• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Организация виртуальных экскурсий в рамках патриотического и эколого-краеведческого воспитания дошкольников

Сводная информация
Статья из журнала:
Методист ДОУ
Номер журнала:
40/2022
В статье рассматриваются роль эколого-краеведческого образования и патриотического воспитания дошкольников в формировании личности и возможности применения виртуальных экскурсий для ознакомления детей дошкольного возраста с родным городом. Организация виртуальных экскурсий в рамках патриотического и эколого-краеведческого воспитания дошкольников

Хахулина С.Н.,

старший воспитатель;

Аксенова К.А.,

воспитатель д/п «Полянка» ГБОУ «Школа № 1562 им. А. Боровика», Москва

Эколого-краеведческое образование дошкольников является составной частью воспитания основ патриотизма и открывает перед ними широкие возможности для познания природы и истории родного края, ознакомления с его достопримечательностями, предметным и социальным окружением, событиями и выдающимися людьми. Все это позволяет решать задачи воспитания любви к своей малой родине, приобщать детей с раннего возраста к традициям и обычаям места, где они живут. Современного дошкольника можно знакомить с наиболее яркими событиями истории своего края, памятниками архитектуры, народным творчеством, профессиями, флорой и фауной региона и пр.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в стенах детского сада входит в число тех целей, которые ставит ФГОС перед педагогом дошкольного образования. Задачи патриотического воспитания весьма обширны и среди них главное — это формирование у детей социально-патриотических взглядов и убеждений, любви к Родине и ее истории, воспитание уважительного отношения к народным традициям и культуре своей страны, ее законам, почитание символики государства и его истории, уважения к традициям и истории других народов [3].

Одним из средств, позволяющих реализовать эти задачи, являются виртуальные экскурсии, которые помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников. Такая форма подачи информации позволяет разнообразить образовательный процесс, сделать его интересным, а значит, более эффективным. Виртуальные экскурсии имеют ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями, особенно в условиях большого города, поскольку позволяют исключить нежелательные стороны организационного процесса. Например, не все дошкольники готовы к длительным пешеходным экскурсиям, где объекты находятся на значительном расстоянии друг от друга. А благодаря виртуальным путешествиям, не покидая здания детского сада, можно познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОО, города и даже страны. Это оптимизирует время педагога, позволяет организовать педагогический процесс независимо от погодных условий и других ограничений в любое удобное время, с привлечением родителей и всех желающих. Разработка и проведение виртуальных экскурсий педагогами требуют определенного уровня ИКТ-компетентности. Надо отметить, что освоение явлений материальной и художественной культуры в реальных, «живых» условиях ни в коем случае не отменяется. Виртуальное ознакомление с ценностями культуры рассматривается как подготовительный этап. Оно позволяет создать первоначальное представление или закрепить изучаемый материал, создать условия для комфортного вхождения в экскурсионную деятельность как в качестве экскурсовода, так и экскурсанта. Именно поэтому, на наш взгляд, нужно искать способы широкого включения виртуальных экскурсий в процесс ознакомления детей дошкольного возраста с родным городом в рамках патриотического развития [2].

Анализ программ по краеведению и ознакомлению детей с родным городом показал, что основная часть педагогов придерживается принципов историзма, гуманизации, дифференциации и интегративности при разработке авторских программ. Интегративность — это база, позволяющая создать для ребенка комфортную, окрашенную эмоциональным благополучием образовательную среду, которая является основным фактором дальнейшего целостного развития ребенка, гармоничного и открытого в своих первых творческих порывах. Виртуальная экскурсия, так же, как и обычная, предполагает следование определенному алгоритму при ее разработке, и здесь все достаточно традиционно.

Необходимо осуществить отбор и изучение экскурсионных объектов, изучить литературу по теме, уточнить свои знания. Далее определиться с темой экскурсии по возрасту, определить ее цель и задачи; спланировать содержание, определив для этого, как будет решена каждая задача, что будет организовано, создано, что необходимо предусмотреть; спроектировать результат. План-конспект экскурсии поможет пройти продуманный экскурсионный маршрут. Содержание экскурсии состоит из отдельных подтем, раскрывающихся на объектах и объединенных главной темой. Освещение каждой экскурсионной подтемы в экскурсии целесообразно завершать обобщением материала — выводом. В заключение необходимо подвести итоги экскурсии, сделать общие выводы, побудить слушателей задать вопросы и ответить на них.

Экскурсия строится на сочетании визуализации и повествования, поэтому подготовка виртуальной экскурсии связана с технической работой: сканированием фотографий или иллюстраций из книг, журналов, подбором картинок, фото и видео из Интернета, необходимых для визуализации проекта. На основе фото- и видеоряда составляется маршрут, который будет состоять из нескольких остановок (основных объектов экскурсии). Особенность виртуальной экскурсии — составление красочного видеоряда, т.е. разработка такого маршрута, который смог бы в полной мере раскрыть выбранную тему. Маршрут виртуальной экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования, способствующий раскрытию темы. Кроме того, одним из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии являются организация показа объектов в логической последовательности, а также обеспечение наглядной основы для раскрытия темы. При разработке виртуальной экскурсии педагог может подавать материал как в хронологической, тематической, так и в тематико-хронологической последовательности.

Далее следует выбор методических приемов проведения виртуальной экскурсии: показ презентации с речевым и музыкальным сопровождением, короткими комментариями. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода». Однако важно учесть, что создание звуковых файлов требует более кропотливой работы, а сами они достаточно велики, что усложняет манипуляцию с ними. Поэтому, опираясь на свой опыт, мы рекомендуем подготавливать материал в текстовой форме. Далее следует показ экскурсии.

Педагоги активно используют методические рекомендации Н.В. Алешиной и материалы по истории города. Согласно ее методике, свой рассказ воспитатели всегда сопровождают наглядными материалами: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками. Кроме того, организуя экскурсию, педагоги всегда стремятся активизировать внимание детей, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, дать возможность проявить себя. Автор утверждает, что экскурсии для ознакомления с памятниками города позволяют решать задачи познавательного характера, и эстетического воспитания юных граждан [1]. Рекомендуется определенный алгоритм для проведения такой экскурсии.

— знакомство с авторами монумента (скульптором и архитектором);

— история создания памятника, его выполнения и установки;

— поиск прототипов — реальных исторических лиц, исследование исторических условий и событий, увековеченных в памятнике.

Говоря о виртуальной экскурсии, нельзя не сказать о необходимости соответствия ее текста возрастным особенностям воспитанников. Значимость текста в виртуальной экскурсии вообще очень трудно переоценить. Можно сказать, что именно на сопровождающий текст накладывается основная задача педагога. Если при «живой» экскурсии педагог может сымпровизировать, то виртуальная экскурсия такую импровизацию полностью исключает. Текст должны отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Текст располагается именно в той последовательности, в которой выстроены на экране объекты, и обязательно имеет четкое деление на части, каждая из которых соотносится с определенным объектом экскурсии. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый рассказ для экскурсовода. Эффективность любой виртуальной экскурсии зависит от техники проведения, построенной с соблюдением таких условий, как:

— учет возрастных особенностей детей;

— контроль обратной связи в виртуальной экскурсии (паузы, приемы привлечения и поддержания внимания, реакция на непредвиденные происшествия);

— использование индивидуального авторского текста в виртуальной экскурсии;

— культура и грамотность речи.

Виртуальные экскурсии, как и экскурсии «живые», дают ребенку дошкольного возраста возможность контакта с социальной действительностью. А убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы формируют образ рассматриваемого объекта. И если первыми объектами, с которыми знакомятся дошкольники, становятся эколого-краеведческие, уже на этом этапе формируется отношение к родному городу, краю, стране. Таким образом, экскурсии решают важную задачу — в ненавязчивой форме они формируют чувства любви, уважения, гордости за свой город, край, которые перерастают в чувство патриотизма. Особо ярко это выражается при проведении экскурсий по историческим и культурным местам родного города. Дети начинают осознавать свою принадлежность, понимать и принимать взаимосвязь прошлого и настоящего.

Ю.А. Матюхина предлагает использовать экскурсии в рамках непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с предметным и социальным окружением, что также можно соотнести с темой ознакомления с родным городом [2]. Также она предлагает перед проведением экскурсии с детьми непременно проводить подготовительную работу, чтобы стимулировать их интерес к объекту экскурсии, заинтересовать посещением выбранного объекта. После экскурсии с детьми проводится беседа, в ходе которой педагог выясняет, какие впечатления остались у них после посещения, какие эмоции вызвали экскурсия и рассказ экскурсовода. Кроме того, в экскурсии для детей дошкольного возраста обязательно вводить игры. Автор высказывает мнение о возможности использования виртуальных экскурсий на примере описания виртуальной экскурсии в дом Деда Мороза в Великом Устюге.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что построение образовательного процесса для ознакомления дошкольников с родным городом, краем, страной через виртуальные экскурсии позволяет решать задачи развития как познавательного интереса, речи и логического мышления ребенка, формирования художественно-эстетического вкуса, так и нравственно-патриотического воспитания и эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, прививая к нему бережное отношение.

Говоря о виртуальной экскурсии, нельзя не отметить ее важность для деятельности самого педагога. Во время создания проектов той или иной виртуальной экскурсии педагог фактически занимается самообразованием и расширяет собственные знания в той или иной области. Поиск необходимой информации не только дает возможность подобрать материал для конкретного проекта, но и запланировать следующие мероприятия. А готовность педагога к творческой инновационной деятельности является важнейшим условием его профессионального развития и необходима для расширения его компетенций.


Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению