• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Современные модели управления дошкольной образовательной организацией

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
05/2022
В статье раскрывается роль современного менеджера образования в управлении педагогическим коллективом дошкольной организации, рассматриваются современные подходы к управлению, анализируются их преимущества Современные модели управления дошкольной образовательной организацией

Степанова И.В.,

старший воспитатель;

Александрова И.В.,

заведующий, детский сад № 54, г. Чебоксары, Чувашская Республика

На сегодняшний день к детскому саду предъявляются такие требования, что стремительный рост уровня управления ДОО становится объективной необходимостью и основной стороной его дальнейшего развития. Заведующие ДОО, старшие воспитатели должны быстро и гибко реагировать на изменения, происходящие в обществе, и в нестабильной, порой, сложной экономической ситуации находить способы выживания и дальнейшего развития учреждения.

Постоянно изменяющиеся социальные и экономические условия, меняющийся социальный состав родителей предъявляют новые требования к качеству дошкольного образования. В этих условиях детские сады не только осуществляют уход, присмотр за детьми, но и дают образование, создают условия для личностно-нравственного развития детей, раскрытия их творческого потенциала, качественной подготовки к обучению в школе.

В последние годы в образовании очень часто можно услышать термин «менеджмент», его принято понимать как совокупность принципов, методов, средств и форм управления социальными и образовательными процессами. А педагогический менеджмент — это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.

Все дошкольные организации функционируют в соответствии с Типовым положением о ДОО и Уставом ДОО, а также программно-методическим, инструктивным и нормативными документами Минпросвещения России. Дошкольная образовательная организация создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного образования, выполняя основные задачи.

Знания основ менеджмента не дает руководителям ДОО готовых рецептов для конкретных организаций на данный момент времени, они только способствуют целенаправленному поиску новых решений сложившихся проблемных ситуаций.

Одним из современных подходов является «управление по результатам», которое определяется как система управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, согласованные всеми членами ДОО. Каждый участник образовательного процесса должен понимать смысл его миссии, тем самым преобразуя общую деятельность в осознанный и творческий труд. Существенный вопрос, при управлении по результатам — разграничение понятий «результат» и «вклад». Каждый участник трудового процесса должен уметь вносить свой вклад в общее дело наравне с другими членами коллектива.

В условиях управления дошкольным учреждением, инициативный и творческий коллектив — ценнейший ресурс, а грамотное использование такого фактора зависит от личностных качеств руководителя. Он должен быть гибким, демократичным, готовым к сотрудничеству, уделяющим внимание всем результатам, создающим в коллективе атмосферу благополучия и успеха абсолютно каждому участнику образовательного процесса. Задача руководителя любого уровня состоит в объединении достижений результатов, что предполагает современное информационное обеспечение, грамотный анализ, продуманные планирование, исполнение, контроль и коррекцию.

Руководитель, действующий в условиях управления, должен владеть ситуацией. Управление коллективом в современных условиях — опирается на законодательство РФ, устав учреждения и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

Результативное управление ДОО предполагает организацию творческой обстановки в коллективе с высокими результатами труда и находится в прямой зависимости от того, какой стиль управления выбран руководителем. Каждый руководитель в организации выполняет ряд служебных обязанностей в определенном, свойственном только ему стиле. Стиль руководства проявляется в том, как он побуждает коллектив к инициативному и творческому выполнению своих обязанностей, как проверяет результаты деятельности подчиненных.

Нравственные качества самого руководителя и его поведение задают тон взаимоотношениям во всем коллективе, поскольку работа руководителя ДОО сложная и многоплановая. Единение коллектива на основе общих целей, задач, содержания работы учреждения — основная задача современного руководителя, требующая определенных навыков:

— замечать положительные стороны в работе коллег на основе учета их личностного старания;

— стремиться к установке доброжелательных взаимоотношений в коллективе;

— общаться с сотрудниками (педагогическая этика, деликатность, тактичность, доверительный тон общения и др.).

Все вышеперечисленные качества необходимы для создания атмосферы доверительного сотрудничества в дошкольной образовательной организации.

И «формируют» коллектив «под себя», сплачивают, обращают в работоспособную творческую силу заведующий и старший воспитатель, которые отвечают за организацию целостного педагогического процесса в учреждении. Именно манера поведения руководителя, его настойчивость, целеустремленность и последовательность — важнейшие качества, необходимые для профессиональной деятельности, в ходе которой возникают деловые отношения.

Отсутствие у руководителя ДОО каких-либо из нравственных качеств может приводить к нарушениям во взаимоотношениях; отрицательно действуют на климат в коллективе такие качества, как высокомерие, обидчивость, тщеславие, грубость, резкость, вспыльчивость, неуравновешенность, черствость и т.д.

Если руководитель ДОО будет успешно взаимодействовать с коллективом, результатом явится развитие у сотрудников способности к самоуправлению своей деятельностью. Такой подход к управлению, связанный с делегированием ряда полномочий и ответственности за результаты труда, позволяет реализовать основную функцию руководителя в организации, которая постоянно развивается — быть стимулирующим началом в творческом процессе решения задач деятельности ДОО.

Современный руководитель стремится учесть тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов, выбирая путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им.

Существенные результаты управления ДОО напрямую зависят от умения руководителя осознавать ее цели и задачи, правильно распределять время и усилия коллектива, т.е. поведение руководителя — это, своего рода нравственный ориентир, на который должны равняться педагоги. Это обязывает его быть ответственным, безупречно исполнять свой профессиональный долг.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению