взаимодействия, разработки технологий.

Основная цель проекта — создание условий для перехода дошкольной организации в инновационный режим работы в рамках ОП ДО «Теремок» в процессе реализации основных функций управления и освоения технологии проектной деятельности.

Задачи:

— спроектировать систему информационно-аналитической деятельности управления для педагогов групп раннего возраста;

— ориентировать педагогов на успех через мотивационно-целевую деятельность;

— определить условия планирования и прогнозирования инновационного процесса для группы раннего возраста через тактическое и оперативное планирование в рамках организационно-исполнительского уровня;

— разработать систему методического сопровождения по внедрению программно-методического обеспечения ОП ДО «Теремок» и технологии проектной деятельности с целью освоения моделирования образовательной среды как условия социализации детей раннего возраста;

— осуществить мониторинг образовательного процесса с целью самоанализа инновационной деятельности и профессиональной рефлексии педагогов.

Педагогические условия для реализации поставленных задач заключались в следующем:

— сохранить принципы управления ДОО: целеполагания, комплексности, демократизации, психологизации моделей обучения и воспитания;

— создать творческую группу для расширения и совершенствования творческого потенциала педагогов;

— расширить информационную среду, обеспечивающую внедрение инновационных подходов к осуществлению вектора развития детей раннего возраста.

Условия готовности педагогов к работе в инновации:

— знание психологических особенностей развития детей раннего возраста;

— умение проектировать образовательную среду и осуществлять взаимодействие с детьми раннего возраста на основе инновационных подходов ОП ДО «Теремок»;

— знание современных программ и инновационных технологий в области раннего развития ребенка как инструмента, с помощью которого будут проектироваться новые модели игровых ситуаций.

Рассмотрим этапы технологической эффективности управленческой деятельности — их всего пять.

Информационно-аналитический. Деятельность управления заключается в изучении состояния образовательной ситуации (условия, кадры, развивающая предметно-пространственная среда, методическое оснащение) по направлению развития раннего возраста в детском саду. Оперативность анализа информации и ее хранение. Обоснованность анализа информационных потоков в данном направлении. Анализ причин отсутствия групп раннего возраста на момент подачи заявки вхождения в сетевую инновационную площадку. Определение вектора направления работы ДОО по социальному развитию детей раннего возраста.

Мотивационно-целевой направлен на осмысление и самоопределение команды единомышленников (творческая группа из пяти человек: заместитель заведующего по ВМР, воспитатель высшей категории, воспитатель первой категории, педагог-психолог высшей категории, музыкальный руководитель первой категории). Формирование у педагогов интереса к новым идеям и технологиям. Определение и оптимизация деловой части сотрудничества с учетом уровня профессионализма, интересов, потребностей педагогов и запроса детского сада. Данная деятельность рассматривается нами как доступное и естественное общение, которое направлено на объединение и сплачивание, развитие эмпатии, а также поощрение педагогов.

Планирование и прогнозирование инновационного процесса. На данном этапе предусматривается:

— финансовое планирование на открытие группы раннего возраста в модульном здании детского сада (ремонт группы, приобретение мебели и игрового оборудования);

— внесение дополнения в основную образовательную программу дошкольной образовательной организации, выделенного инновационного приоритета в форме тактического плана по приобщению детей раннего возраста к устному народному творчеству с учетом научной обоснованности, а также пути, средства его достижения;

— разработка системы методического сопровождения по внедрению ОП ДО «Теремок» представляющейся в форме оперативного планирования;

— разработка проектов по приобщению детей раннего возраста к устному народному творчеству: «Сказка для малышей», «Веселые матрешки», «Игрушки-забавы в процессе рассказывания сказок детям в раннем возрасте»;

— оформление портфолио педагога в соответствии с требованиями проведения инновационной деятельности в ДОО.

Организационно-содержательный этап направлен на:

— изучение программно-методического обеспечения и концептуальных подходов ОП ДО «Теремок» с целью освоения моделирования образовательной среды;

— прохождение курсов повышения квалификации всех участников творческой группы, участие в семинарах, изучение материалов ежемесячных вебинаров через сайт Института художественного образования и культурологии Российской академии образования на протяжении двух лет;

— определение каналов коммуникации: официальный сайт детского сада (раздел инновационная деятельность), мессенджеры, социальные сети;

— написание рабочей программы по организации образовательного процесса в группе раннего возраста;

— внедрение проектов по приобщению детей раннего возраста к устному народному творчеству «Сказка для малышей», «Веселые матрешки», «Игрушки-забавы в процессе рассказывания сказок детям в раннем возрасте».

Контрольно-диагностический этап для принятия управленческих решений. Здесь выявляются затруднения в системе «руководитель — педагог» «воспитатель — ребенок — родитель». Определяется уровень развития каждого педагога для оценки профессионализма по организации инновационной деятельности. Проводится мониторинг образовательного процесса с целью самоанализа инновационной деятельности и профессиональной рефлексии педагогов в системе внутрисадовского контроля. Изучение портфолио педагогов с учетом транслирования инновационной работы педагогами на разном уровне (городском, областном, федеральном) и в разных формах. Анализ посещаемости родителями странички инновационной деятельности на сайте детского сада.

Приобщение детей раннего возраста к устному народному творчеству

Рассмотрим сопровождение инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения в рамках ОП ДО «Теремок» на примере одного из проектов «Игрушки-забавы в процессе рассказывания сказок детям в раннем возрасте» по приобщению детей раннего возраста к устному народному творчеству.

В настоящее время метод проектов — один из эффективных методов духовно-нравственного и социально-коммуникативного развития, предусматривающий образовательную систему, когда дети уже раннего возраста вовлечены в процесс игровых ситуаций, связанных с народной культурой, где получают определенные знания и овладевают культурными практиками.

Таким образом, в условиях обновления образования, взаимопроникновения народной и педагогической науки использование сказки в педагогическом процессе с детьми раннего возраста позволяет осуществить культурологические подходы взаимодействия педагога и ребенка на основе его субкультуры в рамках основного принципа реализуемой программы «Теремок» — культуросообразности. Данный принцип предусматривает учет этнокультурной ситуации развития детей [2].

Остановимся на основных моментах проекта «Игрушки-забавы в процессе рассказывания сказок детям в раннем возрасте».

Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатель, родители.

Вид: инновационный, краткосрочный.

Срок реализации: январь-февраль 2022 г.

База реализации: МБДОУ «Д/с № 101» (модуль), г. Таганрог.

Цель проекта: создать условия для повышения компетентности педагогов в процессе рассказывания сказки детям раннего возраста с использованием народной игрушки-забавы дергунчика*.

 

* Дергунчик — механическая динамическая игрушка с подвижными частями тела. Название куклы происходит от слова «дергаться». Она приводится в движение только вручную, без использования каких-либо электронных устройств.

 

Механизм реализации проекта, основывающийся на компетентностном, системно-деятельностном, коммуникативном, индивидуальном и проектировочном подходах, позволяет использовать интерактивные формы обучения и повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов и социально-педагогической компетентности родителей.

В соответствии с целью были поставлены задачи:

— изучить теоретический аспект по восприятию сказки детьми раннего возраста (Лыкова И.А., Ушакова О.С.);

— выявить уровни психолого-педагогической компетентности педагогов и социально-педагогической компетентности родителей по данной проблеме и провести сравнительный анализ по итогам реализации проекта;

— разработать и внедрить в практику технологию рассказывания сказки с использованием народной игрушки-забавы дергунчика как своеобразного дидактического средства по приобщению детей раннего возраста к устному народному творчеству.

Предполагаемые результаты:

— рост профессиональных компетенций (психолого-педагогических, методических) и личностных качеств воспитателя (рефлексивности, эмпатичности, общительности, способности к сотрудничеству, инновационной деятельности, транслированию своего опыта, участию в различных профессиональных конкурсах);

— показатели уровня педагогической компетентности педагогов (по проблеме) по итогам реализации проекта будут превышать первоначальный уровень на 10–15 %;

— разработанная технология рассказывания сказки детям раннего возраста на основе использования народной игрушки-забавы дергунчика будет способствовать изменению характера и типа восприятия русской народной сказки детьми, усвоению социокультурного опыта, развитию детского творчества.

Содержание проекта

Подготовительный этап

Цель: формирование интереса у коллектива педагогов к новым идеям и технологиям организации работы с детьми раннего возраста.

На первом этапе определены условия планирования и прогнозирования инноваций в детском саду с учетом ФГОС ДО. Осуществлялась разработка плана мероприятий по повышению уровня профессиональной компетентности воспитателей в вопросах проектной деятельности, изучения психолого-педагогической литературы по проблеме «Воспитательная роль сказки в развитии детей раннего ребенка», а также моделирование образовательной среды в группе из трех взаимосвязанных компонентов ОП ДО «Теремок»:

— субъектный (участники образовательных отношений — педагоги, воспитанники, родители);

— объектный (предметы в пространстве) по русской народной сказке «Теремок» (подбор сказок разных издательств, иллюстрации к сказке, маски, кукольный, пальчиковый, настольный театры, а также новая для детей народная игрушка — дергунчик) для усиления художественных впечатлений у детей;

— деятельностный (система способов активного освоения через «ансамбль деятельностей» и культурную практику).

Один из важных векторов данного этапа — работа с родителями. Проведение консультаций и анкетирования родителей было направлено на выявление уровня социально-педагогической компетентности в вопросах использования сказки в воспитательных целях.

Основной этап

Здесь предусматривалась оптимизация педагогической работы по повышению компетентности педагогов в вопросах приобщения детей раннего возраста к ценностям русской народной сказки в условиях реализации ОП ДО «Теремок».

С целью улучшения восприятия сказки детьми раннего возраста педагоги-организаторы инновационной деятельности ввели в процесс обучения игрушку-дергунчика. Она рассматривается как своеобразное дидактическое средство для вступления в игровое взаимодействие, ее можно самостоятельно «оживлять», как никакую другую игрушку. Подвижный дергунчик побуждает ребенка к последующим движениям рук и экспериментированию с ним. В процессе всегда присутствует эффект новизны. Забавляясь с игрушкой, ребенок переходит к ее озвучиванию и постепенному запоминанию содержания самой сказки. Яркая и динамичная народная игрушка-забава — именно то, что необходимо ребенку в раннем возрасте [1].

Заключительный этап

Направлен на освоение педагогами нормативно-правовой базы, обеспечивающей инновационные формы деятельности по внедрению проекта, его распространению.

Далее необходимо рассмотреть более подробно опыт работы, содержание и реализацию проекта — этапы 2 и 3 (см. таблицу).

Таблица

План организации методического сопровождения в вопросах развития компетенций у педагогов по проблеме приобщения детей раннего возраста к устному народному творчеству

 

2-й этап — основной. Цель — повышение методических знаний и практических умений педагогов, необходимых для моделирования игровых образовательных ситуаций с детьми посредством интерактивных форм обучения

№ п/п

Содержание работы

Предполагаемый результат

1

2

3

1. Семинар

Тема «Моделирование образовательной среды в рамках ОП ДО

Цели: освоение принципов построения образовательной среды по вектору амплификации в рамках ОП ДО; приобщение педагогов к творческой работе.

Развивающая предметно-пространственная среда в групповой комнате

2. Круглый стол

Тема «Восприятие сказки детьми раннего возраста»

Цели: рассмотрение воспитательной роль сказки в развитии детей раннего возраста (Ушакова О.С., Лыкова И.А.); коррекция взгляда педагогов на проблему через использование народной игрушки-забавы дергунчика.

Протокол проведения круглого стола.

Буклет для родителей по восприятию сказки детьми раннего возраста «Сказки для малышей».

3. Консультация

Ансамбль деятельности: чтение, прослушивание, просмотр сказки, проигрывание игровой ситуации с использованием народной игрушки-забавы дергунчика «Сказочный дергунчик».

Представление ролика «Сказки о дергунчиках» на сайте детского сада, раздел инновационная деятельность.

4. Семинар-практикум

Тема «Разработка цикла игровых ситуаций «От сказки к сказке»

Цели: обогащение опыта педагогов по использованию народной игрушки-забавы дергунчика в проведении дидактических игр с детьми раннего возраста; развитие педагогической рефлексии

Картотека и наличие игрового оборудования к дидактическим играм по сказке «Теремок»: «Чудесный мешочек», «Теремок», «Домик для мышки», «Угадай по голосу героя», «Угадай, кого нет», «Отгадай героя», «Оживи игрушку «Веселый дергунчик».

5. Мастер-класс

Тема «Использование игрушки-забавы дергунчика в процессе рассказывания сказок детям в раннем возрасте»

Цель: актуализация построения личностно-ориентированной модели общения в технологии «Сказочный дергунчик».

Вариант 1 «В гости к сказке» (стадия восприятия детьми уже знакомой сказки)

1. «Приглашение в сказку» (показ домика, для кого этот домик и т.д.).

2. Рассказывание сказки «Теремок» в режиме технологии с использованием игрушки-забавы дергунчика.

3. Игра с дергунчиками.

Вариант 2 «Оживи сказку» — постановка отдельных сюжетов, сценок (стадия закрепления)

Вариант 3 «Мой герой». Раз, два, три, четыре, пять — я хочу с тобой играть

Технология «Сказочный дергунчик». Буклет для родителей мастер-класса «Сказочный дергунчик».

Алгоритм изготовления механической игрушки — дергунчика.

Тематический контроль

Тема «Просветительская работа с родителями»

Цель: повысить педагогическую компетентность родителей по освоению способа изготовления и применения механической игрушки-дергунчика.

Тема «Особенности использования игрушки-дергунчика в процессе рассказывания сказок детям в раннем возрасте»

Цели: выявление эффективности работы педагогов по использованию дергунчика в процессе рассказывания сказок детям в раннем возрасте; выработка внутренней позиции к профессиональной деятельности, анализ навыков само-регуляции

Справка по итогам тематического контроля

3-й этап — заключительный. Цели: подведение итогов по реализации проекта; выявление проблем и определение перспектив в данном направлении

1

2

3

4

Итоговый педагогический совет.

Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта.

Транслирование опыта инновационной деятельности ДОО

1. Участие в городском семинаре 2022 г. «Народное творчество как источник национальной культуры и традиций» воспитателя А.В. Захарченко; «Сказка для малышей» — проект по приобщению детей раннего возраста к устному народному творчеству.

2. Участие в международном семинаре «Кабардинка-2022» руководителя МБДОУ «Д/с № 101», заместителя заведующего по ВМР.

Мастер-класс «Игрушки-забавы в процессе рассказывания сказок детям в раннем возрасте».

3. Оформление статьи «Использование игрушки-забавы в процессе рассказывания сказок для детей раннего возраста».

Участие педагогов в различных профессиональных конкурсах

Справка по итогам внедрения проекта.

Представление ролика на сайте ДОО, раздел инновационная деятельность.

Портфолио педагога. Сертификат участника.

Портфолио педагогов. Сертификат участника, благодарственное письмо

См. «Воспитатель ДОУ». 2022. № 12. С. 48—51

Перспектива

 

Использование инноваций, направленных на достижение качественно более высоких результатов образования, предполагает введение в образовательный процесс детского сада обновленных, улучшенных и уникальных идей творческими усилиями педагогов. В современных условиях управление развитием образовательного учреждения в инновационном режиме в рамках внедрения ОП ДО «Теремок» возможно при наличии технологической эффективности управленческой деятельности, высокого мотивационного уровня педагогов и компетентности их в вопросах использования современных технологий в организации взаимодействия с детьми раннего возраста. Эффективность проведенной работы доказана повышением уровня формирования интереса к устному народному творчеству, развития культуры познания, способности педагогов к творческой самореализации и самосовершенствованию.

Внедрение инноваций дает педагогу возможности расширения профессиональных навыков, знаний и способствует достижению определенного социального статуса, развитию у педагогов надпредметного, надпрофессионального мышления в области раннего детства как важнейшего периода развития человека, а также существенному изменению собственного отношения к себе как к профессионалу с позиции психолого-педагогической компетентности и формирования собственного образа «портрета педагога раннего возраста».

Литература

1. Лукьяненко В.Н., Михайлова И.В. Использование игрушки-забавы в процессе рассказывания сказок детям в раннем возрасте //Воспитатель ДОУ. 2022. № 12.

2. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет «Теремок» / Под общ. ред. Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой; научный руководитель — И.А. Лыкова. М., 2019.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению