• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Способы включения средств профилактики плоскостопия в образовательный процесс ДОО

Сводная информация
Статья из журнала:
Инструктор по физкультуре
Номер журнала:
08/2022
В статье представлена авторская образовательная программа по профилактике плоскостопия у дошкольников, направленная на оздоровление детей, укрепление их здоровья, развитие физических качеств. Способы включения средств профилактики плоскостопия в образовательный процесс ДОО

Способы включения средств профилактики плоскостопия в образовательный процесс ДОО

Мустафина Т.В.методист МБДОУ д/с № 290, г.о. Самара

Предлагаем вашему вниманию авторскую образовательную программу по профилактике плоскостопия. Ее особенность — комплексное и систематическое включение такой работы в образовательный процесс ДОО, режим дня дошкольников. Такой подход дает возможность ежедневно формировать свод стопы всеми доступными средствами (с помощью массажа, изометрических и специальных упражнений, ходьбы, бега, прыжков, ползания, расслабления мышц голени и стоп, развития координации и самоконтроля, комплексного воздействия на все мышечные группы, контроля массы тела).

Профилактика плоскостопия должна включать разные методики: специальную гимнастику, массаж, соблюдение ортопедического и рационального двигательного режимов, правильное питание. Важно, чтобы процесс коррекции нарушений свода стопы был регулярным и непрерывным: ведь ребенок растет, и его стопа все время меняется.

Такой подход предполагает ежегодную диагностику состояния стоп детей и планирование работы по профилактике плоскостопия при участии воспитателей, их родителей и привлечением (при необходимости) врачей-ортопедов.

Ниже представлена методика включения упражнений на профилактику плоскостопия в режим дня детей.

Утренняя гимнастика

Проводится ежедневно.

Дети входят в зал и выходят из него по массажным дорожкам (канату, поперечной продольной дорожке, массажным следам), которые меняются каждую неделю.

Вводная часть

Разные виды ходьбы с контролем положения стоп.

Основная часть

Комплекс ОРУ, который должен включать 1—2 упражнения с напряженным, фиксированным положением стоп, 1 специальное упражнение для стоп, 2—3 упражнения на развитие координации, гибкости и силы (на согласованную работу различных частей тела), прыжки с контролем работы стоп.

Заключительная часть

Бег, ходьба c контролем работы стоп.

При составлении комплекса упражнений сохраняются все принципы распределения нагрузки.

Занятие по физкультуре

Занятия должны содержать все средства профилактики плоскостопия, гармонично включенные в основную структуру.

1. Массаж (проводится во вводной или заключительной частях занятия).

2. Ходьба по массажным дорожкам с постановкой или совершенствованием техники одного из видов ходьбы.

3. Изометрические упражнения (в комплексе ОРУ, в любой части занятия как упражнения на удержание позы).

4. Комплекс ОРУ: в 1—2 упражнениях напряженное, фиксированное положение стоп; в любой части занятия — упражнения на удержание неустойчивой позы.

5. Специальные упражнения (в комплексе ОРУ, при выполнении ОВД, в заключительной части). В комплексе ОРУ используется 1 специальное упражнение для стоп (можно в ходе выполнения одного из упражнений). При выполнении ОВД для формирования техники его можно применять как подводящее. В заключительной части специальное упражнение используется, если нецелесообразно было его включать в основную часть.

6. Ходьба, бег, прыжки, ползание (во водной или основной части). Целесообразно использовать ходьбу, бег, прыжки и ползание с контролем за постановкой и работой стопы в какой-то одной части занятия. Движение в другой части выполняется свободно на естественных рефлексах, обеспечивая свободу движения в целостном выполнении. Чаще контроль за работой стоп осуществляется во вводной части как предпосылка качественных действий в последующих свободных и интенсивных упражнениях.

7. Отдых или упражнения на расслабление мышц голени и стоп (в основной или заключительной части). Такие упражнения используются после активной нагрузки на стопы и голень. К ним можно отнести длительный бег, прыжки, упражнения на тренажерах, подвижные игры высокой интенсивности.

8. Развитие координации и самоконтроля — происходит во всех частях занятия по физкультуре, кроме подвижных игр.

9. Комплексное воздействие на все мышечные группы и контроль массы тела — следствие целостного методически грамотно построенного занятия физкультурой.

Инструктор по физкультуре подбирает упражнения для каждой части, опираясь на целесообразность их использования в ходе запланированной двигательной деятельности детей.

Ежедневная образовательная деятельность

Перед началом образовательной деятельности, между занятиями и после них проводят коррекционно-динамические паузы. Они включают в себя удержание позы или положения стоп (можно сочетать с дыхательным упражнением), пальчиковую гимнастику, логоритмику, игры на внимание и самоконтроль, упражнения на гибкость, осанку, силу отдельных мышечных групп, отдых и расслабление (в том числе и стоп). Таким образом, коррекционно-динамические паузы предполагают проведение изометрических упражнений для стоп, упражнений на развитие координации и самоконтроля, комплексного воздействие на мышечные группы.

Разница между физкультминутками, проводимыми в ходе одного занятия, и коррекционно-динамическими паузами, которые используются между ними, заключается в целевой направленности деятельности. Физкультминутки позволяют снять напряжение, обеспечить смену деятельности и включают подражательные движения, упражнения под стихотворный текст, малоподвижные игры. Коррекционно-динамические паузы имеют ярко выраженную двигательную коррекционную направленность, в том числе и профилактику плоскостопия, формирование осанки. Их можно проводить как самостоятельно выполняемое двигательное задание (индивидуально, в парах, группой) или как совместное организованное действие.

Ежедневная прогулка

• Ходьба по шаговым дорожкам — проводится в начале прогулки. Формируются ходьба (постановка и работа стоп), самоконтроль.

• Статические паузы с удержанием позы, упражнениями на равновесие используются инструктором произвольно для привлечения внимания детей и в целях профилактики плоскостопия (изометрическое упражнение). Позы оговариваются в начале дня. Дети принимают их на определенный звуковой сигнал. Практика показала, что статические паузы наиболее актуальны во время прогулки: в ходе подвижных игр и в самостоятельной деятельности. Кроме профилактики плоскостопия они развивают внимание и самоконтроль, снижают возбуждение.

• Отдых мышц голени — используется после подвижных игр, когда дети сидят в беседке.

• Оздоровительный бег или ходьба — организуются в конце прогулки, перед тем как войти в помещение.

• Бег в медленном темпе или ходьба — зависит от времени года, одежды и обуви воспитанников, но всегда проводится с контролем за работой стоп, ног и дыхания. Оптимальная дистанция для средней группы (детей 4—5 лет) — до 100 м, старшей (детей 5—6 лет) — около 120 м, подготовительной к школе (детей 6—7 лет) — 180 м.

Содержание образовательной программы по профилактике плоскостопия представлено в приложении.

Приложение

Содержание образовательной программы по профилактике плоскостопия

Средства профилактики плоскостопия Утренняя гимнастика (проводится ежедневно) Занятие Физкультминутки в ходе занятия (проводится 2 раза за день) Прогулка (проводится ежедневно) Дневной сон (проводится ежедневно) Самостоятельные и организованные игры в группе (проводится ежедневно) Время использования за неделю
По физкультуре (2 раза в неделю) По музыке (проводится 2 раза в неделю) Перед ним После него
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Массажные дорожки Входя в зал и выходя из зала (3—4 мин) Включение во вводную или заключительную части (2—5 мин) 1 мин 1—2 мин 29—45 мин
Изометрические
упражнения
В 2—4 упражнениях (1 мин) Паузы в движениях с удержанием позы, и.п. в ходе ОРУ (3—5 мин) Удержание позы или положения стоп (1 мин) Паузы с удержанием позы (1 мин) Паузы с
удержанием позы (1—2 мин)
24 33 мин
Специальные упражнения 1 упражнение, возможно с участием других частей тела (10—20 с) 1—3 упражнения в зависимости от темы занятия (20 с 2 мин) Игры с захватыванием мелких предметов или «Здоровые ножки» (вечер, 10—15 мин) 12—21 мин
Ходьба, бег, прыжки, ползание Вводная и заключительная части (3—4 мин) Во всех частях занятия (10—20 мин) Танцевальные шаги и композиции (10—15 мин) Дорожка
(1—2 мин).
Подвижные игры (10—20 мин).
Перемещение по ограниченной поверхности (5—10 мин).
Бег или прыжки (3—5 мин)
Игры с перемещением по ограниченной поверхности, ходьбой или ползанием (день, 2—5 мин) 1 ч 40 мин — 5 ч
Отдых и расслабление После активного бега или прыжков (10—30 с) После занятия (10—30 с) После подвижных игр (10—30 с) 2—5 мин
Развитие координации и самоконтроля Комплекс
ОРУ (4—6 мин)
Комплекс ОРУ, виды ходьбы, техника выполнения основных движений (10—20 мин) Танцевальные шаги и композиции (10—15 мин) Пальчиковая гимнастика, логоритмика, игры на
Внимание и самоконтроль (ежедневно, 1—5 мин)
Побудка после сна (3—5 мин) 1 ч 20 мин — 2 ч 30 мин
Комплексное воздействие на все мышечные группы Весь ход утренней гимнастики (6—10 мин) Весь ход занятия (20—30 мин) Танцевальные шаги и композиции (10—15 мин) Упражнения на гибкость, осанку, силу отдельных
мышечных групп
(ежедневно, 1—5 мин)
Вся двигательная активность на прогулке (30 мин —2 ч) — // — Подвижные игры с метанием, прыжками,
ходьбой, ползанием (5—10 мин)
2 ч 45 мин — 14 ч
Контроль за массой тела Общая двигательная активность детей в течение дня (организованная: 92 мин 3 ч 46 мин)
Обувь Чешки, носки Чешки, носки Чешки Сандалии, носки Обувь по погоде Носки Сандалии, носки, босиком на индиви дуальных ковриках
Время двигательной активности за день 6—10 мин 20—30 мин 10—15 мин 3—11 мин 30 мин 2 ч 1 мин 4—7 мин 18—32 мин 7 ч 40 мин 18 ч 50 мин

 

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению