• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Планирование и организация активного отдыха детей в ДОО

Сводная информация
Статья из журнала:
Методист ДОУ
Номер журнала:
41/2023
В статье представлен ряд рекомендаций по планированию и организации разных форм активного отдыха в дошкольной организации с учетом возрастных особенностей дошкольников, специфике образовательного процесса в ДОО. Планирование и организация активного отдыха детей в ДОО

Рудакова А.Г.,

зам. директора по воспитанию, социализации и обеспечению безопасности обучающихся;

Галбацова А.З.,

воспитатель;

Губанова О.А.,

учитель физической культуры ГБОУ № 1208 «Школа им. Героя Советского Союза М.С. Шумилова», Москва

Составляемый администрацией дошкольного учреждения перспективный план традиционно содержит перечень физкультурно-оздоровительных мероприятий (в рамках работы детского сада, организованных совместно со школой, на уровне района, города), определяет сроки и место их проведения, расходы на организацию и проведение, количество участников. Организационная работа и проведение мероприятий может осуществляться как силами ДОО, так и с привлечением сторонних организаций посредством заключения договоров (контрактов) либо соглашений о сетевом взаимодействии.

Дошкольники в силу возраста достаточно редко участвуют в крупных физкультурно-спортивных мероприятиях. Чаще всего такие мероприятия для детей дошкольного возраста проводятся в рамках охвата нескольких садов или школ, реже — районного или городского масштаба. Наиболее эффективной и ведущей формой активного отдыха остаются физкультурные досуги и праздники.

Формирование годового плана активно-досуговой деятельности

Далее перечислим, что необходимо учесть при формировании системы планирования активных мероприятий в дошкольной образовательной организации.

При планировании и подготовке форм активного отдыха важно:

— выяснить, какие основные движения в данной возрастной группе находятся на этапе совершенствования, соотнести с задачами предшествующих физкультурных занятий, так как это позволит правильно определить содержание мероприятия;

— обозначить тему и задачи мероприятия, дату, время и место его проведения;

— заранее подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;

— назначить ответственных за подготовку и проведение праздника (желательно участие администрации, воспитателей групп, родителей);

— определить количество участников каждой возрастной группы детского сада;

— уточнить порядок подведения итогов конкурсов и соревнований, продумать поощрение участников праздника.

Физкультурный досуг проводится 1—2 раза в неделю во второй половине дня. Длительность его 20—30 мин. В каникулы, а также в летнее время досуги могут проводиться и в первой половине дня после завтрака.

В мероприятиях принимают участие дети начиная со средней группы. Физкультурный праздник может проводиться 2—3 раза в год, допустимо проведение этапа на воде (в бассейне). Темы активного отдыха могут быть самыми разными: «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимняя карусель», «Зимушка-зима», «Праздник Нептуна» и т.д.

Физкультурные праздники могут быть организованы не только на территории дошкольной организации, но и на близлежащем стадионе, в парке, лесу. От места проведения во многом зависят тематика и организация мероприятия. Программа физкультурного праздника во многом зависит от времени года и конкретных условий. Так, в зимнее время планируются занятия, характерные для этого времени года — катание на санках, игры на снегу, в летнее время возможны упражнения, требующие большого пространства — подвижные игры с элементами бега, прыжками, метанием, упражнения на равновесие и пр.

Структура мероприятия

Организаторами составляется план-сценарий мероприятия. В нем прописываются тема, условия и место проведения, необходимое оборудование, перечисляются двигательные задания, подвижные игры, упражнения с дозировкой и временем выполнения. Учитываются этапы предварительной работы.

При составлении плана-сценария необходимо предусмотреть:

— постепенное увеличение физической и психической нагрузок;

— чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным насыщением и заданий, направленных на снятие напряжения;

— групповых (массовых) и индивидуальных заданий;

— сочетание знакомых детям заданий с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.

При разработке сценария физкультурного праздника нужно придерживаться определенного порядка. Мероприятие планируется с учетом структуры традиционного физкультурного занятия и делится на три части: вводную, основную, заключительную. Действия праздника должны быть логично-последовательными:

— открытие праздника, парад участников;

— поздравительные выступления групп, команд, сводные гимнастические упражнения;

— массовая часть праздника с участием всех детей и присутствующих взрослых в играх-аттракционах;

— сюрпризный момент праздника, способствующий созданию хорошего настроения, поддержанию интереса;

— окончание праздника, подведение итогов, награждение, закрытие.

Открытие праздника начинается с торжественной части — выхода участников в зал или на физкультурную площадку, после чего следуют построение, сдача рапорта, приветствие заведующего детским садом или представителя социального партнера ДОО. В зависимости от темы, девиза праздника приветствовать детей могут представители других организаций (предприятий) — спортсмены, представители различных профессий.

В программе праздника планируются знакомые веселые игры и упражнения (аттракционы, хороводы), в которых принимает участие вся группа, танцевальные выступления детей и выступления-экспромты (бег вдвоем в одном обруче, прыжки через снежный вал). Содержание праздника разнообразят спортивные танцы детей. Спортивный танец разучивается с группой детей, проявивших себя в гимнастике и акробатике. Продолжительность его не более 3 мин. Основное содержание составляют упражнения комплекса ритмической гимнастики и элементы акробатики. Танец усложняется в этой группе выступлением наиболее одаренных детей в виде соло, дуэта, трио на фоне танцевальных действий остальных участников. Созданию хорошего праздничного настроения способствует включение в содержание праздника сюрпризного момента — неожиданного появления героев.

Особое внимание нужно уделить музыке и подготовке средств ее трансляции. Следует продумать и прописать в сценарии музыкальное сопровождение для всех моментов. Широкое использование музыкальных произведений делает праздник эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребенка.

Планирование дня здоровья

Специально организованные дни здоровья призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомления. В эти дни отменяются все учебные занятия. Режим дня насыщается двигательной активностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями.

День здоровья планируется заранее. Он традиционно проводится не реже 1 раза в квартал. Воспитательная работа в этот день направлена на создание условий активного отдыха детей. В теплое время года желательно, чтобы дети в течение этого дня максимально находились на открытом воздухе, в холодное время года пребывание детей на воздухе по погодным условиям.

При формировании программы Дня здоровья учитываются:

— цель и задачи (и на этой основе проводится вся подготовительная работа);

— дата и время проведения;

— место проведения и предполагаемая длительность с выделением зон для досуга, отдельных номеров программы — парада участников, массовых выступлений, соревнований по разным видам игр и упражнений, конкурсов;

— двигательные задания всего дня (упражнения, подвижные, дидактические игры и пр.);

— ответственные за подготовку и проведение праздника (в их числе: заведующий ДОО или старший воспитатель, воспитатели, члены родительского комитета, представители школы, микрорайона, ведомственных и общественных организаций);

— количество участников, возрастные группы детей;

— кто из воспитателей, родителей, попечительского совета будет привлечен к работе, кто приглашен на мероприятие в качестве гостей, кто выступит с показательным номером или примет участие в судействе;

— условия и порядок подведения итогов конкурсов и соревнований (индивидуальных и коллективных), поощрения участников.

Организационно-подготовительная работа

После того как распределены роли и обязанности участников праздника из числа сотрудников ДОО, начинается многоступенчатый этап организационно-подготовительной работы.

1. Отработка сценария праздника и реализация его программы. Подготовка музыкального сопровождения всего мероприятия, включая отбор и повторение песен, разучивание танцев; разработка элементов оформления и подготовка атрибутов для игр и упражнений, подготовка места для организации соревнований и аттракционов.

2. Подготовительная работа инструктора по физкультуре, воспитателя с детьми: регулярное освоение гимнастических упражнений во время физкультурных занятий и повторение их во время утренней гимнастики, ежедневное участие детей в подвижных и спортивных играх, спортивных упражнениях, предусмотренных программой.

3. Ознакомление детей с выдающимися спортсменами и достижениями (проведение бесед, рассматривание картин, чтение книг, показ видео- и мультфильмов на спортивную тематику, просмотр презентаций).

4. Проведение творческих занятий по теме «Здоровье и спорт» с последующим оформлением тематических альбомов, стендов, выставок.

5. Организация совместной работы инструктора по физкультуре и воспитателя с родителями по вовлечению их в подготовку к мероприятию и участие в нем. Проведение консультаций и распределение обязанностей между родителями. Создание команды из числа родителей, участвующих в празднике. Привлечение родителей для участия в художественном оформлении (изготовление костюмов для выступлений, эмблем для команд, плакатов, памятных знаков для награждения, праздничных сюрпризов и пр.) мероприятия и проведения фотосессий.

6. Подготовка спортивного или физкультурного зала, площадки (стадиона) по созданию комфортных и безопасных условий для всех участников мероприятия (выступающих, зрителей, судейской бригады и пр.). Обеспечение травмобезопасности оборудования, проверка санитарного состояния трибун, раздевалок, контроль противопожарной безопасности.

7. Взаимодействие с социальными и общественными партнерами: координация работ, связанных с приобретением или ремонтом физкультурного оборудования, проверкой исправности оборудования для трансляции (видео- аудио и пр.). Если праздник проводится на стадионе или в парке, необходима постоянная связь с руководством по вопросам организации праздника.

Разработка сценария

Разработка сценария — важный этап подготовки любого мероприятия. Сценарий Дня здоровья строится на основе программно-методических требований, предъявляемых к физическому, гигиеническому, эстетическому, нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. При разработке сценария следует учитывать основную его идею, девиз, под которым он проходит.

Разработка сценария поручается комиссии (группе) из числа сотрудников ДОО (инструктор по физкультуре, старший воспитатель, воспитатели детских групп, выступающих на празднике, музыкальный руководитель). В том случае, если праздник организуется для воспитанников из нескольких детских садов, в работе комиссии принимают участие сотрудники этих организаций. В ходе подготовки группа сотрудников, ответственная за разработку сценария, обращается к помощи опытных и творческих воспитателей, родителей для составления приветствий, перекличек, конкурсов, сочинения стихотворений, консультируется с ними при проработке номеров программы и другим вопросам.

С содержанием сценария Дня здоровья знакомят участников (родителей, социальных и общественных партнеров), которые непосредственно будут заняты в каких-либо номерах праздничной программы, а также лиц, связанных с подготовкой, оформлением помещений и территорий, изготовлением реквизита для проведения мероприятия.

Окончательное утверждение сценария проходит на педагогическом совете коллектива ДОО примерно за две-три недели до проведения праздника, когда будут определены количество участников, основные номера, и понятна подготовленность детей. Здесь же утверждается и ведущий (ведущие) праздника.

Проведение Дня здоровья

Если мероприятие проводится в рамках работы и на территории одной ДОО, в этот день можно предусмотреть утренний прием детей в занимательной, шуточной форме. Далее программа первой половины Дня здоровья для каждой группы своя, так как необходимо обеспечить достаточно высокую двигательную активность детей с учетом их физических и возрастных особенностей. Это могут быть подвижные и дидактические игры, где основными видами движений являются прыжки, метание, лазанье, бег, которые в самостоятельных играх детей занимают незначительное место. В программу Дня здоровья могут быть включены как подвижные игры и упражнения, соревнования, конкурсы и пр., так и простейшие туристские походы. Целесообразно к Дню здоровья приурочить внесение новых физкультурных пособий, двигательных игрушек.

Красочное, необычное оформление территории детского сада, групповых участков способствует подъему настроения, повышению активности детей в играх. Все это планируется заранее, указывается в сценарии и органично сочетается с режимом дня, не нарушая требований к нагрузке. Оптимальное количество запланированных подвижных игр в течение дня 4—5 продолжительностью не более 10 мин.

Организация активного досуга во время каникул

Одной из форм активного отдыха являются каникулы. В этот период отменяются традиционные развивающие занятия за исключением музыкальных и физкультурных, которые обогащаются игровым, сюжетным материалом и проводятся в разнообразных интересных формах. При планировании досуга в каникулы особое внимание нужно уделить рациональной организации ежедневной двигательной деятельности как одному из условий оздоровительной работы с детьми. В летний период, 1 раз в неделю, планируются физкультурные досуги, пешеходные прогулки и экскурсии. Больше возможностей следует предоставлять детям для свободного обучения в процессе различных видов самостоятельной и организованной деятельности. Организация режима дня и содержание педагогической работы должны быть направлены на создание оптимальных условий для активного отдыха детей во время каникул, увеличение объема двигательной активности, обеспечение мер по укреплению здоровья, закаливанию организма. В это время важно не только создать условия для самостоятельной деятельности детей, но и, прежде всего, снять переутомление.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению