• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Сторителлинг в инклюзивной практике ДОО

Сводная информация
Статья из журнала:
Логопед
Номер журнала:
06/2023
В статье рассматриваются теоретические основы и направления формирования связной речи, представлен метод педагогического сторителлинга в координации работы учителя-логопеда с детьми  дошкольного возраста. Сторителлинг в инклюзивной практике ДОО

Корлатяну И.Н.,

заведующий;

Михалкина А.Г.,

учитель-логопед МБДОУ д/с № 128, г. Чебоксары, Чувашская Республика

В настоящее время в практике дошкольного образования актуальна проблема формирования связной речи. Это связано с тем, что отмечается рост детей дошкольного возраста с различными видами речевой патологии. Особое значение решение данной проблемы приобретает по отношению к детям с ОНР, при котором отмечаются нарушения во всех компонентах речевой системы.

Вопросы развития связной речи были животрепещущими всегда, и ее проблемами занимались многие исследователи: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Логинова, Ф.А. Сохин, В.В. Гербова, Э.П. Короткова и др. Связная речь характеризуется смысловым единством, полнотой содержательной структуры высказывания, адекватным лексико - грамматическим и звуковым оформлением изложения, объединением нескольких элементов, общей логикой построения [2]. Психолингвистические механизмы овладения связной речью определяются как сложный многоуровневый процесс, включающий последовательность этапов: от мотива и внутреннего программирования высказывания к реализации внутренней программы языковыми средствами [5].

В связи с необходимостью обучения детей связно выражать свои мысли, полноценно развиваться, мы практикуем метод сторителлинга совместно с традиционными формами работы по развитию связной речи. В текущее время этот метод активно используется и в образовании.

Педагогический сторителлинг:

— расширяет познавательные возможности для развития речи и воображения, коммуникативных способностей детей;

— помогает разнообразить образовательную деятельность с детьми;

— учит воспринимать и перерабатывать информацию;

— повышает заинтересовать каждого ребенка в обучении.

В рамках инклюзивного образования практическое значение данного метода заключается в том, что он дает возможность потенциальным частичкам общества стать этим обществом, несмотря на ограниченные возможности, — через формирование коммуникативной компетенции и культуры дошкольников. Наиболее эффективен в процессе размышления, поскольку спонтанно созданные рассказы вызывают у детей больший интерес, развивают вымысел.

Выделяют три вида педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой. Эти же виды можно использовать в работе с дошкольниками.

В классическом сторителлинге подлинная история из жизни или любая необычная ситуация рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и принимают рассказ. Этот вид мы активно используем в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, когда педагог берет на себя главную роль повествователя.

В активном сторителлинге педагогом задается тема рассказа, формируются ее проблемы, цели и задачи. Дети добровольно вовлекается в процесс создания историй. Важно дать им возможность создавать, повествовать, придумывать истории самостоятельно, а не просто передавать чьи-то рассказы.

Цифровой сторителлинг — формат, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами через ИКТ.

В структуре сторителлинга прослеживаются основные элементы сюжета художественного произведения (вступление, развитие событий, кульминация, заключение), что позволяет участникам придерживаться единой сюжетной линии, в соответствии с этим строить повествование. При создании истории детям не требуется специальной подготовки, но необходимо учитывать их возрастные особенности, в том числе интеллектуальный, эмоциональный, физический и психический уровень развития.

Техника сторителлинга достаточно универсальная, решает многие коррекционные задачи: образовательные, развивающие, оздоровительные и воспитательные.

Дети старшего дошкольного возраста с увлечением играют в игру «Кубики историй» (фото 1). Восемь кубиков (48 картинок на их гранях) погружают каждого ребенка в мир вымысла. Игру можно использовать как на индивидуальном занятии, когда ребенок самостоятельно сочиняет историю, так и на подгрупповом — дети придумывают одну историю на всех, добавляя факты, интерпретированные изображениями, выпавшими на гранях брошенного кубика. Дети получают возможность «открыть» собственные голоса и быть услышанными. Педагогом может задаваться тема рассказа (сказки) либо его начало, и ребенок (или группа детей) составляет историю. При этом важно поддерживать с детьми обратную связь.

В истории могут быть определенные герои, вызывающие симпатию дошкольников. Можно использовать направляющие вопросы, привлекающие детей к участию в повествовании. Важно понимать, что перечисление фактов — еще не способность к рассказыванию историй. Необходимо добавлять эмоциональный фон к фактам и содержательный смысл. Лучше начинать с простых традиционных историй, описывающих забавные случаи из жизни.

Многим детям очень тяжело рассказывать хоть что-нибудь. И главным помощником в начале этого пути выступает педагог. Используя краткую форму повествования, составлять истории можно по очереди. Например, первый кубик бросает ребенок, а следующий — педагог.

Таким образом, мы открываем то творческое начало, что спрятано в глубине каждого из нас, направляя и корректируя сюжетную линию. Посредством истории можно вводить новый лексический и грамматический материал, используя иллюстрации (фото 3). Визуализация истории поможет передать атмосферу и вжиться в роль воображаемого героя.

Техника сторителлинга не требует затрат и может быть использована в любом месте и в любое время, так как не подразумевает наличие книг или дополнительного материала.

Таким образом, рассказывание историй помогает педагогам распознавать ограничивающие детей стереотипы, мешающие достигать им своих целей, формирует возможность развивать коммуникативные навыки, облегчает процесс обучения. Как показывает практика, использование данного метода — идея внедрения в обучение детей с ОВЗ. Дети раскрываются, внимательно слушают истории в созданной комфортной среде общения в форме дискурса.

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Арбекова Н.Е. Развитие связной речи у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи: Конспекты подгрупповых занятий логопеда. М., 2017.

2. Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 2007.

4. Дин Мовшовиц. От идеи до злодея. Учимся создавать истории вместе с Pixar. М., 2019.

5. Леонтьев А.А. Признаки связности и целостности текста // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. Киев., 1978.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению