• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Организация работы групп раннего возраста в ДОО

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
01/2022
Организация работы групп раннего возраста в ДОО

Управление ДОУ, 01.2022 Подписаться на журнал

   

Юманова Т.Ю., заведующий;

Ильина Е.М., педагог-психолог, детский сад № 132, г. Чебоксары, Чувашская Республика

Аннотация. В статье раскрываются особенности психического развития детей в возрасте до одного года, их основные потребности и новообразования, возникающие к концу возрастного периода. Также рассматриваются мнения педагогов и психологов разного времени, изучающих вопрос младенчества и его особенностей.

 

Вопрос о том, стоит ли отдавать ребенка младенческого возраста в детский сад, возник, по историческим меркам, сравнительно недавно. В Советском Союзе большинство детей посещали детский сад с 3 лет, а некоторые ходили в ясли с 2 мес. Это диктовалось стремлением общества того времени реализовать коллективные цели, оба родителя обязаны были работать, иначе их называли «тунеядцами» и наказывали исправительными работами. Поэтому единственной альтернативой детскому саду были бабушки и дедушки пенсионного возраста.

Однако в конце XХ в. систему разрушили. Поменялись общественные ценности, а с ними и взгляды на жизнь, в том числе семейную.

В детских садах стали переходить с советской (традиционной) системы дошкольного воспитания на новые системы, хотя и не исключая принципов первой. А у родителей появилась возможность не работать, а заниматься домом и детьми.

До наступления одного года ребенок проходит сложный этап психоэмоционального развития: от абсолютно беззащитного новорожденного до ребенка, умеющего обозначить свои потребности вербально (с помощью автономной речи), либо невербально (указывая пальцем на желаемое). В этот период самым важным человеком для малыша является мама. Она имеет тесную связь со своим ребенком и инстинктивно совершает важные для полноценного развития действия: часто прикасается к малышу, разговаривает с ним, улыбается, смотрит на него, т.е. находится с ним в контакте. Этим мама обеспечивает привязанность ребенка к значимому взрослому. А привязанность в данном возрасте необходима для полноценного взаимодействия выросшего ребенка в обществе.

Основная потребность ребенка до одного года — в безопасности, защищенности. Она должна быть полностью удовлетворена. В этом заключается главная задача родителя. Когда ребенок чувствует себя в безопасности, он открыт окружающему миру, доверяет ему и смело взаимодействует с ним. Если же младенец не чувствует защиты со стороны родителей, он становится замкнутым и проявляет недоверие к миру.

Э. Эриксон говорил о том, что сформированное в младенческом возрасте доверие или недоверие к миру человек пронесет через всю свою жизнь. И, так или иначе, проявит его в отношениях с каждым человеком, с которым будет взаимодействовать [3].

В этом же возрасте формируется чувство привязанности к близкому человеку.

Дж. Боулби выделяет четыре стадии формирования детской привязанности:

—          недифференцированная ориентировка и адресация сигналов любому лицу;

—          ориентация на определенное лицо или адресация ему сигналов;

—          сохранение близкого положения к определенному лицу с помощью локомоций и сигналов;

—          целекорректируемое партнерство [1].

Поскольку человек — существо социальное, а привязанность — социальное чувство, на ее формирование влияют социальное общение младенца (гуление, лепет, активная жестикуляция) и чувство безопасности. Ближе к концу первого года жизни ребенок отделяется (не полностью) от матери, таким образом появляются двое. У ребенка активно развивается восприятие окружающего мира: в этом возрасте он начинает отслеживать глазами поведение мамы, радоваться ее приходу, использовать маму как базу, с которой начинаются исследования окружающего мира. Меняется социальная ситуация: ребенок начинает различать близкого человека, к которому появляется привязанность, и чужого, которого он в определенный период начинает опасаться и избегать.

В изменении социальной ситуации заключается суть кризиса первого года жизни, протекающего сравнительно гладко и не относящегося к числу острых.

Ведущий тип деятельности — непосредственно-эмоциональный, а затем непосредственно-деловое общение со взрослым. Новообразованием кризиса становится автономная речь. В течение первого года жизни речь ребенка — пассивная: он понимает интонации взрослого, часто повторяющиеся речевые конструкции, но сам не говорит. Однако именно в этот период ребенок закладывает основу развития речевых навыков, делает он это с помощью плача, гуления, лепета, а также активной жестикуляции.

Автономная речь служит переходным этапом между пассивной и активной речью и средством общения между ребенком и близкими людьми [2].

Особенности автономной речи:

—          не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически, а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);

—          общение возможно только с близкими людьми, понимающими речь конкретного ребенка;

—          связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд эмоционально окрашенных восклицаний.

Начало и конец автономной речи знаменуют начало и конец кризиса одного года.

Итак, ребенок осваивает речевое общение, и теперь его биоритмы регулируются не только биологической системой. Иначе говоря, происходит диссонанс: с одной стороны, есть биологические реакции, извещающие, например, о голоде, с другой — развивающаяся речь ребенка, с помощью которой он старается донести информацию о том, что голоден. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается без системы, позволяющей ему точно ориентироваться в окружающем мире. Биологические ритмы сильно расстроены, а речевые еще не сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением, т.е. проявлять произвольность.

Кризис в целом характеризуется регрессом деятельности ребенка: эмоциональные реакции становятся аффективными, наблюдаются следующие физиологические нарушения:

—          биологических ритмов (сон — бодрствование);

—          удовлетворения витальных потребностей (например, чувства голода);

—          регресс эмоциональной сферы (чаще проявляются капризность, плаксивость, обидчивость).

И все-таки, стоит ли водить ребенка до одного года в ясли и проводить с ним там несколько часов в день? Пожалуй, на этот вопрос каждый родитель ответит по-своему. И по-своему будет прав. Мы не стремимся убедить в том, что ясли для младенцев — это плохо или хорошо. Однако мы дадим некоторые рекомендации относительно воспитания и развития детей первого года жизни:

—         основная задача родителя — создать безопасные условия для развития ребенка и установить с ним доверительные отношения, так удовлетворяется базовая потребность в безопасности;

—          важно поддерживать с ребенком эмоциональный контакт: часто с ним разговаривать (при этом используя различные интонационные оттенки), прикасаться к нему, обнимать, улыбаться, стараться показать мир «со всех сторон», так у ребенка будет полноценно развиваться психика;

—          ближе к 6 мес. с момента рождения ребенка значимому взрослому важно не покидать его надолго, так как малыш уже способен разделять людей на «своих» и «чужих» и привязываться к «своим». В этот период важно укрепить доверительные отношения между ребенком и взрослым, чтобы в дальнейшем человек мог создавать с другими людьми здоровые (экологичные) отношения.

Литература

1.           Боулби Д. Привязанность / Пер. с англ.: Н. Григорьева, Г. Бурменская. М., 2003.

2.           Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1985.

3.           Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.: общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М., 1996.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению