• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Организация образовательного процесса и управление научно-методической работой в ДОО

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
02/2022
Организация образовательного процесса и управление научно-методической работой в ДОО

Герасимова Е.В., старший воспитатель;

Пестова В.А., воспитатель, Школа в Капотне, Москва 

Развитие дошкольной образовательной организации зависит от умения руководителей реагировать на изменения, происходящие в экономической, социальной, образовательной сферах.

Отличительная черта современного детского сада — внедрение нововведений в педагогический процесс, а это требует обновления научно-методической работы и ее адаптации к изменяющимся условиям. В свою очередь, это возможно в организации, работающей в режиме развития, где управление научно-методической деятельностью рассматривается как целенаправленный процесс подготовки и включения педагогов в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность, повышения их исследовательской компетентности и мастерства с целью достижения качественно более высоких результатов образовательного процесса (К.Ю. Белая, Т.П. Калодяжная, В.С. Лазарев, Н.Н. Ставринова и др.).

Инновационная деятельность в ДОО — это совокупность отдельных инноваций, каждая из которых может пониматься как отдельный, частный инновационный процесс. Потребность в инновациях возникает, когда появляется необходимость разрешить какую-либо проблему, создается противоречие между желаниями и реальным результатом.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования, которые влекут за собой обновления дошкольного образования. Важнейшей задачей воспитательно-образовательного процесса стала успешная социализация личности. В связи с этим перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений стоят непростые задачи воспитания гражданских чувств у детей и их социальной компетентности. Формирование гражданственности неразрывно с патриотическим воспитанием. Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Цель краеведческой программы — воспитание уважения к культурным традициям этносов в условиях поликультурного этнического региона, воспитание познавательного интереса и любви к своей малой родине.

Существенная сторона организации эколого-краеведческой работы в ДОО — обеспечение двухуровневого технологического процесса: организационно-методического — в работе с педагогическим коллективом; воспитательно-образовательного — в работе с детьми. Каждый из уровней имеет свою специфику. Решая задачи краеведческой программы, рассчитанной на три года (средний, старший, подготовительный к школе возраст), мы следовали дидактическим путем от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от простого к сложному — предлагали начинать ознакомление с родным краем с района, в котором находится детский сад.

Основной принцип построения занятий с дошкольниками заключается в использовании новых педагогических технологий: игровой, музейной педагогики, метода проектов, домашнего кинотеатра, компьютерных игр и др. Технологичным можно назвать образовательный процесс, если:

—          четко поставлены реально выполнимые цели, которые исходят от существующей педагогической ситуации (индивидуальных особенностей детей, уровня их развития, степени освоения каких-либо умений — познавательных, речевых, игровых и т.д.);

—          отобраны эффективные сюжетные игры, пути, методы, приемы, формы организации и т.п. для достижения целей;

—          конкретен ожидаемый реальный результат;

—          можно отследить достижения решения промежуточных задач;

—          на основе мониторинга конечного результата можно скорректировать педагогический процесс на более результативное решение поставленных задач (динамичность педпроцесса).

В приобщении детей к экологическому краеведению особенно значимы технологические подходы, основанные на индивидуальном развитии творческого потенциала каждого ребенка в личностно ориентированном педагогическом процессе, на деятельности детей, т.е. подразумевающие деятельностный подход. Актуально использование совокупности методов и приемов, направленных на развитие творческого воображения:

—          игровые творческие развивающие ситуации (с использованием игрового персонажа — куклы Ладушки, которая «встречает» детей в эколого-краеведческом центре нашего детского сада), дидактические игры и упражнения, компьютерные игры и др.;

—          поисковые вопросы и действия;

—          решение логических задач;

—          сочинение (художественное описание) загадок, сюжетов, сказок, историй на краеведческие темы;

—          «сократовский способ» (методика, построенная на поисковых вопросах, заставляющих более пристально взглянуть на предмет);

—          приемы «вхождения» в ситуацию, картину;

—          методы развития эмпатии и т.д.

В системе формирования эколого-краеведческих представлений в нашей ДОО используются разные виды детской деятельности: игры-путешествия, экскурсии, наблюдения, прогулки, экспериментирование, пленер, художественно-творческая деятельность, моделирование, работа с книгой, изобразительными материалами, интерактивные формы приобщения детей к музейной культуре и т.д.

Особенности инноваций педагогических технологий в образовательном процессе заключаются в формировании систем знаний на основе интереса детей; положительной мотивации, направленной на достижение в первую очередь культурологических целей; предвосхищении результатов; переводе обучения на продуктивно-творческий уровень на основе единства содержательного функционирования эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер личности ребенка.

Нововведения в ДОО коснулись не только содержания воспитательно-образовательного процесса, использования технологий, форм, методов, приемов, средств, но и организации и управления методической службы.

Для осуществления инновационной деятельности педагоги должны овладеть новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, которые включают следующие умения:

—          определять приоритетные направления инновации;

—          отбирать содержание инновационной деятельности;

—          проектировать реализацию содержания инноваций через применение педагогических технологий;

—          описывать критерии оценки образованности детей по результатам инноваций.

Концепция современного дошкольного образования предполагает применение моделирования и проектирования в управлении деятельностью дошкольного учреждения. Решая проблему реализации эколого-краеведческой программы, возникшую перед коллективом, методическая служба разработала проект внедрения, цель которого — внедрение в практику работы эколого-краеведческой программы, использование в воспитательно-образовательном процессе современных педагогических технологий.

Для реализации проекта потребовались изменения в работе с педагогическими кадрами, мотивации участия педагогов, системе контроля и оценке труда. Инновационность данного направления заключалась в нестандартности управленческих решений, стремлении к рационализаторству, отсутствии боязни риска.

Мы шли к следующим результатам проектного управления:

—          повышение мотивации педагогического коллектива к самовыражению, самореализации, профессионализма, компетентности, активности педагогов в самообразовании;

—          сплочение коллектива;

—          тесное сотрудничество с родителями;

—          формирование ключевых компетенций у дошкольников (коммуникативных, технологических, социальных, психологических, информационных).

Таким образом, организация и управление инновационным процессом в ДОО способствует достижению качественно более высоких результатов образования.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению