При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Абашина В.В., канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, Сургутский государственный педагогический университет;
Болдарева О.А., воспитатель, детский сад № 22 «Сказка», г. Сургут, ХМАО — Югра
Цифровая трансформация коснулась сегодня не только школы и высшего образования. Детский сад не остается в стороне от тенденций современного цифрового общества: ДОО — активные участники цифровых перемен в образовании. Их цифровизация преследует две главные цели: повышение качества образования за счет обновления содержания и способов организации образовательного процесса с использованием цифровых технологий, а также воспитание личности, способной к жизни в информационном обществе.
Актуальность внедрения цифровых технологий в детском саду регламентирована рядом нормативных правовых документов.
В Указе Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы» [4] поставлена задача использования и развития различных образовательных технологий, в том числе дистанционных, электронного обучения, при реализации образовательных программ.
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», действующий в рамках нацпроекта
«Образование», направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы [7]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) [5] предъявляет высокие требования к материально-техническим условиям дошкольных учреждений и применению современных инновационных технологий. Профессиональным стандартом педагога предусмотрено овладение воспитателями информационно-коммуникационными компетенциями для успешного планирования, реализации и оценки своей профессиональной деятельности.
Несмотря на утвержденные в законодательном порядке требования к педагогам, которые прямо указывают на необходимость овладения соответствующими информационно-коммуникационными компетенциями (ИКК), важными для осуществления педагогической деятельности, следует констатировать, что далеко не все педагоги владеют соответствующими умениями и навыками.
«Словарь новых педагогических терминов» определяет информационно-коммуникационную компетентность как способность использовать на практике информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для удовлетворения собственных индивидуальных потребностей и решения общественно значимых, в частности профессиональных задач в определенной предметной отрасли [3].
В отношении педагогов дошкольного образования, с опорой на указанное выше определение, информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать как умения и навыки использовать ИКТ с целью профессионального самосовершенствования, а также для обучения и воспитания детей в образовательном процессе.
Среди многообразия современных цифровых средств обучения (сенсорные экраны, интерактивные доски, электронные обучающие программы и т.п.), используемых в дошкольном образовании, особо популярной стала детская цифровая программа
«Наураша в стране Наурандии» (далее — «Наураша») [1].
Популярность данной программы объясняется тем, что она разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и предназначена для организации экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
«Наураша» — электронная программа, устанавливаемая на стационарный компьютер, состоит из восьми разделов: «температура», «свет», «электричество», «кислотность», «магнитное поле», «сила», «звук», «пульс». Следовательно, в ДОО программу можно использовать на таких занятиях, как окружающий мир, введение в биологию, физику, робототехнику и т.п. С помощью цифровой лаборатории «Наураша» педагоги призваны учить дошкольников проводить интересные познавательные опыты и тем самым познавать окружающий мир. «Наураша» — мультиязычная программа, ее можно использовать в работе с детьми разного лингвистического состава (например, на английском и французском языках, в билингвистических группах). В ее устройстве есть яркие датчики в виде божьих коровок, подключаемые к компьютеру через порт USB; дополнительное оборудование для проведения экспериментов по восьми темам находится в пластиковых лотках; научные факты в обновленной версии программы озвучивает Николай Дроздов.
Все опыты в программе «Наураша» проводятся детьми под контролем педагога, который должен уметь не только проводить такие опыты, но и объективно оценивать результаты детей. К тому же, в обновленной версии «Наураши» расширен функционал программы, благодаря чему педагоги вместе с детьми могут создавать новые учебно-познавательные проекты. Все это требует от педагогов владения методикой использования данного цифрового ресурса.
Однако анкетирование педагогов нашего детского сада показало наличие у педагогов профессиональных дефицитов (знаний, умений, навыков, компетенций) в использовании цифровых образовательных ресурсов. В частности, недостаточная информационно-коммуникационная компетентность педагогов приводит к использованию цифровой лаборатории «Наураша» в работе с детьми только в развлекательных целях, хотя она создана, в первую очередь, для достижения обучающих целей. Учитывая, что использование программы требует наличия у педагогов определенного уровня информационно-коммуникационной компетентности, им необходимо было повысить ее уровень по базовым показателям, нужным для осуществления профессиональной деятельности (умение пользоваться программным обеспечением, составлять электронные таблицы, делать диаграммы, презентации и т.п.).
В связи с этим мы организовали внутрикорпоративные курсы по повышению ИКК педагогов «Информационно-коммуникационная компетентность педагогов дошкольного образования» (см. приложение).
Цель курсов заключалась в формировании у педагогов информационно-коммуникационной компетентности по базовым показателям, необходимым для осуществления профессиональной деятельности, а также в аспекте использования цифровой лаборатории «Наураша».
Курс изучался в определенной логической последовательности: развитие мотивации педагогов к освоению ИКТ (организационно- мотивационный блок); усвоение педагогами теоретико-методических основ использования ИКТ (когнитивно-процессуальный блок); отработка умений и навыков использования ИКТ на практике (рефлексивно-продуктивный блок). Нужно заметить, что работа по развитию мотивации педагогов к использованию ИКТ пронизывала все этапы методического курса.
На организационно-мотивационном этапе были актуализированы интерес и мотивация к овладению цифровыми технологиями в дошкольном образовании, заложена основа формирования личностных притязаний на самосовершенствование по овладению ими. На этом этапе педагоги овладевали сущностью и содержанием понятия ИКК педагога дошкольного образования, знакомились с технологиями, применяемыми в работе с дошкольниками, особенностями и целями их использования.
Проводились лекции и практические занятия по темам курса, представленным в содержательном блоке 1 (см. приложение, план курса, блок 1). Потребность в развитии собственной ИКК у педагогов формировалась посредством организации деятельности педагогов в информационно-образовательной среде (ИОС) ДОО. Среди методов и приемов, которые использовались на организационно-мотивационном этапе, были следующие: проблемное изложение, упражнения, индивидуальные задания, стимулирование профессионального самосовершенствования, конструирование профессиональных ситуаций, моделирование образовательного процесса с использованием ИКТ, деловые и ролевые игры, дискуссии, анализ ситуаций, метод проектов и др.
На этапе реализации организационно-мотивационного блока педагогам предложили создать программу профессионального самосовершенствования, направленную на формирование ИКК, которую они по желанию презентовали перед коллегами. Каждый педагог получал поддержку в стремлении к профессиональному росту, самоактуализации, развитию готовности к овладению ИКТ. Это обеспечило предпосылки для успешного развития ИКК педагогов. Для этого создавались ситуации успеха в стремлении к овладению ИКТ. Поддерживались объективная взаимопроверка и рецензирование выполненных с помощью ИКТ задач. Результаты профессиональной деятельности прогнозировались с использованием ИКТ и без них. Это способствовало формированию у педагогов умения осуществлять самоконтроль, самоанализ и самооценку умений применения ИКТ.
Когнитивно-процессуальный блок курсов содержал комплекс занятий, раскрывающих теоретико-методические основы использования ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста (см. приложение, план курса, блок 2).
Изучение когнитивно-процессуального блока способствовало получению педагогами системных знаний по использованию ИКТ, необходимых в работе педагога дошкольного образования, и непосредственно особенностей применения ИКТ в работе с дошкольниками с учетом дифференцированного индивидуального подхода к детям.
С целью формирования ИКК на этом этапе использовались мультимедийные проекты, дидактические игры, проблемно-поисковые и интерактивные игры, мозговой штурм, метод проектов. Использовались и такой прием, как компьютерная визуализация объекта или процесса, который необходимо изучить, а также наглядная презентация всех составных частей объекта или их моделей в различных ракурсах, в деталях с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей и т.п. Все части объектов изучались в развитии, во временном и пространственном движении с презентацией графической интерпретации и др.
Приведем примеры практических заданий, которые выполнялись педагогами на этапе реализации когнитивно-процессуального блока:
— подобрать материал о российском дошкольном образовании, нормативные документы, используя электронные библиотеки, сайты, каталоги образовательных ресурсов;
— подобрать материал о цифровой лаборатории «Наураша», нормативные документы по ее применению в работе с дошкольниками, используя электронные библиотеки, сайты, каталоги образовательных ресурсов;
— создать веб-страницу по теме «Диагностические компьютерные игры дошкольников 5—7 лет»;
— создать картинку для выражения своего настроения;
— построить таблицу и гистограмму, используя результаты диагностического тестирования дошкольников тестом Векслера;
— создать электронный журнал для педагога-психолога;
— подготовить презентацию, используя анимационные и звуковые эффекты на тему
«Компьютерные игры-приключения»;
— разработать диагностический компьютерный тест готовности дошкольника к школе, используя готовый шаблон;
— разработать таблицу в имеющейся базе данных, содержащую перечень развивающих компьютерных игровых средств (КИС) для дошкольников 5—7 лет;
— найти информацию, используя поисковые системы и разработать презентацию на тему «Методические рекомендации по проведению развивающей работы с дошкольниками 5—7 лет»;
— разработать тест для проверки уровня развития мышления дошкольников по аналогии с компьютерной игрой «Четвертый лишний»;
— создать картинки по теме «Мамин праздник» для проведения занятия с дошкольниками;
— подготовить дидактические материалы по обучению грамоте;
— разработать интерактивную игру для дошкольников «Отгадай, что изменилось»;
— разработать авторское занятие с использованием КИС для дошкольников по развитию элементарных математических представлений;
— создать рисунок на тему «Моя семья»;
— создать презентацию на тему «Развивающие игры для дошкольников 5—7 лет», используя заготовки (картинки, текст, анимацию, видео);
— создать образовательную веб-страницу на тему «Психологическая готовность дошкольника к обучению в общеобразовательной школе»;
— создать интерактивную дидактическую игру «Ознакомление с геометрическими фигурами»;
— отобрать КИС, направленные на подготовку дошкольников к обучению в общеобразовательной школе и др.
Рефлексивно-продуктивный блок предусматривал формирование у педагогов практических умений и навыков использования цифровой лаборатории «Наураша» в педагогической деятельности.
Данный блок содержал четыре последовательно реализуемых модуля, позволяющих получить педагогам теоретические знания, а также выработать практические умения и навыки использования цифровой лаборатории «Наураша» в работе с детьми дошкольного возраста (см. приложение, план курса, блок 3):
— нормативный правовой модуль предусматривает изучение педагогами документации, включающей в себя требования по работе с ИКТ (СанПиН), требования к повышению ИКК педагогов (Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, Профстандарт воспитателя и др.);
— технический модуль предусматривает изучение педагогами технических характеристик цифровой лаборатории «Наураша» и комплектующих к ней (ноутбуки, мультимедийная доска, модули лаборатории);
— методический модуль предусматривает проведение занятий в форме мастер-класса по модулям цифровой лаборатории «Наураша»;
— рефлексивный модуль предусматривает получение обратной связи с педагогами.
В процессе обучения широко использовался, например, метод учебного моделирования, который заключался в подготовке и проведении занятий для детей 5—7 лет по разным темам, представленным в лаборатории. Это позволило педагогам приобрести умения и навыки применения последней в обучающих целях при работе с детьми дошкольного возраста.
В процессе обучения использовались различные виды самостоятельной работы: проработка литературных источников, работа с компьютером, оценивание профессиональных ситуаций, подготовка практических заданий. Среди критериев оценки самостоятельной работы педагогов следует назвать: понимание задания, полнота раскрытия темы, изложение аспектов темы, стратегии решения проблемы, логика изложения информации, авторская оригинальность, уровень самостоятельности работы. Педагоги принимали активное участие в коллективном оценивании и самооценке процесса и результата деятельности. Педагог, привыкший к самообучению, благодаря приобретенной им целеустремленности, самостоятельно ставит для себя цель и прилагает усилия для ее достижения.
Итоговое анкетирование педагогов показало положительную динамику в развитии их ИКК в единстве трех взаимосвязанных компонентов: мотивационного, когнитивного и технологически-результативного. Таким образом, внутрикорпоративное обучение стало в нашей образовательной организации фактором обеспечения профессиональной готовности педагогических работников к использованию цифровых образовательных технологий.
Приложение
Курсы повышения квалификации педагогов
«Информационно-коммуникационная компетентность педагогов дошкольного образования»
Цель курса: развитие инфорционно-коммуникационной компетентности педагогов, необходимой для осуществления профессиональной деятельности.
Задачи:
— формировать у педагогов ИКК по базовым показателям;
— в аспекте использования цифровой лаборатории «Наураша».
Содержание (план) курса
№ темы |
Наименование темы |
Блок 1. Использование средств ИКТ в дошкольном образовании |
|
1. |
Направления использования ИКТ в дошкольном образовании |
2. |
Дидактические возможности средств ИКТ |
3. |
Использование графических редакторов для обучения дошкольников |
4. |
Использование электронных таблиц для автоматизации процессов обработки результатов компьютерного педагогического тестирования |
5. |
Использование ИКТ для создания баз данных учебно-методических материалов и КИС по работе с дошкольниками |
6. |
Использование текстовых редакторов, программ презентационной и анимационной графики для создания учебно-методических материалов и дидактических игр |
7. |
Осуществление информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса с помощью ИКТ |
8. |
Использование компьютерных психодиагностических методик в работе педагога дошкольного образования |
Блок 2. Теоретико-методические основы использования ИКТ в работе с дошкольниками |
|
9. |
Психолого-педагогические, технико-технологические и эргоно мические требования к отбору ИКТ для проведения работы с дошкольниками |
10. |
Функционально-методическое назначение ИКТ в работе с до школьниками |
11. |
Виды ИКТ по формируемым ключевым умениям дошкольника |
12. |
Взаимосвязь ИКТ и традиционных игр в работе с дошкольни ками |
Методические основы использования ИКТ в работе с дошкольниками |
|
13. |
Формы работы с дошкольниками с использованием ИКТ |
14. |
Методы работы с дошкольниками с использованием ИКТ |
15. |
Организация совместной работы родителей и дошкольников с использованием ИКТ |
16. |
Рекомендации по использованию ИКТ |
17. |
Рекомендации по созданию интерактивных дидактических игр и методических материалов на базе пакетов общего назначения, а также программ презентационной и анимационной графики |
Блок 3. Использование цифровой лаборатории «Наураша» в работе с дошкольниками |
|
18. |
Нормативный правовой модуль: изучение нормативной правовой документации, включающей в себя требования по работе с ИКТ (СанПиН), требования к повышению ИКТ-квалификации педагогов |
19. |
Технический модуль: изучение технических характеристик цифровой лаборатории «Наураша» и комплектующих к ней (ноутбуки, планшеты, мультимедийная доска, модули лаборатории) |
20. |
Методический модуль: занятие в форме мастер-класса по модулям цифровой лаборатории «Наураша» |
21. |
Рефлексивный модуль: обратная связь с педагогами |
Литература
1. Поляев О.Б. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников: Метод. руководство к программе. М., 2019.
2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)”».
3. Словарь новых педагогических терминов / Под ред. В.М. Березикова. М., 2016.
4. Указ Президента РФ от 09.05.2017
№ 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы».
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
6. Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
7. Цифровизация как приоритетное направление модернизации российского образования: Моногр. / Н.В. Горбунова и др. Саратов, 2019.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle