• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Социализация детей 5—6 лет в играх «Волшебная палочка» и «живые прыгалки»

Сводная информация
Статья из журнала:
Инструктор по физкультуре
Номер журнала:
04/2022
В статье подробно описывается опыт работы по социализации детей 5—6 лет с помощью игр «Волшебная палочка» и «Живые прыгалки». Эти дидактические игры включены в список 10 игр для социализации дошкольников, составляющих основу образовательной технологии Е. Рылеевой «Мы вместе!» Социализация детей 5—6 лет в играх «Волшебная палочка» и «живые прыгалки»

Ергунова К.В., воспитатель МАДОУ д/с № 201 «Островок детства», г. Чебоксары, Чувашская Республика

Во ФГОС ДО одной из целей дошкольного образования выступает позитивная социализация детей дошкольного возраста (п. 2.3). Для достижения этой цели педагоги в своей работе прибегают к различным технологиям. Одна из таких технологий позволяет использовать в образовательном процессе в ДОО игры для детей 4—7 лет, ориентированные на развитие навыков сотрудничества, адекватной самооценки и начал личностного саморазвития. Эта технология получила название «Мы вместе!».

Цель технологии — повышение социальной компетентности дошкольников, их позитивная социализация в соответствии со ФГОС ДО. По отношению к детям дошкольного возраста под социализацией понимается особый процесс включения ребенка в общество, результат усвоения, активного воспроизводства социального опыта. При этом в Стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость именно позитивной социализации. Иными словами, в процессе эмоционального позитивного освоения ребенком социально-культурного опыта и социальных ролей он должен получить удовлетворение от осознания своей роли в системе социальных отношений.

Основу технологии «Мы вместе!» составляет описание 10 дидактических игр. Задачи, поставленные перед педагогом во время использования той или иной дидактической игры данной технологии, полно и логично перекликаются с содержанием всех пяти образовательных областей ФГОС ДО («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»). Образовательные задачи решаются через использование всех основных видов деятельности ребенка: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская (в том числе конструктивная), изобразительная, двигательная активность.

Если сопоставить целевые ориентиры ФГОС ДО и те социальные навыки, которые дети получают посредством технологии «Мы вместе!», можно убедиться в актуальности технологии для реализации ФГОС дошкольного образования.

Мы разделяем точку зрения автора технологии Е. Рылеевой, что педагогам можно и даже нужно включать в традиционный учебно-воспитательный процесс предлагаемые дидактические игры, т.е. заменить организационную работу педагога во время занятия на дидактические игры, а также предлагать их детям в то время, когда они скучают, не зная, чем себя занять.

Автором технологии рекомендуется на начальном этапе остановиться на двух играх — «Волшебная палочка» и «Живые прыгалки». Именно на этих играх мы предлагаем остановиться подробнее.

В практике работы мы часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда на задаваемый педагогом вопрос дети отвечают хором, перекрикивая друг друга, возникает многоголосица. В результате ответ не слышен, много времени уходит на организацию и установление дисциплины. Именно в таких ситуациях мы используем игру «Волшебная палочка». Ее можно проводить как на занятии, так и в течение дня, например, в утренние часы.

Итак, участники игры становятся в круг лицом к центру, детям демонстрируется заменитель «волшебной палочки», например, ручка или карандаш, и объясняется его назначение в игре: «Это волшебная палочка. Волшебная она потому, что знает все правильные ответы на все вопросы в мире. Сейчас волшебная палочка у меня. Значит я — водящий. Выбираю себе партнера в кругу (педагог подходит к любому из детей), задаю ему вопрос. Если ответ будет правильным, палочка перейдет к отвечающему, если нет — останется у водящего. Все остальные участники игры будут следить за ответами и помогать волшебной палочке. Но делать это надо по правилам: если вы согласны с ответом — сообщать об этом палочке аплодисментами, если нет — топаньем».

Мы вводили дополнительные правила: ответы не должны повторяться, сдерживать свое желание подсказывать и т.д. В своей работе с детьми 4—5 лет мы воспользовались примерами заданий, предложенными в пособии Е.Рылеевой «10 игр для социализации» по теме «Мир профессий». В процессе игры задавали вопросы: чем занимались с утра до вечера родители Машеньки и Ванюши в сказке «Гуси-лебеди»? Какие профессии у сотрудников нашего детского сада? Чем занимаются твои родители? И т.д.

Во время проведения игры мы столкнулись с такой ситуацией: ребенок, к которому обратились с вопросом, не знал ответа. В таком случае рекомендуется побуждать участников игры самостоятельно расширить ее правила, либо предложить водящему задать тот же вопрос другому игроку.

Следующая игра, хорошо знакомая детям и любимая ими — «Живые прыгалки». Эту игру мы используем, чтобы наши воспитанники потренировались в навыках парной работы и тем самым подготовились к более сложным формам сотрудничества в любой деятельности.

Мы предлагали детям разбиться на пары так, чтобы в каждой были мальчик и девочка, имена которых начинаются на одну и ту же букву. «Сегодня у нас в гостях живые прыгалки, они все разложены на полу, но оживать они будут только по правилам: каждые прыгалки должны крутить одновременно два человека; в каждой паре должны быть мальчик и девочка; имена обоих игроков должны начинаться на одну и ту же букву. Как только двое из вас находят друг друга, пара подходит к прыгалкам и начинает их крутить. Постарайтесь запомнить, какие прыгалки оживут первыми».

Данную игру мы разнообразили тем, что ведущий вручал каждой паре жетоны с указанием ее порядкового номера в зависимости от скорости выполнения задания. В этом случае необходимо в конце игры предложить детям выстроиться в линейку в порядке полученных номеров. Так пары смогут представить свой темп работы на фоне всей группы. Затем мы просили выйти вперед те пары, которые при этом выполнили задание верно, пожимали каждому из победителей руку, подчеркивая их добросовестное отношение к заданию. Такие действия побуждают к соревнованию.

Необходимо отметить, что предполагаемые сроки освоения каждой игры с момента первого ознакомления с ней — 2—4 недели. После того как дети привыкнут следовать правилам игры и поддержание дисциплины больше не потребует особых усилий со стороны педагога, можно приступить к введению новых игр.

Таким образом, предлагаемая технология Е.В. Рылеевой «Мы вместе!», которая представляет собой открытую саморазвивающуюся дидактическую систему, поможет педагогам более эффективно и качественно реализовать в практике положения ФГОС ДО, одну из заявленных Стандартом целей — позитивную социализацию детей дошкольного возраста, один из базовых принципов Стандарта — приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства (пп. 6 п. 1.4 ФГОС ДО), а также интегрированно решать задачи всех образовательных областей, предусмотренных Стандартом.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по данной технологии и обогатить игровой опыт детей такими играми, как «Найди свою пару», «Давай думать вместе».

Литература

Котова Е.В. Социально-личностное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. М., 2015.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Рылеева Е.В. 10 игр для социализации дошкольников. М., 2015.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению