При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Химич Л.С.,
зам. директора;
Чорная М.А.,
старший воспитатель МБДОУ «Детство» ЦРР НСП «Акварель», г. Калуга
Благодаря преобразованиям в системе образования все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования.
Почему мы ставим перед собой задачу создания цифрового образовательного пространства, почему оно так необходимо современным детям? Как внедрить цифровую образовательную среду в образовательную среду ДОО?
Цифровое образовательное пространство ДОО
Особенности современного мира, в котором мы живем, формируют среду внешних причин. Это сетевые общество и пространство, цифровые и информационно-коммуникационные технологии, пронизывающие все сферы жизни и накладывающие серьезный отпечаток на жизнь наших детей — цифровых аборигенов. Это дети, которые:
• гиперактивны;
• настроены на обучение через деятельность;
• имеют сложности в развитии восприятия;
• способны к многозадачности, но рассеяны;
• у них другая память и механизмы удержания информации.
К внешним причинам относятся и задачи государства в сфере образования, среди которых:
— создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
— наличие Государственного образовательного стандарта, в котором определено, что целью любого детского сада является полноценное и радостное проживание детства в коммуникативной, познавательной, игровой, двигательной, музыкальной деятельности, а также в цифровой образовательной среде (ЦОС).
Вопрос внедрения различных современных технологий и цифровизации дошкольной образовательной среды стоит достаточно остро. В нашем дошкольном образовательном учреждении цифровая образовательная среда — это комплексное программное решение, включающее технологии, технические средства, сервисы и ресурсы, объединяющие участников образовательного процесса.
Принципы построения ЦОС совпадают с принципами развития и формирования развивающей предметно-пространственной среды (РППС), которые определены Стандартом дошкольного образования. По отношению к ЦОС они тоже актуальны. В нашей образовательной деятельности в работе с дошкольниками используются разнообразные технические средства, например, интерактивные доска и панель. Использование их в работе — отличная возможность заинтересовать детей учебным материалом, сделать занятия более интересными, повысить мотивацию дошкольников и позволить им больше участвовать в коллективной работе.
Также в образовательном процессе наши педагоги применяют планшет. Обучение проводится в подгруппах или индивидуально. Планшет используется как в совместной деятельности воспитателя с детьми, так и старшими дошкольниками в самостоятельной части занятия.
Еще одно техническое средство для индивидуального обучения — «Умная ручка» — применяется для оформления и подачи различной информации для родителей в родительских уголках. Также в процессе разработки новых заданий, занятий с использованием ручки, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растет уровень его профессиональной компетентности.
«Умное зеркало» — новинка цифровой образовательной среды. Это отличный инструмент для коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в речевом, когнитивном и эмоциональном развитии. Ребенок сам выбирает вид деятельности прямо на занятии. Зеркало совмещает в себе программное обеспечение, конструктор и хранилище для занятий и домашнего задания, видеокамеру для фиксации занятий, журнал для отслеживания динамики результатов развития ребенка, органайзер рабочего пространства логопеда / педагога-психолога. Благодаря этому гаджету у ДОО нет необходимости в покупке дидактических материалов индивидуально для каждого логопеда.
В образовательном процессе мы используем напольное покрытие. Как? Интерактивный пол — поверхность, реагирующая на каждое движение человека, находящегося на ней в режиме реального времени.
Детям безумно нравятся интерактивные развивающие игры. Будь то мозаика, головоломка, пазлы, тетрис, шашки или шахматы, азбука — ребятам всегда интересно добраться до сути, когда все так наглядно, ярко и необычно, ведь все происходит благодаря малейшему движению руки или ноги.
Все известна модель Земли — глобус…
Но, в отличие от классического прообраза, интерактивный глобус имеет ряд встроенных преимуществ: несколько десятков обучающих игр различного формата — викторины, задания, тесты, факты, сказки и пр. Наши педагоги выбрали соответствующую возрасту ребенка категорию и форму подачи информации.
Еще одно необычное средство обучения — интерактивная песочница. Как и в привычной, основное наполнение в ней — песок. Но помимо него, «новая» песочница оснащена современным оборудованием и программным обеспечением, создающим на песке эффект дополненной реальности.
Педагог с помощью специальной программы может сымитировать на песке мелкий дождик в лесу, отдых на берегу моря, сказочное путешествие. Благодаря чему у детей можно снять эмоциональное и мышечное напряжение, а также устранить излишнюю двигательную активность, тревогу и агрессию.
Далее стоит упомянуть оборудование, дополняющее, развивающее, вносящее новые элементы в организацию образовательного процесса. Это цифровое оборудование инженерной направленности, применяемое для технического моделирования. Начиная со второй младшей группы, дети создают автоматизированные модели и проекты. В старшем дошкольном возрасте модели распределяются по тематическим блокам.
Электронный конструктор «Знаток» помогает нашим воспитанникам погрузиться в мир физики. С его помощью дети видят, как работает тот или иной механизм, а также могут собрать действующую модель того или иного электроприбора (например, фонарик или вентилятор, телеграф и мегафон, метроном и радиоприемник).
Итак, мы представили те технические средства обучения, которые используются в практической деятельности дошкольников нашей ДОО.
ИКТ-компетенции
Согласитесь, мало просто иметь огромный выбор различных средств, важно научить педагогов разумно и своевременно применять их в образовательной деятельности.
Важно помнить, что одним из успешных показателей создания ЦОС и внедрения ее в образовательный процесс является компетентный педагог. ИКТ-компетенции педагогов можно условно разделить на два уровня — технологический и методический.
К первому относятся позиции, предусматривающие пользовательское владение информационными технологиями. У педагогов необходимо развивать компетенции делового общения в сети. Иными словами, обучать основам сетевого этикета и технологиям онлайн и офлайн образования.
Второй уровень — методический — направлен на обучение владению педагогами методами применения ИКТ в практической работе с детьми, что обеспечивает повышение профессиональной компетенций педагога в части освоения цифровых образовательных ресурсов.
* * *
Нам предстоит еще многое сделать, чтобы реализовать все преимущества цифровизации в педагогическом процессе и представить всем его участникам еще больше возможностей как для саморазвития, так и для развития воспитанников ДОО.
Но все же не стоит забывать, что педагог, прежде всего, — личность, а цифровые технологии — всего лишь инструменты в его руках, которыми он должен владеть в совершенстве, и благодаря им он даст дополнительные возможности полноценно развиваться своим подопечным.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle