• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Проектирование социокультурной среды в современной ДОО

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
05/2022
В статье затрагивается проблема проектирования социокультурной среды для детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются ее сущность и значимость, актуальные аспекты и компоненты. Приводится пример покомпонентного анализа социокультурной среды с конкретными составляющими, а также содержание ее компонентов на примере старшей группы Проектирование социокультурной среды в современной ДОО

Комарова О.А.,

канд. пед. наук, доцент, кафедра дошкольной педагогики, Московский педагогический государственный университет;

Володарская Е.Е.,

магистр педагогики, руководитель, заместитель директора по развитию, детский сад «КембриДжуниор», Москва

Социокультурная среда содержит в себе огромный культурный опыт, накопленный человечеством за тысячелетия, который отражен в народном творчестве, произведениях искусства и литературы, архитектуре, традициях и обычаях народов, системе моральных и этических норм. В этом заключаются ее специфика и огромный развивающий потенциал.

Социокультурная среда — саморазвивающаяся система материальных и духовных, экономических и правовых, социальных и психологических условий формирования и развития личности, которые взаимодействуют и взаимодополняют друг друга.

Применительно к ДОО ее можно понимать как совокупность условий и влияний на ребенка дошкольного возраста, как среду возможностей для формирования и развития его личности, содержащихся в социальном и культурном окружении и его собственном потенциале.

Социокультурная среда — это также пространство, включающее в себя предметы, вещи, символы, образы и знаки, в котором отражаются культура, знания, умения, накопленные человечеством за долгие годы существования и заключенные в предметном мире.

Специфика образовательной деятельности в ДОО определяет ее компоненты и их характеристики:

— предметный — соответствующее стимулирующее содержание среды, обеспечивающее комфортность взаимодеятельности ее субъектов, предполагает наличие возможности для внесения изменений, дополнений, удовлетворения потребности детей в основных видах деятельности;

— деятельностный — обеспечивает активную деятельность всех субъектов среды, их ориентированность на результат, предоставление возможностей для самостоятельной активности ребенка, осуществления им выбора деятельности;

— эмоционально-личностный, определяющий характер взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности, формирует психологический климат среды — создание обстановки эмоционального комфорта, взаимопонимания между субъектами, их взаимодействие, принятие и признание ребенка, партнерский характер общения с учетом возможностей и потребностей субъектов.

Предметный компонент социокультурной среды должен обладать следующими характеристиками: наличие стимулирующего содержания, возможность для внесения изменений, дополнений, удовлетворение потребности в основных видах детской деятельности, соответствие требованиям ФГОС ДО. Однако только наличие соответствующего предметного содержания не может способствовать полноценному использованию потенциала социокультурной среды.

Предметная среда, окружающая ребенка и организованная даже наилучшим образом, не может полномерно воздействовать на его развитие без активного участия в ней взрослого, ее преобразования, моделирования в совместной деятельности.

Активная деятельность всех субъектов среды, их направленность на процесс, возможность для развития инициативы, самостоятельности ребенка, осуществления им выбора деятельности, стимулирование интереса «одушевляет» среду, делает ее доступной, понятной и интересной для ребенка. Здесь мы имеем в виду деятельностный компонент социокультурной среды.

Деятельностная позиция педагога и ребенка, которая не предполагает их партнерского взаимодействия, не сопровождается проявлением широкого спектра эмоций, не соответствует интересам детей, не сможет обеспечить успех в использовании потенциала социокультурной среды.

Дошкольники в силу возрастных особенностей не могут организовать свою деятельность так, чтобы полностью использовать ресурсы и потенциал среды. Поэтому важная составляющая здесь, как и в любом взаимодействии, — проявление взрослым партнерской позиции, создание благоприятного эмоционального фона. Также очень важно и удовлетворение потребностей, запросов и педагога и ребенка в организации среды. Только тогда создается комфортная эмоциональная атмосфера, в которой развивается личность ребенка.

Социокультурная среда ДОО, по сути, должна представлять собой мини-модель окружающей среды, а ее компоненты наполнены соответствующим содержанием:

— предметный (многофункциональная предметная среда — поликультурная, эстетическая, эвристическая, экологичная);

— эмоционально-личностный (сотрудничество и сотворчество педагогов и детей, эмоционально-положительный фон их взаимодействия, проявление интереса и взаимного уважения к процессу и результатам совместной деятельности);

— деятельностный (использование педагогами технологий деятельностного типа, постоянное повышение образовательного уровня педагогов, внесение изменений в ООП ДОО).

Проектирование социокультурной среды в группе ДОО нужно начинать с проведения соответствующей диагностики — покомпонентного анализа, примерная схема которого приведена в табл. 1.

Таблица 1

Покомпонентный анализ социокультурной среды

 

Параметры

+/–

1

2

Предметный компонент

Центр театрального творчества, где дети могут изучать особенности национальных и других костюмов, менять их в соответствии с игровым замыслом и пр., а также разные виды театра

 

Мини-музеи (народного творчества, посвященный спорту и спортивным рекордам, музыки и т.д.)

 

Центр чтения (подобранная по возрасту литература: сказки, рассказы, стихи российских и зарубежных авторов)

 

Центр художественного творчества (образцы народно-прикладного искусства, иллюстрации, альбомы, репродукции картин, наборы для творчества)

 

Музыкальный центр (народные и другие инструменты, аудиозаписи, музыкально-озвученные игры, альбомы с рисунками к музыкальным произведениям)

 

Центр спортивный (национальные и игры народов мира в картинках и атрибутах, альбомы с достижениями российских спортсменов, а также спортсменов из других стран)

 

Центр экспериментальной деятельности, главный критерий доступность материалов

 

Наличие в группе и ДОО знаков и символов государства, региона, города и ДОО

 

Информационные и аудиовизуальные средства для организации образовательной деятельности

 

Ширмы, мебель на колесиках (столики, платформы)

 

Наличие мест для уединения: палатки, подиум, ширмы и т.д.

 

Наличие предметов детской деятельности (выставки рисунков, поделок и т.д.)

 

Условия для активной деятельности детей (мастерские, стены творчества, исследовательские центры, гибко закрепленные зоны и др.)

 

Эмоционально-личностный компонент

Создание эмоционального комфорта в группе

 

«Говорящая среда»

 

Партнерский характер общения с детьми

 

Поддержка и уважение каждого ребенка

 

Организация жизнедеятельности в ДОО и группах на основе учета интересов и потребностей детей

 

Деятельностный компонент

 

Внесение изменений, дополнений в среду в помещениях ДОО (группы, рекреации, залы и др.) и на прилегающей территории, в том числе в совместной деятельности с детьми

 

Наличие незаполненного пространства для свободной двигательной активности

 

Использование авторских современных технологий, предусматривающих самостоятельность и инициативность детей

 

Формы и методы организации образовательной деятельности

 

Использование ресурсов окружающего социума (органы местного самоуправления, музыкальная школа, библиотека, центр социального обеспечения, школа и т.д.)

 

Внесение изменений в ООП ДОО

 

 

В нашей дошкольной организации мы системно работаем по внесению изменений в среду на основе социокультурного подхода. Проиллюстрируем содержание компонентов среды на примере пополнения имеющихся Центров активности в групповом помещении (табл. 2)

Таблица 2

Содержание компонентов социокультурной среды старшей группы

 

Компонент

Предметный

Деятельностный

Эмоционально-личностный

1

2

3

4

Музыкальный центр

Аудиозаписи, музыкальные инструменты, характерные для нашего региона, страны, а также для других регионов и стран

Музыкальная, игровая, коммуникативная

Поддержка эмоциональных состояний, связанных с восприятием и игрой на музыкальных инструментах, прослушиванием произведений

Центр народного костюма

Костюмы и другие атрибуты, отражающие внешний вид представителей разных национальностей

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская

Поддержка эмоциональных состояний, связанных с ношением своего народного костюма, выполнением соответствующей роли и изучением других детей в такой же роли, поддержка уважения к культуре

Центр «Мастерская»

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, перья, листья деревьев, мох, семена и т.д.

Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; глина, тесто, пластилин, нитки, иголки и т.д., отражающие природу и ремесла, характерные для нашего региона

Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная, изобразительная, коммуникативная

Поддержка радости и удивления исследования, познания, возможных неудач

Интеллектуальный центр «Хочу все знать»

Книги, журналы с познавательной информацией, муляжи, макеты, аудио- и видеоматериалы, рисунки, фотоальбомы, географические карты с различными метками — названия населенных пунктов, стран, частей света, животных, полезных ископаемых и т.п. (фабричные и самодельные, открытые для дополнения) и др.; фото- и художественные альбомы, книги, репродукции картин нашего региона, других регионов и стран

Коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная

Поддержка радости и удивления исследования, познания, новых открытий, возможных неудач

Центр «Почемучка»

Волшебный сундук для вопросов о традициях, обычаях разных стран

Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая

Поддержка радости и удивления исследования, познания

Центр «Игротека»

Различные дидактические игры народов мира, материалы к ним

Игровая, коммуникативная

Поддержка эмоционального накала в игре

Мини-музеи путешествий

Фотоальбомы, авторские книжки, альбомы с рисунками, рассказами о путешествиях в разные города и страны

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская

Поддержка интереса к узнаванию нового, восторга от увиденного

«Живой календарь образовательных событий»

Стандартный календарь образовательных событий, в который сами дети вносят дополнительные праздники, например, те, которые они отмечают дома

Коммуникативная, конструктивно-модельная

Поддержка радости от возможностей внести свой вклад в среду группы, показать семейные традиции

 

Правильно спроектированная социокультурная среда в ДОО:

— стимулирует активность ее субъектов, самостоятельность и креативность;

— предполагает самопреобразование, саморазвитие и созидание ее субъектами;

— создает пространство для социально значимой свободной деятельности;

— имеет поле, содержащее информацию о достижениях человечества, предоставляющее возможность ее преобразовывать;

— обеспечивает возможность комфортного существования в образовательном пространстве;

— способствует осуществлению свободной продуктивной деятельности;

— предполагает вариативность, диалогичность, толерантность, духовную и культурную насыщенность.

Благодаря своему потенциалу грамотно организованная социокультурная среда выступает важным условием развития ребенка.

В ней заложены огромные возможности для осуществления индивидуального подхода, проявления детьми активной деятельностной позиции, гармоничного развития дошкольников в целом.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению