• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Особенности развивающей Предметно-Пространственной среды в группе комбинированной направленности

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
03/2023
В статье затрагивается проблема организации и оснащения развивающей предметно-пространственной среды в группах детей с ОВЗ. Опираясь на данные исследования и принципы ФГОС ДО даются методические рекомендации по организации РППС, подбору дидактических материалов и игрушек, организации такой среды в группах комбинированной направленности для детей с особыми образовательными потребностями. Особенности развивающей Предметно-Пространственной среды в группе комбинированной направленности

Особенности развивающей Предметно-Пространственной среды в группе комбинированной направленности

Никифорова О.В.,

канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики МПГУ;

Вощенко А.А.,

студентка 5 курса бакалавриата, ФГБОУ ВО МПГУ, Москва

Одним из главных условий развития дошкольников служит правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда (РППС). Это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (частью помещения, помещением, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции их недостатков.

Дети с ОВЗ наравне с другими детьми нуждаются во всестороннем развитии, а правильно организованная среда препятствует появлению вторичных и третичных отклонений, составляет основу для социального взаимодействия, способствует проявлению самостоятельности, инициативности и творчества. На практике развивающая предметно-пространственная среда не всегда соответствует требованиям. Причиной этому служит неготовность педагогов дошкольных групп комбинированной направленности учитывать потребности детей с разными нозологиями, в связи с чем педагоги нуждаются в профессиональной поддержке.

С целью выявления и оценки состояния развивающей предметно-пространственной среды в группе комбинированной направленности нами была проведена беседа с воспитателями подготовительных к школе групп и проанализировали имеющуюся в группах документацию.

Изучение опыта работы по организации РППС

К анкетированию были привлечены 35 респондентов — воспитателей дошкольных групп школ Москвы, из них 24 человека с педагогическим стажем 5 и более лет, 7 — педагогический опыт 1—3 года, и 4 человека работают воспитателями 3—5 лет. Цифры указывают, что в анкетировании приняли участие опытные педагоги, имеющие достаточный багаж знаний, благодаря чему исследователи смогли получить наиболее точную информацию.

Наиболее распространенное нарушение детского развития — общее недоразвитие речи. Его отметили 29 человек из 35 опрошенных. На наш взгляд, ОНР доминирует, так как встречается не только у детей с нарушениями речи, но и является вторичным нарушением у детей других нозологий.

В качестве наиболее типичных особенностей у ребенка с нарушениями речи педагогами были выделены: пониженная наблюдательность и мотивация, интеллектуальное развитие может отставать, внимание неустойчивое, быстрая утомляемость. Большинство педагогов (28 человек) отметили, что основная особенность ребенка с нарушениями речи — неустойчивое внимание.

При выборе из нескольких предложенных в анкете определений для «развивающей предметно-пространственной среды» верным является «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и пр., для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

Большинство респондентов (25 человек из 35) выбрали верный вариант ответа. Ни один из воспитателей не выбрал вариант:

«игрушки, предметы, дидактические материалы для организации игровой и учебной деятельности», что свидетельствует о том, что все педагоги четко представляют, что такое РППС в современном детском саду.

Когда участникам опроса предложили выбрать характеристики РППС из предложенных вариантов, почти все выбрали такие характеристики, как «безопасная, полифункциональная и доступная», что свидетельствует о знании педагогами требований Стандарта. Большинство опрошенных (33 из 35 человек) считают, что при внесении изменений в среду необходимо учесть потребности ребенка. На вопрос о том, какие дополнения и изменения РППС с опорой на особенности детей с нарушениями речи можно внести, большинство (32 человека из 35) опрошенных предложили подборки игр, направленных на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, что является верным. На вопрос о наличии сенсорных комнат в детском саду больше половины опрошенных воспитателей ответили, что таковые уже есть.

Наименьший выбор получило следующее оборудование сенсорных комнат: интерактивные столы, воздушно-пузырьковые колонны, сухой душ и вибромузыкальный сухой бассейн. В качестве дидактических материалов для коррекционной работы с детьми с нарушениями речи выбор большинства респондентов пал на предметные картинки (30 из 35), комплекты картинок для составления рассказов (29), 28 выбрали дидактические игры, и 25 — картинки для упражнений детей в правильном звукопроизношении.

Данный опрос подтвердил, что педагоги понимают, что включает в себя индивидуальная работа по развитию речи у детей с ОНР и принимают активное участие в отработке речевых упражнений с целью благоприятного воздействия на развитие и коррекцию речи у воспитанников. Большинство педагогов имеют представление о РППС, однако, несмотря на заинтересованность воспитателей в создании грамотно организованной среды их знания недостаточно точны и полны.

Методические рекомендации по организации РППС в группах комбинированной направленности

Опираясь на данные, полученные в ходе исследования, нами разработаны методические рекомендации для воспитателей по организации РППС в группах комбинированной направленности.

РППС должна представлять собой не просто некоторый набор игровых средств и оборудования, а систему, состоящую из определенных системообразующих компонентов. Данный принцип дает возможность наиболее эффективно использовать компоненты РППС. Это позволит оптимизировать перечень предметного содержания, исключить ненужное дублирование, а также рационально использовать помещения ДОО и игровое оборудование.

При подборе РППС в группе комбинированной направленности необходимо учитывать требования к ней, отраженные во ФГОС ДО, потребности детей с ОВЗ, особенности адаптированной основной образовательной программы для таких детей, требования к организации речевого и книжного уголков, игрушкам и дидактическим материалам.

Требования к РППС, отраженные во ФГОС ДО

Перечислим основные из них:

1)            дистанция — организация пространства способствует оптимальному контакту с ребенком;

2)            активность, самостоятельность — подразумевает тесное взаимодействие взрослого и детей;

3)            стабильность-динамичность — обеспечивает условия для трансформации пространства, его изменения с разнообразием предметного оснащения;

4)            гибкое зонирование — наличие отдельных секторов активности, чтобы дети не мешали друг другу;

5)            учет гендерных и возрастных особенностей — удовлетворяет потребности детей разного возраста, мальчиков и девочек;

6)            эстетической организации — подразумевает внешне привлекательное оформление пространства;

7)            индивидуальная комфортность — способствует активному личностно-ориентированному развитию каждого ребенка;

8)            открытость-закрытость — предполагает персонализацию пространства, его способность к изменению, укрепляет физическое и психическое здоровье воспитанников;

9)            гигиеничность и безопасность — обеспечивает соответствие возрастным особенностям, росту детей, гарантирует их безопасность.

Напомним, что РППС представляет собой специфическое образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства группы. Именно поэтому следует учитывать интересы и потребности дошкольников с различными нозологиями при организации развивающей предметно-пространственной среды.

Для детей с нарушением зрения, в первую очередь, развивающая предметно-пространственная среда должна быть безопасной, что подразумевает определенную организацию (свободные проходы, отсутствие выступающих углов) и предметное наполнение дошкольных помещений, оснащение в соответствии с особыми образовательными потребностями дошкольных помещений и территории специальными ориентирами и оборудованием (тактильные таблички, звуковые маяки и т.д.). Среда должна быть безбарьерной.

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимы условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа в здания и помещения образовательного организации и их пребывания, а также обучения и воспитания (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование). Предпочтительным является зонирование пространства группы на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство узнаваемым, а значит — безопасным и комфортным для воспитанника с нарушением опорно-двигательного аппарата, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.

Для дошкольников с задержкой психического развития необходим грамотно организованный коррекционный уголок, направленный не только на коррекцию дефекта, но и на формирование и развитие речи, восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания. Для детей с ЗПР особо необходима организация разнообразных уголков (эмоционального благополучия, физической культуры, моторного конструирования, тематических игр, информационного / тематического, творчества, науки и природы).

Для детей с расстройством аутистического спектра жизненно необходима тихая зона, под которой подразумевается помещение для уединения, где малыш сможет эмоционально разгрузиться. Для организации данной комнаты рекомендуется выбирать мягкие пуфы, диваны и др. элементы спокойной (не резкой) цветовой гаммы. Также необходима сенсорная комната, оборудованная в зависимости от потребностей детей с РАС. Важная особенность организации развивающей предметно-пространственной среды в группах, где есть дети с РАС — визуальная опора, под которой подразумеваются различные карточки, определяющие социальную ситуацию (гигиенические процедуры, подготовка к прогулке, сну, приготовление еды), и демонстрирующий алгоритм выполнения задачи.

Наличие адаптированных основных образовательных программ для детей с ОВЗ — также важное условие сопровождения детей с ОВЗ, определяющее РППС. На данный момент для дошкольной ступени образования разработаны адаптированные основные образовательные программы для детей с различными нарушениями: расстройствами аутистического спектра, слабослышащих и позднооглохших, глухих детей, незрячих, слабовидящих, амблиопией и косоглазием, задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными (умственной отсталостью).

У детей с ОВЗ всех нозологий

речевые нарушения вторичны, поэтому актуальны рекомендации по организации речевого и книжного уголков.

Рекомендации по организации речевого уголка

При подборе составляющих элементов речевого уголка должны учитываться: наполняемость уголка, разнообразие материалов, возрастные и индивидуальные особенности детей, структура речевых нарушений, системность, эстетика оформления, ведущая игрушка. В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие: фонематического слуха, дыхания, воздушной струи, артикуляционной моторики, правильного звукопроизношения, словаря, фразовой речи, мелкой моторики, звукового анализа и синтеза слогов и слов. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателем совместно. Материал, содержащийся в коррекционном уголке, многофункциональный и используется в разных целях.

Игры и дидактические материалы подбираются в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи, для решения коррекционных задач, а также для удовлетворения потребности ребенка и его саморазвития.

Рекомендации по организации книжного уголка

В первую очередь книжный уголок должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой, ведь главной задачей организации книжного уголка является формирование у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, опираясь на индивидуальные интересы и вкус, выбрать книгу и спокойно ознакомиться с ней.

Главные условия к планированию книжного уголка — это удобство и рациональность его использования. Педагог, планирующий организовать в своей группе книжный уголок, должен придерживаться определенных требований:

—  книжные уголки располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой;

—  важно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения;

— при организации рассмотреть различные варианты оформления книжного уголка: полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы; специально выделенные столы и к ним стулья или кресла и выбрать наиболее удобный вариант для конкретно выделенной зоны.

Рекомендации к подбору дидактических материалов и игрушек

Педагоги, работающие в группах комбинированной направленности, должны с особой внимательностью подходить к подбору дидактических материалов: основываясь на возрастных, психических, а также физических возможностях и потребностях воспитанника, опираясь на индивидуальные интересы и способности дошкольника.

В основе подбора игрушек лежит общий принцип — «не навреди». При подборе игрушек необходимо учитывать:

— многофункциональность игрушки, чтобы ее можно было гибко использовать в соответствии с сюжетной линией в различных функциях;

— возможность использования игрушек в совместной деятельности, чтобы она могла использоваться одновременно группой детей (включая участие взрослого в качестве партнера по игре) и для инициирования совместной деятельности (коллективные задания, совместные игры и т.д.);

— свойства дидактической игрушки, чтобы она способствовала усвоению сенсорных эталонов или имела механизмы программного управления;

— принадлежность игрушки к ремесленным изделиям, чтобы она являлась средством художественного и эстетического развития ребенка и знакомила бы его с миром искусства;

— возрастную ориентацию.

При планировании РППС педагоги ДОО могут следовать алгоритму ее проектирования.

Примерный алгоритм проектирования РППС

Мы предлагаем следующие этапы:

1)  определить желаемый результат, которого педагог нацелен достичь;

2)  определить цели и задачи планирования РППС;

3)  проанализировать реальную ситуацию, оценить возможности: наличие и состояние помещений, наличие материалов, дидактических материалов, различное игровое оборудование, штат сотрудников, образовательные программы, социальное окружение и особенности региона;

4)  определить проблемы и риски;

5)  описать способы осуществления проекта, где формулируется перечень желаемых изменений РППС, перечень тех компетенций, которыми должен овладеть педагог;

6)  наблюдать за детьми и определить наиболее востребованные центры в разные промежутки времени (в течение дня, недели, месяца). Проанализировать каждый из центров в соответствии с принципами ФГОС ДО, а также компоненты РППС — какой уровень развивающего потенциала каждого из элементов;

7)  определить конкретный план;

8)  реализовать проект;

9)  провести мониторинг и анализ: соотнести желаемый и полученный результаты.

Выстроенная таким образом работа по организации РППС в группе комбинированной направленности, или же во всей ДОО, позволит обеспечить целостность педагогического процесса и создаст такое окружающее пространство, которое будет отвечать возможностям, потребностям и интересам воспитанников с ОВЗ; создать условия для коррекционно-развивающего пространства в группах комбинированной направленности и постоянную творческую, замотивированную атмосферу в работе педагогов.

Литература

Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Загвоздкин В.К. Организация пространства в детских садах Гамбурга и Веймара // Научно-публицистическая газета Федерального института развития образования Минобрнауки РФ «Горизонты современного образования». 2013. № 3 (66).

Крежевских О.В. Организация предметно-развивающей среды ДОУ : учеб. пособие для среднего проф. образования. М., 2023.

 

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению