• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Логопедический проект «Тематические недели “Промыслы народные — все очень благородные!”»

Сводная информация
Статья из журнала:
Логопед
Номер журнала:
10/2022
В статье представлен логопедический проект, направленный на знакомство детей с народно-прикладным творчеством, развитие и обогащение словаря. Логопедический проект «Тематические недели “Промыслы народные — все очень благородные!”»

Демидова Г.Ю.,

учитель-логопед МАОУ «Гимназия им. А.А. Пушкина», г. Бронницы Московской обл.

Проект — это познавательное путешествие, в процессе которого дети и взрослые могут разделить радость открытия, встретиться с доселе неизвестным, проявить фантазию и творческие способности и с гордостью сказать: «Как много я узнал!»

Проект «Промыслы народные — все очень благородные!» предполагает создание единого коррекционно-образовательного пространства в сотворчестве педагогов и родителей (законных представителей), создает оптимальные условия для привлечения к участию в нем семей, укрепляя связи образовательного сотрудничества. Подобная организация работы способствует самореализации и взаимообогащению всех, кто задействован в проекте.

На протяжении всего проекта дети и взрослые имеют возможность прикоснуться к настоящим произведениям народно-прикладного творчества и попробовать себя в роли подмастерьев у талантливых и самобытных мастеров. Кто знает, возможно, и среди наших учеников есть будущие продолжатели русских народных промыслов.

Представленный ниже проект не только знакомит детей и взрослых с народно-прикладным искусством Подмосковья, он помогает в патриотическом воспитании, что в настоящее время выступает неотъемлемой частью образовательного процесса.

Промыслы народные —

Все очень благородные!

Что не изделие — то диво!

Так утонченно и красиво!

Как много промыслов — и все важны

Для нас с тобой

И для страны!

Синь Гжели, Жостова букет

Иль Хохломы багряный цвет,

Резные игры и матрешки,

Шкатулки Палеха и чудо-поварешки,

Платки, как дивные картины.

Все промыслы важны, неповторимы.

Нам есть, чем гордиться,

Нам есть, что ценить,

Нам есть, чему учиться

И Родину любить!

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.

Тип: коллективный.

Продолжительность: краткосрочный (1 мес.).

Участники: дети старшей / подготовительной к школе комбинированной группы; учитель-логопед, родители (законные представители).

Цель: развитие нравственного воспитания, речевых, познавательных и творческих способностей детей с использованием лучших образцов народных художественных промыслов Подмосковья.

Задачи:

— формировать обобщающие знания детей о народных промыслах Подмосковья;

— формировать основы духовно-нравственных норм;

— приобщать к истокам и традициям русского народа;

— расширять кругозор разнообразными средствами интеграции образовательных областей;

— развивать креативные способности: творческое воображение и фантазию в различных видах художественно-творческой деятельности;

— обогащать опыт социального поведения, речевого общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

— поддерживать инициативу детей в различных видах деятельности;

— формировать умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и творческих задач.

Проект «Тематические недели “Промыслы народные — все очень благородные!”» проводится в виде тематических недель. Дети знакомятся с традициями и историей нашего народа, которые нашли отражение в изделиях мастеров, праздниках. Именно этот материал дает возможность для познавательного и речевого развития детей, расширения их кругозора, духовно-нравственного воспитания.

Ознакомление детей с народно-прикладным искусством во время проведения проекта реализуется через интеграцию всех образовательных областей и включает в себя различные формы совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельную деятельность детей, а также взаимодействие с семьями:

— оформление мини-музея в соответствии с тематикой;

— просмотр презентаций;

— беседы с детьми о народных промыслах на занятиях по развитию речи;

— общие дискуссии, сюжетно-ролевые и дидактические игры;

— создание в книжном уголке библиотеки художественной и научно-популярной литературы для детей, соответствующей тематике проекта;

— мастер-классы для детей, проводимые педагогами и родителями (законными представителями): по рисованию узоров, выполнению аппликаций, используемых в создании изделий народного промысла;

— конкурс рисунков «Я рисую Гжели синеву…»;

— художественное творчество: роспись, лепка, конструирование, рисование;

— чтение художественной и научно-популярной литературы;

— разучивание малых фольклорных форм и подвижных игр, стихотворений к интегрированному занятию;

— оформление тематических уголков для родителей (законных представителей) по материалам проекта.

Завершение проекта — интегрированное занятие «А на ярмарке у нас...», разработанное учителем-логопедом, которое позволяет детям проявить свои творческие способности, совершенствовать умение работать в коллективе и приобщаться к истокам и традициям русского народа.

Предварительная работа:

— сбор информации по тематике проекта;

— подготовка тематического, дидактического и наглядно-прикладного материала;

Деятельность учителя-логопеда

1. Участвует в разработке проекта, контролируя соблюдение ФГОС ДО и используя современные педагогические технологии и принципы работы с детьми с нарушениями речи.

2. Является организатором коррекционно-образовательной работы, координирует коррекционную психолого-педагогическую помощь детям с речевыми нарушениями.

3. Способствует созданию речевой среды, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, речевой коммуникации на материале проекта.

4. Подбирает речевой материал, игры и мини-спектакли с учетом индивидуальных возможностей детей.

5. Организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемому материалу.

6. Активно сотрудничает с родителями (законными представителями) с целью создания единого коррекционно-образовательного пространства и появления интереса родителей к воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений.

7. Анализирует эффективность реализации проекта и своевременно перестраивает педагогическую деятельность в соответствии с динамикой коррекционного процесса.

Деятельность воспитателя

1. Закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения по автоматизации навыков, интегрируя задачи проекта в повседневную жизнь детей.

2. Расширяет и активизирует речевой запас на основе рекомендаций учителей-логопедов и углубления представлений об окружающем.

3. Организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемому материалу.

4. Создает доброжелательную обстановку в детском коллективе, укрепляет веру в собственные возможности.

5. Помогает в оформлении развивающей среды, организует речевую среду в группе, подбирает дидактический материал.

6. Оказывает всестороннюю помощь учителям-логопедам при подготовке и проведении всех мероприятий, проводимых в рамках проекта.

7. Обеспечивает взаимосвязь специалистов и родителей (законных представителей).

Деятельность родителей (законных представителей)

1. Помогают педагогам в подборе экспонатов для мини-музея и в изготовлении наглядных пособий и дидактического материала.

2. Участвуют в мероприятиях, проводимых в рамках проекта.

3. Вносят предложения по совершенствованию проекта.

Тематическое планирование на время реализации проекта

Тема

Содержание работы

Программное содержание

1

2

3

1-я неделя

Жостовский букет

Ознакомление с жостовскими подносами, историей создания, способами производства. Выделение композиции, сочетания цветов. Беседы на занятии по развитию речи о народном промысле.

Обогащение словарного запаса.

Чтение рассказа о мастерах Жостова.

Использование русского фольклора.

Продуктивная деятельность детей — рисование, работа в технике «пластилинография», аппликация.

Оформление экспозии, посвященной жостовскому промыслу в мини-музее «Промыслы народные — все очень благородные!».

Просмотр презентаций

Познакомить детей с жостовской росписью, ее основным мотивом, композиционным решением.

Дать представление о том, что промысел Жостова — часть русской культуры.

Воспитать интерес и уважение к русской культуре, традициям народа.

Совершенствовать связную речь, обогащать словарный запас.

Учить детей описывать поднос, передавая его характерные особенности, назначение. Закреплять умения последовательно излагать рассказ, отвечать на поставленный вопрос развернутым ответом.

Показать, как художники настоящие цветы превращают в нарисованные.

Развивать творчество и фантазию — предложить детям придумать свой узор для подноса

2-я неделя

Матрешкины посиделки

Беседы с детьми на занятии по развитию речи, ознакомлению с окружающим. Рассматривание на занятии, сравнение, развитие сенсорных эталонов.

Использование матрешек на занятиях качестве счетного материала.

Продуктивная деятельность детей — рисование, лепка, аппликация.

Разнообразные игры с матрешками.

Чтение познавательной литературы и русского фольклора.

Разучивание стихотворения В. Берестова «Матрешкины потешки».

Проведение мастер-класса «Роспись по дереву» с предварительной беседой о народном промысле «Город Сергиев-Посад матрешкой удивить нас рад. Матрешка — игрушка на все времена».

Оформление экспозиции с образцами матрешек в мини-музее «Промыслы народные — все очень благородные!».

Просмотр презентаций.

Совместная деятельность родителей и детей — рисование матрешки для экспозиции «Нарисуем мы матрешку»

Продолжать знакомить детей с народными промыслами Подмосковья.

Познакомить с характерными особенностями сергиево-посадских матрешек: основные цвета и их сочетания, элементы узора, количество матрешек в комплекте и т.п.

Учить составлять описательный рассказ: совершенствовать связную речь, обогащать словарный запас.

Воспитывать умение работать коллективно.

Совершенствовать звукопроизношение и дикцию.

Заниматься изобразительной деятельностью.

Взаимодействоватьс семьями детей: проведение занятия с мастер-классом, творческая деятельность — рисование матрешек (задание выходного дня)

3-я неделя

Волшебство Гжели

Ознакомление с гжельским промыслом, выделение элементов росписи.

Продуктивная деятельность детей — рисование, работа в технике «пластилинография», аппликация.

Тематическая выставка с образцами гжельских изделий: мини-скульптуры, посуда.

Чтение познавательной литературы об истории создания промысла и традициях Гжели.

Рассматривание образца на занятии по рисованию.

Беседы с детьми.

Дидактические и речевые игры.

Просмотр презентаций

Знакомить детей с народным промыслом, его видами: скульптура, посуда, сувениры; материалом, из которого изготавливается, с использованием презентации и образцов гжельских изделий.

Развивать речевое творчество детей.

Участвовать в продуктивной деятельности. Воспитывать интерес и уважение к родной культуре, желание поддерживать и развивать народные традиции.

Привлечь родителей к реализации проекта. Провести конкурс творческих работ «Волшебная синева»

Финал проекта

Интегрированное занятие «А на ярмарке у нас…» (см. с. 00)

Итоговая выставка разных видов декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомились в течение проекта.

Проведение интегрированного занятия с элементами театрализации

Провести выставку разных видов народного искусства.

Закреплять и обобщать представление детей о разнообразии художественных промыслов Подмосковья.

Создавать культуросообразную среду, необходимую для активизации творческого потенциала личности ребенка.

Приобщать к истокам народной культуры, обретение духовных ценностей.

Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры.

Развивать эмоциональную сферу ребенка и художественно-речевую деятельность.

Формировать гордость за свой народ, культуру.

Учить творчески мыслить.

Использовать на практике приобретенные знания

 

Занятие «А на ярмарке у нас…»

Цель: расширение знаний детей о различных видах народного творчества и содействие развитию самостоятельной художественно-речевой деятельности через использование заданий проблемного и творческого характера.

Задачи

Образовательные:

— расширять и обогащать лексический запас на материале о народных промыслах Подмосковья;

— развивать речевую и творче6скую активность;

— учить мыслить и решать поставленные задачи;

— развивать коммуникативные возможности детей и эмоциональную сферу;

— совершенствовать умения работать в коллективе.

Коррекционные:

— развивать слуховое и зрительное внимание;

— учить отвечать полным, развернутым ответом на поставленный вопрос;

— развивать мелкую моторику рук посредством изобразительной деятельности.

Воспитательные:

— приобщать к традициям русского народа;

— закладывать основы духовно-нравственных норм;

— формировать гордость за свой народ, культуру;

— вызывать положительные эмоции;

— поддерживать интерес и желание к творчеству.

Оборудование: предметы разных видов народных промыслов; ширма, кукла-перчатка; магнитная доска, магниты; «Толковый словарь» В.И. Даля; буквы, репродукции с изображением ярмарки; рисунки матрешек, выполненные детьми и родителями, раздаточный материал для творческой работы (по количеству детей); поощрительный материал (по количеству детей).

* * *

Дети входят в зал и рассаживаются полукругом на заранее приготовленные стулья. Логопед представляется.

I. Вводная часть

Логопед. Здравствуйте, ребята.

Слышится стук.

Кто к нам стучится? Покажись,

С нами быстро подружись!

Над ширмой появляется Петрушка.

Петрушка

Я веселая игрушка, а зовут меня Петрушка.

А вы — кто такие, хочу я узнать.

Имя свое попрошу мне назвать.

Логопед

Петрушка, ты сам поздоровайся с каждым ребенком,

А он тебе имя свое скажет звонко.

Согласны, друзья, подружиться с Петрушкой

И стать ему другом и доброй подружкой?

Тогда смело ему руку пожимайте

И имя свое называйте.

Логопед и Петрушка с каждым ребенком здороваются за руку, дети называют имена.

Петрушка. Хочу пригласить вас, ребята, куда-то, где всегда весело и интересно.

Логопед. Что значит «куда-то»? Ты точно назови место, где весело и интересно.

Петрушка. Я так спешил, что слово это я забыл.

Вот только буквы остались,

Но и те из слова разбежались.

Логопед

Знаешь, Петрушка, тебе мы поможем

И слово из букв точно мы сложим.

Справимся, ребята?

Петрушка

Об этом месте, куда я хочу вас пригласить,

Можно много говорить.

Я назову слово-признак, а вы скажете, какая буква начинает это слово:

Я — яркая.

Р — разноцветная.

М — многоликая.

А — артистичная.

Р — разнообразная.

К — красивая.

А — актуальная.

Дети называют буквы, логопед выкладывает слово.

Логопед. Ребята, давайте прочитаем, какое слово у нас получилось.

Так вот куда нас приглашает Петрушка — на ярмарку!

Ребята, а вы знаете, что такое ярмарка?

Дети отвечают.

Сейчас проверим, правы ли вы.

Это — толковый словарь русского языка. Толковый словарь — очень умная книга, он может объяснить значение всех русских слов. Открываю нужную страницу. (Читает детям объяснение слова «ярмарка».)

Ярмарку всегда очень ждали, это было важное событие в жизни людей. На ярмарку везли самые лучшие товары. Там можно было купить много полезных и красивых вещей. А еще ярмарки славились своим весельем, хорошим настроением и праздничной атмосферой. На ярмарках показывали кукольные спектакли, выступали скоморохи и цирковые артисты. Но самый главный и любимый персонаж ярмарок — Петрушка.

Вот так интересно проходили ярмарки.

Рассказ сопровождается показом репродукций.

Ребята, ярмарка, на которую пригласил нас Петрушка, — частная, на ней я познакомлю вас с изделиями известных народных промыслов Подмосковья. Давайте сейчас туда и отправимся.

II. Основная часть

Логопед. Берись за руки, детвора, нам на ярмарку пора! Только, чур, не шуметь и не толкаться, с товарами бережно обращаться! Договорились? Тогда — в путь! А ты, Петрушка, здесь пока побудь.

Ознакомление с народными промыслами.

Дети встают со стульев и проходят за логопедом в зону, где представлена «Ярмарка». Логопед и дети переходят от одного столика к другому и разглядывают предлагаемый товар. Взрослый хвалит промыслы, фиксируя внимание детей на разнообразии представленного материала и его самобытности (кратко). Дает детям подержать предметы, потрогать. После демонстрации беседует с детьми: что понравилось, какие впечатления, есть ли дома изделия народного промысла и т.п.

Да, на Ярмарке у нас

Все товары — высший класс!

Приглашаю, подходите,

На все сами поглядите.

Столик с Гжелью.

Посмотрите, что за диво —

Как все сине и красиво!

Как удобно в применении —

И для чая, и варенья,

Для конфет и для печенья.

Мимо вы не проходите,

Гжель скорей себе купите!

Развитие гончарного дела на Руси в гжельской местности началось еще в далеком IV в. до нашей эры. А уже в IX в. гжельская земля стала центром по производству керамики на Руси. В начале XVIII в. стали выпускать фарфоровые изделия и «полуфаянс», которые расписывали синей краской, ставшей впоследствии символом гжельской утвари.

Посмотрите, как многообразна Гжель, сколько разных узоров и цветов нарисовали художники. Но прежде чем изделие попадет к художнику, добывают глину, гончары делают изделия, которые впоследствии и расписываются талантливыми художниками. Расписанное изделие окунают в белую глазурь и обжигают в печи при температуре около 1400 °C. После обжига глазурь становится прозрачной, изделие приобретает твердость, а рисунок проявляется во всей своей красе, играя оттенками цвета от нежно голубого до глубокого синего.

Примечательно, что в Гжели очень много династий: старший в роду приобщал к росписи младшего, и так старинное русское творчество становилось для человека линией жизни.

Дальше мы теперь пройдем,

Что-то мы еще найдем.

Стол с подносами.

А кому подносы

Привезли из Жостова?

Мастерицы постарались,

Красоту нарисовали:

Что не букет, то летний сад,

Покупке этой будешь рад!

Нравятся подносы? Потрогайте, поводите рукой по рисунку. Как будто трогаешь настоящие лепестки, правда?

А вы знаете, сколько мастеров трудятся, чтобы получилось такое изделие? Исторически, производство жостовских подносов — это ручная ковка. Мастер-коваль вырезает ножницами по металлу форму будущего подноса, специальными молотками выколачивает борт, выравнивает поле подноса, на специальном станке подгибает край. Потом будущий поднос покрывают черной краской и начинается роспись. Работают художники беличьими кистями и масляной краской. Набор кистей большой — от совсем тонких с иголку до крупных. Кисть — это главный инструмент мастера, у каждого своя, под руку и манеру. Вот так создаются эти красивые изделия. С большим трудолюбием, умением и любовью к своему непростому ремеслу.

Разминка

Логопед

Ой, что-то я вас совсем заговорила.

Предлагаю поиграть,

Что покажу — все повторять!

Веселись, детвора, в хоровод вставать пора!

Как на ярмарке у нас развеселье каждый час:

Я — коза-дереза, рожками бодаю.

А я милый Колобок — вот такой круглый бок!

Я серый волк — зубами щелк!

Ты нас, волк, не напугаешь —

Мы потопаем ногами,

Мы похлопаем руками,

Мы покружимся немножко

И еще раз топнем ножкой — правой, левой

И вот так (топаем).

Не испугаешь нас никак.

Релаксационная пауза.

Встаньте ровно, расслабьтесь, закройте глаза, представьте, что вы тряпичные куклы. Опустите голову, руки легко покачиваются вдоль тела. На счет «пять» — превращаемся в ребят. (Медленно считает до пяти.)

Отдохнули? Дальше в путь,

Узнаем еще мы что-нибудь.

Стол с матрешками.

А вот игрушки деревянные:

Такие веселые, добрые, славные!

Их вырезали умельцы народные.

Матрешки-игрушки

Самые благородные!

Нравятся? А вы знаете, кто создает матрешек? Гжель делают гончары и художники, жостовские подносы — ковали и художники. А матрешек — токари и художники. А знаете, почему матрешек так называют? На Руси 100 лет назад, когда начали делать эти замечательные игрушки, многих девочек называли именем Матрена, Матреша. А значит это имя — матерь, мама. Вот так. И матрешка как бы символизирует маму, семью.

Ребята, я предлагаю вам самим создать свою матрешку. Станем подмастерьями.

А кто такой подмастерье? Подмастерье — это помощник мастера в ремеслах, мастерствах. Подмастерничать, значит быть главным при мастере.

Логопед приглашает детей в «творческую зону», где на столах приготовлен материал для творческой части занятия.

Ну, ребята, все за дело!

Украсим матрешек с вами мы смело.

Дети подходят к столам, где приготовлены эскизы матрешек, цветные карандаши, разнообразные наклейки.

Что ж, ребята, начинайте,

Своих матрешек создавайте.

Логопед подключается к творческой части занятия и помогает детям.

Ах, какие красивые матрешки у вас получились!

III. Заключительная часть

Логопед

Встанем с вами в круг, друзья,

В игру сыграю с вами я.

Но прежде, чем игру начнем,

Итог уроку подведем:

Что вам понравилось, что — нет,

Что было новым, интересным,

Каким вещам у вас на полке место?

Ах, молодцы, как много вы узнали!

Ну, а теперь мы с вами поиграем.

Волшебную палочку, передавая друг другу, поделимся, кто что бы исполнил, если бы был волшебником. Наша игра так и называется «Если бы я был волшебником». Я начинаю: если бы я была волшебницей, я бы придумала новый красивый узор для Гжели.

Далее ответы детей.

А теперь спрошу Петрушку, что он нам скажет:

Логопед с Петрушкой (вместе)

Ай, спасибо, вам, друзья,

К вам приехали не зря!

За ваше внимание,

За смекалку и старание,

Я вас всех благодарю

И вам корзину сладостей

Сегодня подарю!

Логопед угощает детей.


Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению