• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Внутрикорпоративное обучение как способ развития информационно-коммуникационной компетентности педагогов ДОО

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
04/2022
В статье представлена план-программа курса «Информационно-коммуникационная компетентность педагогов дошкольного образования», направленного на развитие профессиональной готовности педагогических работников к использованию цифровых образовательных технологий (на примере цифровой лаборатории «Наураша») Внутрикорпоративное обучение как способ развития информационно-коммуникационной компетентности педагогов ДОО

Абашина В.В., канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, Сургутский государственный педагогический университет;

Болдарева О.А., воспитатель, детский сад № 22 «Сказка», г. Сургут, ХМАО — Югра

Цифровая трансформация коснулась сегодня не только школы и высшего образования. Детский сад не остается в стороне от тенденций современного цифрового общества: ДОО — активные участники цифровых перемен в образовании. Их цифровизация преследует две главные цели: повышение качества образования за счет обновления содержания и способов организации образовательного процесса с использованием цифровых технологий, а также воспитание личности, способной к жизни в информационном обществе.

Актуальность внедрения цифровых технологий в детском саду регламентирована рядом нормативных правовых документов.

В Указе Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы» [4] поставлена задача использования и развития различных образовательных технологий, в том числе дистанционных, электронного обучения, при реализации образовательных программ.

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», действующий в рамках нацпроекта

«Образование», направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы [7]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) [5] предъявляет высокие требования к материально-техническим условиям дошкольных учреждений и применению современных инновационных технологий. Профессиональным стандартом педагога предусмотрено овладение воспитателями информационно-коммуникационными компетенциями для успешного планирования, реализации и оценки своей профессиональной деятельности.

Несмотря на утвержденные в законодательном порядке требования к педагогам, которые прямо указывают на необходимость овладения соответствующими информационно-коммуникационными компетенциями (ИКК), важными для осуществления педагогической деятельности, следует констатировать, что далеко не все педагоги владеют соответствующими умениями и навыками.

«Словарь новых педагогических терминов» определяет информационно-коммуникационную компетентность как способность использовать на практике информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для удовлетворения собственных индивидуальных потребностей и решения общественно значимых, в частности профессиональных задач в определенной предметной отрасли [3].

В отношении педагогов дошкольного образования, с опорой на указанное выше определение, информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать как умения и навыки использовать ИКТ с целью профессионального самосовершенствования, а также для обучения и воспитания детей в образовательном процессе.

Среди многообразия современных цифровых средств обучения (сенсорные экраны, интерактивные доски, электронные обучающие программы и т.п.), используемых в дошкольном образовании, особо популярной стала детская цифровая программа

«Наураша в стране Наурандии» (далее — «Наураша») [1].

Популярность данной программы объясняется тем, что она разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и предназначена для организации экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

«Наураша» — электронная программа, устанавливаемая на стационарный компьютер, состоит из восьми разделов: «температура», «свет», «электричество», «кислотность», «магнитное поле», «сила», «звук», «пульс». Следовательно, в ДОО программу можно использовать на таких занятиях, как окружающий мир, введение в биологию, физику, робототехнику и т.п. С помощью цифровой лаборатории «Наураша» педагоги призваны учить дошкольников проводить интересные познавательные опыты и тем самым познавать окружающий мир. «Наураша» — мультиязычная программа, ее можно использовать в работе с детьми разного лингвистического состава (например, на английском и французском языках, в билингвистических группах). В ее устройстве есть яркие датчики в виде божьих коровок, подключаемые к компьютеру через порт USB; дополнительное оборудование для проведения экспериментов по восьми темам находится в пластиковых лотках; научные факты в обновленной версии программы озвучивает Николай Дроздов.

Все опыты в программе «Наураша» проводятся детьми под контролем педагога, который должен уметь не только проводить такие опыты, но и объективно оценивать результаты детей. К тому же, в обновленной версии «Наураши» расширен функционал программы, благодаря чему педагоги вместе с детьми могут создавать новые учебно-познавательные проекты. Все это требует от педагогов владения методикой использования данного цифрового ресурса.

Однако анкетирование педагогов нашего детского сада показало наличие у педагогов профессиональных дефицитов (знаний, умений, навыков, компетенций) в использовании цифровых образовательных ресурсов. В частности, недостаточная информационно-коммуникационная компетентность педагогов приводит к использованию цифровой лаборатории «Наураша» в работе с детьми только в развлекательных целях, хотя она создана, в первую очередь, для достижения обучающих целей. Учитывая, что использование программы требует наличия у педагогов определенного уровня информационно-коммуникационной компетентности, им необходимо было повысить ее уровень по базовым показателям, нужным для осуществления профессиональной деятельности (умение пользоваться программным обеспечением, составлять электронные таблицы, делать диаграммы, презентации и т.п.).

В связи с этим мы организовали внутрикорпоративные курсы по повышению ИКК педагогов «Информационно-коммуникационная компетентность педагогов дошкольного образования» (см. приложение).

Цель курсов заключалась в формировании у педагогов информационно-коммуникационной компетентности по базовым показателям, необходимым для осуществления профессиональной деятельности, а также в аспекте использования цифровой лаборатории «Наураша».

Курс изучался в определенной логической последовательности: развитие мотивации педагогов к освоению ИКТ (организационно- мотивационный блок); усвоение педагогами теоретико-методических основ использования ИКТ (когнитивно-процессуальный блок); отработка умений и навыков использования ИКТ на практике (рефлексивно-продуктивный блок). Нужно заметить, что работа по развитию мотивации педагогов к использованию ИКТ пронизывала все этапы методического курса.

На организационно-мотивационном этапе были актуализированы интерес и мотивация к овладению цифровыми технологиями в дошкольном образовании, заложена основа формирования личностных притязаний на самосовершенствование по овладению ими. На этом этапе педагоги овладевали сущностью и содержанием понятия ИКК педагога дошкольного образования, знакомились с технологиями, применяемыми в работе с дошкольниками, особенностями и целями их использования.

Проводились лекции и практические занятия по темам курса, представленным в содержательном блоке 1 (см. приложение, план курса, блок 1). Потребность в развитии собственной ИКК у педагогов формировалась посредством организации деятельности педагогов в информационно-образовательной среде (ИОС) ДОО. Среди методов и приемов, которые использовались на организационно-мотивационном этапе, были следующие: проблемное изложение, упражнения, индивидуальные задания, стимулирование профессионального самосовершенствования, конструирование профессиональных ситуаций, моделирование образовательного процесса с использованием ИКТ, деловые и ролевые игры, дискуссии, анализ ситуаций, метод проектов и др.

На этапе реализации организационно-мотивационного блока педагогам предложили создать программу профессионального самосовершенствования, направленную на формирование ИКК, которую они по желанию презентовали перед коллегами. Каждый педагог получал поддержку в стремлении к профессиональному росту, самоактуализации, развитию готовности к овладению ИКТ. Это обеспечило предпосылки для успешного развития ИКК педагогов. Для этого создавались ситуации успеха в стремлении к овладению ИКТ. Поддерживались объективная взаимопроверка и рецензирование выполненных с помощью ИКТ задач. Результаты профессиональной деятельности прогнозировались с использованием ИКТ и без них. Это способствовало формированию у педагогов умения осуществлять самоконтроль, самоанализ и самооценку умений применения ИКТ.

Когнитивно-процессуальный блок курсов содержал комплекс занятий, раскрывающих теоретико-методические основы использования ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста (см. приложение, план курса, блок 2).

Изучение когнитивно-процессуального блока способствовало получению педагогами системных знаний по использованию ИКТ, необходимых в работе педагога дошкольного образования, и непосредственно особенностей применения ИКТ в работе с дошкольниками с учетом дифференцированного индивидуального подхода к детям.

С целью формирования ИКК на этом этапе использовались мультимедийные проекты, дидактические игры, проблемно-поисковые и интерактивные игры, мозговой штурм, метод проектов. Использовались и такой прием, как компьютерная визуализация объекта или процесса, который необходимо изучить, а также наглядная презентация всех составных частей объекта или их моделей в различных ракурсах, в деталях с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей и т.п. Все части объектов изучались в развитии, во временном и пространственном движении с презентацией графической интерпретации и др.

Приведем примеры практических заданий, которые выполнялись педагогами на этапе реализации когнитивно-процессуального блока:

—          подобрать материал о российском дошкольном образовании, нормативные документы, используя электронные библиотеки, сайты, каталоги образовательных ресурсов;

—          подобрать материал о цифровой лаборатории «Наураша», нормативные документы по ее применению в работе с дошкольниками, используя электронные библиотеки, сайты, каталоги образовательных ресурсов;

—          создать веб-страницу по теме «Диагностические компьютерные игры дошкольников 5—7 лет»;

—          создать картинку для выражения своего настроения;

—          построить таблицу и гистограмму, используя результаты диагностического тестирования дошкольников тестом Векслера;

—          создать электронный журнал для педагога-психолога;

—          подготовить презентацию, используя анимационные и звуковые эффекты на тему

«Компьютерные игры-приключения»;

—          разработать диагностический компьютерный тест готовности дошкольника к школе, используя готовый шаблон;

—          разработать таблицу в имеющейся базе данных, содержащую перечень развивающих компьютерных игровых средств (КИС) для дошкольников 5—7 лет;

—          найти информацию, используя поисковые системы и разработать презентацию на тему «Методические рекомендации по проведению развивающей работы с дошкольниками 5—7 лет»;

—          разработать тест для проверки уровня развития мышления дошкольников по аналогии с компьютерной игрой «Четвертый лишний»;

—          создать картинки по теме «Мамин праздник» для проведения занятия с дошкольниками;

—          подготовить дидактические материалы по обучению грамоте;

—          разработать интерактивную игру для дошкольников «Отгадай, что изменилось»;

—          разработать авторское занятие с использованием КИС для дошкольников по развитию элементарных математических представлений;

—          создать рисунок на тему «Моя семья»;

—          создать презентацию на тему «Развивающие игры для дошкольников 5—7 лет», используя заготовки (картинки, текст, анимацию, видео);

—          создать образовательную веб-страницу на тему «Психологическая готовность дошкольника к обучению в общеобразовательной школе»;

—          создать интерактивную дидактическую игру «Ознакомление с геометрическими фигурами»;

—          отобрать КИС, направленные на подготовку дошкольников к обучению в общеобразовательной школе и др.

Рефлексивно-продуктивный блок предусматривал формирование у педагогов практических умений и навыков использования цифровой лаборатории «Наураша» в педагогической деятельности.

Данный блок содержал четыре последовательно реализуемых модуля, позволяющих получить педагогам теоретические знания, а также выработать практические умения и навыки использования цифровой лаборатории «Наураша» в работе с детьми дошкольного возраста (см. приложение, план курса, блок 3):

—          нормативный правовой модуль предусматривает изучение педагогами документации, включающей в себя требования по работе с ИКТ (СанПиН), требования к повышению ИКК педагогов (Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, Профстандарт воспитателя и др.);

—          технический модуль предусматривает изучение педагогами технических характеристик цифровой лаборатории «Наураша» и комплектующих к ней (ноутбуки, мультимедийная доска, модули лаборатории);

—          методический модуль предусматривает проведение занятий в форме мастер-класса по модулям цифровой лаборатории «Наураша»;

—          рефлексивный модуль предусматривает получение обратной связи с педагогами.

В процессе обучения широко использовался, например, метод учебного моделирования, который заключался в подготовке и проведении занятий для детей 5—7 лет по разным темам, представленным в лаборатории. Это позволило педагогам приобрести умения и навыки применения последней в обучающих целях при работе с детьми дошкольного возраста.

В процессе обучения использовались различные виды самостоятельной работы: проработка литературных источников, работа с компьютером, оценивание профессиональных ситуаций, подготовка практических заданий. Среди критериев оценки самостоятельной работы педагогов следует назвать: понимание задания, полнота раскрытия темы, изложение аспектов темы, стратегии решения проблемы, логика изложения информации, авторская оригинальность, уровень самостоятельности работы. Педагоги принимали активное участие в коллективном оценивании и самооценке процесса и результата деятельности. Педагог, привыкший к самообучению, благодаря приобретенной им целеустремленности, самостоятельно ставит для себя цель и прилагает усилия для ее достижения.

Итоговое анкетирование педагогов показало положительную динамику в развитии их ИКК в единстве трех взаимосвязанных компонентов: мотивационного, когнитивного и технологически-результативного. Таким образом, внутрикорпоративное обучение стало в нашей образовательной организации фактором обеспечения профессиональной готовности педагогических работников к использованию цифровых образовательных технологий.

Приложение

Курсы повышения квалификации педагогов

«Информационно-коммуникационная компетентность педагогов дошкольного образования»

Цель курса: развитие инфорционно-коммуникационной компетентности педагогов, необходимой для осуществления профессиональной деятельности.

Задачи:

— формировать у педагогов ИКК по базовым показателям;

— в аспекте использования цифровой лаборатории «Наураша».

Содержание (план) курса

№ темы

Наименование темы

Блок 1. Использование средств ИКТ в дошкольном образовании

1.       

Направления использования ИКТ в дошкольном образовании

2.       

Дидактические возможности средств ИКТ

3.       

Использование графических редакторов для обучения дошкольников

4.       

Использование электронных таблиц для автоматизации процессов обработки результатов компьютерного педагогического тестирования

5.       

Использование ИКТ для создания баз данных учебно-методических материалов и КИС по работе с дошкольниками

6.       

Использование текстовых редакторов, программ презентационной и анимационной графики для создания учебно-методических материалов и дидактических игр

7.       

Осуществление информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса с помощью ИКТ

8.       

Использование компьютерных психодиагностических методик в работе педагога дошкольного образования

Блок 2. Теоретико-методические основы использования ИКТ в работе с дошкольниками

9.       

Психолого-педагогические, технико-технологические и эргоно мические требования к отбору ИКТ для проведения работы с дошкольниками

10.  

Функционально-методическое назначение ИКТ в работе с до школьниками

11.  

Виды ИКТ по формируемым ключевым умениям дошкольника

12.  

Взаимосвязь ИКТ и традиционных игр в работе с дошкольни ками

Методические основы использования ИКТ в работе с дошкольниками

13.  

Формы работы с дошкольниками с использованием ИКТ

14.  

Методы работы с дошкольниками с использованием ИКТ

15.  

Организация совместной работы родителей и дошкольников с использованием ИКТ

16.  

Рекомендации по использованию ИКТ

17.  

Рекомендации по созданию интерактивных дидактических игр и методических материалов на базе пакетов общего назначения, а также программ презентационной и анимационной графики

Блок 3. Использование цифровой лаборатории «Наураша» в работе с дошкольниками

18.  

Нормативный правовой модуль: изучение нормативной правовой документации, включающей в себя требования по работе с ИКТ (СанПиН), требования к повышению ИКТ-квалификации педагогов

19.  

Технический модуль: изучение технических характеристик цифровой лаборатории «Наураша» и комплектующих к ней (ноутбуки, планшеты, мультимедийная доска, модули лаборатории)

20.  

Методический модуль: занятие в форме мастер-класса по модулям цифровой лаборатории «Наураша»

21.  

Рефлексивный модуль: обратная связь с педагогами

 

Литература

1.           Поляев О.Б. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников: Метод. руководство к программе. М., 2019.

2.           Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)”».

3.           Словарь новых педагогических терминов / Под ред. В.М. Березикова. М., 2016.

4.           Указ Президента РФ от 09.05.2017

№ 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы».

5.           Федеральный государственный образовательный   стандарт   дошкольного образования (ФГОС ДО). Утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

6.           Федеральный закон от 29.12.2012

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

7.           Цифровизация как приоритетное направление модернизации российского образования: Моногр. / Н.В. Горбунова и др. Саратов, 2019.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению