• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Упражнения для занятий фитнесом с детьми младшего дошкольного возраста

Сводная информация
Статья из журнала:
Инструктор по физкультуре
Номер журнала:
02/2022
Упражнения для занятий фитнесом с детьми младшего дошкольного возраста

Чугайнова О.Г., доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва;

Митина А.М., инструктор по физической культуре МДОУ д/c № 33 «Ромашка», го Воскресенск Московской обл.

Сегодня фитнес — увлекательные и полезные занятия спортом для людей разного возраста, в том числе и детей. Приобретает популярность катание на коньках, велосипеде, самокате, что развивает силу мышц ног и корпуса, устойчивость, способность удерживать равновесие, способствует развитию ориентировки в пространстве, но недостаточно для полноценного физического развития. Современные дети практически не играют в подвижные игры, где комплексно развиваются физические качества, или их двигательная активность не организована.

Особенно остро стоит проблема физического развития младших дошкольников, которые в силу возрастных особенностей испытывают большую потребность в движении, но удовлетворение ее затруднено в силу недостаточного двигательного опыта, координации и технических умений. Дети практически не имеют возможности двигаться полноценно в домашних условиях, иногда родители сами умышленно ограничивают их в этом. В то же время ребенок в таком возрасте должен овладевать разнообразными движениями. Стремясь развить интеллектуальные и творческие способности ребенка, многие родители, к сожалению, забывают, насколько важна для малыша физическая активность.

Средством обеспечения потребности ребенка в движении может стать детский фитнес, который существенно отличается от взрослого и может быть первой ступенькой к выбору какого-либо вида спорта в будущем, поэтому детский фитнес — не столько средство физического развития, сколько возможность оздоровления и обеспечения потребности в движении.

Развитие детей и улучшение их здоровья в образовательных организациях и структурах дополнительного образования — одна из актуальных задач современной педагогики и методики физического воспитания. В системе дополнительного образования детский фитнес прочно занял свое место. Однако, как показывает практика, занятия с младшими дошкольниками, которые в этом возрасте как раз и начинают заниматься, имеют целый ряд серьезных недостатков, среди которых:

—          подбор физических упражнений без учета основополагающих принципов физического воспитания, возрастных особенностей и возможностей детей;

—          использование ограниченных и запрещенных упражнений для детей дошкольного возраста;

—          превышение регламента, несоблюдение структуры занятий, баланса нагрузок и отдыха.

Ситуацию затрудняют отсутствие методики организации и проведения таких занятий с детьми, недостаточная компетентность педагогов, тренеров в фитнес-центрах и детских клубах, часто учителей физкультуры, хореографов, не имеющих знаний в области теории и методики физического воспитания дошкольников. Невозможно выстроить правильную методику занятий без учета возрастных особенностей детей. При этом следует обратиться к классике теории и методики физической культуры и вспомнить основные положения. Далее раскроем специфику подбора упражнений для фитнес-занятий в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Дети 3—4 лет нуждаются в особых программах, которые учитывали бы весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Именно этим требованиям отвечают занятия детским фитнесом. Для младших дошкольников, начиная с 3,5 лет, рекомендованы фитнес-программы на основе общеразвивающих упражнений с предметами и без них, фитбол-гимнастика, партерная и элементы ритмической гимнастики. При организации занятий детским фитнесом так же, как и при проведении физкультурных занятий, важно учитывать особенности физического развития и возможности детей. Например, у младших дошкольников в процессе ходьбы и бега наблюдаются лишние движения, неравномерный темп, нескоординированное движение руками и ногами, недостаточное отталкивание и подъем, опускание ноги на всю стопу, неумение удерживать ровную осанку и нужное направление.

Когда ребенок овладеет этими умениями, ему предлагают перешагнуть через предметы высотой от 10 до 20—25 см. Эти упражнения помогут менять высоту шага в зависимости от высоты препятствия, а также не шаркать ногами, обогатят двигательный опыт ребенка и сделают ходьбу более совершенной. В возрасте 3,5 лет дети уже хорошо ходят, разнообразнее становятся и виды ходьбы (на носках, за направляющим, за взрослым, с перешагиванием через препятствия), они лучше ориентируются в пространстве. К 4-летнему возрасту формируются умения переходить от ходьбы к бегу и наоборот, бежать в заданном направлении стайкой за взрослым или от него к ориентиру (в домик, к предмету, за игрушкой). Слабость мышц опорно-двигательного аппарата не дает им возможности выполнять полноценное отталкивание (с полным выпрямлением   ног в коленных суставах) и ставить ноги на опору с носка. В этом возрасте детей приучают к энергичному движению согнутыми в локтях руками во время бега, координировать движение рук и ног, вырабатывать умение бежать в равномерном темпе; обегать расставленные на полу предметы (кубики, игрушки, камешки и т.д.), не наталкиваться друг на друга.

Прыжковыми движениями ребенок 3 лет начинает овладевать одновременно с бегом. Прыжок, как и бег, требует физической подготовленности. Вначале ребенок овладевает подскоками на месте с продвижением вперед. При прыжке тяжело опускается на всю ступню, колени почти не сгибает, движения рук и ног плохо согласованы. Руки не помогают отталкиванию и приземлению. Спрыгивать с предметов в этом возрасте нельзя. Нужно способствовать развитию умений: ритмично приседать, сгибая ноги в коленях (упражнение «пружинка»), постепенно   отрываться от пола, подскакивать на месте на двух ногах, отталкиваясь носками. Приземляться мягко, слегка согнув ноги в коленях.

На четвертом году жизни больше внимания уделяется развитию ориентировки в пространстве в процессе ходьбы и бега. Дети учатся ходить и бегать, не наталкиваясь на предметы, быстро останавливаться по сигналу. Упражнения в лазанье и ползании очень полезны для младших дошкольников. В их выполнении принимают участие крупные мышечные группы (спина, живот, ноги и руки). Эти упражнения требуют большего физического напряжения, чем многие другие основные движения. Для их выполнения достаточно иметь несложное оборудование (стулья, скамейка, обруч, палка). Упражнения в ползании необходимо объединять с движениями, способствующими выпрямлению туловища. Например, после ползания в туннеле нужно встать, пройти по скамье или доске, руки поднять вверх.

Основная задача физической активности ребенка четвертого года жизни — освоение новых движений, главным образом из арсенала упражнений имитационного характера. У ребенка необходимо начать целенаправленное развитие двигательных способностей — ловкости, быстроты, гибкости, силы и выносливости. В этом возрасте важно научить выполнять движение за взрослым по его просьбе, стремиться двигаться и выполнять движение до конца. Педагог направляет усилия на то, чтобы привлечь и удержать внимание детей, используя для этого игрушки, яркое оборудование и атрибуты, песни, стихи, фольклор. В течение занятий важно стимулировать и поддерживать двигательную активность продолжительное время, меняя двигательные задания и поддерживая интерес, развивать организованность.

Те движения, которые достаточно хорошо   сформированы к данному возрасту (ползание, лазанье, ходьба, бег), лежат в основе содержания обучения детей 3—4 лет. Освоение прыжков находится на первом этапе обучения, в основном это прыжки на месте и с продвижением вперед в имитационных упражнениях. Усложнение возможно за счет внесения атрибутов и вариативности упражнений на базе основных движений. Дети могут выполнять ходьбу за взрослым в колонне и стайкой, по узкой и широкой дорожке, переступая через предметы, взявшись за руки по кругу, на носках, учатся чередовать ходьбу и бег. Заданий с бегом и прыжками должно быть немного, их продолжительность не должна превышать 1—2 мин, так как дети этого возраста быстро устают, лучше для этого использовать игру средней подвижности. Можно учить детей перебегать из одной точки в другую, бегать в заданном направлении в быстром темпе. Рекомендуется использовать такие методы и приемы, которые способствовали бы максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние). Для этого используются крупные зрительные ориентиры, кубы, игрушки, большие пирамидки и звуковые ориентиры.

Значительное место в занятиях следует отвести подготовке к освоению базовых элементов движений, отдельных элементов техники бега, прыжка, упражнениям с мячом, разучиванию коротких связок упражнений в основных движениях из 2—3 элементов (в полосе препятствий) по показу взрослого и одновременно с ним. Ведущей формой занятий остается игра. При развитии скоростных качеств основной упор делается на тренировке быстроты реакции и частоты движений в простых упражнениях. В упражнениях на гибкость преобладают активные и активно-пассивные растягивания мышц и связок.

Продолжительность занятий составляет 15—20 мин активной части. Занятия обычно проводятся 2—3 раза в неделю. Среди методов обучения в младшем дошкольном возрасте широко применяются показ, выполнение движений вместе с педагогом по подражанию. Ввиду того что внимание   детей   не устойчиво и имеет, как и память, непроизвольный характер, дети часто не замечают главных деталей показанного движения. Поэтому показ обязательно сопровождают образным объяснением, лаконичным и понятным. Например, ходить нужно мягко на носках, «как мышка», а во время бега поднимать колени, «как лошадка» и т.д. Необходимо помнить, что конкретность требований и заданий способствует быстрейшему и более эффективному обучению движениям. Принимая во внимание психофизиологические особенности детей 3—4-летнего возраста (слабость тормозных процессов и склонность к возбуждению, легкая физическая и психическая ранимость, быстрая утомляемость), необходимо учитывать то, что они нуждаются в частой смене работы и отдыха. Это надо иметь в виду при проведении занятий.

Как    отмечает    Т.   Осокина, мышление детей четвертого года жизни конкретно — они лучше понимают то, что видят. Первоначальный показ движений должен быть ярким, образным, целостным, независимо от того, новые или знакомые упражнения, проводятся ли они вместе со взрослым или по его показу. Вначале, как правило, новые движения дети выполняют неточно, с излишним напряжением, поэтому нужно предъявлять к ним минимальные требования. Движения ребенка данного возраста считаются правильными, когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит движение в общих чертах. Отсутствие высокой точности и четкости в выполнении движения, а также неумение воссоздавать отдельные его элементы не считаются для ребенка данного возраста ошибкой. В этот период малыш осваивает новое движение в целом. Дальнейшее совершенствование движения, его детальная отработка и точность выполнения осуществляются в последующие возрастные периоды.

Упражнения в основных видах движений, бег, ходьба, прыжки, ползание, так же, как и на традиционных занятиях физкультурой, применяются во вводной части или включены в подвижные игры. Основу занятия составляет комплекс общеразвивающих упражнений, направленных на формирование координации, ловкости, укрепление мышц и развитие силы. Использование предметов усиливает их корригирующую функцию. Чаще всего задействуются кубики, платочки, погремушки, игрушки, можно выполнять упражнение на скамейке.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог сначала раскладывает предметы на полу в определенном порядке. Во время перестроения дети останавливаются около них, или их раздает педагог по ходу движения детей, или дети могут взять их сами из указанного места. На первом этапе обучения дети размещаются на площадке хаотично. Педагог должен помочь найти удобное место тем, кто не умеет делать это самостоятельно. В работе с детьми 3—4 лет не используются предварительный показ общеразвивающих упражнений и счет, так как импульсивные малыши не умеют ждать и не могут синхронизировать действия под заданный ритм. Тем большее значение имеет выразительное называние каждого упражнения, что помогает детям понять и запомнить выполняемое действие.

Для развития скоростных качеств проводятся подвижные игры с бегом и ловлей типа: «Ловишки», «Лохматый   пес», «Догоню», «У медведя во бору». Основной акцент в этом возрасте делается на изменение скорости, ритма или темпа движений, использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры.

Для развития силы применяют подвижные игры и упражнения, отягощенные весом собственного тела (лазанье, ползание, прыжки). Как правило, педагогами задействуются игры с бегом и прыжками на месте с небольшим продвижением вперед, развивающие силу и выносливость. Большую группу разнообразных движений составляют ползание, подползание, переползание, перелезание, пролезание и лазанье. Применение дополнительного оборудования способствует усложнению задачи, поддержанию интереса к игре.

Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий. Правила объясняются по ходу самой игры. Сюжет игры обусловливает действия детей. В работе с детьми 3 лет используются только сюжетные игры, в которых дети отражают простейшие сюжетные ситуации (летают, как бабочки, птички; скачут, как лошадки; прыгают, как зайчики; прячутся под зонт от дождя по сигналу), отрабатывается одно базовое основное движение. Для поддержания интереса игра сопровождается стихотворным или фольклорным текстом. Основная задача педагога, решаемая в группах младшего возраста, — создание эмоционального комфорта для детей, стимулирование их желания заниматься двигательной деятельностью.

В основу занятия могут быть включены имитационные общеразвивающие упражнения с игрушками и предметами, фитбол-гимнастика, партерная, пальчиковая. В работе с младшими дошкольниками выполняются несколько упражнений, традиционных для фитнес-занятий в комплексе с простыми общеразвивающими.

Занятия с мячом-фитболом не просто укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, но и позволяют решать достаточно актуальную для современного ребенка задачу — формирование правильной осанки. Являясь средством оздоровительно-коррекционной работы, такие мячи оказывают специфическое воздействие на опорно-двигательный и связочно-мышечный аппарат, не перегружая при этом позвоночник. Занятия для младенцев на фитболе, вопреки распространенному мнению, не вредны, но и не имеют большого эффекта. Гораздо полезнее традиционный детский массаж с гимнастикой. А для детей старше 3 лет такие занятия особенно рекомендованы.

Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально, фронтально по подгруппам, начиная с 3 лет. Занятия с фитболом всегда сочетаются с другими традиционными общеразвивающими упражнениями. Проводить комплекс только с фитболом не имеет большого развивающего эффекта, вносит однообразие, и дети в дальнейшем теряют к нему интерес. В комплекс рекомендовано включать 2—3 упражнения или можно использовать мяч в подвижной игре. При использовании фитбол-гимнастики необходимо выполнять следующие требования:

—          подбирать мяч каждому ребенку по росту, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол;

—          следить за позой и осанкой в положении сидя на мяче (голову держать прямо, плечи опущены и разведены, ровное положение позвоночника, подтянутый живот);

—          обеспечить безопасное пространство и ровную поверхность пола;

—          подобрать удобную спортивную одежду и нескользкую обувь (ни босиком, ни в носках, ни в чешках заниматься нельзя);

—          начинать с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным;

—          упражнения не должны причинять детям боль или доставлять дискомфорт;

—          избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничном отделе позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины;

—          выполняя на мяче упражнения, лежа на животе, на спине, голова и позвоночник должны составлять прямую линию, при выполнении упражнений не задерживать дыхание;

—          при выполнении упражнений мяч не должен двигаться;

—          физическая нагрузка строго дозируется по времени в соответствии с возрастом и возможностями детей;

—          важно соблюдать приемы страховки и учить детей самостраховке;

—          особое внимание нужно обращать на признаки физической усталости ребенка, перегрузки.

Работу с детьми по освоению фитбола следует строить поэтапно. Цель подготовительного этапа — дать детям представление о форме и физических свойствах мяча, используя упражнения: прокатывание мяча по полу, по скамейке, между опорами «змейкой», вокруг раз- личных ориентиров; поглаживание, похлопывание, отбивание мяча двумя руками на месте в сочетании с различными видами ходьбы; передача мяча друг другу, броски мяча; игры с мячом: «Догони мяч», «Попади в цель», «Докати мяч». Варианты выполнения данных упражнений могут быть и другими: толкая ладонями, толкая развернутой стопой. Включать их можно в разные виды детской деятельности в детском саду или дома: на занятиях, развлечениях, в самостоятельной двигательной активности детей, в индивидуальной работе с детьми и т.д.

На первом этапе обучают правильной посадке на мяче, используя наглядные методы, приемы показа. Важно следить, чтобы дети научились удерживать равновесие и не скатывались, не падали с мяча. Для этого используются упражнения в равновесии, например, сидя на мяче, развести руки в стороны, поднять их вверх и удержаться 5—10 с или сидя на мяче с ровной спиной, перекладывать мелкий предмет (мяч, погремушку) из одной руки в другую.

На втором этапе детей обучают принятию основных исходных положений. Для младших дошкольников это: стоя с мячом, присед с мячом, держась за мяч, сидя на мяче, подпрыгивания на мяче, держась за ручки. Подбираются простые упражнения, делается акцент на принятии правильного положения корпуса, дозировка умеренная.

Гимнастику и занятия с фитболами для детей младшего дошкольного возраста всегда нужно проводить в игровой форме. Упражнения выполняются по ходу рассказывания сказки, стихотворения, короткого эмоционального рассказа, при этом все упражнения имеют названия и имитационный характер.

Как правило, для младших дошкольников занятия не содержат большой мышечной   нагрузки, в них преобладает множество упражнений на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, поглаживание, ритмические хлопки и т.д.), звукоподражание, а также различные игры с развернутым игровым содержанием. Упражнения с мячами для дошкольников в возрасте 3—4 лет проводятся с речевым сопровождением, при проговаривании различных стихотворных текстов дети учатся подчинять движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Дети получают удовлетворение не от того, что научились выполнять то или иное движение, а от самого процесса игры.

Цель работы с мячами — смена нагрузки в основном комплексе физических упражнений профилактического или тренирующего характера, дополнение или усложнение базового комплекса гимнастики. Как уже отмечалось, в работе с детьми не используется полностью комплекс только на мячах, а всегда дополняется традиционный комплекс общеразвивающих упражнений в той или иной степени, но не более 50% упражнений от всего количества. Важно учитывать, чтобы упражнения с фитболами органично вписывались в структуру комплекса и решали конкретные задачи обучения и развития.

Первая часть — вводная.

В ней решаются задачи развития всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений; разогревание организма и создание положительного эмоционального настроя.

Вторая часть — основная. Освоение общеразвивающих упражнений (в сочетании с упражнениями с использованием фитболов) и упражнений, направленных на укрепление мышц плечевого пояса и рук, брюшного пресса, мышц спины. Как и в обычных общеразвивающих упражнениях, нагрузка дается постепенно, упражнения подбираются в комплекс последовательно сверху-вниз, из разных исходных положений.

Третья часть включает подвижную игру малой и средней степени подвижности, релаксацию, расслабление.

Занятия с мячами в сочетании со сказкой, музыкой развивают творческие способности детей, раскрывают природный потенциал, формируют положительные эмоционально-волевые качества: настойчивость, уверенность, оптимизм, смелость, выдержку.

Подвижные игры на занятии подбираются в зависимости от сложности предыдущих действий. Но это ни в коем случае не игра тренирующей или тонизирующей психофизической нагрузки. Для поддержания интереса, разнообразия к упражнениям можно использовать стихи, загадки, песенки, хороводные и имитационные игры.

В младшем дошкольном возрасте можно начинать применять методику игрового стретчинга. Это комплекс упражнений для растягивания определенных мышц и связок. Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг уменьшает мышечное напряжение, повышает их эластичность, что, в свою очередь, снижает травматизм и болевые ощущения. Напряженные же мышцы хуже снабжаются кислородом и дольше восстанавливаются, что может привести к негативным последствиям. Для младших дошкольников это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Занятия по методике стретчинга проводятся в виде игры, в которую входят 2—3 упражнения на различные группы мышц. Дети изображают различных животных и выполняют упражнения в сопровождении определенных отрывков музыкальных произведений из классической и народной музыки. В младшем возрасте дети еще плохо слышат музыку и ритм, поэтому здесь она скорее является фоном и используется, когда движения освоены детьми, а не изучаются новые.

Упражнения   стретчинга носят имитационный характер и часто выполняются по ходу сюжетно-дидактической, сюжетной подвижной игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. Образно-подражательные (имитационные) движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание и т.д. Эффективность подражательных движений заключается еще в том, что через образы можно часто менять двигательную деятельность из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является лучшим средством развития физических качеств: силы, ловкости, выносливости, гибкости. Каждое упражнение повторяется в среднем до 4—5 раз. Подбирается инструментальная музыка без слов с ярко выраженным ритмом. Занятия фитнесом с предметами позволяют не только разнообразить содержание, но и существенно усложнить с точки зрения физической и психической нагрузки.

Аэробика с игрушками — выполнение движений с игрушками (сочетание общеразвивающих упражнений, элементов простейших танцевальных упражнений). В большинстве случаев при выполнении элементов игрушки удерживают двумя руками, выполняя при этом простейшие движения:

—          сгибание-разгибание рук вперед;

—          сгибание-разгибание рук вниз из исходного положения — руки согнуты перед грудью, покачивание их вправо-влево, удерживание игрушки на согнутых руках перед собой («убаюкивание»);

—          сгибание-разгибание рук вверх;

—          поднимание прямых рук вперед;

—          поднимание рук дугами вперед-вверх и др.

Выполнение движений двумя руками облегчает их разучивание, предъявляя меньшие требования к координации, причем обычно сначала только ногами. Движения руками выполняются позже, по мере освоения упражнения. Кроме того, используются элементы, развивающие ловкость и координацию движений:

—          подбрасывание вверх игрушки;

—          передача различных предметов из одной руки в другую. Элементы соединяются в небольшие комбинации, выполняемые под музыку. Это помогает развивать чувство ритма, музыкальность, формирует умение выполнять упражнения синхронно. Освоенные комбинации можно демонстрировать на фестивалях, праздниках, показательных выступлениях, открытых уроках. В программу занятий можно вводить некоторые элементы креативности. Дети могут сами выбирать игрушки и выполнять с ними различные движения, изображая их поведение и издавая соответствующие звуки.

Занятия фитнесом с детьми 3—4 лет в основном представляют собой двигательную деятельность, цель которой — обеспечение потребности в движении, развитие ориентировки в пространстве, координации рук и ног, освоение навыков ходьбы, бега, прыжков и других основных движений на возрастном уровне. Техническая составляющая еще не является основным требованием. Главный акцент делается на разнообразии движений, которые нужно выполнять коллективно за взрослым и которые используются с целью формирования положительного сенсорного и двигательного опыта, эмоционального развития, формирования интереса к занятиям физическими упражнениями. Таким образом фитнес-про- граммы, разрабатываемые для детей 3—4 лет, должны отвечать следующим требованиям:

—          учитывать возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста;

—          быть доступными и разнообразными по двигательному содержанию;

—          основываться на теории и методике физического воспитания детей дошкольного возраста;

—          учитывать закономерности и этапы формирования двигательных навыков.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению