• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Мероприятия в ДОО для развития навыков читательской грамотности у старших дошкольников

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
02/2023
Автором затрагивается проблема комплексного отставания речевых компонентов современных дошкольников и их речевого развития. Раскрывается значимость приобщения к чтению, развития навыков читательской грамотности у старших дошкольников. Приводятся примеры мероприятий из опыта работы ДОО для развития у детей старшего дошкольного возраста навыков читательской грамотности Мероприятия в ДОО для развития навыков читательской грамотности у старших дошкольников

Иванова М.А.,

старший воспитатель ГБОУ школа № 2094, Москва

Одной из актуальных проблем в развитии современных дошкольников в целом, и нашей школы, в частности, из года в год остается речевое развитие. Как правило, дети имеют не отдельное нарушение структурного компонента речи, например, звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов.

Для решения этой проблемы стоит обратиться к источникам художественной литературы с прекрасными образцами литературного языка для обогащения речи дошкольника. Именно из книг ребенок может почерпнуть много новых слов, образных выражений.

Но в наш век информатизации, отношение детей к книгам изменилось, интерес к чтению падает. Дети предпочитают книге компьютерные игры, просмотр мультфильмов и телепередач. Однако, не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует производительный опыт предшественников.

Художественная литература — мощное средство речевого развития, а также интеллектуального, нравственного, патриотического воспитания, гуманных чувств и отношений, творческой активности. Изучение литературно-культурного наследия русских классиков порождает в детях чувство гордости за свой народ, свое Отечество, воспитывает любовь к Родине, делает детей добрее и умнее, сознательнее и отважнее.

Перед педагогами нашей школы поставлена задача развития читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Читательская грамотность — способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих щелей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Именно в дошкольном детстве необходимо начинать закладывать первые навыки читательской грамотности.

Педагогами нашей ДОО разработан ряд мероприятий для развития навыков читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы и в других проектах. Остановимся на некоторых из них.

Буккроссинг

Буккроссинг — свободный книгообмен. Идея буккроссинга очень проста — «прочитал книгу сам, передай другому». Его цель — пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение традиции семейного чтения.

Для свободного книгообмена мы используем столы, стеллажи, полки, чемоданы, которые размещаем в любом удобном месте здания ДОО (в холле, этажах и т.д.), тематически оформляем эмблемами, цитатами, афоризмами, иллюстрациями, памятками. На столах размещаем раскраски по произведениям. Книжная литература подбирается с учетом возраста, программы, интересов и инициативы детей. Активное участие в книгообмене принимают родители. Они не только приносят уже прочитанные книги, но и обмениваются мнениями.

Организация буккросинга в ДОО помогает решить следующие задачи:

• познакомить детей с различными видами книг и жанрами художественной литературы;

• прививать интерес к художественной литературе и творчеству писателей;

• воспитывать бережное отношение к книге и интерес к чтению;

• организовать процесс обмена книгами;

• развивать внимательность, наблюдательность, память.

Предварительная работа

Перед запуском книгообмена необходимо провести работу с детьми и родителями. Это могут быть беседы с детьми на тему книгообмена. При запуске буккроссинга мы организовали Детский совет и Рефлексивный круг. Родителей можно информировать на родительском собрании, в чатах групп при помощи информационных листков и объялвений. Для тех, кто принес книги, печатаются специальные талоны.

Проведение книгообмена

Любой процесс можно сделать запоминающимся и интересным. Когда ребенок принесет книгу / книги на обмен, он получит талон / талоны, которые сможет обменять на мероприятии на выбранную книгу.

В назначенное время звенит колокольчик — оповещение начала буккроссинга, дети выходят из групп. На первом этаже на столах разложены книги, ранее принесенные из дома. Участники мероприятия рассматривают книги, выбирают и обменивают свой талон на заинтересовавшую их книгу.

Сторисек

Весьма интересно организовывать мероприятия в разных формах на основе инновационной технологии «Сторисек» (в переводе с англ. Storysack) — «Мешок историй, или Как потрогать сказку?» Автор технологии — нейл Гриффитс. Это интересный современный вариант такой традиционной библиотечной формы массовой работы, как «громкие чтения».

При знакомстве детей с произведением по технологии «Сторисек» затрагиваются все образовательные области согласно ФГОС ДО, а также происходит активное взаимодействие с семьями обучающихся. Родители привлекаются к участию в изготовлении и наполнении «мешка историй», созданию коллажей по прочитанному произведению. Совместно с родителями воспитанники оформляют свои домашние «мешки», приносят их в детский сад и с удовольствием знакомят друзей с любимыми произведениями и героями.

Педагоги используют сторисеки и как сюрпризный момент при проведении «Утреннего круга» — в качестве загадки темы недели. Также данная технология помогает выстроить развивающий диалог при обсуждении самых разных тем.

Что представляет собой «мешок историй»? Это настоящий мешок, который легко можно заменить на чемодан или красочную коробку, в которую помещаются атрибуты, помогающие оживить книгу: непосредственно сама художественная иллюстрированная книга, игрушки и игры, дидактические пособия, разнообразный реквизит, маски, игра, аудиосопровождение.

Технология сторисека помогает решить следующие задачи:

— приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;

— повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;

— поддерживать интерес к книгам, осмысленному чтению их содержания;

— способствовать расширению словарного запаса, навыков осмысленного чтения;

— развитию общего кругозора.

Этапы работы по созданию сторисека

Работу по проекту «Мешок историй, или Как потрогать сказку?» можно разделить на несколько этапов.

На подготовительном этапе определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается Сторисек.

Критерии отбора книги:

• книга, соответствующая возрасту детей;

• качественные иллюстрации.

На этапе продвижения происходит планирование: периодичность сторисеков и анонсирование тематических встреч и занятий. К выбранной для «мешка сказок» книге подготавливаются:

• готовится мешок (чемодан) для комплекта материалов;

• подбираются остальные компоненты для комплекта;

• разрабатываются литературные игры;

• «шпаргалки» для взрослых;

• красочно оформляется опись готового Сторисека.

Основной этап включает в себя работу:

— с художественным произведением (чтение, вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций);

— научно-популярной книгой (предложите поделиться своими впечатлениями об иллюстрациях; вспомните понравившиеся фаты, например, о животных; составьте список вопросов, на которые дети хотели бы узнать ответы);

— аудиокнигой (коллективное прослушивание с одновременным рисованием, раскрашиванием).

На завершающем этапе:

— сбор впечатлений о книге (произведении), уточняются пожелания детей;

— изготовление творческих продуктов на основе художественного произведения (закладки, рисование обложек и новых иллюстраций к книгам и др.).

Кроме того, ребятам можно предложить придумать другой конец той или иной истории, оформить ее в виде книжки-самоделки.

Так, например, во время завершающего этапа наши воспитанники представили себя художниками-оформителями: создавали маски и персонажей для настольного, теневого, пальчикового театров по прочитанным произведениям. Совместная образовательная деятельность с «мешком историй» может продолжаться в течение нескольких дней. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей. «Мешок историй» можно передать в любую семью или другую группу ДОО для чтения и изучения произведения.

Во время мероприятий в рамках «Мешка историй, или Как потрогать сказку?» наши педагоги и воспитанники разработали и создали сторисеки на самые разные темы: по произведениям Е. Пермяка «Для чего руки нужны» и А. Барто «Любимые игрушки; народным преданиям и былинам («Богатыри»); для ознакомления с творчеством Е. Чарушина, Н. Сладкова («Дикие животные»).

Результаты работы нашей ДОО в проекте:

— увеличился книжный круговорот;

— появились «книжки с ножками» — наиболее востребованные книги;

— организованы сообщества читателей по интересам (педагоги, дети, родители);

— ведется работа по поиску изданий книг разных лет и издательств;

— дети легко узнают любимые книги, знают авторов произведений;

— совершенствуются художественно-речевые навыки дошкольников.

Благодаря проекту по технологии «Сторисек» педагоги продумывают тематический подбор книг с учетом проблемных ситуаций, не имеют затруднений с ответами на многие вопросы, интерпретируя через поступки литературных героев.

Пример мероприятия «Богатыри» для детей —7 лет на основе технологии «Сторисек»

Если в дошкольной организации еще не проводились мероприятия такого формата, предлагаем построить работу по следующему алгоритму.

1. Сделать подборку художественных произведений по теме «Богатыри», можно включить былины, сказки, предания об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Микуле Селяниновиче, Святогоре-богатрые, Марье Моревне, Василисе Микулишне и др.

2. Собрать интересные факты и загадки о героях эпоса (научно-познавательные энциклопедии для детей о богатырях и рыцарях).

3. Найти аудиосказки и мультфильмы.

4. Подобрать маски, игрушки, атрибуты (костюм богатыря, меч, булава, щит, игрушечный конь, макет замка и избы, маски-шапочки) для создания атмосферы и прообразов героев.

5. Подготовить настольные игры и / или пазлы, раскраски по сказке и карандаши, фломастеры.

6. Подготовить и красочно оформить опись готового сторисека; все упаковать в мешок (чемодан, коробка, красочный подарочный пакет или любую иную удобную форму упаковки).

7. интерактивная часть проекта может включать в себя:

— игру «Сочини былину, сказку» — необходимо сочинить продолжение к книге (можно предложить как домашнее задание с родителями);

— «Найди пословицу» — подобрать и объяснить, почему выбрали эту пословицу, найти лишнюю пословицу;

— «Чтобы это значило» — расширять словарь по объяснению непонятных слов (например, басурман, гиганты. Град, покров, держава и др.);

— «Режиссерские игры» — вариативно составлять свою версию сценария;

— сюжетно-ролевые игры по мотивам произведений;

— викторину «Богатыри Земли русской»;

— создание коллажа из картинок по мотивам былин.

План проведения сторисека «Богатыри»

1. Чтение произведений о богатырях с показом иллюстраций.

Вопросы детям:

— понравилось ли вам произведение?

—что понравилось?

— кто главный герой былины, сказки?

2. Отгадайте загадки.

В сказке людям помогают,

От вражины Русь спасают,

Нет добрее и смелей

Русских трех … (богатырей).

Знают взрослые и дети,

Нет его сильней на свете.

Одного напомню я,

Это … (Муромец Илья).

Ладно скроен,

Крепко сшит,

За Землю русскую стоит.

(Богатырь.)

Огромный, многоглавый,

Огнедышащий дракон.

Много горя и несчастья

На Руси приносит он.

(Змей Горыныч.)

Говорят, давно на свете

Соловей-разбойник жил.

Резким, громким звуком этим

Он богатырей разил.

(Свист.)

Рубашку такую

Не вяжут, не шьют,

Ее из колечек

Железных плетут.

(Кольчуга.)

Не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч.

Ну, что, догадались?

Конечно же … (меч).

3. Беседа по былинам.

Предложить детям ответить на вопросы:

— кто является героями былин?

— каких богатырей вы знаете?

— каким недугом страдал Илья Муромец?

— почему богатыря Алешу назвали Поповичем?

— богатыри отрицательные или положительные герои? Почему вы так думаете?

— в былинах есть отрицательные герои? Назовите:

— почему Соловей-разбойник и Змей Горыныч так зовутся? Это отрицательные или положительные герои?

— с какими былинами вы познакомились?

4. Речевая игра «Как ты понимаешь смысл пословицы».

Предложить детям разобрать пословицы:

— не родом славен богатырь, а подвигом;

— лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать;

— богатырь умрет, имя его останется;

— дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется;

— головой думай, силой борись.

6. Раскрашивание картинок «Богатыри».

7. Просмотр мультфильмов: «Два богатыря», «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Детство Ратибора», «Добрыня Никитич» и др.

8. Прослушивание аудиобылин: «Как Илья из Мурома героем стал», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Святогор», «Никита Кожемяка».

9. Творческая мастерская по созданию коллективной аппликации «Богатыри Земли русской».

10. Изобразительная деятельность по теме «Богатыри — защитники Руси».

* * *

Технология «Сторисек» оказывает огромную помощь в повышении мотивации к чтению у старших дошкольников, навыков осмысления звучащей речи, пересказа и рассказывания; помогает привлечь пассивных слушателей и рассказчиков к активной деятельности и активизировать познавательный интерес детей; формировать информационную культуру воспитанников; сделать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению