• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Роль семьи и дошкольного образовательного учреждения в гармонизации личности ребенка с РАС

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
02/2023
В статье рассмотрены особенности воспитательных установок современных родителей, обозначены проблемы семейного воспитания, содействующие гармонизации развития личности ребенка с РАС. Предложены формы сотрудничества с семьями воспитанников по использованию социально-педагогического инструментария Роль семьи и дошкольного образовательного учреждения в гармонизации личности ребенка с РАС

Муратова Л.И.,

старший воспитатель МБДОУ д/с комбинированного вида № 1 «Любознайка», г. Курган

Великое благо получает малыш, рожденный в любящей и целостной семье. Родительские установки, модели воспитания, образовательный ценз, мобильность и ригидность в общении оказывают ключевое воздействие на психическое развитие ребенка, формируя навыки социализации, коммуникативной компетенции и готовя его к самостоятельной жизни в социуме.

Именно родителям (законным представителям) отводится ключевая роль в гармонизации развития личности детей с особыми образовательными потребностями и возможностями. Родители мечтают о том, чтобы в их ребенке воплотились те качества и черты, которые они считают лучшими в себе и для себя. Современные мамы и папы воспитывают детей, копируя и моделируя свой детский опыт, заключенный в утверждении собственных взглядов, в преодолении своих комплексов, трансляции приобретенных знаний, и порой, в угоду себе, а не во благо потребностям малыша.

Стереотип «визуальной жизненной успешности»

Сегодня потребность в рождении ребенка в создаваемых семьях, как правило, достаточно высокая. А вот мотивация на осуществление воспитательных действий присутствует не у всех родителей. Многие семейные пары ограничивают свои обязанности лишь материальными заботами. В силу занятости на работе родители предпочитают решать вопрос о воспитании детей путем передачи своих педагогических обязанностей близким, гувернанткам, репетиторам, образовательным учреждениям. В отношении ребенка мотивация родителя определяется задачей контроля в выполнении рекомендаций специалистов. Отсутствие потребности к осуществлению функции воспитания не формирует в родителях желания к повышению своей педагогической компетентности.

Информационная реклама очень точно характеризует образовательный потенциал современных семей, который свидетельствует о социально-нормативных установках — визуальной жизненной «успешности». Чаще это «воспитание на публику», корпоративность семей в одной «социальной ячейке» — группе детского сада, на классной вечеринке, в кружке по рисованию, воскресной школе, на мастер-классе по приготовлению тортов, спортивном празднике и утреннике.

В.Н. Дружинин рассматривает типичную российскую семью как вариант модели аномальной языческой семьи с рудиментами православной модели. В такой семье мужчина и женщина борются за доминирование. Победа достается более сильному — не столько физически, сколько психически. Существуют противостояния поколений, подавление детей и борьба их с властью родителей. Аномальность этой семьи в том, что мужчина не несет ответственности за семью в целом. В семьях высока потребность в аффилиации, т.е. потребность: «Заводить дружбу и испытывать привязанность в том числе с малознакомыми и незнакомыми людьми. Радоваться другим и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться. Любить. Присоединяться к группам».

Опираясь на п. 1 ст. 44 Закона «Об образовании в Российской Федерации», современные родители чаще цитируют первую позицию статьи, где сказано, что: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами». Но, к сожалению, при этом упускают из вида, что: «Обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуально развития личности ребенка». Одновременно ФГОС ДО определяет требования к организации сотрудничества ДОО с семьями воспитанников в рамках дифференцированного подхода. При этом важно учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Все вышеперечисленное в равной степени характеризует современных родителей как нормотипично развивающихся детей, так и детей с особыми образовательными потребностями. Возможно, это новый формат детско-родительских отношений, цивилизационные акценты воспитания подрастающего поколения XXI в.

Проблемы семей с особенными детьми

Семья, воспитывающая ребенка с аутизмом, испытывает иные проблемы. Аутизм — это расстройство развития, проявляющееся качественными нарушениями в сфере коммуникации, социального взаимодействия, а также склонностью к стереотипному поведению. Расстройства аутистического спектра (РАС) — самая распространенная группа нарушений развития на сегодняшний день, характеризующаяся особенностями поведения и эмоциональной сферы. У некоторых детей есть сопутствующие проблемы с обучением и освоением информации, психическим здоровьем или другие коморбидные состояния, означающие, что все эти дети нуждаются в разных уровнях поддержки, и конечно же, помощи.

Холодность и безразличие аутичных детей даже к близким часто сочетаются с повышенной ранимостью и эмоциональной хрупкостью. Дети пугаются резких звуков, громкого голоса, малейших замечаний в свой адрес, что особо затрудняет взаимодействие близких с ребенком и требует постоянного создания специальных условий для его жизнедеятельности. Недостаточность энергетического потенциала ребенка травмирует личность родителя, повышает его собственную ранимость и часто превращает родителя в эмоционального донора.

Не всегда семьи, имеющие детей с РАС, могут удачно «вписаться» в «визуальную картину успешности». Родители с трудом признают факт, что испытывают трудности в реализации не только простых бытовых функций ребенка, но и в налаживании эмоционального контакта с ним. Это вызывает противоречие в семье, между тем, что ребенок с РАС имеет особенности, которые приписываются гениальности и таланту, и которые, по мнению родителей, непременно нужно развивать даже при отсутствии у него психических возможностей это сделать. Дети с расстройствами аутистического спектра быстро осваивают клавиатуру компьютера, заучивают английские слова и исторические факты, конструируют сверхсложные постройки и собирают пазлы в считанные минуты. Они умиляют членов семьи своей ангельской внешностью, безмолвием, непритязательностью игровых действий. Как правило, такой ребенок играет один, а у взрослых освобождается время на собственные увлечения. Часто это и является поводом для конфликта родителей детей с ближайшим социальным окружением. Мама защищает свое дитя и пытается полностью переложить функции воспитания социально приемлемого поведения на детский сад, а позже и на школу.

В семье, где родился ребенок с отклонениями в развитии, ценностные ориентации и мотивационные установки родителей смещаются и деформируются. В том случае, если мать или отец принимают дефект и особенности развития ребенка, в их сознании возникает мотивация на оказание ему помощи, на преодоление тех недугов, которыми он страдает. При этом переживание чувства боли за ребенка, страх, возникающий перед его будущим, стимулируют родителя к поиску средств, позволяющих преодолевать проблемы ребенка, к стремлению адаптировать окружающую среду к его возможностям.

Родители с трудом принимают триаду воспитания каждого отдельного ребенка, и не осознают, что участниками образования являются сами дети, родители и педагоги.

Без осознанной и активной включенности каждого субъекта этой триады невозможно сформировать игровые, социальные, бытовые, учебные и поведенческие навыки у детей с РАС и приспособить к жизни в реальном мире. По мнению Г.А. Мишиной, в поведении самих родителей, воспитывающих проблемного ребенка дошкольного возраста, выделяется ряд особенностей, среди которых неумение создавать ситуацию совместной деятельности, неэмоциональный характер сотрудничества, неадекватность позиции по отношению к ребенку и попустительский стиль воспитания, а также отсутствие потребности в общении с ребенком.

Построение доверительных отношений «родитель — специалисты»

Существуют факторы, препятствующие построению эффективного взаимодействия с семьями воспитанников:

— большинство педагогов считают ребенка с РАС главным субъектом коррекционно-развивающего взаимодействия, не учитывая влияние членов семьи на динамику его развития и степень социальной адаптации;

— самостоятельное психолого-педагогическое просвещение и вера во всепоглощающий потенциал материнской любви способны привести семью к комфортной жизнедеятельности.

Также часты ситуации, когда специалисты дают объяснения по поводу психофизических особенностей ребенка и некоторые рекомендации по коррекционной работе в условиях семьи, однако ее члены не придают данным рекомендациям должного значения или же вовсе их игнорируют. Причиной этому являются специфические личностные изменения и установки родителей, возникшие и развившиеся в результате длительного психопатогенного стресса, связанного с рождением особого ребенка.

Лучший и надежный способ избежать отчаяния родителей, воспитывающих не нормотипично развивающегося ребенка — построение доверительных отношений с педагогами и специалистами.

В условиях детского сада построение взаимодействия с родителями целесообразно начинать с выработки стратегической линии в деятельности педагогического коллектива, а также прочего персонала. Взрослые должны быть подготовлены к этому сотрудничеству в рамках конструктивных социальных связей и позиций профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»:

• обладать умением оперативно принимать решения и действовать в конкретной педагогической ситуации;

• совершенствовать социально-личностные качества как обязательное условие успешности сотрудника во взаимодействии с семьей ребенка с РАС в образовательном пространстве;

• обеспечивать процесс сопровождения в инклюзивном образовании исходя из потребностей ребенка и его семьи;

• создавать толерантные сообщества детей, родителей, персонала и социума для социальной ситуации развития детей с особыми образовательными потребностями.

Все это будет способствовать безоценочному принятию ребенка и квалифицированной помощи семье. При этом надо быть готовым к тому, что построение отношений с семьей будет вызывать препятствия, бурю негодований и затяжных конфликтов. Это обусловлено стрессовой ситуацией семьи, в которых растет ребенок с РАС, а также обозначенным выше противоречием между родительскими ожиданиями и реальными возможностями ребенка. Задача дошкольного учреждения — минимизировать деструктивный характер взаимодействия путем подбора эффективных форм коррекционно-развивающей взаимодействия с постепенным переводом этих отношений в конструктивный характер.

Принцип 4-х «П»: Пусть Придет Первая Помощь

Таким образом, можно предложить сформулировать целевые установки в деятельности дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников, воспитывающими детей с РАС. Позитивные установки формируются в четырех направлениях по принципу 4-х «П»: Пусть Придет Первая Помощь. Рассмотрим процесс подробнее.

Блок I. Относительно себя

Эти установки характерны для членов семьи, вступающих в прямое взаимодействие с сотрудниками детского сад (мама, папа, законный представитель и т.д.).

1. Признание и принятие собственного «проблемного поля» в стиле внутрисемейного воспитания.

2. Получение и обогащение собственных знаний об особенностях диагноза ребенка, исключение «идеализирования» ребенка.

3. Популярность и качественное использование путей формирования социально приемлемого поведения у ребенка. При этом ключевой принцип — анализ опыта своих удач и ошибок.

Блок II. Относительно ребенка

1. Принятие особенностей ребенка и поиск путей исключения деструктивного поведения.

2. Помощь и поддержка своевременного формирования социальных навыков у ребенка для успешной жизни в будущем.

3. Переключение с обеспечения бытового комфорта, присмотра и ухода на воспитание социально приемлемых норм поведения и формирования социальных навыков.

Блок III. Относительно всех членов семьи

1. Преодоление стереотипов «семья ребенка с РАС обречена на негативное будущее» и эмоциональная поддержка внутри семьи.

2. Перспектива успешного отдаленного будущего, помощь ребенку в развитии его «уникальности» и успешном профессиональном самоопределении.

3. Права и обязанности членов семьи ребенка с РАС (правовая поддержка, медицинское обслуживание и психолого-педагогическая реабилитация).

Блок IV. Относительно социума

1. Привлечение к психолого-педагогической коррекции особенностей развития ребенка с РАС различных социальных институтов, участие в деятельности интернет-сообществ.

2. Приобретение и расширение знаний для «разговора на одном языке» с различными специалистами образования, медицины, психологии и т.д.

3. Построение социального взаимодействия с социумом исходя из потребностей и возможностей ребенка.

Таким образом, можно отметить, что изменение установок в поведении родителей в значительной степени способствует снижению нежелательных проявлений у детей.

Это улучшает понимание родителями проблем и возможностей аутичного ребенка, и позволяет обучить членов семьи адекватным способам взаимодействия и конкретным приемам коррекционной работы. Родители становятся главными воспитателями собственного ребенка и содействуют освоению им более активных и сложных форм индивидуальной полноценной жизни в социуме.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению