При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Водяная А.Ю.,
воспитатель;
Гома А.О.,
инструктор по физкультуре МАДОУ д/с № 117 «Мир чудес», г. Краснодар
Подвижная игра — незаменимое средство расширения кругозора ребенка знаниями и представлениями об окружающем мире, развития мышления, смекалки, всех физических и морально-волевых качеств.
Проблема подвижной игры как средства всестороннего воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в настоящее время продолжает быть предметом исследования научных и практических работников. По отдельным и более конкретным вопросам содержания, организации и методики подвижных игр для дошкольников имеются работы А.И. Быковой, М.М. Конторович, Л.И. Михайловой, Т.И. Осокиной, Л.В. Артемовой и др.
Объединяющим признаком игр являются общность оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, вызываемый ими эмоциональный подъем, возможность совершенствования движений. Условия проведения игр требуют подготовленного места, разметки площадки, соответствующего оборудования, инвентаря. В указанных играх дети получают правильные навыки, отвечающие общим требованиям техники спортивных игр, что исключает переучивание в дальнейшем и важно для подготовки к школе. Необходимо учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры [2].
Ловкость занимает важное место в управлении многими движениями. Проявление ловкости требуется в играх, когда неожиданно складывается непривычное сочетание разных движений. Она увеличивается при овладении новыми разнообразными движениями. В дошкольном возрасте дети постоянно приобретают двигательные умения.
При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно использовать элемент новизны в уже известные движения. Например, в бег включить поворот по кругу при сигнале, при спуске на санках с горки — поднять мешочек с камнями или проехать под натянутой веревкой. Ловкость также повышается, если включено усложнение, появляется новое сочетание знакомых движений, изменяются привычные условия их выполнения.
Специалисты в области физической культуры рекомендуют разнообразные методические приемы, которые повышают проявление двигательной координации, ловкости. Из них для детей дошкольного возраста можно выбрать следующие:
— использовать необычные исходные положения (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быструю смену положений (сесть, лечь, встать);
— изменить скорость или темп движений, ввести разные ритмические сочетания с различной последовательности элементов;
— смену способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку, прыжки на одной или двух ногах, с поворотом;
— использовать в упражнениях предметы различной формы, массы, объема, фактуры, что влияет на развитие умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений. Так, можно метать мячи, мешочки, шишки, снежки, картонные диски; катать и бросать обычный резиновый мяч или набивной, более тяжелый;
— выполнение согласованных действий несколькими участниками (вдвоем, держась за руки, садиться и вставать, выполнять повороты, наклоны, прыжки; по 3—4 детей, держась за один большой обруч или длинный шест: поднимать вверх, опускать, приседать, наклоняться, класть на пол и брать; всей группой, держась за длинную веревку);
— использовать такие игры, как: «Не задень», бег «змейкой», обегая кубики, деревья; «Через болото», перепрыгивая на ходу через неширокую канавку, доставая в прыжке до мяча или ветки; «Пролезь в обруч», ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч или под веревку, с поворотом, перешагиванием через положенные на ней предметы; усложненные прыжки со скакалкой, различными движениями рук;
— усложнение условной игры, например, в игре «Ловишки с ленточкой» у играющих ленточки двух цветов, и ловишки выдергивают ленточки только определенного цвета; один — синие, второй — желтые. В игре «У медведя во бору» ребенок в роли медведя, перед тем как ловить, должен подлезать под дугу.
Перечисленные выше способы развития ловкости в большей или меньшей степени доступны дошкольникам. Предпочтение при выборе игры следует отдавать целостным действиям, имеющим конкретную двигательную задачу. Ловкость хорошо сочетается со способностью сохранять устойчивое положение тела в разнообразных движениях и позах. С этой целью используются игры, в которых требуется усилие для сохранения равновесия. При этом не следует стремиться принимать неподвижные положения, а, напротив, более полезны намеренные потери равновесия с последующим возвращением в устойчивое положение.
Игры на развитие и совершенствование ловкости требуют большой четкости мышечных ощущений, напряженного внимания. Их качественное выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижение точности координации. Поэтому их проводят непродолжительное время и в начале двигательной деятельности. Большое место в развитии ловкости занимают такие игры, как: «Старая лапта», «Летучий мяч», «Тень», «Зеркало», относящиеся к «Школе мяча», «Запрещенное движение» [1].
Применение дополнительного оборудования помогает в усложнении задач и подержанию интереса к игре. Так, например, может быть дано задание — пролезть в обруч, пройти по доске, проползти под лавкой и др. Благодаря чередованию напряжения и расслабления мышц можно совершать движение длительное время, не уставая и укреплять организм, воспитывать силу, выносливость.
Планируя игры, нужно обратить внимание на то, какие двигательные действия уже освоены детьми и в какой степени. Таким образом, новые движения, изученные на занятии, закрепляются в играх в повседневной деятельности, а движения, находящиеся на этапе закрепления, отрабатываются в играх-эстафетах. Например, на занятии детей обучают подлезанию под скамью или ползанию по скамье, что способствует развитию силы, ловкости, значит педагог планирует игру, где используются разные виды ползания и подлезания, тем самым упражняя детей в новом движении. Позднее эти движения будут совершенствоваться в играх-эстафетах.
Важно, чтобы педагог и инструктор по физкультуре выбирали и включали в план игры с разной степенью подвижности, тогда они очень эффективно, в комплексе, будут влиять на совершенствование двигательных качеств и, в наибольшей степени позволят совершенствовать ловкость, быстроту, силу, координацию и др.
Подвижные игры классифицируются по степени (малой, средней и высокой) воздействия на организм.
Активные подвижные игры — зона, в которой воздействие оказывается на повышение тренированности. Они выполняются с дошкольниками только старшего возраста. Это игры с интенсивным и длительным бегом, прыжками, быстрой и частой сменой игровой ситуации, наибольшим количеством правил, игры-соревнования, игры-эстафеты, спортивные. Они связаны с азартом, принятием самостоятельных решений, выдумкой, фантазией, смекалкой, выработкой рациональной техники и тактики игры. Примерами таких игр могут быть: «Догони свою пару», «Космонавты», «Ловишки», «Салки», «Пятнашки», «Чье звено скорее соберется», «Ловля обезьян», «Не оставайся на полу», «Третий лишний», «Волейбол», «Футбол», «Бадминтон» и др.
Для игры большой подвижности требуется больше пространства — спортивный зал, участок детского сада, спортивная площадка; проведение возможно на физкультурных занятиях или на прогулке.
Для игр умеренной подвижности или средней интенсивности — зона оздоровительной, тонизирующей нагрузки. Двигательная нагрузка в таких играх достигается интенсивной ходьбой, спокойными перебежками, подпрыгиваниями, приседаниями, действиями с предметами, выполнением общеразвивающих упражнений, имитацией движений животных, частой и быстрой сменой движений, наличием нескольких ролей, попеременным их выполнением.
Игры средней интенсивности дают детям широкое оздоравливающее действие на все функции организма, также в комплексе развиваются внимание, быстрота реакции, ловкость, равновесие, ориентировка в пространстве. Такие игры часто используются во всех возрастных группах, могут составлять часть утренней гимнастики, физкультурного занятия, спортивного досуга, проводятся на утренней и вечерней прогулках. Например: «Тише едешь — дальше будешь», «Зайчики», «Совушка», «Мышеловка», «День и ночь», «Наседка и цыплята», «Зайцы и волк», «Кот и мыши», «Мы — веселые ребята», «Карусель», «Море волнуется», «Два Мороза», «Хитрая лиса» и др.
Игры спокойные и малоподвижные рекомендуются для снятия интенсивной физической нагрузки, напряженности или тревоги. Это игры со спокойными перемещениями, небольшими по амплитуде движениями, в умеренном темпе (неспешная ходьба, движения руками, ходьба с заданиями, движения по кругу, повороты туловища и т.п.). Их нужно использовать в завершении физкультурного занятия, на прогулке или между упражнениями интенсивной нагрузки (для ее снижения).
Такие игры необходимы для отдыха, развития внимания, развлечения детей, четкости и слаженности движений, они развивают быстроту реакции и координацию движений. Примеры: «Найди игрушку», «Найди и промолчи», «Зайка беленький сидит», «Пройди тихо», «Узнай по голосу», «Угадай, кто ушел (спрятался)», «Найди свою пару», «Слушай команду», «Летает — не летает», «Пройди — не задень» и т.п.
Запланированные игры нужно чередовать с высокой и низкой двигательной активностью, важно правильно соблюсти выбор игры на физкультурном занятии и во время досуга или на прогулке. Вначале нужно проводить игры с невысокой двигательной активностью детей, затем игры, содержащие упражнения с более высоким темпом, скоростно-силового и прыжкового характера, преодолением препятствий, выносливостью, с сопротивлением и в заключение игры малой активности.
При планировании игр нужно учитывать состояние здоровья дошкольников. Есть дети, которым отдельные движения противопоказаны. Дети с частыми заболеваниями бронхолегочной и нарушениями сердечно-сосудистой систем быстро утомляются, для них нужно спланировать индивидуальную работу и включить игры преимущественно средней и малой степени подвижности.
Если не учитывать всех требований к планированию игровой деятельность и эстафет, рассчитывать на положительный эффект довольно сложно. Как бы часто не проводились подвижные игры, но если отсутствует система и преемственная связь, то сформированные навыки и качества быстро утрачиваются и ребенок обеспечивается только в потребности движения и приобретении двигательного опыта, но часто этот опыт однообразный.
Особое значение имеют профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. При пробуждении интереса к игре у ребенка, увлекая его игровой деятельностью, педагог должен замечать и выделять важные факторы в развитии детей, их поведении. Необходимо определить изменения в знаниях, умениях и навыках, помочь ребенку с закреплением положительных качеств и постепенно избавиться от отрицательных.
Качественные преобразования моторной сферы детей в старшем дошкольном возрасте происходит на основе совершенствования чувств и движений, развития двигательных способностей. Детям данного возраста надо предоставить возможность проявить свои способности, умения разнообразно использовать свой двигательный опыт.
Важными моментами в отборе содержания и планировании являются следующие:
• разнообразие игр (по сюжету, двигательному содержанию, степени двигательной активности) с учетом данных диагностики физической подготовки;
• смена сложности и двигательной нагрузки за счет:
— подбора двигательных заданий, их количества и комбинации (игры могут быть с одним или несколькими ведущими движениями);
— сложности и темпа самого движения (игры разной степени подвижности);
— количества повторов игры;
— наличия атрибутов и оборудования, темпа игры;
• преемственной связи двигательного содержания игр с задачами занятия;
• наличия вариантов усложнений, чтобы навыки и качества могли совершенствоваться.
При отборе игр нужно опираться на исходный уровень развития физических качеств и способностей. Необходимо чаще включать игры, в которых отрабатываются наиболее слабо развитые физические качества детей той или иной группы, как правило, это ловкость, координация, быстрота.
Важно четко определить, какие двигательные навыки, физические качества и способности формируются, а какие совершенствуются в данной возрастной группе, учесть возрастные особенности, доминирующие качества и планировать игры и эстафеты в соответствии с программным содержанием занятий по физической культуре. Главное требование к планированию — системность, подразумевающая, что игры будут подобраны в комплексе, с учетом особенностей детей, и использованы в разных видах физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
Чтобы подвижные игры способствовали хорошему развитию физических качеств, важно правильно подбирать движения, двигательные задания и их комбинации.
Педагогическое воздействие в подвижных играх и эстафетах необходимо направлять на развитие двигательных качеств, роль которых особенно значима для овладения программными умениями. Надо стремиться к тому, чтобы в пределах биологически закономерных колебаний не задерживалось развитие двигательных качеств.
Можно выделить следующие условия, при которых подвижные игры и эстафеты будут способствовать комплексному развитию всех физических качеств:
— необходимо подбирать игры комплексно, систематически их планировать и проводить с учетом индивидуальных особенностей детей: состояния здоровья, уровня физической подготовленности, двигательной активности и типа телосложения детей;
— игры должны быть разными по степени сложности и меняться как по содержанию, так и по нагрузке, чтобы обеспечить тренирующее воздействие;
— систематически включаться в разные формы двигательной деятельности детей.
Литература
1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001.
2. Тохтарова Э.Э. Подвижные игры как средство физического развития детей среднего дошкольного возраста // Инновационные педагогические технологии: мат-лы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). Казань, 2017. С. 54—56.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle