• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Веселые матрешки Использование бросового материала в работе логопеда с детьми с ОВЗ

Сводная информация
Статья из журнала:
Логопед
Номер журнала:
04/2022
Веселые матрешки  Использование бросового материала в работе логопеда с детьми с ОВЗ

Машкова Н.П., учитель-логопед МБДОУ «Калининский д/с “Солнышко”», пос. Калининский Кемеровской обл.

Невозможно представить развитие ребенка без игры. Значимую роль в развитии особого ребенка играют авторские игры и пособия — придуманные, сотворенные и воплощенные в жизнь трудами педагога. Детям, а особенно детям с речевыми нарушениями, интересно что-то крутить в руках, рассматривать, ощупывать.

Многие коррекционные педагоги считают, что в дошкольном лого пункте находятся дети с легкими речевыми нарушениями, но это не так! Работа в нем усложняется с каждым годом, туда поступают дети не только с ФНР и ФФНР, но и с ОНР разных уровней, РАС, нарушением эмоционально-волевой сферы, интеллекта и т.д. Поэтому педагог призван создавать многофункциональные игры и пособия, которые будут полезны и интересны детям с разными речевыми нарушениями.

Пособие «Матрешки»

Данное пособие изготовлено из капсул киндер-сюрпризов и оформлено термическими наклейками разной тематики, соответствующей пониманию детей. Его применение актуально на всех этапах коррекционной работы над звуком.

Игра «Времена года»

Цель: развитие логики, мышления, связной речи, активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Педагог предлагает ребенку или подгруппе детей найти среди матрешек тех, которых можно отнести к определенному времени года.

Ребенок выбирает и называет времена года. А если играет подгруппа детей, то каждый ребенок выбирает понравившуюся матрешку. Далее составляется рассказ. Например, ребенок выбрал игрушку «Зима».

Педагог. Как ты думаешь, на какое время года похожа наша матрешка?

Ребенок. Наша матрешка похожа на зиму.

Педагог. А почему ты так думаешь?

Частый ответ ребенка: потому что она бело-синего цвета.

А давай попробуем образовать слова «одной семейки» к слову «зима». Как можно назвать зиму ласково? (Зимушка.) Если лес зимой, он какой? (Зимний.) Место или помещение, где живут зимой? (Зимовье.) Дорога, проложенная зимой по снегу, для езды? (Зимник.)

А сейчас давай похвалим зиму, какая она?

Ребенок. Красивая, холодная, снежная, кружевная, узорная, ледяная, морозная, белая и т.д.

Педагог. А чем тебе нравится заниматься зимой?

Ребенок. Строить пещеры, кататься на коньках, лыжах, снегоходе, лепить снеговиков, съезжать с горки, убирать снег лопатой.

Обычно дети перечисляют все, что им нравится в зимнем периоде.

Педагог. Чем тебе нравится зима?

Ребенок. Зимой много праздников, Новый год, Рождество.

Далее ребенок сам может воспроизвести рассказ, если затрудняется, педагог помогает наводящими вопросами.

«Наступила красивая, кружевная, морозная зима. Зимой я люблю кататься на лыжах, кувыркаться в снегу, лепить снеговиков, строить пещеры. Папа катает нас на снегоходе. Мне очень нравится зима, потому что зимой мы отмечаем Новый год и получаем много подарков».

Пособие поднимает эмоциональный настрой ребенка своей незаурядностью, красочностью и в то же время простотой. Малыш не хочет расставаться с игрушкой, крутит и вертит ее в руках, пытаясь рассмотреть тщательнее. Ребенок чувствует уверенность в себе: я смог, я составил рассказ.

По аналогии составляется рассказ о других временах года.

Игра «Подарки»

Цель: совершенствование навыка составления фраз, грамматического строя речи (образование имен существительных во множественном числе, согласование числительных с существительными и прилагательными); автоматизация звуков [р], [р’] во фразах.

Педагог предлагает ребенку выбрать капсулы, соответствующие временам года и подарить. Например, «Весне я подарю (ребенок берет капсулу, рассматривает ее и называет предметы, изображенные на термокартинке) бабочку, стрекозу, цветы. Лету я подарю радугу, солнце, дождик, птиц и т.д.»

Можно подобрать материал на автоматизацию определенного звука. Например, автоматизация звука [ч] — посчитай предметы: одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек. Если ребенок справляется, а звуковой профиль позволяет произносить звуки, можно усложнить задание:

—          одна красивая (разноцветная, большая / маленькая и т.д.) бабочка;

—          две красивые (разноцветные, большие / маленькие) бабочки;

—          пять красивых (разноцветных, больших / маленьких) бабочек.

Дети соотносят матрешек с героями мультфильмов. Пытаются придумать свои сказки, рассказы, сочиняют различные истории, небылицы. Например, Зима напоминает им Эльзу из мультфильма «Холодное сердце» (комментарий ребенка: «потому что она “замороженная”»). А также сказочные персонажи из «Трех богатырей» и т.д.

Игра «Пальчики-шалуны»

Цель: развитие мелкой моторики, совершенствование грамматического строя речи (упражнение в употреблении простых предлогов).

Удобны «матрешки» и для развития мелкой моторики. Можно их расставить, и ребенок, «прошагивая» пальчиками, выбирает понравившуюся матрешку или ищет ее на определенный звук.

Педагог.

Пошли пальчики гулять, Себе матрешку (игрушку) выбирать.

И выбрали с лисой. Откуда выглядывает лиса?

Ребенок. Из-за дерева.

Педагог. А кто еще есть на картинке?

Ребенок. Заяц.

Педагог. А где заяц сидит? Ребенок. На горе.

Ребенку с нарушением зрения тяжело будет рассмотреть сюжет картинки, но его привлечет красочность игрушки-матрешки, и он сможет покатать ее в руках, приговаривая с помощью педагога.

Озвучивает педагог, затем подключается ребенок:

Матрешку (игрушку) я в руках катаю,

Свои ручки разминаю.

Не составит труда поработать над развитием мимики ребенка, если он будет пытаться воспроизвести настроение понравившегося героя.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению