• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Влияние педагогических компетенций и личностных качеств педагога на развитие детей 3—4 лет

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
05/2022
В статье рассматривается влияние педагогических компетенций и личностных качеств педагога на эффективность образовательного процесса в работе с детьми 3—4 лет в ДОО. Предложен чек-лист с индивидуальным маршрутом педагога второй младшей группы для оптимизации методической работы Влияние педагогических компетенций и личностных качеств педагога на развитие детей 3—4 лет

Рубцова С.В., педагог-психолог, детский сад № 210 «Ладушки», г. Тольятти Самарской обл.

На сегодняшний день выбор ДОО достаточно велик и способен удовлетворить потребности каждого ребенка. Это детские сады общеразвивающего вида, специализированные и коррекционные.

Одна из ведущих ролей в реализации основной образовательной программы и решении ее задач принадлежит педагогу. Осуществляя работу над программой, педагог должен обеспечить развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и образовательных направлениях, а именно: социально-коммуникативном, речевом, познавательном, художественно-эстетическом, физическом.

ФГОС ДО определяет, что педагог в рамках реализации программы проводит педагогическую диагностику индивидуального развития детей, которая лежит в основе планирования дальнейшей образовательной деятельности, и оценивает адекватность и эффективность педагогических воздействий.

Для успешной реализации образовательной программы педагог должен обладать целым рядом профессиональных и личностных качеств — быть готовым к переменам, стрессоустойчивым, ответственным и самостоятельным в принятии решений, способным к нестандартным трудовым действиям, мобильным. В этой связи одной из приоритетных задач современного дошкольного образования становится создание условий для формирования конкурентоспособной личности, которая может самостоятельно, результативно и нравственно решать не только свои личные, но и общественные проблемы.

Какими профессиональными и личностными качествами, знаниями должен обладать педагог, чтобы обеспечить ребенку не только получение знаний, но и психологическое благополучие во время его пребывания в детском саду?

Педагог:

— обеспечивает эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребенком;

— уважительно относится к каждому ребенку, его чувствам и потребностям;

— поддерживает индивидуальность и инициативу детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников деятельности; принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

— умеет оказать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной);

— объясняет установленные правила взаимодействия в разных ситуациях (создает условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям, социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья);

— развивает коммуникативные способности детей, позволяющие решать конфликтные ситуации со сверстниками;

— развивает умения детей работать в группе сверстников;

— владеет умением построения вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка, проявляющийся в совместной деятельности со взрослыми и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зоне ближайшего развития) через:

• создание условий для овладения культурными средствами деятельности,

• организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей,

• поддержку спонтанной игры, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства,

• оценку индивидуального развития детей;

— взаимодействует с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе путем создания проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Для обеспечения ребенку психологического благополучия во время его пребывания в стенах детского сада педагог должен обладать знаниями о возрастных, психологических, эмоциональных особенностях дошкольников.

Педагог, работающий в ДОО, изначально не может быть наделен всеми профессиональными и личностными качествами, которые требует от него современная система образования. Чтобы максимально приблизиться к требованиям современного стандарта, педагога необходимо учить. Важно, чтобы педагоги понимали всю важность своего воздействия на развитие каждого ребенка, формирование детской личности, отношений со взрослыми и сверстниками.

Задача методической и управленческой службы ДОО — разрабатывать систему повышения квалификации, проводить тренинги профессионального и личностного роста, оказывать психолого-педагогическую поддержку, проводить аудит личностных качеств и профессиональных компетенций. Несомненно, большую роль в становлении педагога, играет самообразование.

Какие базисные потребности ребенка удовлетворяет педагог, развивая и обогащая свои профессиональные компетенции и личностные качества? Как влияет деятельность педагога на формирование личности ребенка, развитие отношений между детьми группы, как складываются отношения между родителями и детским садом?

Ниже представлен чек-лист — индивидуальный маршрут педагога, работающего с детьми второй младшей группы, где выделены критерии качества педагогической деятельности на основе требований ФГОС ДО и профессионального стандарта, ожидаемые результаты и средства, условия и способы работы (см. таблицу). Полагаем, что представленный маршрут поможет выстроить индивидуальную траекторию профессионального развития, будет особенно полезен начинающему педагогу.

Таблица

Индивидуальный маршрут педагога второй младшей группы

 

Педагогическая деятельность, критерии качества

Ожидаемый результат деятельности

Мероприятия, педагогические приемы

1

2

3

Я обеспечиваю эмоциональное благополучие детей через непосредственное общение с каждым ребенком

Удовлетворяется ведущая потребность детей в общении, уважении, признании

Индивидуальный подход к ребенку, непосредственное взаимодействие и общение

Я уважительно отношусь к каждому ребенку, его чувствам, потребностям

Формируется адекватная самооценка ребенка, удовлетворяется потребность в признании, уважении

Индивидуальный подход к ребенку, непосредственное взаимодействие и общение, прислушиваться к «голосу ребенка»

Я поддерживаю индивидуальность и инициативу детей через создание условий:

— для свободного выбора деятельности, ее участников;

— принятия решений, выражения своих чувств и мыслей

Дети учатся самостоятельно выбирать себе занятие по душе, принимать самостоятельные решения, адекватно выражать свои чувства, мысли, эмоции

Создание развивающей среды соответственно возрасту и потребностям детей 3—4 лет, обладающей всеми характеристиками: полифункциональностью, вариативностью, трансформируемостью, доступностью, безопасностью

Я умею оказывать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной)

Устанавливаются партнерские отношения со взрослым, удовлетворяется интерес к мелким предметам, экспериментированию, конструированию, заканчивается формирование сенсорного эталона

Организация зоны сенсорного развития, поддержка интереса к мелким предметам (игры, развивающая среда). Совместные проекты с детьми и родителями.

Обеспечение двигательной активности, удовлетворение потребности ребенка в движении

Я объясняю установленные правила взаимодействия в разных ситуациях (создают условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям, социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья

Формируются благоприятные, дружеские отношения в детском коллективе, воспитывается толерантность у детей. Дети усваивают правила группы

Игры на развитие социально-коммуникативной сферы, установление дружеских отношений внутри детского коллектива. Ознакомление детей с правилами группы

Я развиваю коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками

Дети умеют общаться друг с другом, осваивают первичные нравственные нормы

Игры и упражнения, направленные на развитие социально-коммуникативной сферы, формирование пассивного и активного словаря, создание ситуаций для общения

Я владею умением построения вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка, проявляющийся в совместной деятельности со взрослыми и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зоне ближайшего развития):

— через создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

— организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

— поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

— оценку индивидуального развития детей

Развитие и занятия согласно образовательной программе детского сада с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы.

В группе создана специально подготовленная развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 3—4 лет

Создание специально подготовленной развивающей среды соответственно возрасту; развитие игровой деятельности и действий.

Мониторинг индивидуального развития детей и педагогических воздействий

Я взаимодействую с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственно вовлекая их в образовательную деятельность, в том числе путем создания проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи

Родители вовлечены в педагогический процесс, поддерживают детскую инициативу, осуществляют совместную деятельность с ребенком

Родительские собрания, беседы, консультации, обмен опытом, совместные проекты, тренинги, родительский клуб

 

Четвертый год жизни ребенка — возраст, когда ведущей потребностью становится общение, уважение, признание самостоятельности. Ему важно, чтобы считались с его поступками, мыслями, дети начинают осознавать себя личностью. Причем сверстник в этом возрасте малоинтересен, и именно взрослый является источником способов деятельности, партнером по игре и творчеству. Это возраст, когда наступает пик сенсорного развития, формирования сенсорного эталона, продолжается сензитивный период интереса к мелким предметам, формируется фонематический слух, наиболее активно развиваются и осваиваются новые движения и действия.

Литература

Дыбина О.В., Кузнецова С.В., Фомина Е.П. Индивидуальная управленческая концепция руководителя ДОУ. Тольятти, 2008.

Куражева Н.Ю. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик». СПб., 2014.

Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Метод. пособие. М., 2007.

Скоролупова О.А. Введение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ. М., 2014.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах: Информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования / Авт.-сост. Е.А. Кудрявцева, Т.В. Гулидова. Волгоград, 2015.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению