• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Влияние корпоративной культуры образовательной организации на взаимодействие с семьями воспитанников

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
03/2023
В рамках данной статьи на примере ГБОУ «Академическая гимназия № 56» представлены наиболее значимые аспекты корпоративной культуры дошкольного учреждения, единое педагогическое пространство которого работает на открытый диалог как с воспитанниками и их родителями и окружающим ДОО миром Северной столицы, так и со всеми образовательными организациями страны. Влияние корпоративной культуры образовательной организации на взаимодействие с семьями воспитанников

Гермогенова Е.В.,

руководитель СП (дошкольное отделение), педагог-психолог ГБОУ «Академическая гимназия № 56», Санкт-Петербург

В каждой образовательной организации существует своя система взаимодействия с родителями, вместе с тем, есть определенные каноны ее формирования. Чем более развита корпоративная культура, тем проще и эффективнее становится общение с родителями.

Мы понимаем, что времена, когда родители, потенциальные заказчики образовательных услуг для своих детей, определяли их в детские сады и школы, исходя из критерия «по прописке», уже прошли. Сегодня подход к выбору образовательной организации, и особенно детского сада, как первого института социализации ребенка и получения им первичного опыта поведения в коллективе, осуществляется с учетом конкретных требований. Так, критерием при выборе детского сада является не только комплекс предоставляемых образовательных услуг, но и имидж организации, ее престиж и т.п. Положительный имидж, как и его престижность, во многом зависят от уровня ее корпоративной культуры.

Современный менеджмент определяет корпоративную культуру как совокупность ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил и норм поведения членов организации, регулирующих их деятельность и взаимоотношения. Эти ценности находят свое выражение и передаются каждому участнику образовательного процесса через символические средства духовного и материального порядка. Корпоративная культура самым непосредственным образом связана с эффективностью работы организации, качеством предоставляемых образовательных услуг.

Детский сад — первый социальный институт, с помощью которого ребенок учится общаться со взрослыми, не являющимися членами семьи, получает начальные коммуникативные навыки общения со сверстниками, приобретает опыт ответственных отношений, начинает осознавать общественные ценности и идеалы. Очевидно, что в образовательных организациях с сформировавшейся корпоративной культурой процесс превращения ребенка в высококультурную и ответственную личность будет проходить намного успешнее. Ребенок, получивший представление о нравственных ценностях и традициях общества, воспитанный в определенной культуре и знающий историю своего народа, более адаптирован к последующим изменениям в социуме, более развит в интеллектуальном, эмоциональном плане, имеет более устойчивую психику, ему легче установить межличностные отношения и сориентироваться в них.

Корпоративная культура

В рамках данной статьи представим наиболее значимые аспекты корпоративной культуры на примере дошкольного отделения ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга (далее — Гимназия). В настоящее время Гимназия представляет собой один из крупнейших в Санкт-Петербурге образовательных комплексов, включающий в том числе и дошкольное отделение. Существующие компоненты корпоративной культуры дошкольного отделения Гимназии одобрены и поддерживаются всеми сотрудниками. Рассмотрим содержательные аспекты компонентов корпоративной культуры.

Система ценностей

В системе наших ценностей преимущество имеет психическое и физическое здоровье воспитанников. Среди других, не менее значимых ценностей, мы выделяем:

— приоритет развивающей деятельности (в контексте развития творческих, интеллектуальных, спортивных и других способностей ребенка);

— создание благоприятной среды для полноценного проживания ребенком дошкольного детства и положительного эмоционального фона;

— взаимодействие с семьей и социумом;

— сбережение единства образовательного пространства и привлечение детей к общепринятым человеческим ценностям.

Педагогика успеха

Философия деятельности Гимназии базируется на том, что детский сад — место, где каждый ребенок может стать успешным. Концептуальной основой всей системы деятельности всех подразделений Гимназии является педагогика успеха, что предусматривает объединение и координацию усилий педагогов и родителей с целью создания ситуаций успеха ребенка в процессе его развития. Педагогика успеха направлена на развитие сильных сторон личности ребенка. Концепция педагогики успеха эффективна и в работе с родителями, так как направлена на поиск, осознание и использование собственных ресурсов и возможностей взрослыми в процессе взаимодействия и обмена опытом: между педагогом и родителем, между родителями, между родителями и психологом.

Концепция педагогики успеха эффективна и в работе с родителями, так как направлена на поиск, осознание и использование собственных ресурсов и возможностей взрослыми в процессе взаимодействия и обмена опытом между педагогом и родителем, родителями, родителями и специалистами. Организация такого взаимодействия — методологическая основа деятельности по разработке новых, в том числе, дистанционных форматов работы с семьями воспитанников.

Важно, что образовательная среда дошкольного отделения Гимназии с современным программным обеспечением организована в двух структурных подразделениях в соответствии с ФГОС ДО. Новые подходы обеспечивают возможность поддержки инициативы и самостоятельности всех участников образовательных отношений, в том числе и родителей, — равноправных партнеров и активных участников образовательного процесса.

Единое стилистическое пространство ДО

Здания дошкольного отделения оформлены в стиле известных сказок: «Винни - Пух и его друзья» и «Приключения Буратино». Единое стилистическое пространство создает органичную эмоционально привлекательную среду пребывания детей, тематическую опору для организации программы каждого отдельного дня, месяца, всего учебного года. При этом такое тематическое пространство не отменяет широкого ознакомления детей с классикой детской литературы.

Дошкольное отделение Гимназии — современный образовательный комплекс с новейшим технологическим оснащением. Воспитанники с радостью занимаются в интерактивной песочнице, в игровых зонах «Поле чудес» и «Загадочный лабиринт», в интерактивной комнате «Маленький гений».

Оздоровительные проекты реализуются в спортивном зале «Поле побед», бассейне «Озеро Тортиллы», «Соляной пещере» и зимнем саду «Сказочная оранжерея», сенсорной комнате «Тайна запечного сверчка», кабинетах логопедов «Звуковая поляна» и медицинском «В гостях у доктора Совы».

Помещения всех групп и учебные классы имеют свои уникальные названия: учебный класс «Игры Воскобовича», «Маленькая школа Мальвины», «Мастерская Папы Карло» и т.п.; группы «Ромашковая поляна», «Сказочная лужайка», «Солнечная опушка», «Цветочный сад», «Веселые лягушата», «Лужайка Винни», «Пуховая опушка».

Программа преемственности

Программы, поддерживающие принципы преемственности, это еще один аспект корпоративной культуры, помогающий поддержать наиболее эффективное взаимодействие с семьями. Дети из дошкольного отделения переходят в начальную школу, завершая свой школьный путь в 11-м классе, так обеспечивается и единое образовательное пространство, и условия непрерывной индивидуальной траектории развития ребенка.

Проекты «Виртуальная экскурсия в начальную школу», «Веселые уроки», «Музыкальная гостиная», традиционный конкурс «Достояние года» помогают успешно решать непростые задачи обеспечения преемственности уровней обучения в гимназии.

Непрерывность и целостность гимназического образования ярко демонстрирует проектная деятельность обучающихся:

— дошкольное отделение закладывает основные подходы воспитанников к работе по системе портфолио: «Я учусь быть самостоятельным», «Я учусь общаться», «Я готовлюсь к школе»;

— начальная школа — собственные портфолио учеников с результатами путешествий вместе с родителями на выходных «От портфолио выходного дня к абитур-классу»;

— старшая школа — портфолио имеет профориентационные цели.

Основная цель портфолио дошкольника — формирование у ребенка положительной самооценки и внутренней мотивации к познанию и достижениям. Работа над портфолио «Я учусь быть самостоятельным» организована во взаимодействии родителей, воспитателей и дошкольников. Именно так и тогда малыши учатся рассказывать о себе и своей семье, о друзьях; учатся анализу и рефлексии, оценке собственной деятельности; начинают думать над тем, чему им еще нужно научиться.

При работе с портфолио «Я готовлюсь к школе» дошкольник может уже проверить собственную осведомленность об окружающем мире, показать свои знания, продемонстрировать первый опыт самоанализа и самодиагностики. Работа с портфолио поддерживает инициативу всех участников образовательного процесса, помогает воспитанникам проявить самостоятельность.

Психолого-педагогическое сопровождение и реализация индивидуально-ориентированных программ

Психолого-педагогическое сопровождение и реализация индивидуально-ориентированных программ для каждого ребенка с самого раннего возраста — главные основания системы работы дошкольного отделения Гимназии.

Педагогами разработан необходимый методический инструментарий «Мастер майнд группы ДО+НО», эффективно используются портфолио достижений и карты индивидуального сопровождения воспитанника.

«Достояние года»

Яркое событие жизни всей Гимназии — церемония награждения финалистов за самые успешные проекты «Достояние года», проводимая в одном из самых больших концертных залов Санкт-Петербурга — «Октябрьский». В присутствии всей школы чествуются лучшие дела и проекты, все самое замечательное, что придумано умами, рождено сердцами и душами; все, что создано руками воспитанников и учеников, воспитателей, учителей и родителей Гимназии. В этом мероприятии принимают участие все — и дети, и педагоги, и родители, ведь все проекты мы реализуем совместно. Дошкольное отделение ежегодно отмечается нескольким знаками «Достояние года».

«Детский сад с доставкой на дом»

В основе разработки — идея создания единого образовательного пространства. В условиях коронавирусных ограничений проект учебно-методического комплекса успешно применен во время карантинных мероприятий в дистанционном образовании детей из-за невозможности посещения ребенком ДО. «Детский сад с доставкой на дом» обеспечивает дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, делает его действительно оперативным, полезным, информационно наполненным и увлекательным не только для детей, но и для их родителей.

В 2020 г. на конкурсе «Инновационных продуктов» «Детский сад с доставкой на дом» удостоен высокой награды.

План совместной деятельности

При составлении плана совместной деятельности мы следуем основным режимным моментам детского сада: включаем в дистанционную программу учебные занятия с детьми, утреннюю зарядку, музыкально-ритмические упражнения, игры на свежем воздухе, разнообразные занятия по экспериментированию и развитию логического мышления (ТРИЗ).

Учебно-методический комплекс состоит из трех копилок: воспитанника, родителей и педагога.

Копилка воспитанника включает шесть проектов: «Сказки от фей», «Образовательные квесты», «Творческая мастерская», «Музыкальная шкатулка», «Физкультура для всех», «Мультфильмы о главном». Это видео- и текстовые материалы, презентации, инструкции для работы дошколят.

В копилке родителей проекты: «Неделька» для всех возрастных групп, «Справочник для родителей дошкольника», «Родительский клуб», а также вебинары на различные темы и записи родительских собраний. Материалы разнообразны: помимо видео и презентаций есть буклеты, памятки, целое методическое пособие «Справочник для родителей дошкольника».

Копилка педагога включает два больших проекта: «Карта знаний обо всем» и «Виртуальный методический кабинет».

Информационно-образовательная среда

Использование УМК «Детский сад с доставкой на дом» обеспечивает создание образовательно-информационной среды, гарантирующей охрану и укрепление психического и физического здоровья детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие и открытость дошкольного образования, способствующей профессиональному развитию педагогических работников, создающей условия для развивающего вариативного дошкольного образования и участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Верно организованная обратная связь, формирование критериев оценивания процесса воспитания дают возможность оценить зоны роста, объединить усилия взрослых для развития детей. Необходимо дать почувствовать педагогам и родителям их взаимную необходимость и тесную взаимосвязь, взаимное уважение, потребность в советах и партнерских рекомендациях.

Формы обратной связи с родителями

Наши родители точно знают, что воспитатели всегда прислушиваются к их просьбам и пожеланиям. Продуманные и разнообразные формы обратной связи приносят реальные результаты. Мы широко используем индивидуальные и коллективные каналы коммуникации, постоянно разрабатываем, отбираем и внедряем новые эффективные формы обратной связи с родителями (тестирование, опросы, наблюдения, беседы др.).

Наш банк анкет для эффективной обратной связи с родителями — залог успешного взаимодействия. Полученные ответы на вопросы помогают искать новые пути решения проблем, разрабатывать планы действий на их основании.

Система превращения воспитания из семейного в общественное постепенно уходит в прошлое. Благодаря этому меняется и позиция дошкольного отделения Гимназии в работе с семьей.

Просветительская работа для родителей

Наше дошкольное отделение не только обеспечивает условия для всестороннего развития ребенка, но и организует процесс психолого-педагогического просвещения родителей по разным вопросам воспитания, социализации, здоровья детей дошкольного возраста. Наши педагоги — не только воспитатели детей, но и партнеры родителей по воспитанию.

Преимущества такой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы, многочисленны и объединены в принципы эффективного взаимодействия:

— сотрудничество;

— сотворчество;

— безоценочность;

— партнерство;

— поддержка инициативы и самостоятельности;

— экспертность всех воспитывающих взрослых;

— опора на сильные стороны.

Все эти принципы подробно описаны в наших книгах: «Справочник для родителей дошкольника», «Детский сад с доставкой на дом», «Эффективное управление. 8 шагов к успеху».

Пространство великого города

Гимназия расположена в уникальном районе — Петроградской стороне, самой старой части исторического центра города. Наши воспитанники — постоянные посетители Петропавловской крепости, домика Петра Великого, Троицкой площади.

Мы максимально используем пространство великого города и активно знакомим детей с историческим и культурным наследием других городов не только нашей страны, но и зарубежья (проекты: «Культурный код России», «Я — петербуржец», «Я — будущий гимназист», «Юный читатель»). Эти проекты также являются преемственными школы.

Программа инклюзивного образования

Необходимость предоставления всем детям равных и разнообразных возможностей для получения образования признается в настоящее время всеми представителями системы и общего и специального образования*.

 

*В 2008 г. Россия присоединилась к Конвенции ООН «О правах инвалидов», в ст. 24 которой указано, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях.

 

В дошкольном отделении Гимназии разработана программа инклюзивного образования, которая успешно реализуется более 20 лет. Системная работа обеспечивает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Это крайне важное направление, ведь именно оно создает не только доверие, но и открытость образования для всех.

С развитием в Гимназии системы ППМС-сопровождения накоплен уникальный опыт поддержки и сопровождения инклюзивного образования. Особую роль играет разработанная программа индивидуального сопровождения каждого воспитанника / ученика, которая включает специальные занятия с логопедом, тьюторскую поддержку отдельных специалистов.

Именно комплексная мультидисциплинарная помощь позволяет адаптироваться не только ребенку, но и родителям. Такое сопровождение не просто помогает родителям эффективно и без перегрузок организовать режим дня ребенка для оптимального сочетания основного и дополнительного образования, но и обеспечивает равноправное партнерство в сотрудничестве и сотворчестве.

Концептуальными основаниями инклюзивного образования, реализуемого в ДО Гимназии, являются следующие идеи:

— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

— каждый человек способен чувствовать и думать;

— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

— все люди нуждаются друг в друге;

— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

— для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

***

Претворяя идеи гуманистического подхода к образованию, педагогический коллектив Гимназии выстраивает эффективный диалог на уровне глубокого доверия.

Мы открыты к обсуждению, готовы делиться опытом, создавая открытое единое педагогическое пространство со всеми образовательными организациями РФ, максимально поддерживая имидж организации с помощью формирования корпоративной культуры, которая постоянно трансформируется и развивается.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению