• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Музей «Сделано СССР» как объект образовательного туризма для дошкольников

Сводная информация
Статья из журнала:
Воспитатель ДОУ
Номер журнала:
05/2022
В статье описан опыт по организации образовательного туризма с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО, направленный на формирование чувства патриотизма, представления о гражданственности, воспитания уважения к культурному наследию страны, старшему поколению, природным богатствам Музей «Сделано СССР» как объект образовательного туризма для дошкольников

Корлатяну И.Н.,

заведующий;

Яковлева Т.В.,

старший воспитатель;

Ефремова А.В.,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 128», г. Чебоксары Чувашская Республика

Программа воспитания и календарный план к ней — новые документы в ДОО. Необходимость в них появилась после внесения изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Программа воспитания в ДОО — обязательный структурный компонент ООП дошкольного образования. Она описывает систему форм работы с воспитанниками и членами их семей, объединяет все направления развития ребенка. Согласно приказу Минпросвещения от 20.11.2020 № 655 и Федеральному закону от 31.07.2020 № 304-ФЗ, рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы стали частью ООП ДО. Для детского сада — это нововведение.

Отныне концепция воспитания базируется на том, что воспитательная миссия должна быть усилена. У дошкольников нужно формировать чувство патриотизма, представление о гражданственности, правопорядке и законе, воспитывать уважение к культурному наследию страны, старшему поколению, природным богатствам. В связи с этим программа воспитания направлена на решение комплекса развивающих, воспитательных и обучающих задач.

Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

Общая цель воспитания в ДОО — личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

— формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;

— овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;

— приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Дошкольный возраст обладает огромными потенциальными возможностями для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине. Основа воспитания у детей дошкольного возраста гражданских чувств — усвоение принятых в обществе норм поведения, накопления социального опыта жизни в своем Отечестве, развитие интереса к его истории, культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе каждого ребенка семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре родной страны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте — это и есть самый естественный, а потому и верный способ нравственно-патриотического воспитания. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств.

Прежде чем ответить на вопрос, как знакомить дошкольников с историей родной страны, важно ответить еще на один — зачем? Приобщая дошкольников к истории России, педагоги пробуждают у них интерес к Родине, воспитывают гордость за ее достижения, победы, уважение к традициям прошлого.

Ознакомление с историей позволяет развивать у детей интерес к жизни и достижениям предков, уважение к культуре своего и других народов.

Наш город Чебоксары полностью оправдывает свое имя «Культурные Чебоксары» — в столице Чувашии работают два десятка музеев. В их числе — музейный комплекс под названием «Сделано в СССР», открывшийся в марте 2019 г. Но его экспонаты были собраны давно: частично они хранились в Музее г. Чебоксар, частично — в музее деревни Верхняя Кумашка Шумерлинского района. Они объединились и образовали культурный кластер из трех музеев: Музей г. Чебоксар, советского быта, деревни Верхняя Кумашка.

Музейный комплекс «Сделано в СССР» сейчас находится в новоюжном районе г. Чебоксар на улице Ленинского Комсомола неподалеку от нашей ДОО. В основе экспозиций музейного комплекса — предметы старины, школьные тетради по чистописанию, парты и перьевые ручки, патефон с грампластинками, арифмометр «Феликс», ткацкий станок, детские гусли и гармонь, картинная галерея, электрочайник 1954 года выпуска (работающий!), телефонные аппараты, радиоприемник «Родина», самодельная гармонь, фотоаппараты и радиолы, а также предметы крестьянского быта чувашей (фото 1).

Юные посетители музея не просто созерцают предметы старины под стеклом, а могут потрогать их руками, послушать звучание патефона, бой часов с кукушкой. Дошкольникам нравится играть на пионерских барабанах, горне, гармошке, гуслях, они даже пробуют писать чернилами. Отрадно, что работники музея разыгрывают призы на знание истории, назначений диковинных аппаратов и предметов. Дети любят примерять на себя одежду, в которой ходили их бабушки и дедушки (фото 2).

Соприкосновение с прошлым России духовно обогащает дошкольника, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. Дети с удовольствием слушают рассказы экскурсовода об истории и предназначении незнакомых для современных детей предметов.

Дети — самые желанные посетители музеев. Ведь именно в детстве, когда разум маленького человека жаждет познать весь и сразу окружающий мир, и стоит приобщать ребенка к культуре.

Музейный комплекс дает возможность детям погрузиться в прошлую эпоху:

— рассмотреть игрушки СССР и сравнить их с современными;

— пролистать старые буквари и другие книги;

— примерить на себя одежду, которую могли носить их мамы и папы, бабушки и дедушки (фото 3);

— посмотреть старое детское кино и мультфильмы, послушать грампластинки, познакомиться с предметами быта времен СССР и сравнить их с современными.

Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине составляет основу моральных качеств обучающихся. Без патриотизма человек не способен полноценно трудиться на благо страны. И детский сад — тот начальный этап, где будут заложены эти высоконравственные качества будущего гражданина.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению