• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Нетрадиционные формы работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
02/2022
Нетрадиционные формы работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Кашицына Л.А., заведующий;

Константинова Т.С., педагог-психолог;

Титова В.Н., учитель-логопед, детский сад № 183 «Ласточка», г. Чебоксары, Чувашская Республика

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из основных определяет принцип сотрудничества дошкольной организации с родителями. В детском саду есть условия для участия родителей в образовательном процессе через разнообразные формы совместной деятельности с детьми. Все изменения, происходящие в сфере дошкольного образования, направлены на совершенствование его качества, которое во многом зависит от уровня взаимодействий родителей и педагогов. Успешного результата, можно достичь только благодаря созданию единого образовательного пространства, подразумевающего тесное сотрудничество на всем протяжении дошкольного этапа развития ребенка. Одним из основополагающих признаков единого образовательного пространства и условием его создания является наличие общих целей, задач воспитания детей, сформированных в единой программе воспитания, обучения и развития дошкольников.

Сотрудничество — основа взаимодействия всех участников образовательных отношений — подразумевает взаимное определение целей деятельности, совместное распределение средств, сил, предмета деятельности в зависимости от возможностей каждого участника.

Часто родители испытывают трудности и совершают ошибки в воспитании детей. Ситуация усложняется еще более значительно, когда семья испытывает трудности социального или межличностного плана, т.е. находится в трудной жизненной ситуации. Задача педагогов — помочь родителям в воспитании своих детей. Далее раскроем опыт работы с такими семьями.

Проблема семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на сегодняшний день встает особенно остро. Причин тому множество: пандемия, кризисы, снижение уровня жизни. В нашем детском саду данному вопросу уделяется особое внимание, и в связи с этим администрация учреждения поставила цель — защита, профилактика, помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и их сопровождение. На протяжении всего жизненного цикла каждая семья постоянно сталкивается с ситуациями, которые воспринимаются как сложные и потому не могут быть преодолены самостоятельно. Можно определить примерный круг семей, с наибольшей вероятностью нуждающихся в оказании социально-психологической помощи: неполная, многодетная, с приемными детьми, совокупная (повторный брак) семья, где один из членов имеет тяжелые проблемы со здоровьем, с девиантным поведением одного или нескольких членов семьи и др.

Эффективные методы работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, которые традиционно базируются на информировании, консультировании, в последнее время, исходя из опыта работы нашего детского сада, пополнились нетрадиционными формами.

Наиболее продуктивные и интересные, как отмечают сами родители (законные представители), — это групповые встречи, а именно:

—          родительские клубы по интересам, дни открытых дверей, проведение массовых форм взаимодействия с семьями детей (праздники, спортивные мероприятия для детей, тематические дни (театра, кино, поэзии...));

—          экскурсии, детские творческие фестивали;

—          совместные акции «Книжки для малышки», «Столовая для птиц», «Мини-театр», организация совместно-проектной деятельности «педагог + дети + родители»);

—          оформление групповой, спальной комнат, выставки (наглядность) в приемной, «Коллекции моей семьи», родительские газеты («Наша дружная семья», «Почемучка», «Самая спортивная семья»).

Приобщение родителей к жизнедеятельности ДОО создает ситуацию, в которой папы и мамы размышляют над проблемами воспитания, им доставляют удовольствие совместные с ребенком игры, общая командная победа. Все это сплачивает семью, повышает ее педагогическую культуру. Подробнее рассмотрим некоторые наиболее активные формы взаимодействия с семьями.

Родительские встречи (собрания) — действенная форма общения педагогов с родителями (законными представителями). Именно на собраниях у педагога есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОО и семьи. Мы считаем, что собрания, консультации для родителей (законных представителей) важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, поскольку современные родители не хотят слушать долгих и назидательных докладов педагогов. Консультации должны быть предельно четкими, содержать только необходимый родителям материал и проводиться не для «галочки», а для пользы дела.

Родительский клуб — одна из интересных форм работы, которая имеет большой успех у родителей детей разных возрастных групп. Прежде чем начать работу в данной форме, были запущены опросники с перечнем тем на выбор родителям. Затем составлялся план работы по актуальным темам и готовился материал информационного и практического характера. Дни открытых дверей на сегодня — самая популярная форма среди родителей взаимодействия с ДОО. Педагоги приглашают родителей в один из дней, информируют заранее о мероприятиях, проводимых в детском саду. Так как в основном родители работают, они могут выбрать режимный момент или занятие, время посещения, когда им удобно будет прийти в группу. Родителям предлагается понаблюдать за ребенком в разных ситуациях: на занятии познавательного характера, музыкальном, творческом (рисование, лепка). В игровой деятельности, когда можно увидеть, как взаимодействует ребенок со сверстниками.

Стенгазета для родителей — одна из форм взаимодействия педагогов и родителей, как и «родительская газета». Задачи, способствующие реализации данной цели:

—          оказание родителям (законным представителям) квалифицированной психолого-педагогической, методической помощи по вопросам воспитания, обучения, оздоровления детей;

—          обеспечение своевременной информации об особенностях работы ДОО, о событиях, происходящих в ней.

Мы решили, что «родительская газета» поможет сделать интересный семейный опыт доступным для всех желающих, а родителей, которые не очень интересуются проблемами воспитания, тем или иным способом вовлечет в совместную с педагогами и детьми деятельность.

Новые нетрадиционные формы работы с родителями помогли создать между специалистами и родителями атмосферу взаимопонимания и доверия, пробудили интерес и желание заниматься со своими детьми, выстроили партнерские взаимоотношения с родителями. Благодаря этому отмечается положительная динамика в развитии познавательно-речевых навыков и эмоционально-положительного настроя у родителей и детей.

В результате организованного тесного сотрудничества с родительской общественностью можно обозначить некоторые результаты: повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом.

Таким образом, необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, позволяющая предупредить многие проблемы и вовремя устранить их. Согласованность действий учителя-логопеда и педагога- психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения в развитии ребенка, что помогает ему легче адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Литература

Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2009. № 1. С. 60.

Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание. 2010. № 11. С. 57.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению