• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Мастер-класс для родителей «Шалости для радости. Вкусная артикуляционная гимнастика»

Сводная информация
Статья из журнала:
Логопед
Номер журнала:
01/2024
В статье представлен мастер-класс для родителей по выполнению детьми артикуляционной гимнастики. Приводятся упражнения, необходимые для укрепления мышц губ, языка и вызывающие у детей положительные эмоции Мастер-класс для родителей «Шалости для радости. Вкусная артикуляционная гимнастика»

Якуничева А.И.,

учитель-логопед МОУ ДО СОШ № 8, г. Подольск Московской обл.

Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Выполнять артикуляционные упражнения надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 4–5. При их выборе надо учитывать степень сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику желательно эмоционально, чтобы ребенок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения — точными.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика — не столь важное, несерьезное, порой, даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна? Прежде всего весело и с удовольствием. Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, вам предлагаются нетрадиционные упражнения, носящие игровой характер и вызывающие положительные эмоции у детей.

Цель: оказание помощи родителям в овладении ребенком в домашних условиях основными приемами артикуляционной гимнастики.

Задачи:

— формировать представление у родителей о правильном выполнении артикуляционных упражнений;

— обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;

— совершенствовать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

— расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

Артикуляционные упражнения

«Держи крепче»

Удерживаем ватную палочку (соломку, макаронину, ложку, сушку) на языке, языком на губе, щеке, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ, языка.

«Бусинки»

Кладем на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим ребенка губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или предлагаем губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.

«Сладкий футбол»

Перекатываем во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку (грецкий орех, сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамельку) и т.д.

«Вкусное варенье»

Облизываем варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребенку) с губ, блюдца, печенья, сухаря и т.д.

«Ах, как вкусно»

Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба (сухарей, печенья, сахара, леденцов) и просим ребенка облизать поверхность тарелки.

«Рыбалка»

Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Предлагаем ребенку поймать рыбку, язык — удочка, а крошки — рыбки.

Выполняется быстро и четко. Широко открываем рот, высовываем язык иголочкой и дотрагиваемся до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка.

«Красивое печенье»

Считаем напряженным кончиком языка ребрышки на фигурном печенье.

«Хомячок»

Выполняется во время купания. Набираем в рот чистой воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьем по щекам и с силой выпускаем струю воды.

Можно набрать немного воды и гонять ее от одной щеки к другой.

«Коровка»

Даем ребенку, если это не противопоказано, мягкую жевательную резинку или жевательную конфету в виде большого кома и просим пожевать.

Большой комок жевательной резинки разжевать сложно, поэтому ребенок будет разрабатывать челюсти, работать языком, сглатывать слюну, т.е. активизировать подвижные органы артикуляции.

«Жевательная конфета»

Разжевываем жевательную конфету, приклеиваем ее языком к твердому нёбу, а затем кончиком языка пытаемся ее отодрать.

Упражнение помогает отрабатывать произвольный подъем языка вверх.

«Яблочко»

Ребенку кладем кусочек яблочка за щеку и просим языком вытащить его оттуда. То же самое делаем с другой щекой.

«Чашечка»

Просим ребенка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Кладем в «чашечку» витаминку, конфетку и предлагаем ребенку удерживать по 5–8 с.

Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а ребенок будет ее проглатывать.

«Сладкая зарядка»

Упражнения с чупа-чупсом. Круглый сладкий чупа-чупс — прекрасный логопедический тренажер. Лучше всего подходит мини-размер этих леденцов. Разворачиваем конфету и немного играем.

Во время упражнений нужно находиться рядом с ребенком!

• Сжимаем чупа-чупс губами и пробуем его удержать 5–10 с.

• Удерживая чупа-чупс губами, пробуем подвигать палочкой сначала сверху вниз, затем из стороны в сторону.

• Приоткрываем рот, губы разводим в улыбку, делаем «чашечку». Кладем в нее чупа-чупс и пробуем удержать леденец только языком.

• Поднимаем широкий язык к нёбу, прижимаем чупа-чупсом «грибок» к нёбу.

• Двигаем леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5–10 раз.

«Колечко на крючок»

Подвешиваем ванильную сушку на высунутый язык и удерживаем под счет (до 5–10).

«Птенчик в гнезде»

В небольшую ванильную, гладкую сушку помещаем губы полностью. Губы — птенчик, а сушка — гнездо.

Будет забавно, если получится подвигать губами, изображая голодного птенца.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения делаются непринужденными и вместе с тем координированными. Это значит, что речь становится более внятной, четкой и красивой. А сколько радости и приятных впечатлений останется у детей, если мама и папа, а с ними и все члены семьи начнут выполнять эти веселые и полезные для всех упражнения!

Список использованной и рекомендуемой литературы

Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. М., 2011.

Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками. СПб., 2014.

Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. СПб., 2004.


Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению