• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Способы эффективного руководства играми с правилами

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
05/2022
В статье на основе анализа психолого-педагогической литературы и обобщения дидактического материала, методических рекомендаций по организации игровой деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях ДОО раскрываются возможности развития коммуникативных навыков, особенности детской игры, функции и методика работы на разных ее этапах Способы эффективного руководства играми с правилами

Мищенко М.В.,

старший воспитатель;

Школьникова О.А., Кузнецова Л.А.,

воспитатели, Школа № 777 им. Героя Советского Союза Е.В. Михайлова, Москва

В процессе игры ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность, активно и полноценно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, учится договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, адекватно проявляет свои чувства, в том числе веру в себя, старается разрешать конфликты. Для руководителя ДОО важно уметь правильно объективно оценить качество организации игрового процесса педагогами, дать рекомендации по ее успешному осуществлению.

Исследования в области детской игры продолжаются, имеющиеся педагогические знания расширяются, педагог адаптируется к меняющимся условиям и особенностям современных детей. Неизменными остаются значение игры, ее функции, цели, методы организации и руководства. Особенно это актуально, когда мы говорим о коммуникативной компетентности дошкольника, которая обусловлена индивидуальными особенностями, социальными условиями и предметно-практической деятельностью, организацией педагогического процесса в ДОО, спецификой пространства общения.

Исследователи солидарны во мнении, что игра — ведущая деятельность для ребенка. Однако если обратиться к позиции Л.С. Выготского, и в дальнейшем игра должна сопровождать ребенка. Педагог отмечал, что игровая деятельность не должна исчезать из жизни ребенка и в школьные годы, и в трудовой деятельности, в которую дети будут активно включаться по мере взросления. Учитывая такую значимость игрового процесса для становления личности, и педагоги и психологи акцентируют внимание воспитателей на том, что дидактические игры, предлагаемые дошкольникам в стенах образовательной организации, способствуют интенсивному развитию детей, раскрывают потенциал личности, позволяют сплотиться вокруг общих замыслов, интересов.

Напомним, что игра как вид деятельности имеет различные функции, которые так или иначе, но связаны с коммуникативными навыками. Среди функций выделяют:

— развлекательную, ведь игра доставляет человеку удовольствие, способствует возникновению интереса, вдохновляет на те или иные действия;

— коммуникативную, так как средствами игры ребенок знакомится с существующими в обществе нормами поведения;

— самореализацию, потому что игра позволяет ребенку самоопределиться, выявить собственные интересы и предпочтения;

— терапевтическую, так как играя, дошкольник учится преодолевать трудности, с которыми в будущем столкнется в жизни;

— диагностическую, когда, наблюдая за игрой, у ребенка можно выявить возникающие отклонения от норм поведения;

— коррекционную, ввиду того, что через игру можно вносить плавные коррективы в структуру личности;

— социализацию, так как игра позволяет ребенку включиться в систему общественных отношений.

Напомним, что структура развернутой игровой деятельности содержит следующие основные компоненты:

— побудительные — потребности, мотивы, интересы, стремления, определяющие желание ребенка участвовать в игре;

— ориентировочные — определяющие выбор средств и способов игровой деятельности;

— исполнительские — действия, операции, позволяющие реализовать игровую цель;

— контрольно-оценочные — коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.

Ролевая игра — способ развития, который приемлем и для детей, и для взрослых. При этом, чтобы игра приобрела истинную педагогическую ценность, она должна заставлять ребенка активно мыслить, выстраивать и моделировать человеческие взаимоотношения.

Нельзя не обратиться к мнению еще одного отечественного психолога, Д.Б. Эльконина, который, говоря об игре, делает акцент на ее социальной природе. В игре, как считает психолог, реализуется одно из основных детских стремлений — быть «как взрослый».

По мнению педагога, детская игра может быть разделена в своем развитии на несколько этапов: предметная (преобладает у детей до 3 лет), ролевая (основная для детей 3—7 лет), игра с правилами. Психолог выделяет единицу игры — роль, которую принимает на себя ее участник. Отличительным признаком является также игровое действие. Под таковым следует понимать определенную деятельность, происходящую в игре в тот или иной момент времени, в определенном месте и по определенным правилам. Эти правила должны быть добровольно приняты каждым, кто желает включиться в предстоящую игру.

Игровой процесс регулируется определенными правилами. Он предлагает игрокам выбрать ту или иную роль, при этом возможности игрового персонажа в рамках выбранной роли оказываются обычно значительно шире, чем у человека, которому эта же роль выпадает в «настоящей жизни».

Игра — верный помощник педагога в вопросах обучения и воспитания дошкольников. Ее воздействие на ребенка чрезвычайно обширно: она одновременно и учит, и воспитывает, и развлекает.

Исследователи игры рассматривают ее как:

— особое отношение личности к окружающему миру;

— субъектную деятельность;

— социально заданный и усвоенный играющим вид деятельности (или отношение к миру);

— деятельность, способствующую развитию психики;

— социально-педагогическую форму организации обучения.

Игра для дошкольника — способ развиваться, овладевать ценными для будущей жизни навыками, выстраивать взаимодействие с людьми. Все эти навыки, которые ребенок оттачивает в процессе игры, он будет применять в реальной жизни.

То, какая именно игра будет оптимальной в тот или иной момент, определяется возрастом детей, их количеством, взаимоотношением внутри коллектива, физической и познавательной активностью, наличием атрибутов и игровой среды. Отдельные игры, дидактические или подвижные, требуют специального инвентаря или спортивного оборудования, атрибутов. Их наличие также следует принимать в расчет при выборе игры. При этом используемый инвентарь должен иметься в достаточном количестве, быть ярким, чтобы дети могли заметить его во время игры, соответствовать по размерам и массе возрасту и физической подготовке дошкольников.

Пользоваться инвентарем, расставлять его на площадке для игр дети должны лишь после того, как получат от руководителя полный инструктаж относительно правил игры. Важно поощрять творчество детей и разрешать использовать оборудование по своему усмотрению для построек, самостоятельного создания среды, использовать предметы-заместители. При этом взрослый не вмешивается в процесс, давая возможность раскрыться детской фантазии и воображению.

Если речь идет об игре с правилами (подвижная, дидактическая), прежде чем предложить воспитанникам ту или иную игру, педагог должен предварительно проанализировать ее сам. В любой игре можно выделить этапы, когда игроки могут столкнуться с неожиданными ситуациями, проявить себя нежелательным образом, попытаться обойти правила игры. Задача педагога — заранее выявить «подводные камни», чтобы затем предложить детям пути разрешения сложных или конфликтных ситуаций.

Как правило, педагог знает особенности детей в коллективе, с которым работает на протяжении длительного времени, поэтому может предварительно распределить роли, ориентируясь на склонности или интересы воспитанников, не забывая о необходимости заинтересовать игровым процессом слабых, пассивных детей, но и не позволять детям самостоятельно выбирать роли и атрибуты, поддерживать детскую инициативу и право выбора.

Если детскому коллективу предлагается сложная, длительная игра, педагогу может потребоваться помощник (или даже несколько). На эту роль можно также назначить кого-то из воспитанников. Для помощника необходимо заранее определить круг задач, познакомить его с правилами игры и обстановкой, в которой будет организован игровой процесс.

Залог успешно проведенной дидактической или подвижной игры, интересной для детей, кроется в тщательной подготовке. Проводя игру, педагог должен позаботиться о следующих ее аспектах:

— до начала игры воспитанников нужно детально познакомить с ее правилами, представить им имеющийся реквизит и игровое оборудование, если игра новая, или попросить подобрать его самостоятельно, договориться о его размещении (в старшем дошкольном возрасте);

— предвидеть трудности, с которыми могут столкнуться в процессе, предусмотреть варианты деликатного, безболезненного для детей выхода из игры, которая оказалась для них излишне сложной или продумать, как будет подведен ее итог (будут ли победившие);

— включаясь в игровой процесс, становиться одним из ее персонажей наравне с воспитанниками (возраст и опыт не могут рассматриваться как преимущество игрока);

— помочь ребенку сориентироваться, предложить ему выполнение задач, соответствующих его уровню подготовки;

— спорные ситуации, связанные с ошибками игроков или нарушением ими правил игры, педагог должен решать деликатно;

— продумать, как доходчиво объяснить правила, используя краткую инструкцию или можно попросить детей напомнить правила, договориться, что делать, если кто-то не будет их соблюдать;

— продумать варианты, этапы услужения в игре, чтобы поддерживать познавательный интерес и определенный уровень сложности.

Перед тем как начать знакомить игроков с правилами, нужно разместить их так, чтобы все без исключения слышали и видели педагога. Как вариант, можно разместить детей в том исходном положении, из которого будет стартовать игра. Однако педагог, выбирая позицию для объяснения правил игры, должен разместиться так, чтобы все ее участники находились перед ним.

Если игроки разделены на две команды, стоящие напротив друг друга, педагог, рассказывая правила, может предложить им подойти друг к другу, заняв позицию у боковой границы, между командами. Тогда он сможет обращаться к командам поочередно. Если в игре детям нужно двигаться врассыпную, то, слушая правила, они могут разместиться в шеренгу, чтобы видеть и слышать педагога.

Поскольку наглядное объяснение для детей всегда оказывается более понятным и доступным, изложение правил следует сопровождать показом основных игровых позиций и приемов. Это еще одна причина того, почему игрокам важно видеть педагога во время объяснения игровых правил (актуально для подвижной игры).

Чем доступнее педагог излагает правила игры, тем успешнее справятся с ней дети. Найти правильные, доступные пониманию дошкольников слова помогает предварительный анализ игры. Объяснять правила следует кратко: многословность мешает детям понять суть игры и свои роли в ней. При этом повествование не должно быть монотонным — голосом педагог может выделить основные игровые моменты, заостряя на них детское внимание. Объясняя правила игры, нужно избегать сложных терминов, подбирать простые слова, чтобы растолковать игрокам смысл новых понятий.

Рассказывая об игровых правилах, педагог должен наблюдать за настроением воспитанников: если они слушают невнимательно или отвлекаются, стоит найти способ сократить объяснение правил или внести в объяснение некоторое оживление.

При объяснении правил целесообразно придерживаться определенной последовательности:

— представить детям название игры;

— объяснить роли играющих, показать размещение игроков на площадке;

— познакомить с содержанием игры и ее основной целью;

— детально рассказать о правилах.

Затем, когда педагог заканчивает объяснение правил, дети могут задать ему свои уточняющие вопросы. Ответ на каждый вопрос нужно давать громко, чтобы все игроки могли услышать его. Более подробное объяснение правил, их разбор с воспитанниками следует проводить в том случае, когда игра предлагается детям впервые. Педагогу важно не просто рассказать о правилах, но и удостовериться, что дети поняли их. Для этого можно попросить одного или нескольких детей коротко пересказать их. Только после этого стоит переходить к игре. Если игра уже знакома детям, можно лишь напомнить основные игровые моменты, рассказать о дополнительных приемах, которые вводятся в игровой процесс.

В подвижной или дидактической игре все дети должны примерить на себя роль водящего. Для назначения на эту роль можно применить разные подходы:

водящий по назначению. Педагог самостоятельно выбирает водящего. Этот выбор оказывается наиболее обоснованным. Однако при нем сами игроки не могут проявить инициативу. Предложение педагога должно быть обоснованным: со своими доводами ему следует познакомить детей, чтобы последние не воспринимали этот выбор как особое внимание к отдельным воспитанникам;

водящий по жребию. Варианты жеребьевки можно выбрать разные. Например, подбрасывание монетки («орел» и «решка»), расчет (считалочка), небольшое состязание. Так, если при выборе водящего игроки используют считалку, тогда тот, на кого пришлось ее последнее слово, выбирается водящим либо выходит из круга. Тогда расчет продолжается до последнего игрока, оставшегося в круге, — ему достается роль водящего.

Для распределения игроков на команды также можно воспользоваться разными техниками, например:

— распределение педагогом. Этот вариант будет оптимальным, когда необходимо сформировать команды, равные по силам, но не учитывающий интересы детей;

— расчет на «первый-второй» («белочки-зайчики»), по цветам, цифрам или жетонам.

В этом случае выбор игроков не учитывает особенности и нет дифференцированного подхода по уровню подготовленности. Эта техника работает и, когда нужно сформировать большее число команд или все дети подготовлены на одном уровне. Однако нужно учитывать, что получившиеся в результате такой жеребьевки команды могут быть не равны по своим силам.

Если игра командная, капитану команды отведена важная роль — именно он ответствен за поведение своего игрового коллектива. Его задача — распределить среди игроков роли, следить, чтобы участники команды не нарушали правил. Капитан команды — это еще и помощник педагога. Выбор капитана можно доверить самим игрокам, но его также может назначить воспитатель. В первом случае дети учатся давать друг другу объективную оценку, а избранный ими капитан — оправдывать оказанное ему доверие и нести ответственность за действия других. Такой выбор создает ситуацию успеха, но важно, чтобы ребенок справился с задачей.

В процессе игры педагог наблюдает за поведением участников. Небольшие замечания он может делать, не останавливая игрового процесса. Однако если несколько игроков подряд делают одну и ту же ошибку, игра может быть прервана, чтобы напомнить правила игры или технику выполнения отдельных действий. В любом случае важно, чтобы педагог сохранял объективность, относился ко всем игрокам одинаково, был беспристрастен к командам.

Особенно деликатного подхода требуют те игроки, кто младше по возрасту или слабее других. Требование действовать наравне с другими может развить у них чувство подавленности. Отдельного внимания заслуживают и те дети, у кого нет привычки играть в коллективе. Для детей, кому необходима более интенсивная подготовка, можно предложить дополнительные упражнения, которые также выполняются в игровой форме.

Если игра хорошо знакома детям, они могут самостоятельно добавлять в нее новые правила, придумывать новую игру. Такую детскую инициативу педагогу стоит поощрять.

Завершать игру следует, когда дети уже получили удовольствие от игрового процесса, но не успели утомиться. Педагогу стоит предупредить детей о скором завершении игры.

В интересной, активной игре педагогу порой нужно сдерживать воспитанников: в стремлении получить максимум игрового удовольствия они могут забыть о правилах игры, отойти от ее основного направления. Педагогу нужно следить за психологическим климатом активной игры, чтобы игровой процесс был приятен воспитанникам от начала игры и до ее завершения. Для этого у каждого ребенка должна быть возможность проявить активность, быть самостоятельным, реализовать свой творческий потенциал.

Но чтобы игра стала интересной, она должна соответствовать интересам и возможностям детей, соотноситься с детскими желаниями и даже настроением дошкольников, которое часто меняется.

Непростой для педагога выступает и задача войти в детский коллектив, ведь ему тоже нужно подключаться к игровому процессу. Чтобы достичь взаимопонимания с воспитанниками, педагог, порой, и вовсе становится участником этого игрового процесса наравне с дошкольниками. Исключение составляют, вероятно, лишь игры соревновательного характера, где игрокам важно обладать равными физическими возможностями. Став одним из игроков, педагог повышает у своих воспитанников интерес к игре, раскрывает им «секреты» использования отдельных игровых приемов.

Не исключена ситуация, когда предлагаемая игра оказывается не интересна детям. Здесь педагогу важно понять причину такой реакции воспитанников. Возможно, предлагаемая детям игра кажется им слишком простой или, напротив, излишне сложной. Обнаруженная причина слабого интереса поможет найти компромиссное решение: правила игры могут быть усложнены или упрощены.

Активные игры могут содержать потенциально опасные для дошкольников элементы. Таковыми принято считать необходимость спрыгнуть вниз с высокого предмета или преодолеть препятствие. Педагогу следует заранее отметить такие игровые моменты, чтобы в нужное время подстраховать воспитанников, обеспечивая их безопасность.

Игра не должна вызывать у ребенка отрицательных эмоций, ведь ее задача — оказывать положительное воздействие на детскую нервную систему, самочувствие дошкольников и их поведение. По этой причине в игровой деятельности не должно возникать ситуаций, когда воспитанники проявляют обиду, злобу или страх. Эти чувства воспитывают у детей нежелательные качества.

Игра — способ показать дошкольникам ценность взаимопомощи, поддержки друг друга. Они должны понимать, что даже при встрече с «противником» следует избегать грубого поведения. Об этом особенно трудно помнить на пике соревнования. Командная игра должна учить детей идти вперед, согласовывая общие действия и выстраивая тактику наступления. При этом даже при постоянной атаке важно оставлять место для смены маневра, если наступление терпит неудачу.

Командная игра — необходимость согласовывать действия, договариваться. При этом она оставляет место для инициативы отдельно взятого игрока. И такую инициативу следует поощрять. Смена тактики, переход от нападения к защите не должны вызывать у детей паники или разочарования. Некоторые подвижные игры и вовсе предполагают ролевое разделение детей на нападающих и защищающихся. В новой игре они могут поменяться ролями, чтобы примерить на себя различные ситуации.

Для детей с высокой возбудимостью подвижные, эмоционально богатые игры могут стать сильным раздражителем. Излишне возбужденные игроки теряют способность ориентироваться в игровой ситуации, быстро мыслить, четко выполнять действия. Напротив, для дошкольников, отличающихся малоподвижностью и слабым интересом к происходящему вокруг, такие эмоционально богатые игры могут стать средой, в которых они начинают быстрее мыслить, ловчее двигаться. Накопленный педагогический опыт свидетельствует, что дети с различными типами высшей нервной деятельности, оказавшись в игровой ситуации, способны одинаково активно включаться в процесс, осваивая ключевые игровые приемы.

Детей необходимо приучать к мысли о том, что игра — определенная дисциплина, определенные правила, которые нужно соблюдать каждому. Однако поведение детей в процессе игры всегда непредсказуемо, поэтому не исключены нарушения дисциплины. Например, если дети не поняли объяснения руководителя и не смогли вникнуть в правила игры. В этом случае целесообразно дать дополнительные разъяснения установленных правил.

Возможна также ситуация, когда нарушение дисциплины становится следствием неверного выбора водящего либо неверного разделения участников игры на команды. Играть под предводительством слабого водящего детям оказывается неинтересно. Их поведение в этой ситуации можно назвать предсказуемым: вместо того, чтобы следовать правилам, игроки начинают шуметь, дразнить водящего.

Не желательна в игре и ситуация, когда одна из них оказывается заведомо слабее другой. Игроки, оказавшиеся в слабой команде, быстро замечают этот дисбаланс и начинают высказывать свое недовольство. Столь же неприятной для игроков становится и ситуация, когда в командах оказывается разное количество игроков. Обнаруживая подобные ошибки, педагог должен сразу же устранить их, чтобы восстановить детский интерес к игре.

Негативно на игровой дисциплине сказывается несдержанное поведение отдельных игроков. Как правило, педагог знает, кто из его воспитанников может повести себя несдержанно. Поэтому, чтобы сгладить возможные противоречия, поручает таким детям особенно ответственные роли. Например, водящего или судьи. В отдельных случаях зачинщики нарушений могут быть и вовсе отстранены от участия в игре.

Ценность игры заключается не только в самом процессе — не менее значимым оказывается и подведение итогов. Для руководителя важен бывает не только итоговый результат — он оценивает ошибки или неверные действия, возникшие по ходу игрового процесса. Объявлять результаты игры лучше всего в спокойной обстановке. Если педагог поручает следить за ходом игрового процесса своим помощникам, информацию от них необходимо получить до оглашения итогов.

Результаты игры педагог оглашает громко и уверенно, не позволяя участникам игры вступать с собой или с судьями в пререкания.

Когда судья объявляет результат завершившейся игры, спорить с ним игрокам недопустимо. Судья беспристрастен — его задача заключается в объективной оценке действий игроков. Это еще один навык, который игра прививает дошкольникам, — правильная оценка собственных действий.

Именно она в будущем поможет ребенку формировать правильную самооценку, не завышая и не занижая ее. Тем не менее, для состязания, в котором дети участвовали впервые, целесообразно провести более подробный разбор. Это поможет им в будущем совершать меньше ошибочных действий.

Оценивая результат игры, судья смотрит не только на быстроту участников — большое значение имеет также качество выполнения предлагаемых заданий. О том, какие именно действия будут оцениваться в ходе игры, детей следует информировать заранее. Помимо этого, педагог также следит за соблюдением общих правил игры, согласованностью действий участников команды, за тем, как дети используют усвоенные ими двигательные навыки в той или иной игровой ситуации.

Действия детей в процессе игры могут содержать те или иные ошибки. Педагогу нужно отслеживать их, разделяя промахи на мелкие или, напротив, существенные. Существенными можно назвать промахи, связанные с нецелесообразным применением ранее разученных движений. Такие ошибки могут изменить ход игры, служат нарушением общей игровой этики. В силовом соревновании существенной ошибкой будет слишком резкий толчок другого игрока — он может стать причиной падения и травмы. В соревнованиях с мячом существенным недочетом является, к примеру, излишне долгая задержка мяча — это вредит коллективной игре.

Если педагог выявил такие существенные ошибки, у него есть право на применение «правила трех ошибок». Оно гласит, что команда, даже если она по факту завершила соревнование первой, но заработала много штрафных очков (разрыв по количеству существенных ошибок с противником оказался более трех), может быть признана проигравшей.

Необходимость подвести итоги игры обусловлена не только желанием детей узнать, выиграли они или проиграли. Она столь же значима и для педагога, который, наблюдая за детьми в ходе игры и делая соответствующие выводы, может применить новые для него знания в будущем, продолжая работу с детским коллективом в целом и отдельными его представителями — в частности. При этом ему совершенно не обязательно делиться своими наблюдениями и выводами с самими дошкольниками.

Игровая деятельность в дошкольном возрасте — не только возможность оценить умение детей соблюдать игровые правила. Наблюдая за детской игрой, руководитель также оценивает:

— насколько каждый из воспитанников развит физически и интеллектуально, какие качества он демонстрирует наиболее часто;

— насколько ребенок реализует в игре собственные двигательные и коммуникативные навыки;

— насколько каждый из детей способен к концентрации внимания в условиях, когда на ребенка воздействуют многочисленные посторонние раздражители;

— насколько воспитанники оказываются инициативными и настойчивыми или напротив;

— каково отношение ребенка к партнерам (членам своей команды) и соперникам (членам другой команды);

— каково отношение каждого из воспитанников к своим ошибкам, насколько они умеют исправлять их в ходе повторной игры;

— насколько дошкольники умеют соблюдать дисциплину, быть требовательными к самим себе;

— умеют ли дети принимать как победу, так и поражение.

Сегодня даже дошкольникам знаком соревновательный дух, они уже в раннем возрасте понимают, какова ценность успеха. Соревнование — основа большого числа детских игр. Однако выигрыш и лидерство в соревновании — не единственная причина вступать в игру. Детям нужно научиться понимать это. Поэтому не исключена ситуация, в которой руководитель примет решение не награждать выигравшую команду или не предъявлять штрафные санкции к команде, потерпевшей неудачу.

Сам факт того, что команда справедливо победила, — уже достойная награда. Соответственно проигрыш — это лишь одно поражение. В следующей игре ситуация может в корне измениться — с этой точки зрения проигрыш — лишь стимул, чтобы команда могла сплотиться и победить соперника в следующей игре.

Литература

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1996. № 6.

Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Т.А. Марковой. М., 1982.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. М., 2009.

Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности // Дошкольное воспитание. 2002. № 4. С. 70—74.

Эльконин Д.Б. Воспитательное значение сюжетной ролевой игры // Дошкольное воспитание. 2008. № 8. С. 17.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению