При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Слепова О.Н.,
методист;
Ануфриева А.А.,
педагог изобразительной деятельности дополнительного образования «Чудесная мастерская», ГБОУ «Школа № 1208 им. Героя Советского Союза М.С. Шумилова», Москва
Проблема творчества как одна из сущностных характеристик изобразительной деятельности и личности обсуждается в последние годы все чаще. Основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты реакции, творческого подхода к решению различного типа задач.
Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие способности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Развиваются при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально-организованного обучения. Поэтому одной из определяющих проблем современного образования является проблема формирования и развития творческой личности.
Говоря о способностях детей в области художественного творчества, необходимо выделить способности изобразительные и художественно-творческие. Проблема соотношения личности и творчества представлена в научных работах Д.Б. Богоявленской, Л.Б. Ермолаевой—Томиной, Н.Н. Поддьякова и др. Изучению художественно-творческой деятельности детей 7 лет посвятили свои работы Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, В.Я. Воронова, Л.С. Выготский, И.Л. Лернер, Д.Б. Эльконин.
Исследования подтверждают, что изобразительные способности связаны, прежде всего, с овладением определенными законами и приемами реалистического изображения, к которому, по мере своего развития, стремится рисующий ребенок. Художественно-творческие способности обусловливают выразительность рисунка, в основе которой лежит эмоциональное, эстетическое отношение к изображаемому, определяющее активность восприятия и воображения в процессе рисования и помогающее находить средства, необходимые для передачи своего отношения. Та и другая категории способностей составляют в общем процессе рисования единое целое, находясь в неразрывной взаимосвязи, определяя общее понятие — «художественно-творческие изобразительные способности» [2].
Практика реализации программ дополнительного образования художественно-творческой направленности показывает, что такого невмешательства мало: не у всех детей есть возможность созидания, в связи с индивидуальными особенностями, и уж, конечно, не все из них могут самостоятельно развивать свои художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Однако при подборе соответствующих средств и методов творческой работы с детьми 7 лет, мы приходим к тому, что дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения гораздо более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Конечно, ведется много споров о том, каким образом необходимо развивать художественно-творческие способности детей, при возможном разнообразии средств и методов, но тот факт, что эффективность развития зависит от процесса самого развития, уже не вызывает сомнений [3].
Применительно к художественной деятельности идеи о творчестве как сущностной характеристике личности особенно актуальны. Они определяют наряду с игрой особую роль и предпочтение данного вида деятельности в педагогическом процессе, направленном на развитие личности обучаемого. Это объясняется тем, что художественная творческая деятельность в силу своей специфики представляет собой естественную «школу творческого развития» [1].
Развитие художественно-творческих способностей у детей 7 лет в рамках программы дополнительного образования «Чудесная мастерская» выступает как важная часть эстетического воспитания, формирования художественной культуры, мировоззрения ребенка; является в определенной мере формированием его характера. Отдельные формы конструктивно-творческой работы по созданию продукта детской деятельности могут быть включены в дополнительные занятия по изобразительному искусству и стать одним из направлений приобщения ребенка к художественно-творческой деятельности.
Педагогами не всегда учитывается воспитательное воздействие художественного творчества на детей, чаще оно осуществляется от случая к случаю. Понимая всю значимость изобразительного искусства, педагоги пока не готовы к такой организации педагогического процесса, при которой происходит формирование художественной культуры ребенка на основе синтеза искусств: художественного, изобразительного. Наряду с этим недостаточно научных исследований, посвященных методике развития художественно-творческих способностей у детей 7 лет на занятиях в рамках программы дополнительного образования творческой деятельности.
Между тем в системе дополнительного образования существуют формы работы, позволяющие эффективно реализовать обучающие и развивающие возможности художественно-творческого искусства. ДОО и центры дополнительного образования предлагают детям, педагогам дополнительные образовательные услуги — занятия в различных студиях, кружках, в том числе и художественно-творческих.
Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны, имеет место признанное психолого-педагогической наукой значение художественно-творческого искусства в эмоциональном, художественно-творческом и всестороннем развитии детей, с другой —наблюдается эпизодичность художественно-творческого искусства в образовательных и воспитательных процессах ДОО. Преодоление этого противоречия возможно при обеспечении синтеза художественной, творческой, изобразительной деятельности детей в рамках программы дополнительного образования «Чудесная мастерская».
Возможности дополнительного образования открывают перспективу активного включения педагога в совместную с детьми творческую деятельность, направленную на развитие и художественно-творческих способностей и творческой личности каждого ребенка. В связи с этим мы предполагаем, что развитие художественно-творческих способностей у детей 7 лет в рамках программы дополнительного образования станет эффективным, если будут определены:
— цель, задачи и содержание занятий художественной, творческой, изобразительной деятельности детей, доступных освоению учащимися и содержащих специальные упражнения и игры;
— дидактические принципы, методы и методические приемы, формы организации обучения, направленные на развитие художественно-творческой деятельности в изобразительной продуктивной деятельности детей;
— технические средства обучения на занятиях программы дополнительного образования, обеспечивающие развитие творческого воображения у детей.
С целью научить детей изменять, преобразовывать окружающий мир на занятиях педагогом создаются ситуации проблемного характера. В свою очередь, игровые приемы, лежащие в основе занятий творческой работы с детьми, позволяют им воспринимать серьезную, напряженную работу как понятное, интересное, увлекательное, завораживающее занятие. Постепенно дети учатся соотносить свои замыслы со своими изобразительными возможностями, планировать предстоящую деятельность, усваивать последовательность действий и способы изготовления продуктов своей деятельности к разным видам художественного творчества. Для детей становится характерным проявление большей склонности к систематическим занятиям художественно-творческой деятельности.
Основной задачей педагога при организации занятий художественно-творческой деятельности является наполнение повседневной жизни детей интересными делами, заданиями, идеями, включение каждого ребенка в содержательную творческую продуктивную деятельность.
Развитие изобразительного и художественного творчества у детей на занятиях программы дополнительного образования выступает как важная часть их духовной культуры, является формированием активной жизненной позиции детей, мировоззрения, взглядов, убеждений. За период обучения детям предстоит овладеть способами изготовления разных видов изобразительной деятельности. Поэтому, осуществляя планирование предстоящей работы, педагогу необходимо помнить о том, что его деятельность должна способствовать развитию у детей таких художественно-творческих способностей, как свойств зрительной памяти, творческого воображения, волевых свойств личности, эмоционального отношения к процессу творческой деятельности.
Содержание и подробный тематический план занятий по развитию художественно-творческих способностей у детей 7 лет включает этапы, название тематических блоков, тем занятий, количество часов, программные цели и задачи, оборудование, словарь терминов, употребляемых на занятиях. Представленные в тематическом плане блоки распределены на один учебный год. В неделю проходят 4 занятия. Увеличение времени занятий зависит от возможностей педагогического процесса расширения программного материала, творческого претворения которого всегда будет обусловлено индивидуальностью руководства и возможностями конкретного детского коллектива и индивидуальных возможностей каждого ребенка. Выбор методов и приемов воспитания и обучения определяется:
— возрастными и индивидуальными особенностями детей; их интересами; уровнем подготовки;
— целями и задачами эстетического развития детей;
— формами организации художественно-эстетической деятельности;
— мастерством педагога.
С учетом названных положений мы определили содержание педагогической работы по развитию художественно-творческих способностей в дополнительном образовании, основанное на принципах:
— развивающего обучения, где целью является развитие личности ребенка, раскрытие и формирование у него способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию, воспитанию общей культуры;
— научной обоснованности связи, где содержание работы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, а предлагаемые ребенку задания должны носить практико—ориентированный характер и быть жизненно обусловленными;
— единства и целостности образовательного процесса возрастной адекватности, а именно построение образовательного процесса на свойственных возрасту формах работы с детьми (использование игры как ведущего вида деятельности старшего дошкольника).
Процесс развития художественно-творческих способностей в системе дополнительного образования представляет целенаправленную организованную деятельность детей с соблюдением следующих требований:
— поэтапное построение педагогической работы;
— организация личностно-ориентированного общения, т.е. субъектные отношения между педагогом и детьми, когда педагог выступает как равноправный партнер в творческой, образовательной деятельности;
— организация пространства взаимодействия воспитателя с детьми, наполнение его необходимыми атрибутами для создания разнообразных образов и развития игровых позиций;
— индивидуальный и дифференцированный подход.
Содержание развития творческих художественных способностей предусматривает также и тщательный подбор художественных произведений, отвечающих следующим требованиям:
— доступность темы и ее соответствие опыту дошкольников, что составляет основу возникновения интереса к предлагаемому материалу;
— соответствие содержания цели, а именно развитию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
— сюжетность, динамичность художественных произведений, достоверность изображаемых объектов.
В нашей работе предусмотрено, что процесс развития «творческого воображения» в работах детей старшего дошкольного возраста происходит успешнее благодаря использованию игровых упражнений на развитие восприятия и эмоциональности, таких как «Цвет настроения», «Вырази свои чувства». Процесс рисования в «Чудесной мастерской» сопровождается озвучиванием сочиненных детьми историй, творческим рассказыванием с эмоционально-выразительными средствами (интонации, обыгрывания). Ведь недостаточно просто знакомить ребенка с чем-либо, необходимо стимулировать у него желание к созданию разнообразных идей, которые носят нестандартный характер, желание совершенствовать свой «продукт», придавая ему завершенный вид. Этому способствует включение детей старшего дошкольного возраста в совместную со взрослыми деятельность. Для этого нужно:
— создать ребенку такую среду и систему отношений, которая бы стимулировала к разнообразной творческой деятельности;
— учитывать желание ребенка, его интерес, направленный на развитие творческого воображения, создавать благоприятную атмосферу, побуждающую к творчеству.
Вышесказанное предполагает достижение более высоких результатов в развитии художественно-творческих способностей у детей 7 лет, благодаря тому, что данная методическая система развития художественно-творческих способностей основывается на формировании свойств зрительной памяти, творческого воображения, волевых свойств личности, эмоционального отношения к процессу изготовления продуктов своей деятельности.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle