• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Патриотическое воспитание дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности

Сводная информация
Статья из журнала:
Методист ДОУ
Номер журнала:
42/2023
В статье представлен опыт создания научно-исследовательского центра ДОО в целях патриотического воспитания детей дошкольного возраста, развития познавательного интереса и элементарных естественно-научных знаний через познавательно-исследовательскую деятельность. Обобщена работа по реализации педагогического проекта с описанием основных этапов профориентационного воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности
Патриотическое воспитание дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности

Виноградова А.А.,
заведующий;

Федорова А.Д.,
зам. заведующего МБДОУ д/с № 205 «Новоград», г. Чебоксары

С января 2021 г. в системе образования стартовал Федеральный проект «Патриотическое воспитание», направленный на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан России. О важности патриотического воспитания подрастающего поколения в современных условиях говорится и в официальном проектном документе Минобрнауки России «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», и в Федеральном законе от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся».

Дети — будущее страны. Следовательно, особое внимание уделяется становлению, развитию и проработке педагогических процессов в ДОО. В рамках проекта ведется работа по совершенствованию педагогического процесса в детских садах и школах: разработаны программы воспитания, проводятся мероприятия с детьми, родителями, повышается профессиональная компетентность педагогов.

Поскольку согласно Закону об образовании дошкольное образование является начальным этапом общего, данная задача не может быть решена без радикального совершенствования системы ДОО, поиска новых форм работы и внедрения образовательных программ. Дети должны знать и любить прошлое своей страны, народную культуру, традиции, промыслы и пр. Важно формировать у дошкольника чувство гордости за достижения своей страны, в том числе в области научно-технической сферы, воспитывать, беречь и приумножать богатства страны и в дальнейшем пополнять ее научный потенциал — во имя счастливого настоящего и достойного будущего. А будущее народа — это новое поколение.

Для создания условий, способствующих реализации данной идеи, требуется специальная техническая подготовка детей с самого раннего возраста. В этой связи возникает  необходимость в разработке вариативных программ научно-технической направленности. Постоянный поиск новых путей привлечения детей к «научно-технической мысли» требует, в первую очередь, создания соответствующей предметно-пространственной и образовательной среды согласно основным постулатам федерального государственного образовательного стандарта.

Такой формой для детского сада «Новоград» стал научно-исследовательский центр «От маленьких Академиков до большой Науки». Для успешной работы центра творческая группа педагогов разработала педагогический проект, миссией которого стало патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через научно-исследовательскую деятельность.

Развитие интеллектуальных способностей, любознательности дошкольников средствами физико-химического экспериментирования, биологии и астрономии в условиях экспериментально-исследовательских лабораторий; воспитание патриотических чувств и интереса к отечественной науке у детей дошкольного возраста выделяются как основная цель педагогического проекта.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи.

1. Реализовать в условиях детского сада организационно-управленческую модель научно-исследовательского центра «От маленьких Академиков до большой Науки», обеспечивающую формирование и развитие компетенций дошкольников в области естествознания (биология, физика, химия, астрономия).
2. Организовать подготовку программ, направленных на развитие у дошкольников компетенций в области естественно-научных знаний на доступном дошкольнику уровне.
3. Познакомить детей с историей отечественной науки, достижениями современных ученых.
4. Воспитывать чувство гордости и уважения, интереса к научной деятельности во благо развития будущего своей страны.

Ожидаемые результаты работы научно-исследовательского центра от планомерной совместной деятельности педагогов и дошколят в научно-исследовательском центре ожидаются следующие результаты:

— формирование интереса к науке, научным деятелям и открытиям нашей страны;
— устойчивых навыков планирования и проведения исследовательской деятельности, количественного и качественного анализа информации, выявления и систематизации законов и явлений природы, трансляции полученных результатов и первый опыт проектирования своей исследовательской деятельности и работы над собственными мини-проектами;
— эффективное функционирование научно-исследовательского центра «От маленьких Академиков до большой Науки» для научно-технического образования детей с разными возможностями; становление имиджа ДОО как методической лаборатории по распространению инновационного опыта по научно-техническому развитию дошколят;
— повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе.

Социум: наличие научно-исследовательского игрового пространства для детей дошкольного возраста микрорайона «Новый город». Профориентационное воспитание детей с дошкольного возраста на уровне г. Чебоксары.

Научно-исследовательский центр «От маленьких Академиков до большой Науки» объединяет ряд лабораторий, позволяющих осуществить работу с детьми через совместную деятельность, способствующую формированию и развитию у дошкольников навыков поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности («мини-обсерватория», теплица, лаборатория для занятий физикой и химией, биологией).

В качестве профильных направлений определены лаборатории:

«ЧУДО Биолог», «Физик-кудесник», «ГНОМ Астроном», «Мастер- Химик». Работа предполагает следующие формы взаимодействия взрослых и детей:

— для педагогов и родителей — занятия, события, программы, конференции, семинары, мастер-классы, педагогические мастерские, презентации и т.д.;
— для дошкольников — развивающие занятия познавательного характера, образовательные события, научные кейсы, квесты, конференции, которые развивают продуктивные формы мышления, стимулируют интеллектуальную активность и любознательность ребенка.
Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы, в соответствии с их содержанием в группе организуется познавательно-исследовательская деятельность. Каждый последующий год обучения предполагает усложнение по содержанию, объему знаний, задачам и способам реализации.

Диагностика освоения содержания рабочей программы по «Экспериментальной и опытнической деятельности» проводится один раз в год, в мае. По ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.
Перспективные планы составлены с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОО, на основе интеграции образовательных областей:

«Речевое развитие» — использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр, обогащение и активизация словаря;
«Физическое развитие» — подвижные игры, физкультминутки;
«Социально-коммуникативное развитие» — приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности;
«Познавательное развитие» — рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно-экспериментальной деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности;
«Художественно-эстетическое развитие» — сюжетное рисование по впечатлениям от занятий, закрепление пройденного материала.

Деятельность на основе проблемно-ориентированного подхода и работы с мини-проектами

Модель совместной деятельности взрослого с детьми построена на основе проблемно-ориентированного подхода и работы над собственными мини-проектами. Дети получают навыки планирования и проведения исследовательской деятельности, количественного и качественного анализа информации, выявления и систематизации законов и явлений природы, трансляции полученных результатов и первого опыта проектирования исследовательской деятельности. Для обучения можно выбрать одно из четырех направлений и поработать над собственным проектом.

Физика. Знакомясь с законами природы с ранних лет, ребенок удовлетворяет свою безграничную любознательность, расширяет кругозор, учится видеть, понимать элементарные причинно-следственные связи и закономерности в природе, получает основные навыки для дальнейшего развития своих познавательных способностей, первый опыт исследовательской деятельности.

Химия. В рамках изучения сложных превращений веществ и решения практических задач юный химик на практике экспериментирует с разными веществами, изучает свойства веществ в мире неживой природы. Ведь именно в ходе волшебных опытов у детей формируются познавательный интерес и любознательность, понимание ценности природы.

Биология. Знакомясь с основами биологии, ребенок учится группировать объекты природы на основе выделенных свойств, понимает отличие живого от неживого, потребности объекта, этапы его развития, благодаря чему формируются предпосылки к научному мышлению, умение ставить и принимать цель, учится доводить начатое дело до конца. Юный ученый может на собственном опыте убедиться в естественном характере биологических явлений, проверить на практике верность теоретических знаний, научиться сравнивать, выделять свойства, наблюдать, делать выводы по результатам.

Астрономия. Знакомясь с ее основами, дети узнают, что это одна из самых интересных наук, занятия ею увлекательны и радостны, а ее изучение позволит уточнить знания о неживой природе, сформировать познавательный интерес к ней и возможно стать поводом к выбору профессии.

Таким образом, научно-исследовательский центр «От маленьких Академиков до большой Науки» — новая ступень развития дошкольного научно-технического образования детей до 7 лет в нашем городе.

Химические сказки
Беседы с детьми о химии

Автор — Иванова Н.В.

В книге представлены авторские сказки, рассказы   и стихотворения о химических элементах, способ­ ствующие пробуждению познавательного интереса, любознательности, развитию фантазии, логического мышления и памяти.
Книга адресована родителям, бабушкам и дедуш­кам, заведующим, педагогам ДОО и детских домов, реабилитационных центров, детских клубов, круж­ков, секцийи, конечно, дошкольникам и младшим школьникам.

Занимательные физика и астрономия

Авторы — Михаленко Е.И., Иванова Н.В., Шипошина Т.В.

В книге представлены авторские стихи, расска­зы, сказки и загадки об основных законах физики и астрономии, способствующие развитию любо­знательности, памяти, внимания, формированию интереса к окружающему миру, расширению круго­зора. Книга адресована родителям, бабушкам и де­душкам, педагогам, воспитателям и преподавателям ДОО, развивающих центров, детских клубов, круж­ков, секций, а также методистам, библиотекарям, няням, гувернерам и, конечно, любознательным детям.

Закажите в интернет-магазине www.sfera-book.ru

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению