При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Шаехова Р.К.,
канд. пед. наук, доцент отделения дошкольного и начального образования Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань
Суть и содержание программы
«Куаныч» («Радость познания») — региональная образовательная программа (далее — Программа), разработанная в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО. Она ориентирована на региональную специфику, языковую культуру, исторические и национально-культурные традиции, сложившиеся в Республике Татарстан.
В Программе отражается содержание образования детей в возрасте от двух до семи лет, формируемое участниками образовательных отношений с учетом социокультурных и национальных ценностей региона, предусмотрена возможность ее реализации на родном (татарском) языке с целью сохранения и развития языкового наследия многонационального народа Российской Федерации. На основе Программы дошкольные образовательные организации Республики Татарстан (далее — организации) самостоятельно разрабатывают и утверждают вариативную часть основной образовательной программы дошкольного образования.
Отличительной особенностью Программы является то, что ее реализация возможна с помощью электронных образовательных ресурсов. Методические материалы, средства обучения и воспитания учитывают многообразие социокультурных условий, национальный состав Республики Татарстан, возраст воспитанников, их интересы, достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и обучения детей, а также возможности социума. Кроме электронных образовательных ресурсов, предусмотренных Программой, организация вправе использовать демонстрационные, раздаточные, естественные, искусственные, реальные и виртуальные средства.
Выбор форм, способов, методов и средств для решения задач воспитания и обучения детей остается за воспитателем группы. Примером вариативных форм организации образовательной деятельности могут служить:
— различные виды игр, в том числе дидактические, развивающие, ролевые, традиционные подвижные и народные;
— взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой;
— проекты различной направленности, прежде всего исследовательские, национальные праздники, социальные акции т.п.
Занятие следует рассматривать как деятельность, направленную на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей или их интеграцию с использованием разнообразных методов работы, выбор которых воспитатель осуществляет самостоятельно. Занятие не утратило своей ценности и занимает важное место в образовательном процессе, но оно не должно выступать в качестве единственной формы организации обучения.
На этапе освоения информации могут активно применяться и другие формы организации, соответствующие возрастным особенностям детей. Экскурсии, наблюдения, игры-путешествия — все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых, свободно выбираемых детьми видов деятельности. Игра в образовательном процессе занимает особое место, выступает как форма организации жизни детей.
При реализации Программы могут использоваться различные образовательные технологии (игровые, технологии моделирования, проектирования, развивающего обучения, ТРИЗ, STEAM-образования и др.). По мере необходимости возможно применение дистанционных образовательных технологий, проведение электронного обучения с учетом соблюдения требований безопасности и сохранения здоровья детей. Электронное обучение, использование дистанционных образовательных технологий, а также работа с электронными средствами обучения при реализации Программы должны осуществляться в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.
При организации обучения целесообразно дополнять традиционные методы (словесные, наглядные, практические) современными, такими как методы развивающего обучения, звуковых ассоциаций, полного физического реагирования, Сингапурский метод и др., в основу которых положена познавательная активность детей.
Для решения задач воспитания целесообразно использовать методы:
— организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным формам общественного поведения, многократное упражнение, проблемно-обучающие и воспитывающие ситуации);
— осознания детьми опыта поведения и деятельности (личный пример взрослых, чтение произведений татарских писателей и поэтов, просмотр мультипликационных фильмов объединения «Татармультфильм» с последующим обсуждением поступков героев, передача знаний и традиций с целью сохранения культурного наследия народа Республики Татарстан);
— мотивации поведения и деятельности (поощрение, игры-соревнования, проектные методы).
Осуществляя выбор методов воспитания и обучения, педагог учитывает возрастные и личностные особенности детей, уровень освоения ими национальных ценностей, педагогический потенциал каждого метода, условия его применения, цели и задачи, прогнозирует возможные достижения воспитанников. Для решения задач воспитания и обучения целесообразно использовать комплекс методов.
Вместе с тем необходимо учитывать субъектные проявления детей в деятельности: избирательное отношение к ней, инициативность и самостоятельность при ее выборе и осуществлении, творчество в интерпретации объектов национальной культуры и создании продуктов деятельности, интерес к малой родине и достопримечательностям родного края, языковой культуре татарского народа и народов совместного проживания.
При организации обучения детей родному (татарскому) и/или русскому языку необходимо предусмотреть не только формы организации образовательной деятельности (ОД), способы, методы и средства решения образовательных задач, но и определиться с наиболее эффективной моделью обучения, учитывая достижения детей в развитии коммуникативных способностей.
Виды моделей
1. Учебно-дисциплинарная модель предусматривает организацию совместной деятельности педагога с детьми. Взаимодействуя с ними, он выполняет обучает детей родному (татарскому) или русскому языку.
Игры-занятия с подгруппой детей имеют место в образовательном процессе, их эффективность прослеживается на этапе прямого обучения. При такой форме взаимодействия педагог занимает активную позицию, раскрывает содержание, которое дети не могут освоить самостоятельно (называет слово, разъясняет особенности конструкции предложений, читает отрывок из произведения, рассказывает татарские (русские) народные сказки, показывает фрагменты анимационных фильмов и т.п.), так как им необходимо помочь осознать и усвоить предложенную информацию. Игры-занятия в средней группе проводятся три раза в неделю и длятся не более 20 минут каждое, в старшей группе — не более 25 минут, в подготовительной к школе группе — не более 3 минут.
Планирование образовательного процесса с детьми разных возрастов имеет свою специфику. Если в младшей, средней и старшей возрастных группах он строится преимущественно в активных игровых формах, то на этапе завершения дошкольного образования значительное место занимает специально организованное обучающее занятие. Использование на занятиях рабочих тетрадей, электронных образовательных ресурсов, введение учебно-игровой задачи, ее решение способствуют формированию предпосылок учебной деятельности: умению принять задачу, действовать по инструкции, контролировать и оценивать себя. Но при этом важно не преувеличивать роль организованного обучения. Детям гораздо ближе ролевые и режиссерские игры, общение с педагогом, действия с конкретными объектами, наблюдения за реальными событиями и т.д.
При обучении детей с ограниченными знаниями родного (татарского) или русского языка специалисту в области дошкольного образования следует помнить, что освоение языка осуществляется в условиях искусственно созданной среды, которая должна иметь развивающий характер. Понятие языковой развивающей среды включает в себя как развивающую предметно-пространственную среду, так и собственно языковое окружение, в основе которого лежит дидактическое общение педагога с воспитанниками. Если взрослые владеют культурой речи, общаются с детьми и поощряют их активность, то влияние среды на развитие речи должно быть положительным.
Необходимо учесть, что воспитатели групп должны систематически закреплять материалы языкового образования, опираясь на разнообразие задач и интеграцию детских видов деятельности.
2. Развивающая модель предусматривает обучение детей родному (татарскому) и/или русскому языку в условиях образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов деятельности и в ходе режимных моментов.
Образовательную деятельность педагог ведет в форме специально организованной учебной речевой ситуации, предполагающей наличие отдельной комнаты, в которой созданы условия для речевого развития. Она может быть оснащена мультимедийным оборудованием, словарями разного типа (русско-татарским, татарско-русским, толковым, синонимов и антонимов, фразеологическим и т.д.), яркими наглядными пособиями, дидактическими аудио- и видеоматериалами, необходимыми для реализации учебно-методических комплектов. В таком помещении можно разместить государственную символику России и Республики Татарстан (герб, флаг), фотографии с изображением столиц России и Республики Татарстан, главных достопримечательностей родного города (села), красочные альбомы, развивающие игры, репродукции работ татарских художников, игрушки — персонажей татарских сказок, кукол в национальных костюмах, новинки литературных, музыкальных, художественных и анимационных произведений.
Образовательную деятельность в ходе режимных моментов педагог выстраивает таким образом, чтобы в естественных ситуациях общения закрепить материал, пройденный в рамках ОД, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности. При этом незнакомые слова, которые еще не имеют для ребенка смыслового значения, вызовут у него усиление активности правого полушария мозга, желание узнать их смысл и использовать в аналогичных ситуациях. Организация общения в новой обстановке позволит ребенку успешно овладеть речью [2].
Количество занятий в ходе режимных моментов зависит от темы проекта (беседы, общения). Так, для реализации проекта «Весенние забавы» наиболее подходящей формой организации обучения будет прогулка, во время которой возникнет естественная ситуация общения. В процессе наблюдения за явлениями природы, пускания корабликов, игры с мыльными пузырями, солнечными зайчиками, катания на велосипедах, самокатах оно будет способствовать закреплению пройденного материала, активизации словаря в новой обстановке, а вызванные эмоциями речевые высказывания надолго останутся в памяти.
В течение дня необходимо так выстроить общение с ребенком, чтобы он смог вступить в диалог, ответить на вопросы, задать их, выполнить поручение по ходу совместной деятельности, т.е. осмысленно осуществить речевые действия. Полезно вместе с детьми смотреть мультфильмы, читать книги, слушать аудиозаписи на двух языках с последующим их обсуждением, играть в игру «Переводчики» и др. Мотивами совместной деятельности могут быть интерес и радость от взаимодействия и общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Таким образом, в повседневной жизни детского сада родной (татарский) и русский язык выполняют новую функцию — становятся средством общения.
3. Личностно ориентированная модель реализуется в условиях совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка в течение дня. Прежде всего следует обеспечить комфортное нахождение ребенка в группе: он не должен страдать от того, что не все понимает. В детском саду, где есть двуязычные дети, каждый взрослый (родитель, воспитатель, младший воспитатель) является педагогом по речевому развитию. Они используют возникающие ситуации, чтобы познакомить ребенка с типовыми фразами, употребляемыми в тех или иных обстоятельствах.
В течение дня различные виды детской деятельности должны быть объединены общим контекстом (темой проекта). Его содержание вариативно и может быть изменено педагогом. Рекомендуется использовать не жестко фиксированный, а индивидуальный (индивидуально-дифференцированный) подход, учитывающий достаточный и необходимый уровень развития словарного запаса, его активизации, обогащения коммуникативно-деятельностного опыта. Для решения тех или иных задач возможна замена одних видов деятельности на другие в рамках времени, отведенного для них в режиме дня.
Педагогу следует постоянно называть предметы, находящиеся в окружении ребенка, использовать иллюстрированные картотеки, время от времени брать в руки игрушку-персонажа и разговаривать с ней (меняя голос по роли), давая образцы коммуникативных высказываний. Ребенок нуждается в ярких картинках с достаточно крупными изображениями, поэтому полезно развешивать большие тематические плакаты, предполагающие называние предметов и их свойств: «Это лимон. Он желтый и кислый, а это — яблоко, круглое, вкусное, гладкое, полезное», серию сюжетных картинок, по которым можно описывать действия изображенных объектов: «Медведь спит в берлоге. Заяц прыгает по лесу. Птицы сидят на ветках деревьев».
В случае если ребенок владеет языком ограниченно, педагогу необходимо выстроить взаимодействие таким образом, чтобы он понял предмет разговора или догадался о нем. Так, на прогулке можно стимулировать продолжение высказывания ребенком, где из ситуации ясно, какое слово подставить: «Этот цветок красный, а этот… (желтый)».
Любые формы, способы, методы и средства реализации Программы должны обеспечивать активное участие ребенка в образовательном процессе. Он сам должен быть активным участником выбора содержания образования, форм активности. При этом новыми функциями педагога становятся поддержка и создание условий для проявления речевой активности самим ребенком. Педагог, погружая его в языковую среду и представляя материалы, наблюдает за его поведением, фиксирует наиболее важные моменты, характеризующие речевое развитие. По мере необходимости он оказывает помощь, незаметно вставляет образцы правильных форм высказываний, поощряет речевую активность. Педагог учит детей на собственном примере, передает свой опыт, поддерживает детскую инициативу, помогает планировать деятельность и анализировать ее результаты. Таким образом, речевое развитие выступает как условие, благодаря которому реализуется совместная партнерская деятельность.
Следует подчеркнуть, что за педагогом остается право выбора одной из моделей обучения или их комбинирования, а также создания других вариативных моделей.
Условия для обучающего воздействия речи
Для того чтобы воздействие речи было обучающим, необходимо учитывать ряд условий.
1. Речь воспитателя группы, в том числе специалиста по обучению татарскому (русскому) языку, должна быть понятна и доступна детям. Необходимо избегать длинных, синтаксически сложных предложений.
2. Если ребенок не понимает, о чем говорит педагог, рекомендуется использовать повторы, перефразировку, жесты или другие подобные приемы. Сначала следует произносить высказывания в замедленном темпе, четко проговаривая слова, а затем — в более быстром, естественном.
3. Обычно между отдельными детьми прослеживаются несовпадения в темпе и способах освоения языка, поэтому необходимо учитывать их индивидуальные и возрастные особенности. Следует помнить, что новая информация осваивается детьми через разные каналы восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический), а в игре этот процесс происходит легче и быстрее, чем при простом заучивании.
4. Переход на каждый новый этап обучения означает не завершение предыдущих этапов речевого развития, а их дальнейшую интенсификацию и усложнение.
5. Обучение на родном (татарском) языке является ступенью для подготовки к обучению на государственном языке с последующим переходом на общегосударственную систему образования [1].
Проектируя процесс раннего языкового образования детей, очень важно объединить усилия всех специалистов организации: воспитателей, учителей-логопедов, инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования. Необходима системная работа по согласованию их деятельности при решении поставленных задач. Кроме того, нужна система мониторинга речевого развития, основанная на наблюдениях и связанная с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации.
Освоение детьми определенного контекстного содержания может завершиться кульминационным моментом в форме досуга, праздника, спектакля, специально организованной игровой ситуации, в которой они обобщают полученные знания, демонстрируют свои успехи. Подобные мероприятия позволят выявить особенности и динамику речевого развития детей, составить на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения Программы, помогут педагогу своевременно внести изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.
Из вышеизложенного следует, что обоснованный педагогом выбор модели, форм, методов, средств реализации образовательной Программы, адекватных образовательным потребностям и предпочтениям детей, их соотношение и интеграция при решении задач воспитания и обучения обеспечит их вариативность, сохранит и приумножит развитие языкового наследия многонационального народа Российской Федерации.
Литература
1. И.Я. Яковлев — теоретик и практик начального образования в двуязычной школе. URL http://www.nbchr.ru/sites/yakovlev/684.htm.
2. Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 17 июня 2015 г. № 443 «Об утверждении стратегии развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015–2025 годы». URL https://docs.cntd.ru/document/428595086.
3. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Многоязычие в детском возрасте. СПб., 2005.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle