• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Сводная информация
Статья из журнала:
Воспитатель ДОУ
Номер журнала:
06/2022
В статье приведены материалы о приобщении детей к истокам русской культуры с использованием фольклора, народных декоративных промыслов, праздников и традиций Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Лузгинова А.С., Сорокина Е.В.,

воспитатели ГБОУ Школа № 953, Москва

И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью!

И.С. Никитин

Многие выдающиеся педагоги придают большое значение приобщению детей к истокам русской народной культуры, подчеркивают ее роль в развитии и воспитании, расширяют представление детей о взаимоотношениях людей, умении сопереживать, помогать друг другу.

Перед современными педагогами стоит непростая задача: заинтересовать ребенка, привить ему любовь ко всему ценному, что оставил нам наш народ, суметь сберечь самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков [3].

С возвращением к нам национальной памяти больше хочется знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и пили.

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Россия — Родина для многих, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом» [2].

Отталкиваясь от цели приобщения детей к истокам русской народной культуры, мы обращали внимание на следующие приоритеты.

1. Окружающие предметы должны быть национальными, пробуждать душу ребенка, воспитывать чувство красоты, любознательность. Это поможет понять детям, что они являются частью великого русского народа.

2. Использовать фольклор во всех его жанрах: сказки, песенки-потешки, пословицы, поговорки, хороводы (см. фото).

3. Особое внимание уделяли расширению активного словаря детей с учетом того, что разные внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок, кринка, кувшин — глиняная посуда; скамейка, табурет; изба, хата; рушник, полотенце; печь, ухват).

4. Ознакомление детей с народными декоративными промыслами увлекает детей национальным изобразительным искусством.

5. Большое место в приобщении детей к русской народной культуре занимают народные праздники и традиции [1].

Педагогическая идея нашего опыта работы заключается в развитии личностной культуры ребенка — основы его патриотических чувств и любви к Родине. Так мы смогли заинтересовать детей и положили начало нашему проекту «Как жили люди на Руси».

Мы познакомили детей с устным народным творчеством: читали сказки, пословицы, поговорки, былины, загадывали загадки, познакомили с народными приметами. Например, если зимой много звезд на небе (звездное небо) — к морозу, а летом — к теплу.

Читая русскую народную сказку «Гуси-лебеди», мы показывали детям картинки. На которых они увидели незнакомые предметы: чугунок, ухват. Ребята задавали вопросы: «Что это такое? А чем еще пользовались люди в старину, и как жили люди раньше?». Так стал создаваться наш музей «Как жили люди на Руси».

Была проведена беседа, где мы рассказывали детям о значении предметов, которые часто встречаются в русских народных сказках: чугунок, горшок, ухват, коромысло, лапти, бирюльки и др.

Прочитали детям сказку-быль «Старый Чугунок». Так дети узнали, что в чугунах в печи готовили еду. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации педагоги знакомили детей с народными промыслами разных регионов России: Хохломой, Гжелью, Жостовскими подносами, Вологодским кружевом, Павло-посадскими платками, Дымковской игрушкой, Палехской росписью. И, несомненно, детям полюбилось занятие с матрешками — символами большой семьи на Руси.

Рассматривали с детьми иллюстрации со старинной посудой и крестьянской утварью, показали детям фильм «Как жили наши предки». Особой любовью у детей пользуются сказки, поэтому дошкольникам был показан мультфильм «Домовенок Кузя рассказывает о старинных вещах».

Познакомили детей и со старинными играми: «Ниточка-иголочка», «Идет козел по лесу». Дети очень веселились, когда узнали, что такое играть в «Бирюльки».

С детьми подготовили праздник-досуг «Быт и традиции на Руси», он получился добрым и веселым. Гостям приготовили подарки — домовенка Кузю, чтобы оберегал дом, хранил добро хозяина, оберегал от болезни.

Продуктом нашего труда стал музей «Быт русской деревни». Мы создавали его вместе с детьми, помогали и родители. В нашем музее есть макет деревенской избы, печь, прялка, чугунки, горшки, самовар, ухват. Есть люлька-колыбелька для маленьких детей и многое другое. А еще есть избушка Бабы Яги. Как и полагается сказочному жилищу, стоит строение на куриных ножках. Наш музей стараемся пополнять новыми экспонатами и продолжаем знакомить детей со стариной.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что образовательная цель всей нашей работы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства — от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра. Мы полагаем, что такое развитие личностной культуры ребенка — основа его патриотических чувств и любви к Родине. Для этого необходимы наглядные средства и организация особого рода среды.

В заключение можно сказать, что работа была направлена на активное освоение детьми культурного богатства русского народа, основанного на эмоционально окрашенных чувствах причастности детей к духовному наследию прошлого, на создании возможности с ним соприкоснуться. Духовность — это интегрированное свойство личности, оно проявляет себя на уровне человеческих отношений. Михаил Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Мы можем с уверенностью сказать, что помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития такого рода занятия способствуют социальному развитию детей.

Литература

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учеб.-метод. пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. СПб., 2000.

2. Лихачев Д.С. Русская культура. М., 2000.

3. Наседкина И.И., Абрамова Р.М. Здравствуй, русская сторонка! Музей в детском саду: программа, метод. рекомендации, примерные сценарии тематического общения с детьми 3—7 лет. М., 2016.


Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению