При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Комарова О.А.,
канд. пед. наук, доцент, кафедра дошкольной педагогики, Московский педагогический государственный университет;
Володарская Е.Е.,
магистр педагогики, руководитель, заместитель директора по развитию, детский сад «КембриДжуниор», Москва
Социокультурная среда содержит в себе огромный культурный опыт, накопленный человечеством за тысячелетия, который отражен в народном творчестве, произведениях искусства и литературы, архитектуре, традициях и обычаях народов, системе моральных и этических норм. В этом заключаются ее специфика и огромный развивающий потенциал.
Социокультурная среда — саморазвивающаяся система материальных и духовных, экономических и правовых, социальных и психологических условий формирования и развития личности, которые взаимодействуют и взаимодополняют друг друга.
Применительно к ДОО ее можно понимать как совокупность условий и влияний на ребенка дошкольного возраста, как среду возможностей для формирования и развития его личности, содержащихся в социальном и культурном окружении и его собственном потенциале.
Социокультурная среда — это также пространство, включающее в себя предметы, вещи, символы, образы и знаки, в котором отражаются культура, знания, умения, накопленные человечеством за долгие годы существования и заключенные в предметном мире.
Специфика образовательной деятельности в ДОО определяет ее компоненты и их характеристики:
— предметный — соответствующее стимулирующее содержание среды, обеспечивающее комфортность взаимодеятельности ее субъектов, предполагает наличие возможности для внесения изменений, дополнений, удовлетворения потребности детей в основных видах деятельности;
— деятельностный — обеспечивает активную деятельность всех субъектов среды, их ориентированность на результат, предоставление возможностей для самостоятельной активности ребенка, осуществления им выбора деятельности;
— эмоционально-личностный, определяющий характер взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности, формирует психологический климат среды — создание обстановки эмоционального комфорта, взаимопонимания между субъектами, их взаимодействие, принятие и признание ребенка, партнерский характер общения с учетом возможностей и потребностей субъектов.
Предметный компонент социокультурной среды должен обладать следующими характеристиками: наличие стимулирующего содержания, возможность для внесения изменений, дополнений, удовлетворение потребности в основных видах детской деятельности, соответствие требованиям ФГОС ДО. Однако только наличие соответствующего предметного содержания не может способствовать полноценному использованию потенциала социокультурной среды.
Предметная среда, окружающая ребенка и организованная даже наилучшим образом, не может полномерно воздействовать на его развитие без активного участия в ней взрослого, ее преобразования, моделирования в совместной деятельности.
Активная деятельность всех субъектов среды, их направленность на процесс, возможность для развития инициативы, самостоятельности ребенка, осуществления им выбора деятельности, стимулирование интереса «одушевляет» среду, делает ее доступной, понятной и интересной для ребенка. Здесь мы имеем в виду деятельностный компонент социокультурной среды.
Деятельностная позиция педагога и ребенка, которая не предполагает их партнерского взаимодействия, не сопровождается проявлением широкого спектра эмоций, не соответствует интересам детей, не сможет обеспечить успех в использовании потенциала социокультурной среды.
Дошкольники в силу возрастных особенностей не могут организовать свою деятельность так, чтобы полностью использовать ресурсы и потенциал среды. Поэтому важная составляющая здесь, как и в любом взаимодействии, — проявление взрослым партнерской позиции, создание благоприятного эмоционального фона. Также очень важно и удовлетворение потребностей, запросов и педагога и ребенка в организации среды. Только тогда создается комфортная эмоциональная атмосфера, в которой развивается личность ребенка.
Социокультурная среда ДОО, по сути, должна представлять собой мини-модель окружающей среды, а ее компоненты наполнены соответствующим содержанием:
— предметный (многофункциональная предметная среда — поликультурная, эстетическая, эвристическая, экологичная);
— эмоционально-личностный (сотрудничество и сотворчество педагогов и детей, эмоционально-положительный фон их взаимодействия, проявление интереса и взаимного уважения к процессу и результатам совместной деятельности);
— деятельностный (использование педагогами технологий деятельностного типа, постоянное повышение образовательного уровня педагогов, внесение изменений в ООП ДОО).
Проектирование социокультурной среды в группе ДОО нужно начинать с проведения соответствующей диагностики — покомпонентного анализа, примерная схема которого приведена в табл. 1.
Таблица 1
Покомпонентный анализ социокультурной среды
Параметры |
+/– |
1 |
2 |
Предметный компонент |
|
Центр театрального творчества, где дети могут изучать особенности национальных и других костюмов, менять их в соответствии с игровым замыслом и пр., а также разные виды театра |
|
Мини-музеи (народного творчества, посвященный спорту и спортивным рекордам, музыки и т.д.) |
|
Центр чтения (подобранная по возрасту литература: сказки, рассказы, стихи российских и зарубежных авторов) |
|
Центр художественного творчества (образцы народно-прикладного искусства, иллюстрации, альбомы, репродукции картин, наборы для творчества) |
|
Музыкальный центр (народные и другие инструменты, аудиозаписи, музыкально-озвученные игры, альбомы с рисунками к музыкальным произведениям) |
|
Центр спортивный (национальные и игры народов мира в картинках и атрибутах, альбомы с достижениями российских спортсменов, а также спортсменов из других стран) |
|
Центр экспериментальной деятельности, главный критерий доступность материалов |
|
Наличие в группе и ДОО знаков и символов государства, региона, города и ДОО |
|
Информационные и аудиовизуальные средства для организации образовательной деятельности |
|
Ширмы, мебель на колесиках (столики, платформы) |
|
Наличие мест для уединения: палатки, подиум, ширмы и т.д. |
|
Наличие предметов детской деятельности (выставки рисунков, поделок и т.д.) |
|
Условия для активной деятельности детей (мастерские, стены творчества, исследовательские центры, гибко закрепленные зоны и др.) |
|
Эмоционально-личностный компонент |
|
Создание эмоционального комфорта в группе |
|
«Говорящая среда» |
|
Партнерский характер общения с детьми |
|
Поддержка и уважение каждого ребенка |
|
Организация жизнедеятельности в ДОО и группах на основе учета интересов и потребностей детей |
|
Деятельностный компонент |
|
Внесение изменений, дополнений в среду в помещениях ДОО (группы, рекреации, залы и др.) и на прилегающей территории, в том числе в совместной деятельности с детьми |
|
Наличие незаполненного пространства для свободной двигательной активности |
|
Использование авторских современных технологий, предусматривающих самостоятельность и инициативность детей |
|
Формы и методы организации образовательной деятельности |
|
Использование ресурсов окружающего социума (органы местного самоуправления, музыкальная школа, библиотека, центр социального обеспечения, школа и т.д.) |
|
Внесение изменений в ООП ДОО |
|
В нашей дошкольной организации мы системно работаем по внесению изменений в среду на основе социокультурного подхода. Проиллюстрируем содержание компонентов среды на примере пополнения имеющихся Центров активности в групповом помещении (табл. 2)
Таблица 2
Содержание компонентов социокультурной среды старшей группы
Компонент |
|||
Предметный |
Деятельностный |
Эмоционально-личностный |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Музыкальный центр |
Аудиозаписи, музыкальные инструменты, характерные для нашего региона, страны, а также для других регионов и стран |
Музыкальная, игровая, коммуникативная |
Поддержка эмоциональных состояний, связанных с восприятием и игрой на музыкальных инструментах, прослушиванием произведений |
Центр народного костюма |
Костюмы и другие атрибуты, отражающие внешний вид представителей разных национальностей |
Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская |
Поддержка эмоциональных состояний, связанных с ношением своего народного костюма, выполнением соответствующей роли и изучением других детей в такой же роли, поддержка уважения к культуре |
Центр «Мастерская» |
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, перья, листья деревьев, мох, семена и т.д. Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; глина, тесто, пластилин, нитки, иголки и т.д., отражающие природу и ремесла, характерные для нашего региона |
Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная, изобразительная, коммуникативная |
Поддержка радости и удивления исследования, познания, возможных неудач |
Интеллектуальный центр «Хочу все знать» |
Книги, журналы с познавательной информацией, муляжи, макеты, аудио- и видеоматериалы, рисунки, фотоальбомы, географические карты с различными метками — названия населенных пунктов, стран, частей света, животных, полезных ископаемых и т.п. (фабричные и самодельные, открытые для дополнения) и др.; фото- и художественные альбомы, книги, репродукции картин нашего региона, других регионов и стран |
Коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная |
Поддержка радости и удивления исследования, познания, новых открытий, возможных неудач |
Центр «Почемучка» |
Волшебный сундук для вопросов о традициях, обычаях разных стран |
Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая |
Поддержка радости и удивления исследования, познания |
Центр «Игротека» |
Различные дидактические игры народов мира, материалы к ним |
Игровая, коммуникативная |
Поддержка эмоционального накала в игре |
Мини-музеи путешествий |
Фотоальбомы, авторские книжки, альбомы с рисунками, рассказами о путешествиях в разные города и страны |
Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская |
Поддержка интереса к узнаванию нового, восторга от увиденного |
«Живой календарь образовательных событий» |
Стандартный календарь образовательных событий, в который сами дети вносят дополнительные праздники, например, те, которые они отмечают дома |
Коммуникативная, конструктивно-модельная |
Поддержка радости от возможностей внести свой вклад в среду группы, показать семейные традиции |
Правильно спроектированная социокультурная среда в ДОО:
— стимулирует активность ее субъектов, самостоятельность и креативность;
— предполагает самопреобразование, саморазвитие и созидание ее субъектами;
— создает пространство для социально значимой свободной деятельности;
— имеет поле, содержащее информацию о достижениях человечества, предоставляющее возможность ее преобразовывать;
— обеспечивает возможность комфортного существования в образовательном пространстве;
— способствует осуществлению свободной продуктивной деятельности;
— предполагает вариативность, диалогичность, толерантность, духовную и культурную насыщенность.
Благодаря своему потенциалу грамотно организованная социокультурная среда выступает важным условием развития ребенка.
В ней заложены огромные возможности для осуществления индивидуального подхода, проявления детьми активной деятельностной позиции, гармоничного развития дошкольников в целом.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle