• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Сухое плавание как обязательный элемент подготовки дошкольников к занятиям в бассейне

Сводная информация
Статья из журнала:
Инструктор по физкультуре
Номер журнала:
02/2024
Сухое плавание как обязательный элемент подготовки дошкольников к занятиям в бассейне

Туркина И.Г.,

инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории ДО д/с № 7 МБОУ «Кубинская СОШ № 1 имени Героя РФ И.В. Ткаченко», г. Кубинка Московской обл.

Занятия сухим плаванием в детском саду с бассейном являются обязательным элементом тренировки. Под сухим плаванием понимают тренировки на суше с выполнением комплекса упражнений, основанных на имитации движений в воде.

Задачи:

— разогреть организм, создать положительный настрой для дальнейшей двигательной активности;

— способствовать закреплению навыков правильной осанки, укреплению мышц рук, ног, живота, спины, развитию координации;

— укреплять дыхательную мускулатуру;

— знакомить детей с движениями.

Разминка на суше проводится:

— инструктором по физической культуре (плаванию) на каждом занятии;

— в случае карантина, закрытия бассейна, отсутствия инструктора по физической культуре — воспитателями, а также как индивидуальная работа в группе;

— отдельные упражнения используются как образовательная деятельность по рекомендациям инструктора по плаванию инструктором по физической культуре в спортивном зале;

— рекомендована в домашних условиях как утренняя гимнастика и в условиях карантина.

Разминка на суше состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной (фото 1).

В первой части необходимо подготовить детей к разучиванию техники движений. Для этого используются такие средства, как ходьба разных видов с различным положением рук (круговые движения прямых рук вперед-назад), бег и его разновидности (бег с произнесением звуков), прыжки, дыхательные упражнения.

В основной части внимание сосредоточено на разучивании и закреплении специальных упражнений, необходимых для плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс, дельфин). Используются специальные упражнения, имитирующие технику плавания, которые выполняются из разных исходных положений.

В заключительной части необходимо снизить нагрузку, расслабиться с помощью упражнений на гибкость и дыхательных.

 

Фото 1

 

Упражнения для работы с детьми

Использованные в разминке образно-игровые упражнения (фото 2) развивают воображение и двигательную память, силу мышц. Они помогают доступно донести до детей технику выполнения.

 

Фото 2

 

В старшем дошкольном возрасте при обучении плаванию значительное место отводится парным упражнениям (фото 3), выполнение которых позволяет поддержать у детей интерес к плаванию, способствует формированию дружеских отношений, развивает умение слушать партнера и согласовывать с ним свои действия, приучает выполнять движения в общем темпе, синхронно, с единой амплитудой и интенсивностью.

 

Фото 3

 

Карточки помогают детям и при обучении основным видам движений, а также позволяют использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности (фото 4).

 

Фото 4

 

Для профилактики болезней опорно-двигательного аппарата применяются упражнения для подготовки мышц, обеспечивающие правильную осанку и упругие свойства стопы: игровые задания «Ноги как руки», «Построй пирамидку», «Цифры из шнурка», «Собери прищепки (мелкие игрушки)», направленные на предотвращение плоскостопия. Для формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений полезны занятия плаванием, а на суше — такие упражнения, как игровые задания для осанки «Лодочка», «Коробочка», «Кошечка», «Самовытяжение» (фото 5).

 

Фото 5

 

Особое внимание в работе уделяется формированию правильного дыхания (фото 6), так как это основа всех элементов плавания (задержка дыхания, погружение, всплывание, лежание, скольжение на груди и на спине). Задача — освоить правила дыхания пловца: быстрый глубокий вдох через рот (как бы «откусить» воздух) и медленный полный (до отказа) выдох в воду через рот и нос. На суше я применяю упражнения «Насос», «Поплавок», «Шарик» и др.

 

Фото 6

 

В сухом бассейне с шариками провожу занятия, направленные на общую двигательную активность, координацию движений, равновесие, общую и мелкую моторику (фото 7). Во время плавания в таком бассейне ребенок получает общий массаж тела.

 

Фото 7

 

Например, упражнение «Дельфин»: ребенок лежит в бассейне на животе (руки прижаты к телу, голова приподнята, шевелится), отгребая шарики от себя ногами («хвостом»), затем выполняются движения ногами к себе. Игру составляют разнообразные движения, они развивают силу, скорость, ловкость, выносливость. Такие занятия в сухом бассейне также позволяют усовершенствовать жизненно важные умения и навыки.

Игре в воде предшествует объяснение детям правил и их разучивание на суше, закрепление и совершенствование отдельных движений, например «Волейбол», «Рыбы и сеть», «Пузырь» и др. (фото 8).

 

Фото 8

 

В период пандемии я познакомилась с разработками Роберта Кифута (фото 9) — комплексом физических упражнений, направленных на гармоничную и всестороннюю проработку практически всех групп мышц, отвечающих за полноценное функционирование опорно-двигательного аппарата, в том числе и тех, которые в повседневной жизни мало задействованы.

 

Фото 9

 

Родителям и детям было предложено поучаствовать в создании фильма о том, как они выполняют эти упражнения. Все были очень активны, и фильм получился. Сейчас я использую его на занятиях на суше в группах (воспитатели также с ним работают). Кроме того, мы пользуемся и обычной картотекой этих упражнений. Для детей рекомендуется 8–10 подходов по 15 с. Отдых между упражнениями — 20–30 с. Если нет возможности выполнить все упражнения сразу, можно делать сколько получится, но чередовать их.

Мною были разработаны различные картотеки для занятий на суше — варианты игр и упражнений, схемы движений, взаимодействия с воспитателями (фото 10 и 11) и др.:

— разминки на суше (по возрастам);

— специальные упражнения;

— упражнения Кифута;

— игры и упражнения в сухом бассейне с шариками;

— взаимодействие с воспитателями (работа в группе).

 

Фото 10

Фото 11

 

Сухое плавание — разминка, обязательный элемент детской тренировки при обучении плаванию. Она играет существенную роль в подготовке организма ребенка для занятий в воде, также в процессе выполнения упражнений есть возможность доступно объяснить технологию, уделить больше времени ее изучению и совершенствованию. Движения на суше повышают объем двигательной активности ребенка, упражнения сухого плавания легко воспроизводятся в воде, позволяя справляться с ее сопротивлением.

Литература

Карпенко Е.Н., Коротнова Т.П., Кошкодан Е.Н. Плавание: игровой метод обучения. М., 2006.

Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада. М., 1985.

Рыбак М.В. Занятия в бассейне с дошкольниками. М.: ТЦ «Сфера», 2012.

Сидорова И.В. Как научить ребенка плавать. М., 2011.

Чеменева А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. СПб., 2022.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению