При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Гулина Г.В., Кондюкова Н.В., Лямцева О.В., Печенкина О.В.,
воспитатели ГБОУ «Школа № 1547», Москва
Игрушка — человеческий феномен. В ней заложен большой культурный и исторический опыт, она может развивать у ребенка навыки, свойственные только человеку. Она побуждает ребенка к действиям, размышлениям и способствует его всестороннему развитию через решение различных игровых задач. В процессе взаимодействия с игрушками у ребенка формируется умение ориентироваться в различных свойствах предмета, активизируется процесс сенсорного развития.
Игрушки позволяют создать богатую предметно-развивающую среду, где ребенок хочет взаимодействовать с предметами; выводят его за пределы реального мира, помогая создавать воображаемый, в котором нет преград для инициативы и творчества. Игрушка — не только предмет забавы и развлечения, в ней заложен потенциал активизации предметной деятельности. Многообразие игрушек, представленных сегодня на рынке, позволяет воспитателям решать различные воспитательные и общеобразовательные задачи. Но лишь при условии их грамотного подбора.
Какие они, современные игрушки?
Они обладают многообразием цветов, форм, размеров, звуков. Благодаря этим свойствам современная игрушка позволяет стимулировать игру ребенка, а значит, и его развитие.
Современные игрушки позволяют ребенку выполнять или имитировать действия взрослого: кормить куклу из посуды, чинить что-либо «инструментами» и т.д. Интересная модернизация образных и дидактических игрушек побуждает детей к речевой активности. Разнообразные виды конструкторов упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Реалистичность современной игрушки помогает создать у ребенка представление о тех предметах, с которыми ему только предстоит познакомиться.
Одной из характерных особенностей современных игрушек является их интерактивность — возможность имитировать жизнь (двигаться, издавать звуки, отвечать на прикосновения и пр.). Правильно подобранная интерактивная игрушка стимулирует навыки координации движений, мелкой моторики и всех видов анализаторов.
В настоящее время, когда в жизнь детей входят игрушки нового поколения, существенно отличающиеся от традиционных, важно понять и оценить развивающий потенциал этих игрушек, так как их основное предназначение — дать возможность ребенку активно действовать, выражать свои эмоции и чувства, служить основой для развития ведущей деятельности.
Предметная деятельность — ведущая в раннем возрасте, во время нее происходит умственное и эмоциональное развитие детей. Она имеет несколько линий развития: становление орудийных действий, развитие наглядно-действенного мышления; развитие познавательной активности; формирование целенаправленности действий. Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.
Чтобы правильно выбрать игрушку детям раннего возраста, нужно знать возрастные особенности их развития, потребности в той или иной деятельности, желания, вытекающие из конкретного жизненного опыта.
Игрушки для детей раннего возраста должны нести интеллектуальную ценность, а уже затем быть красивыми. Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3–4 составляющих колец разного цвета, разноцветные кубики. В раннем возрасте все дети любят сортеры и различные сортировки. Манипуляции с этими игрушками не только разовьют интеллект ребенка, но и доставят удовольствие и радость от того, что у малыша что-то получается так же, как у взрослого.
На втором году жизни нужны игрушки для формирования моторных и сенсорных навыков, поэтому стоит уделять внимание разнообразию цветов, форм, размеров, материалов.
На третьем году жизни можно приобрести ребенку кукольный дом, мебель, посуду, разнообразные по функциям машинки и строительный материал.
На современном рынке детских игрушек представлено разнообразие кинетического песка разных цветов и объемов, благодаря чему ребенок может играть в песочнице в помещении вне зависимости от погодных условий. Многообразие современных игрушек и аксессуаров для игр с водой в ванной или бассейне дают возможность детям пускать кораблики, мыть посуду или купать кукол, ставить эксперименты с водой, запускать бомбочки и фонтаны и даже стрелять водой.
Сопротивляемость и пластичность таких материалов, как глина, пластилин и тесто, невероятно привлекательны для ребенка. В два года малыш с большим интересом разламывает, расплющивает, раскатывает материал, а позднее проявляет желание придать ему определенную форму. Производители детских товаров позаботились о безопасности и эстетичности наборов для лепки из разноцветного теста/пластилина, ведь популярность таких творческих игрушек набирает обороты.
Как подобрать игрушки?
Не все современные игрушки несут в себе педагогическую ценность, многие из них не соответствуют требованиям безопасности и возрасту, а некоторые выглядят достаточно безобразно и могут не только не активизировать предметную деятельность, но и в целом плохо отразиться на психике ребенка. Данные факторы указывают на необходимость изучения рынка современных игрушек и их сравнительного анализа. Вопрос о востребованности игрушек остается открытым, поскольку все зависит от возраста ребенка и предпочтений родителей. Мнение, что популярны игрушки, несущие в себе не только игровые, но и образовательные функции, верно лишь отчасти.
Действительно, слово «обучающий» в названии детской игрушки привлекает внимание родителей. Все родители хотят, чтобы их ребенок развивался и обучался через игру. Объективно говоря, любая правильная игрушка имеет определенные образовательные функции, но лишь в том случае, если в разработке дизайна продукта принимали участие педагоги и психологи, а не только дизайнеры.
Весь ассортимент выпускаемых игрушек, согласно ГОСТ 25779-90, делится на категории по возрастам. Для игрушек первого года жизни, от года до трех и старше трех предусмотрены различные требования. Качественные игрушки должны быть правильной формы, красивые на вид, безотказно действовать, отвечать гигиеническим и санитарным требованиям. Поверхность игрушек должна быть тщательно обработана и не иметь царапин, потеков краски, пятен, следов коррозии.
Главная функция игрушек для всех возрастов и этапов детского развития заключается в активизации адекватной возрасту деятельности ребенка.
Мотивация к игровой деятельности
Заложена в самом процессе игры. Игра относится к непродуктивному типу деятельности, направлена не на какой-либо вещественный результат, а на сам процесс ее осуществления. Интерес к игровой деятельности и желание играть во многом определяется игрушкой, а именно ее привлекательностью для ребенка.
Привлекательность игрушки, соответствие интересам самого ребенка — важное требование к игрушке, которое и делает ее материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка.
В таблице представлены типы игрушек и приемы их применения для активизации предметной деятельности ребенка раннего возраста.
Таблица
Приемы активизации предметной деятельности с помощью современных игрушек
Типы игрушек |
Приемы активизации предметной деятельности |
Моторно-спортивные и тренировочные игрушки |
Введение элементов соревнований: на время, на количество |
Технические игрушки |
Выполнение взрослым вместе с ребенком игровых действий и организация взрослым игровой ситуации с последующей помощью |
Веселые игрушки (игрушки-забавы) |
Внезапное появление игрушки, создание взрослым игровой ситуации |
Музыкальные игрушки |
Определение характера изменений игрушки. Например, что будет, если ударить по барабану сильнее, или как в ксилофоне меняется звук в зависимости от цвета бруска |
Театральные игрушки |
Демонстрация взрослым правильных движений пальцев и кисти руки. Создание игровой ситуации, сюжета представления |
Дидактические игрушки |
Словесный прием — указание: взрослый разъясняет способ действия с дидактическим пособием |
Подводя итоги сказанному, отметим, что современные игрушки отличаются своей действенностью, они стали более подвижными и многофункциональными, что дает возможность ребенку многообразно их использовать, применять в разных вариациях и играх. Кроме того, появилось большое количество типологических групп, игрушки различаются материалами, степенью готовности, величиной, большим количеством персонажей. Все перечисленные факторы делают игрушку более привлекательной и интересной для ребенка.
Активизация предметной деятельности происходит за счет тесного сотрудничества ребенка и взрослого. Правильно подобранная и своевременно предложенная игрушка, позволяет использовать большее количество педагогических приемов в активизации предметной деятельности.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle