При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Челпанова И.Д., Пятак Ю.В.,
учителя-дефектологи (тифлопедагоги);
Триллер Н.Р.,
учитель-логопед МАДОУ д/с № 451 «Теремок», г. Новосибирск
Образовательный проект «Безопасный мир ребенка» отражает важную и актуальную педагогическую задачу для современного общества — формирование культуры безопасности у детей дошкольного возраста, поскольку угроз, которые сегодня сопровождают ребенка с ОВЗ, множество. Современные представления о сущности культуры безопасности и подходах к ее формированию, принципы дошкольного образования, отраженные во ФГОС ДО, определили траекторию построения данного проекта.
Безопасность жизнедеятельности в современном мире — одна из центральных проблем человечества. На пороге третьего тысячелетия необходимость поиска механизмов для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам безопасности личной и окружающих является важной стратегической задачей.
Особо остро проблема ознакомления с правилами безопасного поведения в различных сферах жизнедеятельности и их соблюдения прослеживается по отношению к воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья, имеющими различные зрительные нарушения. Потому ознакомление с окружающим их социальным миром, предметами и явлениями у данной категории детей достаточно поверхностное, фрагментарное, иногда полностью искаженное. Присущие им особенности сенсорно- перцептивной сферы, часто ограниченные познавательные и речевые возможности, малый жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание рискованных ситуаций, в которых они могут оказаться.
В связи с данным обстоятельством актуализировалась задача — не только оберегать и защищать воспитанников с ОВЗ, а подготовить их к встрече с нелегкими, а порой и опасными жизненными ситуациями, привить им навыки безопасного поведения.
Разработанный и реализуемый проект «Безопасный мир ребенка» — познавательный, обучающий и воспитывающий с разными направлениями, сочетающий в себе комплекс мер по безопасности жизнедеятельности в быту, городе, природе и социальных сетях. Проект носит практико-ориентированный характер и позволяет каждому ребенку в любой детской деятельности овладеть основами культуры безопасного поведения, компетенциями, необходимыми для определения тактики безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Оценкой качества уже имеющихся результатов образовательного проекта «Безопасный мир ребенка» явились разработка программы дополнительного образования для детей с ОВЗ, комплекта учебно-методических материалов, методических рекомендаций для родителей, воспитателей, мультимедиа и видеоматериалы, комплексно-тематическое планирование, отражающее тактику планомерного решения задач во взаимодействии специалистов ДОО с семьями воспитанников.
В связи с тем, что проблема безопасности жизнедеятельности и сохранения здоровья населения страны вышли на уровень национально значимых, реализуя данный проект, мы предпринимаем попытку консолидации педагогической общественности для решения социально-значимой проблемы формирования культуры безопасности у воспитанников с ОВЗ с целью дальнейшей успешной социализации.
Данный инновационный проект позволит транслировать опыт проектирования специальной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных организациях Новосибирска и Новосибирской области, а также позволит привлечь особое внимание у родителей особых детей к проблеме детской безопасности.
В планируемом сотрудничестве с ГУ МЧС и компанией «Мудрый филин» (г. Красноярск) будет реализован проект «Комната безопасности в ДОУ» на базе МАДОУ д/с № 451.
Тесное сетевое сотрудничество с дошкольными организациями города в рамках проекта «Безопасный мир ребенка» делает возможным проведение ежегодного фестиваля «Радуга безопасности» при поддержке Министерства образования, ГЦРО, ГУ МЧС, ГИБДД.
При поддержке компании 2GIS планируется реализация проекта «Интерактивная карта Новосибирска “Делай шаг”», который позволит лицам с ОВЗ (детям и взрослым) в режиме онлайн знакомиться с доступными для них местами в городе.
Образовательный проект «Безопасный мир ребенка» — важная стратегическая задача для Новосибирска и Новосибирской области в вопросах формирования культуры безопасности у воспитанников с ОВЗ, позволяет организовывать новые формы сетевого сотрудничества дошкольных образовательных организаций и специальных государственных учреждений, способствует проектированию современных интерактивных форм помощи взрослым и детям с ОВЗ.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Программа для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста». СПб., 2009.
Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3—7 лет: Азбука безопасности. Волгоград, 2011.
Солнцева Л.И. Психология детей с нарушением зрения (детская тифлопсихология). М., 2006.
Степанов В.М. О формировании основных понятий безопасности // Безопасность жизнедеятельности. 2003. № 3.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle