При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Особенности развивающей Предметно-Пространственной среды в группе комбинированной направленности
Никифорова О.В.,
канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики МПГУ;
Вощенко А.А.,
студентка 5 курса бакалавриата, ФГБОУ ВО МПГУ, Москва
Одним из главных условий развития дошкольников служит правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда (РППС). Это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (частью помещения, помещением, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции их недостатков.
Дети с ОВЗ наравне с другими детьми нуждаются во всестороннем развитии, а правильно организованная среда препятствует появлению вторичных и третичных отклонений, составляет основу для социального взаимодействия, способствует проявлению самостоятельности, инициативности и творчества. На практике развивающая предметно-пространственная среда не всегда соответствует требованиям. Причиной этому служит неготовность педагогов дошкольных групп комбинированной направленности учитывать потребности детей с разными нозологиями, в связи с чем педагоги нуждаются в профессиональной поддержке.
С целью выявления и оценки состояния развивающей предметно-пространственной среды в группе комбинированной направленности нами была проведена беседа с воспитателями подготовительных к школе групп и проанализировали имеющуюся в группах документацию.
Изучение опыта работы по организации РППС
К анкетированию были привлечены 35 респондентов — воспитателей дошкольных групп школ Москвы, из них 24 человека с педагогическим стажем 5 и более лет, 7 — педагогический опыт 1—3 года, и 4 человека работают воспитателями 3—5 лет. Цифры указывают, что в анкетировании приняли участие опытные педагоги, имеющие достаточный багаж знаний, благодаря чему исследователи смогли получить наиболее точную информацию.
Наиболее распространенное нарушение детского развития — общее недоразвитие речи. Его отметили 29 человек из 35 опрошенных. На наш взгляд, ОНР доминирует, так как встречается не только у детей с нарушениями речи, но и является вторичным нарушением у детей других нозологий.
В качестве наиболее типичных особенностей у ребенка с нарушениями речи педагогами были выделены: пониженная наблюдательность и мотивация, интеллектуальное развитие может отставать, внимание неустойчивое, быстрая утомляемость. Большинство педагогов (28 человек) отметили, что основная особенность ребенка с нарушениями речи — неустойчивое внимание.
При выборе из нескольких предложенных в анкете определений для «развивающей предметно-пространственной среды» верным является «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и пр., для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Большинство респондентов (25 человек из 35) выбрали верный вариант ответа. Ни один из воспитателей не выбрал вариант:
«игрушки, предметы, дидактические материалы для организации игровой и учебной деятельности», что свидетельствует о том, что все педагоги четко представляют, что такое РППС в современном детском саду.
Когда участникам опроса предложили выбрать характеристики РППС из предложенных вариантов, почти все выбрали такие характеристики, как «безопасная, полифункциональная и доступная», что свидетельствует о знании педагогами требований Стандарта. Большинство опрошенных (33 из 35 человек) считают, что при внесении изменений в среду необходимо учесть потребности ребенка. На вопрос о том, какие дополнения и изменения РППС с опорой на особенности детей с нарушениями речи можно внести, большинство (32 человека из 35) опрошенных предложили подборки игр, направленных на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, что является верным. На вопрос о наличии сенсорных комнат в детском саду больше половины опрошенных воспитателей ответили, что таковые уже есть.
Наименьший выбор получило следующее оборудование сенсорных комнат: интерактивные столы, воздушно-пузырьковые колонны, сухой душ и вибромузыкальный сухой бассейн. В качестве дидактических материалов для коррекционной работы с детьми с нарушениями речи выбор большинства респондентов пал на предметные картинки (30 из 35), комплекты картинок для составления рассказов (29), 28 выбрали дидактические игры, и 25 — картинки для упражнений детей в правильном звукопроизношении.
Данный опрос подтвердил, что педагоги понимают, что включает в себя индивидуальная работа по развитию речи у детей с ОНР и принимают активное участие в отработке речевых упражнений с целью благоприятного воздействия на развитие и коррекцию речи у воспитанников. Большинство педагогов имеют представление о РППС, однако, несмотря на заинтересованность воспитателей в создании грамотно организованной среды их знания недостаточно точны и полны.
Методические рекомендации по организации РППС в группах комбинированной направленности
Опираясь на данные, полученные в ходе исследования, нами разработаны методические рекомендации для воспитателей по организации РППС в группах комбинированной направленности.
РППС должна представлять собой не просто некоторый набор игровых средств и оборудования, а систему, состоящую из определенных системообразующих компонентов. Данный принцип дает возможность наиболее эффективно использовать компоненты РППС. Это позволит оптимизировать перечень предметного содержания, исключить ненужное дублирование, а также рационально использовать помещения ДОО и игровое оборудование.
При подборе РППС в группе комбинированной направленности необходимо учитывать требования к ней, отраженные во ФГОС ДО, потребности детей с ОВЗ, особенности адаптированной основной образовательной программы для таких детей, требования к организации речевого и книжного уголков, игрушкам и дидактическим материалам.
Требования к РППС, отраженные во ФГОС ДО
Перечислим основные из них:
1) дистанция — организация пространства способствует оптимальному контакту с ребенком;
2) активность, самостоятельность — подразумевает тесное взаимодействие взрослого и детей;
3) стабильность-динамичность — обеспечивает условия для трансформации пространства, его изменения с разнообразием предметного оснащения;
4) гибкое зонирование — наличие отдельных секторов активности, чтобы дети не мешали друг другу;
5) учет гендерных и возрастных особенностей — удовлетворяет потребности детей разного возраста, мальчиков и девочек;
6) эстетической организации — подразумевает внешне привлекательное оформление пространства;
7) индивидуальная комфортность — способствует активному личностно-ориентированному развитию каждого ребенка;
8) открытость-закрытость — предполагает персонализацию пространства, его способность к изменению, укрепляет физическое и психическое здоровье воспитанников;
9) гигиеничность и безопасность — обеспечивает соответствие возрастным особенностям, росту детей, гарантирует их безопасность.
Напомним, что РППС представляет собой специфическое образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства группы. Именно поэтому следует учитывать интересы и потребности дошкольников с различными нозологиями при организации развивающей предметно-пространственной среды.
Для детей с нарушением зрения, в первую очередь, развивающая предметно-пространственная среда должна быть безопасной, что подразумевает определенную организацию (свободные проходы, отсутствие выступающих углов) и предметное наполнение дошкольных помещений, оснащение в соответствии с особыми образовательными потребностями дошкольных помещений и территории специальными ориентирами и оборудованием (тактильные таблички, звуковые маяки и т.д.). Среда должна быть безбарьерной.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимы условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа в здания и помещения образовательного организации и их пребывания, а также обучения и воспитания (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование). Предпочтительным является зонирование пространства группы на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство узнаваемым, а значит — безопасным и комфортным для воспитанника с нарушением опорно-двигательного аппарата, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.
Для дошкольников с задержкой психического развития необходим грамотно организованный коррекционный уголок, направленный не только на коррекцию дефекта, но и на формирование и развитие речи, восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания. Для детей с ЗПР особо необходима организация разнообразных уголков (эмоционального благополучия, физической культуры, моторного конструирования, тематических игр, информационного / тематического, творчества, науки и природы).
Для детей с расстройством аутистического спектра жизненно необходима тихая зона, под которой подразумевается помещение для уединения, где малыш сможет эмоционально разгрузиться. Для организации данной комнаты рекомендуется выбирать мягкие пуфы, диваны и др. элементы спокойной (не резкой) цветовой гаммы. Также необходима сенсорная комната, оборудованная в зависимости от потребностей детей с РАС. Важная особенность организации развивающей предметно-пространственной среды в группах, где есть дети с РАС — визуальная опора, под которой подразумеваются различные карточки, определяющие социальную ситуацию (гигиенические процедуры, подготовка к прогулке, сну, приготовление еды), и демонстрирующий алгоритм выполнения задачи.
Наличие адаптированных основных образовательных программ для детей с ОВЗ — также важное условие сопровождения детей с ОВЗ, определяющее РППС. На данный момент для дошкольной ступени образования разработаны адаптированные основные образовательные программы для детей с различными нарушениями: расстройствами аутистического спектра, слабослышащих и позднооглохших, глухих детей, незрячих, слабовидящих, амблиопией и косоглазием, задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными (умственной отсталостью).
У детей с ОВЗ всех нозологий
речевые нарушения вторичны, поэтому актуальны рекомендации по организации речевого и книжного уголков.
Рекомендации по организации речевого уголка
При подборе составляющих элементов речевого уголка должны учитываться: наполняемость уголка, разнообразие материалов, возрастные и индивидуальные особенности детей, структура речевых нарушений, системность, эстетика оформления, ведущая игрушка. В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие: фонематического слуха, дыхания, воздушной струи, артикуляционной моторики, правильного звукопроизношения, словаря, фразовой речи, мелкой моторики, звукового анализа и синтеза слогов и слов. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателем совместно. Материал, содержащийся в коррекционном уголке, многофункциональный и используется в разных целях.
Игры и дидактические материалы подбираются в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи, для решения коррекционных задач, а также для удовлетворения потребности ребенка и его саморазвития.
Рекомендации по организации книжного уголка
В первую очередь книжный уголок должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой, ведь главной задачей организации книжного уголка является формирование у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, опираясь на индивидуальные интересы и вкус, выбрать книгу и спокойно ознакомиться с ней.
Главные условия к планированию книжного уголка — это удобство и рациональность его использования. Педагог, планирующий организовать в своей группе книжный уголок, должен придерживаться определенных требований:
— книжные уголки располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой;
— важно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения;
— при организации рассмотреть различные варианты оформления книжного уголка: полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы; специально выделенные столы и к ним стулья или кресла и выбрать наиболее удобный вариант для конкретно выделенной зоны.
Рекомендации к подбору дидактических материалов и игрушек
Педагоги, работающие в группах комбинированной направленности, должны с особой внимательностью подходить к подбору дидактических материалов: основываясь на возрастных, психических, а также физических возможностях и потребностях воспитанника, опираясь на индивидуальные интересы и способности дошкольника.
В основе подбора игрушек лежит общий принцип — «не навреди». При подборе игрушек необходимо учитывать:
— многофункциональность игрушки, чтобы ее можно было гибко использовать в соответствии с сюжетной линией в различных функциях;
— возможность использования игрушек в совместной деятельности, чтобы она могла использоваться одновременно группой детей (включая участие взрослого в качестве партнера по игре) и для инициирования совместной деятельности (коллективные задания, совместные игры и т.д.);
— свойства дидактической игрушки, чтобы она способствовала усвоению сенсорных эталонов или имела механизмы программного управления;
— принадлежность игрушки к ремесленным изделиям, чтобы она являлась средством художественного и эстетического развития ребенка и знакомила бы его с миром искусства;
— возрастную ориентацию.
При планировании РППС педагоги ДОО могут следовать алгоритму ее проектирования.
Примерный алгоритм проектирования РППС
Мы предлагаем следующие этапы:
1) определить желаемый результат, которого педагог нацелен достичь;
2) определить цели и задачи планирования РППС;
3) проанализировать реальную ситуацию, оценить возможности: наличие и состояние помещений, наличие материалов, дидактических материалов, различное игровое оборудование, штат сотрудников, образовательные программы, социальное окружение и особенности региона;
4) определить проблемы и риски;
5) описать способы осуществления проекта, где формулируется перечень желаемых изменений РППС, перечень тех компетенций, которыми должен овладеть педагог;
6) наблюдать за детьми и определить наиболее востребованные центры в разные промежутки времени (в течение дня, недели, месяца). Проанализировать каждый из центров в соответствии с принципами ФГОС ДО, а также компоненты РППС — какой уровень развивающего потенциала каждого из элементов;
7) определить конкретный план;
8) реализовать проект;
9) провести мониторинг и анализ: соотнести желаемый и полученный результаты.
Выстроенная таким образом работа по организации РППС в группе комбинированной направленности, или же во всей ДОО, позволит обеспечить целостность педагогического процесса и создаст такое окружающее пространство, которое будет отвечать возможностям, потребностям и интересам воспитанников с ОВЗ; создать условия для коррекционно-развивающего пространства в группах комбинированной направленности и постоянную творческую, замотивированную атмосферу в работе педагогов.
Литература
Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Загвоздкин В.К. Организация пространства в детских садах Гамбурга и Веймара // Научно-публицистическая газета Федерального института развития образования Минобрнауки РФ «Горизонты современного образования». 2013. № 3 (66).
Крежевских О.В. Организация предметно-развивающей среды ДОУ : учеб. пособие для среднего проф. образования. М., 2023.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle