• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Условия использования подвижных игр и эстафет в развитии ловкости у старших дошкольников

Сводная информация
Статья из журнала:
Инструктор по физкультуре
Номер журнала:
04/2022
В статье подчеркивается роль подвижных игр в физическом развитии дошкольников и затрагивается актуальная проблема их использования в развитии ловкости у детей дошкольного возраста. На основе психолого-педагогической литературы даются методические рекомендации по отбору содержания и планированию подвижных игр в режимных моментах Условия использования подвижных игр и эстафет в развитии ловкости у старших дошкольников

Водяная А.Ю.,

воспитатель;

Гома А.О.,

инструктор по физкультуре МАДОУ д/с № 117 «Мир чудес», г. Краснодар

Подвижная игра — незаменимое средство расширения кругозора ребенка знаниями и представлениями об окружающем мире, развития мышления, смекалки, всех физических и морально-волевых качеств.

Проблема подвижной игры как средства всестороннего воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в настоящее время продолжает быть предметом исследования научных и практических работников. По отдельным и более конкретным вопросам содержания, организации и методики подвижных игр для дошкольников имеются работы А.И. Быковой, М.М. Конторович, Л.И. Михайловой, Т.И. Осокиной, Л.В. Артемовой и др.

Объединяющим признаком игр являются общность оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, вызываемый ими эмоциональный подъем, возможность совершенствования движений. Условия проведения игр требуют подготовленного места, разметки площадки, соответствующего оборудования, инвентаря. В указанных играх дети получают правильные навыки, отвечающие общим требованиям техники спортивных игр, что исключает переучивание в дальнейшем и важно для подготовки к школе. Необходимо учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры [2].

Ловкость занимает важное место в управлении многими движениями. Проявление ловкости требуется в играх, когда неожиданно складывается непривычное сочетание разных движений. Она увеличивается при овладении новыми разнообразными движениями. В дошкольном возрасте дети постоянно приобретают двигательные умения.

При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно использовать элемент новизны в уже известные движения. Например, в бег включить поворот по кругу при сигнале, при спуске на санках с горки — поднять мешочек с камнями или проехать под натянутой веревкой. Ловкость также повышается, если включено усложнение, появляется новое сочетание знакомых движений, изменяются привычные условия их выполнения.

Специалисты в области физической культуры рекомендуют разнообразные методические приемы, которые повышают проявление двигательной координации, ловкости. Из них для детей дошкольного возраста можно выбрать следующие:

— использовать необычные исходные положения (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быструю смену положений (сесть, лечь, встать);

— изменить скорость или темп движений, ввести разные ритмические сочетания с различной последовательности элементов;

— смену способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку, прыжки на одной или двух ногах, с поворотом;

— использовать в упражнениях предметы различной формы, массы, объема, фактуры, что влияет на развитие умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений. Так, можно метать мячи, мешочки, шишки, снежки, картонные диски; катать и бросать обычный резиновый мяч или набивной, более тяжелый;

— выполнение согласованных действий несколькими участниками (вдвоем, держась за руки, садиться и вставать, выполнять повороты, наклоны, прыжки; по 3—4 детей, держась за один большой обруч или длинный шест: поднимать вверх, опускать, приседать, наклоняться, класть на пол и брать; всей группой, держась за длинную веревку);

— использовать такие игры, как: «Не задень», бег «змейкой», обегая кубики, деревья; «Через болото», перепрыгивая на ходу через неширокую канавку, доставая в прыжке до мяча или ветки; «Пролезь в обруч», ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч или под веревку, с поворотом, перешагиванием через положенные на ней предметы; усложненные прыжки со скакалкой, различными движениями рук;

— усложнение условной игры, например, в игре «Ловишки с ленточкой» у играющих ленточки двух цветов, и ловишки выдергивают ленточки только определенного цвета; один — синие, второй — желтые. В игре «У медведя во бору» ребенок в роли медведя, перед тем как ловить, должен подлезать под дугу.

Перечисленные выше способы развития ловкости в большей или меньшей степени доступны дошкольникам. Предпочтение при выборе игры следует отдавать целостным действиям, имеющим конкретную двигательную задачу. Ловкость хорошо сочетается со способностью сохранять устойчивое положение тела в разнообразных движениях и позах. С этой целью используются игры, в которых требуется усилие для сохранения равновесия. При этом не следует стремиться принимать неподвижные положения, а, напротив, более полезны намеренные потери равновесия с последующим возвращением в устойчивое положение.

Игры на развитие и совершенствование ловкости требуют большой четкости мышечных ощущений, напряженного внимания. Их качественное выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижение точности координации. Поэтому их проводят непродолжительное время и в начале двигательной деятельности. Большое место в развитии ловкости занимают такие игры, как: «Старая лапта», «Летучий мяч», «Тень», «Зеркало», относящиеся к «Школе мяча», «Запрещенное движение» [1].

Применение дополнительного оборудования помогает в усложнении задач и подержанию интереса к игре. Так, например, может быть дано задание — пролезть в обруч, пройти по доске, проползти под лавкой и др. Благодаря чередованию напряжения и расслабления мышц можно совершать движение длительное время, не уставая и укреплять организм, воспитывать силу, выносливость.

Планируя игры, нужно обратить внимание на то, какие двигательные действия уже освоены детьми и в какой степени. Таким образом, новые движения, изученные на занятии, закрепляются в играх в повседневной деятельности, а движения, находящиеся на этапе закрепления, отрабатываются в играх-эстафетах. Например, на занятии детей обучают подлезанию под скамью или ползанию по скамье, что способствует развитию силы, ловкости, значит педагог планирует игру, где используются разные виды ползания и подлезания, тем самым упражняя детей в новом движении. Позднее эти движения будут совершенствоваться в играх-эстафетах.

Важно, чтобы педагог и инструктор по физкультуре выбирали и включали в план игры с разной степенью подвижности, тогда они очень эффективно, в комплексе, будут влиять на совершенствование двигательных качеств и, в наибольшей степени позволят совершенствовать ловкость, быстроту, силу, координацию и др.

Подвижные игры классифицируются по степени (малой, средней и высокой) воздействия на организм.

Активные подвижные игры — зона, в которой воздействие оказывается на повышение тренированности. Они выполняются с дошкольниками только старшего возраста. Это игры с интенсивным и длительным бегом, прыжками, быстрой и частой сменой игровой ситуации, наибольшим количеством правил, игры-соревнования, игры-эстафеты, спортивные. Они связаны с азартом, принятием самостоятельных решений, выдумкой, фантазией, смекалкой, выработкой рациональной техники и тактики игры. Примерами таких игр могут быть: «Догони свою пару», «Космонавты», «Ловишки», «Салки», «Пятнашки», «Чье звено скорее соберется», «Ловля обезьян», «Не оставайся на полу», «Третий лишний», «Волейбол», «Футбол», «Бадминтон» и др.

Для игры большой подвижности требуется больше пространства — спортивный зал, участок детского сада, спортивная площадка; проведение возможно на физкультурных занятиях или на прогулке.

Для игр умеренной подвижности или средней интенсивности — зона оздоровительной, тонизирующей нагрузки. Двигательная нагрузка в таких играх достигается интенсивной ходьбой, спокойными перебежками, подпрыгиваниями, приседаниями, действиями с предметами, выполнением общеразвивающих упражнений, имитацией движений животных, частой и быстрой сменой движений, наличием нескольких ролей, попеременным их выполнением.

Игры средней интенсивности дают детям широкое оздоравливающее действие на все функции организма, также в комплексе развиваются внимание, быстрота реакции, ловкость, равновесие, ориентировка в пространстве. Такие игры часто используются во всех возрастных группах, могут составлять часть утренней гимнастики, физкультурного занятия, спортивного досуга, проводятся на утренней и вечерней прогулках. Например: «Тише едешь — дальше будешь», «Зайчики», «Совушка», «Мышеловка», «День и ночь», «Наседка и цыплята», «Зайцы и волк», «Кот и мыши», «Мы — веселые ребята», «Карусель», «Море волнуется», «Два Мороза», «Хитрая лиса» и др.

Игры спокойные и малоподвижные рекомендуются для снятия интенсивной физической нагрузки, напряженности или тревоги. Это игры со спокойными перемещениями, небольшими по амплитуде движениями, в умеренном темпе (неспешная ходьба, движения руками, ходьба с заданиями, движения по кругу, повороты туловища и т.п.). Их нужно использовать в завершении физкультурного занятия, на прогулке или между упражнениями интенсивной нагрузки (для ее снижения).

Такие игры необходимы для отдыха, развития внимания, развлечения детей, четкости и слаженности движений, они развивают быстроту реакции и координацию движений. Примеры: «Найди игрушку», «Найди и промолчи», «Зайка беленький сидит», «Пройди тихо», «Узнай по голосу», «Угадай, кто ушел (спрятался)», «Найди свою пару», «Слушай команду», «Летает — не летает», «Пройди — не задень» и т.п.

Запланированные игры нужно чередовать с высокой и низкой двигательной активностью, важно правильно соблюсти выбор игры на физкультурном занятии и во время досуга или на прогулке. Вначале нужно проводить игры с невысокой двигательной активностью детей, затем игры, содержащие упражнения с более высоким темпом, скоростно-силового и прыжкового характера, преодолением препятствий, выносливостью, с сопротивлением и в заключение игры малой активности.

При планировании игр нужно учитывать состояние здоровья дошкольников. Есть дети, которым отдельные движения противопоказаны. Дети с частыми заболеваниями бронхолегочной и нарушениями сердечно-сосудистой систем быстро утомляются, для них нужно спланировать индивидуальную работу и включить игры преимущественно средней и малой степени подвижности.

Если не учитывать всех требований к планированию игровой деятельность и эстафет, рассчитывать на положительный эффект довольно сложно. Как бы часто не проводились подвижные игры, но если отсутствует система и преемственная связь, то сформированные навыки и качества быстро утрачиваются и ребенок обеспечивается только в потребности движения и приобретении двигательного опыта, но часто этот опыт однообразный.

Особое значение имеют профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. При пробуждении интереса к игре у ребенка, увлекая его игровой деятельностью, педагог должен замечать и выделять важные факторы в развитии детей, их поведении. Необходимо определить изменения в знаниях, умениях и навыках, помочь ребенку с закреплением положительных качеств и постепенно избавиться от отрицательных.

Качественные преобразования моторной сферы детей в старшем дошкольном возрасте происходит на основе совершенствования чувств и движений, развития двигательных способностей. Детям данного возраста надо предоставить возможность проявить свои способности, умения разнообразно использовать свой двигательный опыт.

Важными моментами в отборе содержания и планировании являются следующие:

• разнообразие игр (по сюжету, двигательному содержанию, степени двигательной активности) с учетом данных диагностики физической подготовки;

• смена сложности и двигательной нагрузки за счет:

— подбора двигательных заданий, их количества и комбинации (игры могут быть с одним или несколькими ведущими движениями);

— сложности и темпа самого движения (игры разной степени подвижности);

— количества повторов игры;

— наличия атрибутов и оборудования, темпа игры;

• преемственной связи двигательного содержания игр с задачами занятия;

• наличия вариантов усложнений, чтобы навыки и качества могли совершенствоваться.

При отборе игр нужно опираться на исходный уровень развития физических качеств и способностей. Необходимо чаще включать игры, в которых отрабатываются наиболее слабо развитые физические качества детей той или иной группы, как правило, это ловкость, координация, быстрота.

Важно четко определить, какие двигательные навыки, физические качества и способности формируются, а какие совершенствуются в данной возрастной группе, учесть возрастные особенности, доминирующие качества и планировать игры и эстафеты в соответствии с программным содержанием занятий по физической культуре. Главное требование к планированию — системность, подразумевающая, что игры будут подобраны в комплексе, с учетом особенностей детей, и использованы в разных видах физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.

Чтобы подвижные игры способствовали хорошему развитию физических качеств, важно правильно подбирать движения, двигательные задания и их комбинации.

Педагогическое воздействие в подвижных играх и эстафетах необходимо направлять на развитие двигательных качеств, роль которых особенно значима для овладения программными умениями. Надо стремиться к тому, чтобы в пределах биологически закономерных колебаний не задерживалось развитие двигательных качеств.

Можно выделить следующие условия, при которых подвижные игры и эстафеты будут способствовать комплексному развитию всех физических качеств:

— необходимо подбирать игры комплексно, систематически их планировать и проводить с учетом индивидуальных особенностей детей: состояния здоровья, уровня физической подготовленности, двигательной активности и типа телосложения детей;

— игры должны быть разными по степени сложности и меняться как по содержанию, так и по нагрузке, чтобы обеспечить тренирующее воздействие;

— систематически включаться в разные формы двигательной деятельности детей.

Литература

1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001.

2. Тохтарова Э.Э. Подвижные игры как средство физического развития детей среднего дошкольного возраста // Инновационные педагогические технологии: мат-лы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). Казань, 2017. С. 54—56.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению